Урок истории Отечества по теме "Ледовое побоище"
план-конспект урока (7 класс)
Урок истории Отечества в 7 классе коррекционная школа по теме :"Ледовое побоище"
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА В 7 КЛАССЕ
«ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ»
Цели урока:
Познакомить с эпизодами защиты родины от иноземных захватчиков, раскрыть полководческий талант князя Александра Невского;
Обогащать речь учащихся историческими терминами;
Воспитывать чувство патриотизма.
Ход урока
/. Организационный момент:
- В старину говорили: Расскажи нам свою историю, и мы скажем кто ты.
- Поразмышляйте. Почему надо изучать историю Отечества?
- А теперь выполним то, о чем мы говорили на прошлом уроке?
II. Проверка домашнего задания (доска: обратная сторона):
- Кто такие монголы-татары?
- Кто возглавлял войско?
- Когда вторглись на Русь?
- Как оборонялись русские города?
- Проследите последовательность нашествия Батыя на Русь по карте. (Слайд 1)
После нашествия Батыя, Русь попала в тяжёлую зависимость от завоевателей. Она слабела, распадалась на мелкие княжества. Ордынская конница до Великого Новгорода не дошла. Зато с запада и севера подбирались то немцы, то шведы. (Показ на схеме)
III. Введение в тему:
(на доске схема и карточки для игры):
Игра «Третий лишний»
Даны три названия, понятия и даты. Два из них объединены общими историческими событиями, а третье – лишнее. Вы должны его найти и объяснить свой выбор.
Киев | Новгород | Рязань |
Рыцари | Крестоносцы | Татары |
1240 | 1380 | 1242 |
Затрудняетесь, не огорчайтесь, мы вернемся к игре, потому что пока не знаем – это новая тема.
Запишите в тетрадь число и тему урока: «Невская битва. Ледовое побоище».
IV. Постановка целей урока:
Посмотрите на схему, на таблички игры. Что нам предстоит изучить сегодня на уроке по истории Руси 13 века?
Читаем (показываю указкой): Новгород, рыцари, крестоносцы, 1240, 1242.
Попробуйте предположить, о чем пойдет речь?
Нелегкая доля выпала нашим предкам. Много врагов было у Киевской Руси. Защищать Отечество – священный долг всех людей. Объясните смысл половицы:
(доска) «Не числом бьют, а умением»
Наш сегодняшний урок должен доказать справедливость этой пословицы.
V. Актуализация опорных заданий:
Посмотрите на иллюстрацию учебника (стр. 121), и на экран (слайд 2).
Что вы можете рассказать о князе Александре Ярославиче, глядя на его портрет?
Послушайте сообщение ученика и в это же время рассматривайте. (Сообщение)
Запишите в тетрадь: Александр Ярославич – князь Новгорода.
VI. Изучение нового материала.
- Послушайте, почему немцев и шведов называли крестоносцами.
«Для насильственного распространения западного христианства были созданы специальные объединения рыцарей – ордена. На православные славянские земли двигался Ливонский орден. Члены орденов стремились приобщить к католической вере как можно больше людей. Называли их крестоносцами. Их символом был крест. За успешное участие в походах им обещали отпущение всех грехов на земле и крупную добычу. Рыцари – крестоносцы были опытными воинами, имели прекрасное вооружение и являлись опасной силой». (Слайд 3, с изображением крестоносца)
А теперь посмотрим на русского воина. (Слайд 4)
Историю одежды воина нам расскажет …. (Сообщение ученика, слайд 5)
Это интересно!
Грозно выглядело и русское войско. Почему же с таким вооружением войска князей терпели поражения? (Они не понимали главного: те, кто едины – непобедимы)
- Сейчас прозвучит песня, постарайтесь вслушаться в слова, что в них услышите. (Звучит музыка из кинофильма: «Александр Невский» на фоне изображения портрета на слайде 5)
И вот князь призвал весь русский народ защищать свою Землю. Послушайте, что он придумал.
«На военном совете, предложил воеводам вот какой план: пока дружина будет сражаться со шведами в лагере, пешие ополченцы и несколько конных отрядов нападут на корабли. Так и вышло.
Возглавлял поход шведов – Биргер. Он спасся на одном из кораблей. Вместо ключей от Новгорода повез он остатки своего войска. Были брошены на русской земле и лагерь, и раненые».
- Работа с учебником. (Стр. 119)
Прочитайте текст о Невской битве.
Учитель: Весь народ Новгорода вышел встречать князя Александра Ярославича с дружиной – жены и дети, старцы и священники кланялись им до пояса. С тех пор прозвали князя Александром Невским.
Так за что русский народ прозвал молодого храброго новгородского князя Александра – Невским?
Физ. Минутка
(дети выполняют физические упражнения в парах, взявшись за руки: наклоны, повороты, прыжки, приседания)
- Продолжим работу с хронологической таблицей. (Рабочая тетрадь)
В каком году напали шведы на Русь?
1240 13 век Битва со шведами на реке Нева
Какое еще событие произошло в 1240 году?
1242 13 век Ледовое побоище
5. Что вы знаете о Ледовом побоище?
