Технологическая карта урока развития речи "Здравствуйте,птицы"
план-конспект урока

Цель урока: закрепить представления детей о весне и ее признаках,  различать птиц по внешнему виду и голосу, закрепить знания обучающихся о птицах и весенних явлениях природы в процессе выполнения игровых упражнений и заданий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по предмету «Развитие речи» 1 дополнительный класс

Тема урока: «Здравствуйте, птицы»

Оборудование и инвентарь: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, костюм ласточки, раздаточный материал (картинки птиц и явлений природы), фонограмма с голосами птиц; макет весеннего дерева с натуральными гнездами птиц, кормушки, стаканчики с кормом для птиц (просо, ягоды, рис, семена подсолнечника семена тыквы, ягоды рябины, орехи, пшено, овсяная крупа, у учащихся -  карандаши, лист бумаги,  веточки деревьев, веер.

Фамилия, имя, отчество учителя: Тюленкова Ольга Юрьевна

Тип урока: комбинированный  (одинаковое соотношение образовательных, воспитательных и коррекционных  задач)

Технологии урока: элементы исследовательской деятельности с применением игровых   форм, использование ИКТ

Методы обучения: словесный, демонстрационный, практический.

Формы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа

Межпредметные связи: чтение,  окружающий мир, труд, обучение грамоте, математика

Место проведения:  каб.№  14

Время проведения: 40 минут

ЦЕЛЬ:  систематизировать представления детей о перелетных птицах и  связях с весенними явлениями природы, образа жизни

Задачи:

1) образовательные: закрепить представления детей о весне и ее признаках, продолжить учить называть птиц, различать их по внешнему виду и голосу, закрепить знаний обучающихся о птицах и весенних явлениях природы в процессе выполнения игровых упражнений и заданий.

2) коррекционно-развивающие: развитие умения делать простейшие выводы и обобщения, умения устанавливать причинно-следственные связи, развитие связной монологической речи, обогащение активного словаря, развитие памяти, внимания, мышления, слухового и зрительного внимания, мелкой моторики через сенсорную интеграцию.

3) воспитательные: воспитывать бережное отношение к птицам, способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом.

Планируемые результаты:

Предметные: определять птиц по определенным признакам и голосу; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать по карточкам и раздаточному материалу самостоятельно, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные: отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; оценивать свои достижения на уроке; владеть монологической формой речи в заданной ситуации.

Личностные: принимать  и осваивать социальную роль обучающегося; готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение

Универсальные  учебные действия:

Познавательные: строить осознанные и произвольные речевые высказывания в устной форме по теме урока; логические – осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, рассказов, сказок и т. д.).

Личностные: понимать значение знаний для человека; иметь желание учиться; стремится хорошо учиться.

Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого обучающегося – партнера и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

             Предварительная работа: рассматривание картинок с птицами, чтение стихов и рассказов.

Организационная структура урока

Технология проведения урока (этапы)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Используемые методы, формы, приемы

I.Организационный этап. Мотивация.

Цели:  – создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

   Настрой на правильную речь.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен проговаривать

Все правильно и внятно

Чтоб было всем понятно

Психологический настрой

Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей. Мы очень рады видеть их! А как еще можно выразить свою радость? (улыбнуться)

- Давайте улыбнемся гостям и друг другу и покажем, что мы очень рады нашей встречи.

Я вижу, что вы готовы к работе на уроке и верю, что каждый из вас постарается быть моим активным помощником на уроке.

Дыхательная гимнастика

-Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем много говорить. Для правильной речи нужно правильное дыхание. Давайте подготовимся к этому и выполним дыхательную гимнастику.

Выполним упражнения:

- «Птички чистят перышки (Слайд 2)

- «Птенчики просят кушать» (Слайд 3)

-«Дует ветерок» ( тихо, сильно) (Слайд 4)

-«Звуки леса».Шелест листьев:  ш – ш – ш  (тихо, посильнее, сильно) (Слайд 5)

Проговаривают стихотворение – правила речи на уроке.

Ответ: улыбнуться.

Улыбаются друг другу.

