СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ
статья
Аннотация: Статья посвящена проблеме обучения осознанному чтению детей с ОВЗ. В ней описаны трудности, с которыми сталкиваются педагоги при обучению чтению, способы и методы преодоления дислексии. Ключевые слова, понятия: методы обучения, дислексия, ОВЗ, периферическое зрение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_obucheniya_chteniyu_detey_s_ovz.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Фамилия, имя, отчество авторов: Безродная Юлия Александровна
Город: Новокузнецк
Организация: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад № 235».
Должность: учитель-логопед.
e-mail: Juliya0325@mail.ru
Осознанное чтение, является значимой единицей в развитии личности человека, так как при чтении человек самостоятельно добывает информацию, развиваетсядуховно и нравственно, получает необходимые знания.
Но не все обучающиеся в школахмогут с легкостью овладеть этим навыком. Для детей с ОВЗ в силу их физического и психического здоровьявозникают трудности различного характера: медленный темп приёма и переработки информации, установления связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, низкий темп протекания мыслительных процессов, слабость самоконтроля.
Для данной категории детей характерно нарушение письменной речи, одной из которой является дислексия, что означает нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью некоторых психических функций", у детей с дислексией наблюдаются нарушения внимания, которое препятствуетвосприятию письменного текста, т.еони не могут связать буквы со звуками, при чтении могут пропускать не только буквы, но и слоги, менять их местами, пытаться читать слова и стоки наоборот.
Если ученик не может быстро прочитать текст или его часть, не может усвоить смысл прочитанного, то у него возникают трудности в обучении по многим предметам (не поймет условие задачи на уроке математики, как выполнить упражнение на уроке русского языка и т.д.).
Поэтому чтение, является не только предметным, но и межпредметным умением, во многом определяет успешность обучения в целом.
До обучения чтению необходимо чтобы у ребенка было развито зрительное восприятие, так как без этого ребенку будет трудно соотносить букву с соответствующими звуками.
Главная задача педагога при обучении чтению– сделать звуковую оболочку слова, не только ощутимой, но и привлекательной, интересной для обучающихся. Когда ученики в игре, научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится следующая задача запомнить букву, которойобозначается на письме данный звук. Для более легкого запоминания начертания букв используются следующие приемы работы: выкладывания буквы из палочек, карандашей; рисование на листе бумаги в воздухе, на спине соседа; штриховка; обводка букв.
Параллейно проводится работа по активизации и обогащениюсловарного запаса, совершенствованию звукопроизношения, развитию диалогической и монологической речи.
Сейчас актуальнообучать чтению с ранних лет. Ребёнку необходимо прийти в школу подготовленным.
Дети, когда учатся читать могут столкнуться с характерными проблемами:
Ребенок может медленно запоминать начертания букв, путать похожие буквы. Для формирования чтения буква должна быстро опознаваться. Опознанная буква должна быстро соотноситься со звуком, который она обозначает. При этом она должна соотноситься не со слышимым звуком, а с произносимым. При чтении звуки должны произноситься слитно. Следующей проблемой является слитное чтение слова. В результате страдает скорость чтения и понимание прочитанного. Чтобы читать бегло ребенок должен видеть слово целиком. В дальнейшем ему нужно охватывать не только слово, но и два и более. Из-за недостаточного развития переферического зрения, он не может скользить взглядом по тексту и видеть достаточную его часть.
Если их вовремя не преодолеть, то это приведет к нарушению чтения.
Для понимания текста ребенок должен знать слова, которые читает.
Сейчас у многих детей недостаточный словарный запас, так как они позже положенного времени начинают говорить; кроме того им мало читают взрослые.
Основной принцип, заложенный в систему обучения, - метод постепенного «наращивания слов». Подобным же способом «наращиваются» предложения и тексты.
Чтение это быстрое, последовательное преобразование букв в слитно произносимые звуки. Когда чтение полностью сложилось, ребенок переходит к чтению про себя, при котором звуки, слова и фрагменты текста «произносятся» мысленно. Буквенный ряд практически мгновенно трансформируется в смысл.
При обучении чтению ребенок может сталкиваться с рядом трудностей:
- освоение начертаний букв;
- соотнесение буквы со звуком;
- ориентирование в тексте;
- чтение открытого слога;
- чтение двухсложного слова из открытых слогов;
- восприятие слова целиком;
- включение периферического зрения;
- угадывание слов;
- узнавание смысла слов;
- понимание смысла предложений;
- переход к чтению «про себя»;
- увеличение скорости чтения.
Для детей с ОВЗ, у которых возникают трудности в овладении чтением, можно использовать следующие способы.
- Освоение букв.
При знакомстве с буквами желательно использовать кубики без картинок, далее можно продолжать работу с разрезной азбукой и книгой.
Начале обучения нужно познакомить с буквами: А, О, У, Э, Н, М, В, Ш, С, Л,Ф, З, Х. Йотированные гласные и Ъ и Ь знаки нужно оставить на конец.
