Консультация для воспитателей логогрупп "Основы обучения чтению детей с ОНР аналитико-синтетическим методом"
консультация на тему
Данная консультация создана в целях организации более продуктивного взаимодействия между воспитателем и логопедом, в процессе обучения чтению детей с ОНР. Рассмотрены общие вопросы обучения детей с ОНР чтению аналитико-синтетическим методом. Привдены примеры развивающих игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_obucheniya_gramote_detey_s_onr_analitiko-sinteticheskim_metodom.docx | 131.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Основы обучения грамоте детей с ОНР аналитико-синтетическим методом»
Данная консультация создана в целях организации более продуктивного взаимодействия между воспитателем и логопедом, в процессе обучения грамоте детей с ОНР.
Обучения детей грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, "живое" слово.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове. Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый, яблочный..."
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.
Помните:
1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов.
Знакомство и работа с неречевыми звуками. Знакомство с гласными звуками. Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо. Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом. Знакомство с согласными звуками. Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком. Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р. Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным. Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению. В методике обучения чтению предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания: - «На что похожа буква?» - В ряду букв обвести в круг заданную букву. - Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п. - Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву. Говорим, что буква читается. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко). Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы. Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов.
|
Нормальное формирование навыков чтения включает в себя следующие последовательные этапы: 1) всесторонняя работа со звуком; 2) знакомство с образом буквы (знаком) и закрепления его; 3) формирование техники чтения. Нормальное формирование навыков письма также проходит три взаимосвязанных этапа: 1) аналитический (выделение элементов); 2) синтетический (соединение отдельных элементов в целое); 3) этап автоматизации (фактическое образование собственно навыка). При этом ни один этап нельзя пропустить.
Методика обучения грамоте детей с нарушениями речи опирается на следующие положения:
1 – единицей изучения является звук речи, соотносимый с буквой;
2 – единицей обучения чтению и письму является слог-слияние;
3 – обучение письму и чтению ведется на основе постоянного использования аналитических и синтетических упражнений;
4 – обучение чтению и письму ведется параллельно;
5 – в процессе обучения грамоте широко используется наглядность для закрепления звуко-буквенных связей;
6 – изменен порядок изучения звуков и букв. Если в общеобразовательном дошкольном учреждении порядок изучения определяется частотностью их употребления в речи, то в коррекционном детском саду он опирается на следующие положения:
- учитывается специфика звукопроизношения детей – звуки изучаются в порядке от наиболее легких и сохранных в артикуляции к более трудным.
- учитывается слабость фонематических процессов у детей – изучение смешиваемых звуков разделено во времени.
- учитывается степень легкости или трудности соотнесения звука с буквой.
А у о и т п н м к
Б д г ф в х ы с з ш ж э
Й е ё ю я ц ч щ л р
Перед началом обучения грамоте мы должны развивать у ребенка неречевые предпосылки: развитие пространственной ориентировки, развитие зрительного восприятия, развитие мелкой моторики.
Также изменен порядок изучения слоговых структур:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Также параллельно со звуковым аналитико-синтетическим методом используются элементы слоговых методов обучения грамоте для автоматизации навыков чтения слоговых структур. Для этого используются слоговые таблицы:
|
|
|
Та | То | Ту |
Ма | Мо | Му |
Последовательность работы с буквой.
Произносится алфавитное название буквы.
Соотнесение образа буквы со знакомыми предметами. Вызывание ассоциаций у детей.
Анализ образа буквы – из каких элементов состоит, сколько их, какие. Как расположены?
Закрепление образа буквы в кинестетических ощущениях – выкладывание буквы из палочек, веревочек, рисование в воздухе.
Список используемой литературы.
- Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. СПб.: Детство-пресс, 2005.
- Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М.: Гном и Д, 2005.
- Калинина И.Л. Учим детей читать и писать. М., 2001.
- Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2006.
- Лайло В.В. Изучение алфавита и развитие восприятия. М., 1999.
- Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей. М., 2003.
- - О.С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», творческий центр, Москва 2004
- - Л.А. Кулешова «Занятия по обучению грамоте в ДОУ», ТЦ «Учитель», Воронеж 2005
- - Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук «Развитие речи детей 5-6- лет», Москва «Просвещение» 2006
Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв
(по И.Л.Калининой):
- лепка букв из пластилина;
- выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики и т.д.;
- вырезание из цветной бумаги;
- вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);
- отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка);
- узнавание букв на ощупь (игра «Умные ручки»);
- выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке;
- рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает).
Игра «Необычный конструктор»
Цели:
- вовлечь детей в коллективный поиск элементов, необходимых для «построения» печатных букв;
- начать классификацию букв алфавита по количеству элементов.
На фланелеграфе дети выкладывают из деталей букву. Разных элементов всего 8: овал, два полуовала – большой и малый, палочка – большая, средней величины и маленькая, две точки, знак над Й. Активных элементов всего 6.
Упражнение «Кто внимательнее?»
(самостоятельная работа)
«Перепечатать» с полотна буквы, которые состоят:
- из одного элемента (О, С);
- из двух элементов (У, Г, З, Р и т.д.);
- из трех элементов и т.д.
«Перепечатать» с полотна буквы, которые «смотрят»:
- прямо (А, И, Й, М, Н, О, Т и т.д.);
- вправо (Б, В, Г, Е и т.д.);
- влево (З, Л, У, Ч и т.д.);
- «открыты» (А, Б, Г и т.д.);
- «закрыты» (В, О).
Упражнение «Нарисуй дорожку»
Детям предлагают на листе бумаги фломастером нарисовать маршрут поездки на машине: «Едем прямо, сворачиваем направо, вперед, поворачиваем налево и т.д.».
Упражнение «Угадай, какая буква?»
Первую загадку о букве в качестве образца предлагает педагог. Например: «Эта буква имеет три элемента: малый полуовал и две палочки – большую и среднюю. Большая палочка стоит вертикально, полуовал «висит» на ней слева, а палочка средней величины словно «поддерживает» полуовал. Какая это буква? (Я)
Игра «Разноцветное путешествие»
У каждого ребенка на столе лист с девятью цветными квадратами. Движение начинается с центрального квадрата. Дается сигнал: вверх, вправо, вниз и т.д. Дети передвигают фишку и называют квадрат, в котором они остановились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Консультация для воспитателей логопедических групп(ОНР, ФФНР) по обучению грамоте детей с речевой патологией....
Конспект занятия по обучению чтению детей 5-6 лет с речевыми нарушениями послоговым и глобальным методом.
Конспект логопедического занятия по обучению чтению старших дошкольников имеет интересный для детей познавательный сюжет «Полярная экспедиция». В ходе занятия дети знакомятся с буквой Е, е ...
Круглый стол для учителей-дефектологов Консультация: «Развитие фонематического восприятия – успешное обучение чтению детей с ОВЗ в школе»
Данная консультация рассказывает какие игры можно использовать для развития у детей фонематического восприятия. Данные игры даются по мере усложнения, по возрастным котегориям....
Консультация для воспитателей: «Развитие памяти у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений»
В консультации описано с помощью каких дидактических игр и упражнений воспрители могут развивать процессы памяти у дошкольников с нарушением зрения....
Консультация "Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.Роль воспитателя на музыкальном занятии,его функции, сотрудничество с музыкальным руководителем.Ряд правил, которые не стоит нарушат...
Консультация для воспитателей «Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях»
Консультация для воспитателей...
Консультация для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Консультация для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....