Коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке "Осанка. Формы исправления осанки» в 5 классе
план-конспект по технологии

Изотова Валентина Иосифовна

Цель деятельности педагога: дать представление об осанке и о формах её исправления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке в 5 «а» классе

Тема: «Осанка. Формы исправления осанки»

Цель

деятельности педагога

Дать представление об осанке и о формах её исправления.

Задачи

деятельности

педагога

Коррекционно-образовательная: создать условия для формирования мотивации на поддержание правильной осанки; ознакомления с понятиями: осанка, правильная осанка, нарушение осанки.

Коррекционно-развивающая: развивать познавательную активность, умение рассуждать об основных причинах нарушения осанки, делать выводы;

Коррекционно-воспитывающая: воспитывать стремление к красоте человеческого тела;

Здоровьесберегающая: осуществлять профилактику нарушения осанки;  

Тип урока

«открытия» нового знания с применением эксперимента

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные умения: узнают о значении осанки для человека

Базовые учебные действия: извлекают необходимую информацию из учебных пособий, рассказа учителя,

видеоматериала; выполнения практических упражнений; расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов (участие в эксперименте);

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к предметно-практической деятельности.

Методы и формы

обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Межпредметные

связи

Чтение, развитие речи, биология, математика, русский язык.  

Наглядно-

демонстрационный

материал

Презентация « Осанка. Формы исправления осанки»; карточки с текстом; рюкзак;  ортопедический корсет; словарь О.И.Даля; скелет

Оборудование

Интерактивная доска; индивидуальные мешочки; весы;

Термины и понятия

Осанка, грация, сколиоз, походка. 

Ссылка на дистанционный урок  https://youtu.be/Eb15MYlGt8Y 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

п/п

Этапы

занятия

Организация

этапа,

оборудование

Основное содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I

1.

1мин

Организационный этап. Мотивация учебной деятельности обучающихся

«Поздоровайся глазами»

Положительный настрой на работу.

Готовятся к уроку

Выполняют упражнение

Выпрямиться

Ходьба на месте

Руки вверх подняли

Прогнуться назад, руки положить на голову

Присесть

Выпрямиться и сесть

Физкультминутка

Приучайтесь день встречать с утренней зарядки.

Чтоб с осанкой прямой было всё в порядке.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

А теперь назад прогнулись

Как пружинки, мы присели

Встали и тихонько сели

2.

3мин

Самоопределение к деятельности

Притча «Три старца»

Однажды шли три странника. В пути их застала ночь. Они увидели дом, постучали. Им открыл хозяин и спросил: "Кто вы?"
- Здоровье, Любовь и Богатство. Впустите нас переночевать.
- Жаль, но у нас только одно свободное место. Пойду, посоветуюсь с семьей, кого из вас впустить.
Больная мать сказала: "Давайте впустим Здоровье". 
Дочь предложила впустить Любовь, а жена — Богатство. 
Пока они спорили, странники исчезли.

(Обращаю внимание на предыдущие темы занятий)

-Здоровье – это счастье в жизни любого человека. Не зря в народе говорят: Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял - всё потерял.

! Ключевое слово-здоровье!

-А что значит быть здоровым? (быть сильным, крепким, выносливым, ловким, стройным).

Вспоминают материал прошлых занятий.

Отвечают на вопросы.

 

Подвожу к ответу

(здоровье)

Ответы обучающихся

3.

2мин

Целеполагание,

планирование

деятельности

Введение в тему

Занятия.

Подведение рассуждений обучающихся к определению темы занятия.

( На слайде 4 с правильной осанкой и 1 с неправильной)

- Что не подходит? Почему? Назовите, чем похожи солдат, балерина, девочка в танцзале, мальчик за партой?

(правильно стоят, прямая спина и т.д.). Я думаю, вы уже поняли, о чём мы будем говорить на уроке. Что узнаем новое и чему научимся.

Тема занятия «Осанка. Формы исправления осанки»

Рассуждают

Отвечают на вопросы

Определяют тему занятия

II

1.

20мин

Освоение

нового материала.

Рассказ учителя

  • Д/з Кати К. «Библиотека»

Словарь О.И.Даля

  • Игровая ситуация
  • Показ скелета человека
  • Позиция тела при ходьбе, в положении сидя и стоя
  • Практическое упражнение

      «Проверь себя!»»

  • Значение осанки в жизни человека

На доске незаконченные фразы (подобрать из предложенных правильные)

  • Словарное слово

СКОЛИОЗ

  • Показ картинки «Сколиоз»

  • Знакомство со словарным словом ОСАНКА
  • Слово ОСАНКА рассматривается в нескольких вариантах. Рассказ Кати К. с использованием словаря Даля.

Осанка –это показатель здоровья и физической культуры человека;

Осанка – это язык тела, который говорит о том, как человек ощущает себя по отношению к другим, к самому себе;

Осанка – это визитная карточка человека, позволяющая безошибочно узнать знакомого.

Вывод. Осанка – правильное положение тела  во время ходьбы, в положении сидя и стоя.

Игровая ситуация 

Представьте двух молодых людей.

Идёт молодой человек, сутулится, спина круглая, голова наклонена, ноги волочит, точно специально старается подошвы поскорее стереть.

А вот другой: походка пружинистая, ступни легко отрываются от земли, торс прямой, плечи расправлены, голова приподнята.

-На кого приятней смотреть?

Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно сформирован скелет и прежде всего, позвоночник – осевой орган. Позвоночник – это не просто стержень нашего организма. Вместе со скелетом он служит для защиты внутренних органов от внешних повреждений.

При правильной осанке легче работает сердце и другие важные органы. Правильная осанка не дается человеку при рождении, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве, после 18 лет исправить ее недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвоночниках еще не заменилась костной.

  • Как выглядит правильная осанка? Это мы выясним, проведя эксперимент доступными для нас способами.
  • 1группа – если положить на голову мешочек (может быть книга) и пройти по линии, то в тот момент, когда осанка окажется неправильной – мешочек упадёт /обращаю внимание на положение тела, головы, плеч/
  • 2 группа – подходит к стене и в положении стоя встаёт к ней спиной. Если тело соприкоснулось с поверхностью стены в 4точках: затылок, лопатки, ягодицы и пятки, значит осанка правильная.

Голова и туловище держатся (прямо, с наклоном)._

Плечи отведены (назад, вперёд).

Грудная клетка (развёрнута, сдавлена)

Плечи находятся (на одном уровне, на разных уровнях).

Живот (подобран, не подобран)

Походка (лёгкая, тяжёлая)

Вывод: Осанка считается правильной, если человек держит голову прямо и свободно, плечи находятся на одном уровне, корпус выпрямлен, живот подтянут, колени выпрямлены. Это относится к осанке в положении стоя, сидя и при ходьбе.

  • Практическое упражнение «Проверь себя в положении сидя!»

Но часто наблюдается другая картина, дети сидят за партой во время занятий, сильно нагнувшись или опираясь на край грудью, искривившись в одну какую-нибудь сторону. От этого позвоночник постепенно искривляется, грудная клетка сдавливается. Многие ребята постоянно носят тяжести в одной руке или носят сумки на боку, поддерживая их рукой снизу. Бок выпирает, спина сгибается.

- Все это приводит к нарушению осанки и человек становится сутулым, кособоким. Нарушение осанки называется сколиозом 

  • СКОЛИОЗ – это деформация позвоночника у человека. Искривление может быть врождённым или приобретённым.

Плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение;

Человек быстро устаёт, как во время физической, так во время умственной работы;

Нарушение зрения (близорукость);

  • Чтобы не возникала опасность развития нарушений осанки и сколиозов, школьникам необходимо соблюдать основные правила. Формы исправления осанки. /работа с текстом/
  • Сколько должен весить рюкзак, чтобы не навредить здоровью? (из беседы с врачом). В 5 классе портфель должен весить не более 2,5 кг.
  • Взвешивание рюкзака об-ся.
  • Выяснение причины большего веса (рекомендации по уменьшению веса).
  • Показ правильного ношения рюкзака.
  • Показ учителем корректора осанки (ортопедический корсет).

Вывод:  Правильная осанка – это прежде всего показатель физического здоровья; это профилактика заболеваний позвоночника; это залог красивого внешнего вида.

Смотрят слайды, отвечают на вопросы.

Строят осознанные и произвольные речевые высказывания

Рассматривают позиции правильной осанки в положении сидя, стоя, при ходьбе

Обучающиеся показывают осанку

2 группы уч-ся

Выполняют упражнение с мешочком на голове

Встают у стены и проверяют свою осанку

Рассматривают

Отвечают на вопросы

Рассматривают  

Отвечают на вопросы

Выполняют упражнение

Ответы на вопросы

2.

3мин

Физкультминутка

«Осанка»

Организует выполнение упражнения для снятия эмоционального напряжения. 

Мы осанку исправляем

Спинку дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись,

 До носочков дотянулись

Плечи вверх, назад и вниз

Улыбайся и садись!

Выполняют упражнение

3.

5мин.

Закрепление изученного материала

Самостоятельная

Работа

Обобщающая беседа

Разноуровневые задания

 

  1. Прочитай утверждения и отметь зелёным кружком полезное, а вредное синим цветом для правильной осанки (уровень 1).
  2. Посмотри рисунки, размести их в два столбика (уровень 2). (Лабутин С, Романенко С)
  3. Самопроверка. При правильном выполнении: 1(получилось слово походка); 2-(слово грация);
  4. Во втором уровне меняются карточками и проверяют друг друга;

Вывод: Вы будете контролировать свою осанку, вести правильный образ жизни, всегда будете стройны и красивы.

Читают утверждения, выполняют задание.

Способны к волевому усилию, мобилизации внимания.

Повторяют правильный ответ.

4.

3мин

.

  • Итог занятия
  • Домашнее задание

  • Игра. Составьте из предложенных слов предложение, которое, я надеюсь, станет вашим девизом. (Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»
  • «Советы и рекомендации» (прочитай внимательно; запомни и выполняй эти простые советы)

5.

3мин

  • Рефлексия

«Дерево знаний»

  • Корень, ствол у дерева-

Жизни всей источник,

Жизни ствол у человека-

Это позвоночник.