Выполняют дыхательную гимнастику

фронтальная

2.Этап повторения изученного

Цель – выявить знания детей по изученной теме «Весна»

Проверка домашнего задания

- Ребята, повторим  с вами весенние явления природы.

-Назовите их.

Называют весенние явления природы:

проталины, ручьи, ледоход, полынья, прилет птиц

Индивидуальная, фронтальная

3.Самоопределение

к деятельности . Подведение к теме урока

Цель: активизация мыслительной деятельности, формулирование темы урока.

Отгадайте загадку и вы узнаете тему урока.

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка) (Слайд 6)

А ласточка перелетная или зимующая птица?

Сегодня мы будем говорить о перелетных птицах. И помогут  нам ЛАСТОЧКИ.

- Ласточки, расскажите,  где вы были в холодное время года?  (слайды 7-10)

 

Предполагают тему урока

Знакомятся с учебными задачами.

 

-отгадывают загадку

-ответ детей (Это перелетная птица)

Ребенок в костюме ласточки рассказывает от имени ласточки о птице:

-Привет! Я быстрая ласточка! Меня ты всегда узнаешь по белой грудке и двойному хвостику! Когда осенью подул холодный ветер и спряталось солнышко, я со своей стаей улетела в теплые страны!

Там мы прожили всю зиму! В теплых краях, на юге было тепло и хорошо! В этих местах не бывает зимы, всегда много солнца и еды для птиц!

Но вот наконец-то у нас дома наступила весна! И пришло время возвращаться из теплых стран домой! Ведь мы – перелетные птицы!

Мы собрались в стаю и прилетели обратно! И не мы одни! Вместе с нами вернулись

Индивидуальная.

4.Физкультминутка

-Ребята, птицы делают зарядку! Давайте покажем как они это делают.

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух

И скорей за парту плюх.

Дети выполняют движения и сопровождают речью

Фронтальная

5.Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Цель - организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала.

- Сейчас мы узнаем о явлениях природы и связи их с птицами

Учитель рассказывает о птицах (Слайды 11-19)

Грач. Перья у грача черные.. Весной грач прилетает весьма рано, еще лежит снег на полях. Голос грача напоминает вороний.. Грач уничтожает личинок, жуков.

Трясогузка  — сверху серого цвета, снизу белая; голова и перья хвоста — чёрные. Передвигается не прыжками, а бегом. Песня – быстрое и неразборчивое повторение щебечущих звуков.

Зарянка маленькая яркая птичка, чуть меньше воробья, кругленькая и на длинных ножка Эта птичка в народе также имеет другое название — малиновка, так её прозвали за ярко-красный окрас. У неё рыжая грудь и голова. Голос у пернатой красавицы очень приятный журчащий. Она как будто разговаривает с вами

Утки Голова и шея самца зелёные, грудь коричневая, спина и брюшная сторона тела серого цвета .Окраска самки бурая с более тёмными пятнышками. Обычный голос — тихое кряканье

Журавли - это крупные, длинноногие и длинношеие птицы. Голос птицы - красивое трубное звучное курлыканье, слышное за несколько километров.

Зяблик это небольшая птица, размером примерно с воробья, с ярким разноцветным оперением. Звуки пения зяблика очень красивы и звонки, поэтому их часто держат в клетке дома.

Пеночка маленькая непоседливая птичка, меньше воробья. Верх тела зеленовато-серый, низ светлее. Отличается песней, состоящей из приятного на слух свиста.

Кукушка одна из самых известных птиц. Ее характерное «ку-ку» почти невозможно спутать с другими голосами зверей и птиц. Облик птицы напоминает ястреба и это сходство помогает им выживать. имеют темно-серую окраску, на спине и белый с поперечными полосами на животе и груди.

Кто же так прекрасно поет? Соловей – один из самых знаменитых певцов среди птиц. Далеко разносится его чудесная песня. А сам певец – серенькая, невзрачная птичка, чуть больше воробья, Соловей появляется только в начале мая. Питаются птицы муравьями, жуками, бабочками.

Ученики выступают с сообщениями (птица-явление природы)

По рассказу Н. Сладкова «Птицы весну принесли»

Грачи прилетели — проталины принесли.

Трясогузки-ледоломки лёд на реке раскололи.