Послушайте историю Ледового побоища и назовите главные условия, которые обеспечили русскому войску победу. (Слайд 6)
«Весной 1242 года крестоносцы (немецкие рыцари, конные воины с крестом на одежде и боевых доспехах) двинулись на Русь.
Князь Александр выслал вперед несколько дозорных отрядов. Нужно было точно знать, как продвигается враг.
Люди в пути устали, намерзлись, да и лошадям нужен был отдых. Отряд заночевал. Утром в деревню вошли крестоносцы.
Скрыться от них было уже невозможно. Положить в бою свои головы? Но кто же тогда принесет весть князю? Разбились тогда русские на две части. Одна малая, а другая и того меньше. В одной 20 воинов, а в другой четверо. Поскакали четверо назад через озеро. А те, кто остались, закрыли за ними путь. Схватили мечи, выставили щиты. Злая разыгралась битва, да короткая. Русских горстка была, а крестоносцев тьма. Многих рыцарей побили русские, но и сами все полегли, до единого.
Вдогонку четверым пустили немцы своих лучших всадников. И как только приближались они, один из русских останавливался и встречал врагов мечом. Бился он до последнего вздоха. И вот уже двое русских осталось. Скачут, скачут, что есть духа. Но и рыцари близко, настигают. И опять же – остановил один коня и обернулся навстречу немцам. Велик он был ростом и лицом грозен. А как ударил мечом первого, так сразу оробели рыцари, подступить к богатырю боятся. Лишь когда подскакали все остальные, тогда набросились. Успел он еще пятерых уложить, но тут и его проткнули копьями. Как могучее дерево, рухнул он на землю.
Рыцари обрадовались, думали, что убили великого воина, опытного, да умелого. А это был мирный человек. По ремеслу – кузнец, по имени – Данила.
За самым последним немцы не погнались, далеко он ушел. Доскакал русский всадник до своего войска, рассказал обо всем Александру Невскому. Оставалось лишь выбрать место, да правильно расположить полки. (Слайд 7)»
Найдите в учебнике на стр. 120 (второй абзац) со слов: «Князь решил дать бой на льду Чудского озера…» (Чтение хорошо читающего ученика)
Почему Александр Невский решил провести сражение на озере, вспомните, что это был апрель. (Слайды 8,9)
Прочитайте нашу пословицу, судя по пословице, что предположил князь, на что надеялся?
Подходит ли она к сражениям Александра Невского?
Рассмотрите схему Ледового побоища. Почему именно так, а не иначе построил свои полки Александр Невский? Ответ зачитайте из учебника.
Прочитайте первый вопрос в учебнике на стр. 122
Учитель: Вскоре после сражения отправили крестоносцы своих послов в Новгород просить мира. Согласился князь Александр на мир.
VII. Обобщение и закрепление.
Война – страшное, кровавое бедствие. И нет ей оправдания, когда она ведется ради захвата чужих земель.
VIII. Итог урока.
13 век – это не только подвиги. Это время смерти и разрушений, уничтожения и скорби. Гибли десятки тысяч людей, а каждая смерть – это горе для близких, прерванный род и гибель уникального таланта, неповторимой личности.
Прочитайте второй вопрос на стр. 122
Вернемся к нашей игре, а теперь вы можете сказать, какое понятие и дата лишние?
Что вы считаете, нужно запомнить из урока?
IX. Оценки.
Домашнее задание: (В тетради)
Составить таблицу: «Одежда и вооружение воина» (Два столбика: русские воины и крестоносцы).
Написать сочинение на тему: «Александр Невский – защитник русских земель».
Российская Федерация Московская область город Лобня
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
141730, г. Лобня Московской области, ул. Павлика Морозова, дом 1б, телефон 8 (495) 577-10-02
Конспект открытого урока истории Отечества
в 7 классе
по теме: «Ледовое побоище»
Подготовила
учитель высшей категории:
О.Г. Мартиросян
г. Лобня, 2019 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока истории Отечества в 6 классе
Разработка урока по истории Отечества в 6 классеТема:"Сотрясатель вселенной" Чингисхан и его империя....
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Методическая разработка урока Истории Отечества "Первые русские князья" с использованием ЭОР
Разработка урока с использованием Базы электронных образовательных ресурсов ФЦИОР...
Статья "Особенности работы на уроках истории Отечества по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ранним детским аутизмом в коррекционной школе VIII вида на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда".
Особенности развития и обучения учащихся с ранним детским аутизмом. Программа по гражданко-патриотическому воспитанию учащихся 5-11 классов с РДА. Конспект урока истории на тему: "Блокада Ленинграда" ...
Самоанализ открытого урока истории Отечества в 8 классе.
Самоанализ открытого урока по теме : " Император Николай I"....
Открытый урок по истории Отечества. Тема " Ледовое побоище"
Показать героическую борьбу с немецкими рыцарями в Ледовом побоище....
Самоанализ урока истории Отечества в 7 классе"Ледовое побоище"
Самоанализ урока истории Отечества по теме: Ледовое побоище"...