Сделав выводы теперь,

Вы держитесь твёрдо,

Чтобы по земле шагать

Вам с осанкой гордой!

  • Обучающиеся размещают на дерево «яблоки» (показывают своё отношение к занятию).

Выполняют упражнение совместно с учителем

Ресурсный материал к уроку

Психологический настрой на урок:

Приучайтесь день встречать с утренней зарядки.

Чтоб с осанкой прямой было всё в порядке.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

А теперь назад прогнулись

Как пружинки, мы присели

Встали и тихонько сели

  1. Притча «Три старца». Однажды шли три странника. В пути их застала ночь. Они увидели дом, постучали. Им открыл хозяин и спросил: "Кто вы?"
    - Здоровье, Любовь и Богатство. Впустите нас переночевать.
    - Жаль, но у нас только одно свободное место. Пойду, посоветуюсь с семьей, кого из вас впустить.
    Больная мать сказала: "Давайте впустим Здоровье". 
    Дочь предложила впустить Любовь, а жена — Богатство. 
    Пока они спорили, странники исчезли.

  1. Самостоятельная работа. Разноуровневые задания.

Уровень 1. Прочитай утверждения и запиши в таблицу полезное и вредное для хорошей осанки.

Г – сидеть за столом сутулясь;

П – заниматься спортом;

Р – неправильно питаться;

А – носить сумку в одной руке;

Ц – спать на мягкой постели;

О – ежедневно ходить пешком;

Х – сидеть, согнув ноги в колене под прямым углом;

И – сидеть, упираясь грудью в передний край стола;

О – носить ранец;

      Д – сидеть прямо;

      Я – сидеть, вытянув ноги;

       К – делать зарядку каждый день;

       А – следить за своим питанием;

  1. Работа с текстом. «Формы исправления осанки»
  • Строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания).
  • Постоянная двигательная активность: прогулки, занятия спортом, плавание, утренняя зарядка,
  • Отказ от вредных привычек как: стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения за партой, дома в кресле.
  • Сон на жёсткой постели в положении лёжа на животе или спине.
  • Контроль за правильной равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок.
  1. Физкультминутка «Осанка»

Мы осанку исправляем

Спинку дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись,

 До носочков дотянулись

Плечи вверх, назад и вниз

Улыбайся и садись!

  1. Иллюстративный материал «Осанка» ( мальчик за партой, танцующая пара, на мяче, солдаты, человек сутулится)
  2. Рефлексия «Дерево знаний»

D:\User\Desktop\рефлексия\slide_22.jpg

        Домашнее задание «Советы и рекомендации»

  1. Когда стоишь или идёшь, поднимай повыше подбородок – и почувствуешь, как он «тянет» за собой плечи и спину, заставляет убрать живот и выпрямиться.
  2. Если несёшь тяжёлую сумку, то держи её сначала в правой, потом в левой руке.
  3. Положи книгу на голову и походи по комнате или походи, сцепив руки за головой, и выпрями их параллельно телу.

Помни! Походка выдаёт настроение человека, его самочувствие, возраст. Воспитанность и красота человека ясно проявляются в его движениях. Они должны быть естественными, ловкими и грациозными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке в 7 классе

Тема: «Витамины».Тип  урока: урок изучения нового материала.1. Цель урока:Дать учащимся представление о витаминах.Задачи урока:Образовательные:Дать представление о витаминах, как источнике н...

Конспекты коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке

1. Тема: "Яйцо. Блюда из яиц"2. Тема: "Молоко и молочные продукты"3. Тема: "Приготовление блюд из круп. Каши"4. Тема:"Виды питания. Режим питания"5. Тема: "Поведение пассажиров в общественном транспор...

План-конспект урока домоводства Осанка. Формы исправления осанки

План-конспект урока домоводства в 5 классе на тему "Осанка. Формы исправления осанки"...

Коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке в 5 «а» классе Тема: «Осанка. Формы исправления осанки»

Цель деятельности педагога: Дать представление об осанке и формах её исправленияЗадачи деятельности педагога: Коррекционно-образовательная: создать условия для формирования мотивации на поддержан...

Коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке в 6 «а» классе Тема: «Виды магазинов. Их назначение»

ЦелидеятельностипедагогаЦель: познакомить обучающихся с основными видами магазинов и их назначением.Задачи:Коррекционно–образовательные: способствовать развитию представлений о магазинах торговл...

Коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке в 5 классе Тема: «Яйцо. Блюда из яиц»

На занятии обучающиеся знакомятся с пищевой ценностью яиц; закрепляют представления о значении продуктов питания для здоровья человека; знакомятся со способами определения доброкачественности яиц; соз...

Методическая разработка занятия по социально-бытовой ориентации в социально-трудовом отделении по программе «Наше будущее в наших руках» Тема: «Торговля. Продовольственные магазины»

Ф.И.О. педагога: Воронович Ольга ВасильевнаРаздел программы: «Торговля»Урок 7.Тема: «Продовольственные и промтоварные магазины. Магазины самообслуживания. Поведение в магазине. Ознак...