Реализация компетентностного подхода в обучении математики в профессиональной школе
статья по алгебре (10 класс) по теме
Реализация компетентностного подхода в обучении математики в профессиональной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_kompetentnostnogo_podhoda_v_obuchenii_matematiki_v_professionalnoy_shkole.docx | 24.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация компетентностного подхода в обучении математики в профессиональной школе
Тураева Анна Николаевна
преподаватель ГБПОУ МО «Раменский колледж»
Естественно-математическая подготовка является полноправной и важной составляющей среднего профессионального образования, и осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Исходя из концепции развития математического образования в Российской Федерации, важно понимать, что изучение математики играет важную роль в образовании, развивая познавательные способности, логическое мышление. Развитие всех направлений нашего общества немыслимо без математического образования и математической грамотности всего населения.
Обучение математике способствует становлению и развитию нравственных черт личности – настойчивости и целеустремленности, познавательной активности и самостоятельности, дисциплины и критичности мышления, способности аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения.
Для того чтобы управлять познавательной деятельностью студентов, необходимо сформировать у них нужную мотивацию, которая в свою очередь, зависит от потребностей. Каждому необходимо подбирать свою мотивацию, свои стимулы, которые заставят его работать.
Мотивы определяются убеждениями, идеалами, установками, потребностями, интересами. Все эти образования связаны и влияют друг на друга.
Большой интерес можно возбудить к тому, в чем возникает потребность, что имеет жизненно-важное значение. Если у человека не развиты потребности, то он в своем развитии не достигнет достаточного уровня, а человек пришел в этот мир, чтобы развиться.
С международных позиций общее понимание образовательных результатов по математике значительно шире, чем традиционная предметная подготовка в нашей системе математического образования, в том числе углублённого. Например, основной целью международной программы оценки образовательных достижений обучающихся PISA являлась оценка способности 15-летних обучающихся применять полученные знания и умения для решения широкого круга проблем, возникающих в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, которые разрешаются средствами математики. Эта способность была названа «математической грамотностью».
В связи с переходом на ФГОС СПО, одним из основных направлений модернизации среднего профессионального образования является - компетентностный подход в обучении. Основная цель – формирование компетентного, конкурентоспособного специалиста.
Причем качество профессиональной компетентности выпускника напрямую будет зависеть от профессионально - педагогической компетентности его преподавателей.
Математические компетенции – это способности структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать её, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математические компетенции учащегося способствуют адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.
Важнейшим видом учебной деятельности при обучении математике является решение задач. Причем, основное внимание направлено на развитие способности обучающихся применять полученные знания и умения в жизненных ситуациях.
Одним из путей формирования ключевых компетентностей и реализацией компетентностного подхода в обучении математики является использование на уроках специальных компетентностно-ориентированных задач.
Формируемые компетенции на уроках математики:
Учебно-познавательная. Решение нестандартных задач, проведение мини-исследований; составление практико-ориентированных задач с практическим содержанием, ориентирующих учащихся на математические исследования явлений реального мира.
Ценностно-смысловая. Решение задач прикладного характера.
Общекультурная. Общекультурные компетенции - определенный круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. На первый взгляд трудно реализовать данную компетенцию на уроках математики. Однако, возможно использование задач со скрытой информативной частью.
Формировать общекультурную компетентность обучающихся на уроках математики можно с помощью введения исторических фактов из жизни ученых-математиков, высказываний выдающихся людей: математиков, писателей, философов.
Коммуникативная. Работа в группах, дискуссия, дидактические игры можно использовать групповую форму организации познавательной деятельности обучающихся на занятиях.
Личностного совершенствования. Самостоятельное изучение нового материала по заранее разработанному педагогом алгоритму; составление задач по заданному условию; подготовка докладов по новому материалу; подготовка наглядностей и презентаций к урокам.
Информационная. Использование задач, содержащих информацию, представленную в различной форме (таблицах, диаграммах, графиках и т.д.).
Компетентностный подход на уроках математики является интегральной характеристикой процесса и результата образования, которая определяет способность обучающегося решать проблемы, в том числе профессиональные, возникающие в реальных ситуациях деятельности с использованием знаний, жизненного и профессионального опыта, ценностей и наклонностей. Следовательно, компетенции формируются и развиваются посредством содержания обучения, образовательной среды и, в основном, образовательными технологиями.
Литература
- Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2012, № 6.
- Концепция развития математического образования в Российской Федерации (от 27декабря 2013г.). – М., 2013// Сайт Министерства образования и науки.
- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии.
- Серякова С.Б. Компетентностный подход как направление модернизации российского образования // Педагогическое образование и наука. – 2004. – No1. – С. 32–35.
- Цифровые образовательные ресурсы http://school-collection.edu.ru/, http://fcior.edu.ru/, http://www.openclass.ru/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА ОТДЕЛЕНИИ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
В работе почёркивается необходимость и важность народного инструментального творчества для развития культуры как всей многонациональной страны, так и небольшого провинциального города. Поскольку падае...
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА ОТДЕЛЕНИИ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Презентация к статье....
"Интегрированные уроки как форма реализации компетентностного подхода в обучении"
Проблема применения интегрированных уроков актуальна в связи со снижением интереса обучающихся к занятиям. Во-вторых, традиционный урок не представляет возможностей всем без исключения раскрыть себя. ...
КУРС «КОНСТРУИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ МОДЕЛЕЙ» - ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
На современном этапе развития общества необходим человек отличающийся мобильностью, способный к творческому овладению знаний, умеющий применять эти знания в нестандартных ситуациях. Все эти каче...
Реализация компетентностного подхода при обучении химии.Компетентностно-ориентированные задания для 8 и 9 класса
Данный материал содержит статью о компетентностном подходе в преподавании химии в школе и дидактические материалы для учащихся 8-9 класса....
Реализация компетентностного подхода в обучении школьников математике
Интересная презентация...
Внедрение компетентностного подхода при обучении математике в школе.
Из опыта работы....