Методические рекомендации для педагогов по организации коррекционных занятий с детьми с умеренной, тяжелой и глубокой интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью).
консультация

Новоженова Наталья Алексеевна

Методические рекомендации для педагогов по организации занятий с обучающимися с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов по организации  коррекционных занятий с детьми с умеренной, тяжелой и глубокой интеллектуальной недостаточностью  (умственной отсталостью).

 Современные требования к проведению коррекционного занятия.

 Категория детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью довольно разнообразна, требующая высокоорганизованного процесса обучения и воспитания.

Коррекционное занятие -  форма организации учебно-коррекционной работы, основная форма организации учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении, инвариантная часть учебного плана специальной школы и дошкольного учреждения любого типа.

Направления работы на индивидуальном коррекционном занятии определяются  с учетом квалификационных характеристик детей с особенностями в развитии. Направления коррекционной работы определены в учебных планах всех типов специальных школ и дошкольных учреждений. Индивидуальные коррекционные занятия проводятся по специальным планам, с учетом особенностей каждого ребенка:

- для детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью (умеренной, тяжелой умственной отсталостью) – занятия по формированию культуры поведения, развитию речи, эмоциональному развитию;

- для детей с глубокой интеллектуальной недостаточностью (глубокой умственной отсталостью) – занятия, направленные на формирование необходимых для жизни социально значимых навыков, в отдельных случаях игровое взаимодействие.

Коррекционное занятие имеет логически законченную, целостную ограниченную временными рамками систему. В коррекционном занятии представлены почти все основные элементы коррекционно-образовательного процесса: задачи, содержание, средства, методы, организация.

Качество занятия зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.

При построении коррекционного занятия, необходимо определить на каком уровне ребенок будет усваивать  предлагаемый материал:

  • на уровне взаимодействия в процессе сопряженных (совместных) с педагогом действий;
  • на уровне взаимодействия с помощью полусапряженных  (частично совместных) с педагогом действий;
  • на уровне восприятия (работа после обучающего эксперимента);
  • на уровне применения знаний по образцу;
  • на уровне речевой инструкции.

Современное содержание специального образования детей с особыми образовательными потребностями определяют ряд обязательных требований к коррекционному занятию, которые необходимо учитывать при построении структуры занятия:

  1. Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта.
  2. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, песко-, водо-, кукло-, танцевально-двигательной терапии).
  3. В занятиях должна прослеживаться системность и преемственность.
  4. Выбор тематики занятий должен определяться характером нарушения развития детей с особыми образовательными потребностями и подбором наиболее адекватной тактики коррекционной  работы.
  5. Формы работы должны определяться задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и

 методов (фронтальные и индивидуальные занятия), так и инновационных.

К инновационным приемам относятся следующие виды работ на занятии:

- включение ребенка в процесс взаимодействия с педагогом, группой детей или сверстником с использованием метода «аттракции» (называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоение, вселение уверенности и т.д.);

- рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т.д. (изотерапия);

- игры с песком (пескотерапия);

- игры с водой (водотерапия);

- игры с куклами (куклотерапия) и т.д.

К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии:

- занятие должно включать как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие;

- включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий;

- изложение материала на занятии должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией. В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Используются варианты  сопряженных и полусопряженных действий с педагогом.

При подготовке рекомендаций использован материал сайта http://defectus.ru/ Дефектология для Вас, подготовленный администратором сайта В.А.Мельниковой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации и содержанию занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Методические рекомендации позволяющие организовать работу по художественному творчеству с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Здесь подробно рассматривается каждый этап занятия с точки зрен...

Рекомендации родителям по формированию навыка питья из чашки у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми, множественными нарушениями развития.

Рекомендации родителям и педагогам по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Рекомендации родителям по формированию навыка одевания куртки (пальто) у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рекомендации родителям и педагогам по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной,тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Рекомендации родителям по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант программы по формированию навыка одевания носков и обуви.

Рекомендации для родителей и педагогов по формированию навыков самооблуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталосстью (интеллектуальными нарушениями)....

Рекомендации по организации коррекционных занятий с детьми с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью.

Современные требования к проведению коррекционного занятия. Категория детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью довольно разнообразна, требующая высокоорганизованного процесса обучения и воспи...

Технологическая карта занятия На тему «Наша Таня громко плачет…» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Цель:  формировать элементарную познавательно-исследовательскую активность детей в процессе экспериментирования.Коррекционно-обучающие:1) Закреплять у детей представления о себе (строении собстве...

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования по предметам составлена на основе рекомендаций Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталость

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования по предметам составлена на основе рекомендаций Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся...