Технологическая карта урока развития речи "Здравствуйте,птицы"
план-конспект урока
Цель урока: закрепить представления детей о весне и ее признаках, различать птиц по внешнему виду и голосу, закрепить знания обучающихся о птицах и весенних явлениях природы в процессе выполнения игровых упражнений и заданий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka_zdravstvuyte_ptitsy.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по предмету «Развитие речи» 1 дополнительный класс
Тема урока: «Здравствуйте, птицы»
Оборудование и инвентарь: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, костюм ласточки, раздаточный материал (картинки птиц и явлений природы), фонограмма с голосами птиц; макет весеннего дерева с натуральными гнездами птиц, кормушки, стаканчики с кормом для птиц (просо, ягоды, рис, семена подсолнечника семена тыквы, ягоды рябины, орехи, пшено, овсяная крупа, у учащихся - карандаши, лист бумаги, веточки деревьев, веер.
Фамилия, имя, отчество учителя: Тюленкова Ольга Юрьевна
Тип урока: комбинированный (одинаковое соотношение образовательных, воспитательных и коррекционных задач)
Технологии урока: элементы исследовательской деятельности с применением игровых форм, использование ИКТ
Методы обучения: словесный, демонстрационный, практический.
Формы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа
Межпредметные связи: чтение, окружающий мир, труд, обучение грамоте, математика
Место проведения: каб.№ 14
Время проведения: 40 минут
ЦЕЛЬ: систематизировать представления детей о перелетных птицах и связях с весенними явлениями природы, образа жизни
Задачи:
1) образовательные: закрепить представления детей о весне и ее признаках, продолжить учить называть птиц, различать их по внешнему виду и голосу, закрепить знаний обучающихся о птицах и весенних явлениях природы в процессе выполнения игровых упражнений и заданий.
2) коррекционно-развивающие: развитие умения делать простейшие выводы и обобщения, умения устанавливать причинно-следственные связи, развитие связной монологической речи, обогащение активного словаря, развитие памяти, внимания, мышления, слухового и зрительного внимания, мелкой моторики через сенсорную интеграцию.
3) воспитательные: воспитывать бережное отношение к птицам, способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом.
Планируемые результаты:
Предметные: определять птиц по определенным признакам и голосу; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать по карточкам и раздаточному материалу самостоятельно, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные: отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; оценивать свои достижения на уроке; владеть монологической формой речи в заданной ситуации.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение
Универсальные учебные действия:
Познавательные: строить осознанные и произвольные речевые высказывания в устной форме по теме урока; логические – осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, рассказов, сказок и т. д.).
Личностные: понимать значение знаний для человека; иметь желание учиться; стремится хорошо учиться.
Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого обучающегося – партнера и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Предварительная работа: рассматривание картинок с птицами, чтение стихов и рассказов.
Организационная структура урока
Технология проведения урока (этапы) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Используемые методы, формы, приемы |
I.Организационный этап. Мотивация. Цели: – создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Настрой на правильную речь. Кто хочет разговаривать, Тот должен проговаривать Все правильно и внятно Чтоб было всем понятно Психологический настрой Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей. Мы очень рады видеть их! А как еще можно выразить свою радость? (улыбнуться) - Давайте улыбнемся гостям и друг другу и покажем, что мы очень рады нашей встречи. Я вижу, что вы готовы к работе на уроке и верю, что каждый из вас постарается быть моим активным помощником на уроке. Дыхательная гимнастика -Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем много говорить. Для правильной речи нужно правильное дыхание. Давайте подготовимся к этому и выполним дыхательную гимнастику. Выполним упражнения: - «Птички чистят перышки (Слайд 2) - «Птенчики просят кушать» (Слайд 3) -«Дует ветерок» ( тихо, сильно) (Слайд 4) -«Звуки леса».Шелест листьев: ш – ш – ш (тихо, посильнее, сильно) (Слайд 5) | Проговаривают стихотворение – правила речи на уроке. Ответ: улыбнуться. Улыбаются друг другу. Выполняют дыхательную гимнастику | фронтальная |
2.Этап повторения изученного Цель – выявить знания детей по изученной теме «Весна» | Проверка домашнего задания - Ребята, повторим с вами весенние явления природы. -Назовите их. | Называют весенние явления природы: проталины, ручьи, ледоход, полынья, прилет птиц | Индивидуальная, фронтальная |
3.Самоопределение к деятельности . Подведение к теме урока Цель: активизация мыслительной деятельности, формулирование темы урока. | Отгадайте загадку и вы узнаете тему урока. Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный, Лепит домик под окном Из травы и глины. (Ласточка) (Слайд 6) А ласточка перелетная или зимующая птица? Сегодня мы будем говорить о перелетных птицах. И помогут нам ЛАСТОЧКИ. - Ласточки, расскажите, где вы были в холодное время года? (слайды 7-10)
| Предполагают тему урока Знакомятся с учебными задачами.
-отгадывают загадку -ответ детей (Это перелетная птица) Ребенок в костюме ласточки рассказывает от имени ласточки о птице: -Привет! Я быстрая ласточка! Меня ты всегда узнаешь по белой грудке и двойному хвостику! Когда осенью подул холодный ветер и спряталось солнышко, я со своей стаей улетела в теплые страны! Там мы прожили всю зиму! В теплых краях, на юге было тепло и хорошо! В этих местах не бывает зимы, всегда много солнца и еды для птиц! Но вот наконец-то у нас дома наступила весна! И пришло время возвращаться из теплых стран домой! Ведь мы – перелетные птицы! Мы собрались в стаю и прилетели обратно! И не мы одни! Вместе с нами вернулись | Индивидуальная. |
4.Физкультминутка | -Ребята, птицы делают зарядку! Давайте покажем как они это делают. Утром встал гусак на лапки, Приготовился к зарядке. Повернулся влево, вправо, Приседанье сделал справно, Клювиком почистил пух И скорей за парту плюх. | Дети выполняют движения и сопровождают речью | Фронтальная |
5.Этап изучения новых знаний и способов деятельности. Цель - организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала. | - Сейчас мы узнаем о явлениях природы и связи их с птицами Учитель рассказывает о птицах (Слайды 11-19) Грач. Перья у грача черные.. Весной грач прилетает весьма рано, еще лежит снег на полях. Голос грача напоминает вороний.. Грач уничтожает личинок, жуков. Трясогузка — сверху серого цвета, снизу белая; голова и перья хвоста — чёрные. Передвигается не прыжками, а бегом. Песня – быстрое и неразборчивое повторение щебечущих звуков. Зарянка маленькая яркая птичка, чуть меньше воробья, кругленькая и на длинных ножка Эта птичка в народе также имеет другое название — малиновка, так её прозвали за ярко-красный окрас. У неё рыжая грудь и голова. Голос у пернатой красавицы очень приятный журчащий. Она как будто разговаривает с вами Утки Голова и шея самца зелёные, грудь коричневая, спина и брюшная сторона тела серого цвета .Окраска самки бурая с более тёмными пятнышками. Обычный голос — тихое кряканье Журавли - это крупные, длинноногие и длинношеие птицы. Голос птицы - красивое трубное звучное курлыканье, слышное за несколько километров. Зяблик это небольшая птица, размером примерно с воробья, с ярким разноцветным оперением. Звуки пения зяблика очень красивы и звонки, поэтому их часто держат в клетке дома. Пеночка маленькая непоседливая птичка, меньше воробья. Верх тела зеленовато-серый, низ светлее. Отличается песней, состоящей из приятного на слух свиста. Кукушка одна из самых известных птиц. Ее характерное «ку-ку» почти невозможно спутать с другими голосами зверей и птиц. Облик птицы напоминает ястреба и это сходство помогает им выживать. имеют темно-серую окраску, на спине и белый с поперечными полосами на животе и груди. Кто же так прекрасно поет? Соловей – один из самых знаменитых певцов среди птиц. Далеко разносится его чудесная песня. А сам певец – серенькая, невзрачная птичка, чуть больше воробья, Соловей появляется только в начале мая. Питаются птицы муравьями, жуками, бабочками. | Ученики выступают с сообщениями (птица-явление природы) По рассказу Н. Сладкова «Птицы весну принесли» Грачи прилетели — проталины принесли. Трясогузки-ледоломки лёд на реке раскололи. Зарянки в лесу появились — и первые ручейки в лесу зажурчали. Зарянки на деревьях звенят, а ручейки под деревьями. Дикие утки с юга вернулись — первые полыньи на реках и озёрах открылись, заплескались в них живая вода. Журавли явились, затрубили под облаками, а внизу для них все болота оттаяли, клюква подснежная показалась. Зяблики появились — зелёная травка заворсилась. Пеночки прилетели — цветы запестрели. Кукушка вернулась — листья на берёзах проклюнулись. Соловьи показались — черёмуха зацвела. Весна так и делается: каждый понемножку. каждый что может, каждый своё. | Фронтальный Индивидуальный Самостоятельная работа |