- Соотнесение букв со звуками.
Это значит прочно привязать буквы к их звукам. Важно, при этом, тренировать ребенка называть букву не вслух, а про себя.
- Называние букв.Во время чтения произносить букву звуком (не БЭ, а Б). Необходимо называть пройденные буквы звуками несколько раз. Многократно показывать буквы и назвать их то правильно, а то нет. При этом ребенок учится определять, когда буква названа правильно.
- Ориентирование в тексте.
Сначала нужно научить ребенка ориентироваться на чистом листе: по осям слева на право и сверху вниз. Пусть покажет на странице середина, верх, низ, правые и левее стороны, правый и левый верхний угол.
Далее нужно научить ребенка определять начало и конец слова, уточнить представления: перед и за, т.е ребенок должен показать какое слово стоит перед заданным словом, а какое за ним.
Далее уточняются представления под и над.
- Чтение слогов.
Начинать чтение нужно с открытого слога. В начале обучения лучше использовать слоги с согласными звуками: Н, М, Ш, С, Л, В, Ф, З, Х, которые можно тянуть.
- Чтение слов.
Ребенок не должен читать слова, смысл которых он не понимает. Их для начала должен в слух прочитать взрослый и объяснить их значение.
Можно использовать способ совместного чтения, т.е взрослый с ребенком одновременно читают слово.
- Беглое чтение.
Беглое чтение – это значит видеть весь состав слова и развивать у ребенка сознательное, преднамеренное беглое чтение. Для этого нам надо тренировать подвижность его взгляда – способность бегло и не напряженно следить по строке, задействовать в чтение периферическое зрение. Также необходимо следить за тем, чтобы ребенок не поднимал плечи, не задерживал выдох и читал после выдоха.
При формировании беглого чтения необходимо использовать способы:
«Наращивания слов», те ребенок читает одно и тоже предложение, которое с каждым раз дополняется новыми словами.
«Близкий повтор слов» ребенок читая первое предложение, а во втором встречает несколько повторяющихся слов из предыдущего.
Можно предложить ребенку читать «неправильные рассказы».
Дальше можно переходить к рассказам с диалогами.
Для обучения чтению ребенку необходимо увлечь, так чтобы у него появилось желание читать.
Когда ребенок научится осмысленно читать, важно, чтобы он не потерял приобретенные навыки. В период обучения чтению в школе необходимо проконтролировать этот процесс. При прохождении школьного материала ребенка нужно предостеречь от возможной утраты слитного чтения (не заострять внимание на звуковом образе слов, орфоэпическом чтении, делении слов на слоги).
Источники:
- А.Н.Корнев, Г.В.Чиркина. Современные тенденции в изучении дислексии у детей //Дефектология, 2005, №1, с.89-93.
- А.Н.Корнев. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. Методическое пособие. М.: Айрис-Пресс, 2006.
- Полякова М.А. Обучение беглому чтению. Пособие для занятий с детьми дошкольного и мл.школьного возраста. М.: Изд. В. Секачев, 2017.
- Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Скоро школа. Учимся видеть и называть: Методика развития зрительно-вербальных функций у детей 5–7 лет. — СПб., 2008; 2-е изд. М., 2012.
- Хотылева Т.Ю., Галактионова О.Г., Ахутина Т.В. Профилактика и преодоление трудностей в обучении на раннем этапе. — М.: В. Секачев, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению чтению детей 5-6 лет с речевыми нарушениями послоговым и глобальным методом.
Конспект логопедического занятия по обучению чтению старших дошкольников имеет интересный для детей познавательный сюжет «Полярная экспедиция». В ходе занятия дети знакомятся с буквой Е, е ...
Консультация для воспитателей логогрупп "Основы обучения чтению детей с ОНР аналитико-синтетическим методом"
Данная консультация создана в целях организации более продуктивного взаимодействия между воспитателем и логопедом, в процессе обучения чтению детей с ОНР. Рассмотрены общие вопросы о...
Упражнения, применяемые при обучении чтению детей с ОВЗ 8 вида.
Семинар по логопедии (январь 2014г) будет проводиться 10.01.14г....
Обучение чтению детей на начальном этапе.
Обучение чтению детей на начальном этапе...
Круглый стол для учителей-дефектологов Консультация: «Развитие фонематического восприятия – успешное обучение чтению детей с ОВЗ в школе»
Данная консультация рассказывает какие игры можно использовать для развития у детей фонематического восприятия. Данные игры даются по мере усложнения, по возрастным котегориям....
Эффективные способы обучения чтению для подготовки к ОГЭ по английскому языку
Использование интерактивных методов и приёмов Раздел 2 «Чтение» дает новые возможности для повышения эффективности учебного процесса, что особенно важно при подготовке обучающихся к сдаче ...
Эффективные способы обучения чтению для подготовки обучающихся к ОГЭ по английскому языку
Задание 12 в разделе Чтение проверяет умение читать тексты про себя и понимать основное содержание текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, определять в каком из ряда пис...