  Зарянки в лесу появились — и первые ручейки в лесу зажурчали. Зарянки на деревьях звенят, а ручейки под деревьями.

Дикие утки с юга вернулись — первые полыньи на реках и озёрах открылись, заплескались в них живая вода.

Журавли явились, затрубили под облаками, а внизу для них все болота оттаяли, клюква подснежная показалась.

Зяблики появились — зелёная травка заворсилась.

Пеночки прилетели — цветы запестрели.

 Кукушка вернулась — листья на берёзах проклюнулись.

Соловьи показались — черёмуха зацвела.

Весна так и делается: каждый понемножку. каждый что может, каждый своё.

Фронтальный

Индивидуальный

Самостоятельная работа

6.Обобщение и систематизация Цель - систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме.

- Давайте проверим, голоса каких птиц вы запомнили?

А для этого  мы поиграем в игру  "Угадай по голосу".

 (Слайд 20)

Послушайте песню птицы и положите ее изображение  на парту. Расставьте в последовательности: какая птица за какой  поет?

(Слайд 21)

- А сейчас поиграем в игру «Выложи название птицы»

Закрепляют знания голосов птиц через игру.

Называют птиц, выкладывают изображения птиц

Дети из кубиков с буквами выкладывают название птицы о которой рассказывали

Индивидуальный.

Самостоятельная работа.

7.Физминутка

Цель - реализация двигательной активности.

-Давайте немного отдохнем: превратимся в птичек и полетаем стайкой.

Вылетайте, птички, на лужок,

Быстро делайте кружок.

Мы играем в стайку.

Стайка, полетай-ка!

Полетели птички, (Бежать на носочках по кругу друг за другом.)

Птички – невелички. (Размахивать руками, как крыльями.)

Сели птички на дорожку, (Присесть, развернувшись лицом в круг.)

Поклевали птички крошки: (Стучать указательными пальцами, как   клювами, по полу.)

«Клю-клю-клю – поклюем,

Потом снова отдохнем». (сесть за парту.)

Выполняют движения с проговариванием

Групповая

8.Исследовательская деятельность

Цель: развитие наблюдательности, внимания, исследовательской длеятедьности

-Все перелетные птицы хорошо летают. Чтобы понять, как птицы летают, возьмем карандаш. Какой он – легкий, как перо, или тяжелее?

- Я возьму и подброшу его вверх. Что произошло?

 Теперь вы это сделайте.

- Здесь можно сделать вывод, что тяжелые предметы не могут опираться на воздух. Давайте проверим, может ли воздух ненадолго удержать легкие предметы с широкой поверхностью. Возьмем лист бумаги и подбросим его вверх, попробуем тоже сделать и с перышком. Они также быстро упали, как карандаш?

- Какой можно сделать вывод? (легкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе)(Слайд 22)

- Сейчас на примере веера посмотрим, как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают.

- С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу.

- Ребята., вы поняли почему птица может летать по воздуху?

Игра «Земля – небо» (с веером)

Учащиеся проводят опыты (исследовательская деятельность)

Ответы учащихся

-он упал

- бумага и перышко падают медленно

Учащиеся играют с веером, развивают внимание

Фронтальная, индивидуальная

9.Этап применения изученного материала.

Цель - применение знаний в типовых условиях и фиксация достижения индивидуальной цели, включение полученных знаний в общую систему представлений об окружающем мире.развитие мелкой моторики

-Но птицам не до веселья! Весной у птиц так много работы! Надо успеть свить гнезда! Снести яйца! Вырастить птенцов!

Кто знает, откуда появляются птенцы?

А где откладывают яйца птицы?

О птенцах заботятся родители. Приносят еду, учат летать.

- Что  едят птицы?

Птицы едят насекомых, личинок, чем очень помогают лесу - спасают его от вредителей. Еще птицы едят ягоды, семена, овощи, фрукты.

(Слайды 23-25)

 Сейчас мы поиграем в игру «Сделай гнездо».

 Сначала подойдем к весеннему дереву с гнездами птиц и посмотрим на них

На столах веточки деревьев, вата, резаная бумага.

Задание нужно выполнить не только правильно, но и быстро.