6.Обобщение и систематизация Цель - систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме. | - Давайте проверим, голоса каких птиц вы запомнили? А для этого мы поиграем в игру "Угадай по голосу". (Слайд 20) Послушайте песню птицы и положите ее изображение на парту. Расставьте в последовательности: какая птица за какой поет? (Слайд 21) - А сейчас поиграем в игру «Выложи название птицы» | Закрепляют знания голосов птиц через игру. Называют птиц, выкладывают изображения птиц Дети из кубиков с буквами выкладывают название птицы о которой рассказывали | Индивидуальный. Самостоятельная работа. |
7.Физминутка Цель - реализация двигательной активности. | -Давайте немного отдохнем: превратимся в птичек и полетаем стайкой. Вылетайте, птички, на лужок, Быстро делайте кружок. Мы играем в стайку. Стайка, полетай-ка! Полетели птички, (Бежать на носочках по кругу друг за другом.) Птички – невелички. (Размахивать руками, как крыльями.) Сели птички на дорожку, (Присесть, развернувшись лицом в круг.) Поклевали птички крошки: (Стучать указательными пальцами, как клювами, по полу.) «Клю-клю-клю – поклюем, Потом снова отдохнем». (сесть за парту.) | Выполняют движения с проговариванием | Групповая |
8.Исследовательская деятельность Цель: развитие наблюдательности, внимания, исследовательской длеятедьности | -Все перелетные птицы хорошо летают. Чтобы понять, как птицы летают, возьмем карандаш. Какой он – легкий, как перо, или тяжелее? - Я возьму и подброшу его вверх. Что произошло? Теперь вы это сделайте. - Здесь можно сделать вывод, что тяжелые предметы не могут опираться на воздух. Давайте проверим, может ли воздух ненадолго удержать легкие предметы с широкой поверхностью. Возьмем лист бумаги и подбросим его вверх, попробуем тоже сделать и с перышком. Они также быстро упали, как карандаш? - Какой можно сделать вывод? (легкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе)(Слайд 22) - Сейчас на примере веера посмотрим, как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают. - С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу. - Ребята., вы поняли почему птица может летать по воздуху? Игра «Земля – небо» (с веером) | Учащиеся проводят опыты (исследовательская деятельность) Ответы учащихся -он упал - бумага и перышко падают медленно Учащиеся играют с веером, развивают внимание | Фронтальная, индивидуальная |
9.Этап применения изученного материала. Цель - применение знаний в типовых условиях и фиксация достижения индивидуальной цели, включение полученных знаний в общую систему представлений об окружающем мире.развитие мелкой моторики | -Но птицам не до веселья! Весной у птиц так много работы! Надо успеть свить гнезда! Снести яйца! Вырастить птенцов! Кто знает, откуда появляются птенцы? А где откладывают яйца птицы? О птенцах заботятся родители. Приносят еду, учат летать. - Что едят птицы? Птицы едят насекомых, личинок, чем очень помогают лесу - спасают его от вредителей. Еще птицы едят ягоды, семена, овощи, фрукты. (Слайды 23-25) Сейчас мы поиграем в игру «Сделай гнездо». Сначала подойдем к весеннему дереву с гнездами птиц и посмотрим на них На столах веточки деревьев, вата, резаная бумага. Задание нужно выполнить не только правильно, но и быстро. (получается гнездо). (Сдайд 26) | Ответы детей -из яиц -в гнездах Птицы едят насекомых, личинок, жуков, гусениц Дети рассматривают гнезда на дереве Строят гнездо из веток, ваты, бумаги.В готовое гнездо кладут яйца. .(работа в парах) | Индивидуальная Самостоятельная работа в парах |
10.Рефлексия учебной деятельности. Цель - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | 1. Подведение итога. -Ребята, наш урок подошел к концу. Сегодня мы узнали много нового из жизни птиц. - А для чего нужны птицы? - Надо ли охранять и беречь птиц? - Как? Ребенок -ласточка подводит итог (слайд 27) Кто понял –взмахните двумя руками(крыльями) Кто не понял- одной рукой Думаю, каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы - наши друзья, младшие братья, и мы должны беречь и охранять. | Учащиеся дают ответы: -Птицы уничтожают насекомых-вредителей, радуют нас своим пением, яркой окраской -Птиц надо беречь и охранять -Для птиц надо делать скворечники, кормушки, подкармливать, не разорять гнезда, не собирать яйца птиц. Учащийся-ласточка говорит: - Теперь вы поняли почему нас называют перелетными птицами? Потому что зимой мы улетаем, а весной, когда становится теплей – возвращаемся обратно. Ну все! Я полетела по делам! До встречи на улице! Оценивание работы учащимися. (Самооценка работы на уроке, машут руками)) | Фронтальная,индивидуальная |
11. Домашнее задание (практическое) Цель: воспитание любви к птицам | - Весной у птиц еще не так много еды – не все насекомые успели проснуться, не вся травка выросла! И вам не надо оставлять птиц в беде! Вы смастерили кормушки и будете кормить птичек вкусными семенами, зернами, семечками! Давайте составим МЕНЮ птиц (стаканчики с подписями: зерно, семечки, семена) (Слайд 28 -29) Дома вы должны покормить птиц. Рассказать на следующем уроке каких птиц вы покормили и чем. Сделать фото как вы кормите птиц. | Ответы детей: зерно, семечки, хлебные крошки. На кормушке стаканы с подписями. Дети читают подписи. | Индивидуальный, фронтальный. |
12.Заключительная часть | Спасибо вам за работу. Мы с ласточками приготовили для вас подарок . Чтобы побыстрее пришла весна пекут жаворонков и зазывают весну. Давайте вместе позовем жаворонков Рассказ учителя о народных традициях. - На Руси считалось, что именно 22 марта во время весеннего равноденствия прилетают из теплых стран жаворонки, а за ними и все перелетные птицы. Кроме того, согласно сказочным поверьям, в день весеннего равноденствия человеческая энергетика меняется, становится более сильной, а тело наполняется жаром и способностью к новым свершениям. Сейчас вы обогатитесь энергией, съев печенье-жаворонка. | Дети хором произносят -Жаворонки прилетите, красну весну принесите. Дети угощаются жаворонками | Фронтальная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока развития речи: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Рассказ "Наташина высота" (по О. Коротцеву). Тип урока: повторение материала, работа над содержанием....
Конспект и технологическая карта урока развития речи в 5 классе "Обучение написанию сочинения"
Материалы представляют собой разработку технологической карты урока развития речи в 5 классе, которой могут пользоваться учителя русского языка, работающие в 5 классе по учебнику А.Д.Шмелева....
Технологическая карта урока "Развитие знаний о клеточном строении живых организмов". 5 класс
Данный методический материал предназначен для учителей биологии, работающих по УМК «Сферы». Разработка представлена в виде технологической карты с описанием видов деятельности учителя и ученика.Урок о...
Технологическая карта урока развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»
Материал к уроку...
Технологическая карта урока "Развитие лексического навыка по теме: «В супермаркете»"
Развитие лексического навыка по теме: «В супермаркете»...
Технологическая карта урока развития речи по теме "Работа над текстом"
Данный урок с использованием технологии развития критического мышления помогает усовершенствовать работу над текстом....
Технологическая карта урока развития речи в 6 классе "Особенности строения текста-описания"
Технологическая карта урока развития речи по требованиям ФГОС в 6 классе "Описание внешности человека.Портрет." с презентацией...