(получается гнездо). (Сдайд 26)

Ответы детей

-из яиц

-в гнездах

Птицы едят насекомых, личинок, жуков, гусениц

Дети рассматривают гнезда на дереве

Строят гнездо из веток, ваты, бумаги.В готовое гнездо кладут яйца. .(работа в парах)

Индивидуальная

Самостоятельная работа в парах

10.Рефлексия учебной деятельности.

Цель - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

1. Подведение итога.

-Ребята, наш урок подошел к концу. Сегодня мы узнали много нового из жизни птиц.

- А для чего нужны птицы?

- Надо ли охранять и беречь птиц?

- Как? 

Ребенок -ласточка подводит итог (слайд 27)

Кто понял –взмахните  двумя руками(крыльями)

Кто не понял- одной рукой

Думаю, каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы - наши друзья, младшие братья, и мы должны беречь и охранять.

Учащиеся дают ответы:

-Птицы уничтожают насекомых-вредителей, радуют нас своим пением, яркой окраской

-Птиц надо беречь и охранять

-Для птиц надо делать скворечники, кормушки, подкармливать, не разорять гнезда, не собирать яйца птиц.

Учащийся-ласточка говорит:

- Теперь вы поняли почему нас называют перелетными птицами? Потому что зимой мы улетаем, а весной, когда становится теплей – возвращаемся обратно. Ну все! Я полетела по делам! До встречи на улице!

Оценивание работы учащимися.

(Самооценка работы на уроке, машут руками))

Фронтальная,индивидуальная

11. Домашнее задание (практическое)

Цель: воспитание любви к птицам

- Весной у птиц еще не так много еды – не все насекомые успели проснуться, не вся травка выросла! И вам  не надо оставлять птиц в беде! Вы смастерили кормушки и будете кормить птичек вкусными семенами, зернами, семечками!

Давайте составим МЕНЮ птиц (стаканчики с подписями: зерно, семечки, семена)

(Слайд 28 -29)

 Дома вы должны покормить птиц. Рассказать на следующем уроке каких птиц вы покормили и чем. Сделать фото как вы кормите птиц.

Ответы детей: зерно, семечки, хлебные крошки.

На кормушке стаканы с подписями. Дети читают подписи.

Индивидуальный, фронтальный.

12.Заключительная часть

Спасибо вам за работу. Мы с ласточками  приготовили для вас подарок . Чтобы побыстрее пришла весна пекут жаворонков и зазывают весну. Давайте вместе позовем жаворонков

Рассказ учителя о народных традициях.

 - На Руси считалось, что именно 22 марта во время весеннего равноденствия прилетают из теплых стран жаворонки, а за ними и все перелетные птицы. Кроме того, согласно сказочным  поверьям, в день весеннего равноденствия человеческая энергетика меняется, становится более сильной, а тело наполняется жаром и способностью к новым свершениям. Сейчас вы обогатитесь энергией, съев печенье-жаворонка.

Дети хором произносят

-Жаворонки прилетите, красну весну  принесите.

Дети угощаются жаворонками

Фронтальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока развития речи: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Рассказ "Наташина высота" (по О. Коротцеву). Тип урока: повторение материала, работа над содержанием....

Конспект и технологическая карта урока развития речи в 5 классе "Обучение написанию сочинения"

Материалы представляют собой разработку технологической карты урока развития речи в 5 классе, которой могут пользоваться  учителя русского языка, работающие в 5 классе по учебнику А.Д.Шмелева....

Технологическая карта урока "Развитие знаний о клеточном строении живых организмов". 5 класс

Данный методический материал предназначен для учителей биологии, работающих по УМК «Сферы». Разработка представлена в виде технологической карты с описанием видов деятельности учителя и ученика.Урок о...

Технологическая карта урока "Развитие лексического навыка по теме: «В супермаркете»"

Развитие лексического навыка по теме: «В супермаркете»...

Технологическая карта урока развития речи по теме "Работа над текстом"

Данный урок с использованием технологии развития критического мышления помогает усовершенствовать работу над текстом....

Технологическая карта урока развития речи в 6 классе "Особенности строения текста-описания"

Технологическая карта урока развития речи по требованиям ФГОС в 6 классе  "Описание внешности человека.Портрет." с презентацией...