Открытый урок по истории Отечества. Тема " Ледовое побоище"
план-конспект урока (7 класс) на тему
Показать героическую борьбу с немецкими рыцарями в Ледовом побоище.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_.ledovoe_poboishche.doc | 38.5 КБ |
ledovoe_poboishche_1.pptx | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по истории Отечества 7 класс.
Тема : «Ледовое побоище».
Цель:
Показать героическую борьбу с немецкими рыцарями в Ледовом побоище.
Задачи:
Образовательные:
рассказать о целях и тактике ведения боя немецкими рыцарями; дать сравнительную характеристику вооружения немецких и русских войск; с помощью схемы показать, каков был боевой порядок войска и сил русских перед битвой на чудском озере; раскрыть сущность полководческого таланта Александра невского; Объяснить ,почему А. Невский стал национальным героем.
Коррекционно-развивающие:
способствовать развитию восприятия, памяти, внимания, сравнения, общения, установление последовательности событий.
Воспитательные :
воспитывать нравственные представления о том, что служение Отечеству , выполнение воинского долга -священная обязанность гражданина.
Основные знания:
1242 год- Ледовое побоище.
Оборудование и материалы:
Стихотворение К.Симонова «Ледовое побоище», проектор для показа презентации, экран.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
Орг. момент: Здравствуйте, садитесь, приготовьтесь к уроку.
Повторение пройденного материала
- Какую тему мы изучали на предыдущем уроке?
- С кем воевали русские воины на р.Неве?
- Когда произошла битва на р. Неве?
- Чем закончилась Невская битва?
Почему Александр Ярославич получил почетное прозвище «Невский»?
(вспоминают тему, дают ответы, вспоминают дату сражения)
Задание 1.
Выберите, какие из перечисленных черт личности присущи А.Невскому:
Мужественный, решительный, открытый, мстительный ,злой, коварный, дальновидный, талантливый, опытный, властный.
(выбирают нужные слова)
Задание 2.
Рассмотрите слайд. Найдите, где чей воин.(монгольский, русский, немецкий)
(определяют воинов: немецких рыцарей, русского, монгольского воина.)
Актуализация знаний, объявление новой темы.
Вводное слово: через 2 года после Невской битвы страну стали разорять немецкие рыцари.
Сначала они подступили к Пскову (показ на карте , слайд).Нашелся предатель, впустивший врагов в город.
Снова собрал полки А.Невский. Он решил не ждать, когда немецкие рыцари подойдут к стенам Новгорода, а выйти им на встречу. Встреча русских отрядов и конницы немецких рыцарей произошла 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера, и получила название «Ледовое побоище».Это тема нашего урока.
(записывают в тетради дату и название битвы)Запомните эту дату!
Давайте сравним вооружение русских воинов и немецких рыцарей:
(сравнивают, отвечают)
Как располагалось войско немецких рыцарей?
А.Невский решил дать сражение прямо на льду озера. Зная ,как обычно выстраиваются рыцари Невский расположил свои войска следующим образом: …(рассказываю схему построения войск, показываю на слайдах.)
Словарная работа:
Фланг. Что это означает? Записываем в тетрадь: фланг-расположение войск по правой и левой стороне.
И тут случилось непредвиденное..5 апреля? Какое это время года?(отвечают, надеюсь!). Почему Невский решил дать бой на льду озера?
Весенний подтаявший лед на озере стал трескаться, не выдержал тяжелой немецкой конницы. Рыцари в железных латах проваливались под воду , не в силах оттуда выбраться. Многие из них утонули в чудском озере. . Эта битва была названа летописцами «Ледовое побоище».
Александр Невский вместе с дружинниками и ополченцами снова одержал победу.
Вывод: значение победы над немецкими и шведскими рыцарями было огромно. Русские земли были спасены от порабощения. Враги Руси убедились, что русские люди могут постоять за себя даже в самое тяжелое для них время.(Записываем в тетрадь: Победа русского в Ледовом побоище спасла русские земли от порабощения немецкими рыцарями).
Физкультминутка:
Из-за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно. Встали прямо, ноги вместе Поворот кругом на месте. Хлопнем пару раз в ладошки И потопаем немножко. А теперь представим детки, Будто руки наши ветки, Покачаем ими дружно, Словно ветер дует южный. Ветер стих . Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо . На экран все посмотрели..(можно заменить зрительной гимнастикой- на экране дерево, с которого опадают листья и летят в различных направлениях из-за ветра, дети следят глазами за листьями и др.объектами ,входящими в комплекс данной гимнастики)
Закрепление нового материала:
- С кем воевали новгородцы в 1242 году?
- Под каким названием вошла в историю битва с немецкими рыцарями?
- Где проходило Ледовое побоище? Почему так называется эта битва?
- Как построили свои войска немецкие рыцари?
- Как построил войска А.Невский ?
- Чем закончилась эта битва?
- Почему русские победили?
- Какое значение имела победа русских в Ледовом побоище?
Подведение итогов:
комментарии, объявление оценок за работу
Домашнее задание:
Выучить тему №8. Дать ответы на вопросы в учебнике.
Повторить темы раздела №5.(записывают дом.задание)
Индивидуальное задание:
Прочитать рассказ для доп.чтения «Памятник А.Невскому в Городце», составить вопросы к тексту.(отлично успевающим).(Если останется время выполнить на уроке, если не останется, то задается на дом)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторение пройденного материала Какую тему мы изучали на предыдущем уроке? С кем воевали русские воины на р.Неве? Когда произошла битва на р.Неве? Чем закончилась битва? Почему князь Александр получил почетное звание « Невский»?
Задание 1:найдите в тексте как выглядел и какие черты личности присущи Александру Невскому: Высокого роста Сильный Красивый Образованный Верующий Великодушный Беспощадный к предателям Громогласный
Задание 2. Рассмотрите иллюстрации. Найдите, где чей воин.
Через 2 года после Невской битвы страну стали разорять немецкие рыцари. Сначала они подступили к Пскову, нашелся предатель, впустивший врагов в город…
5 апреля, 1242 года БИТВУ НА ЛЬДУ Чудского озера назвали ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ
3.Ледовое побоище. Рыцари особым образом строили свое войско- их боевой порядок напоминал свинью. Впереди и по бокам стояли тяжело вооруженные всадники, сзади - легкая конница и в центре -тяжеловооруженная пехота. Прорвав строй противника , рыцари его окружали и уничтожали. «свинья»
Решающая битва с Орденом состоялась 5 апре-ля 1242 года на Чудском озере.Зная тактику рыцарей Александр вывел дружину на лед. Прямо у крутого берега он поставил свой обоз. Перед ним выстроились основные силы-княжеская дружина На флангах расположились полки правой и левой руки И на правом фланге Александр спрятал засадный полк. Перед дружиной расположились лучники. Битва началась с атаки рыцарей в центр новгородского войска. «Свинья» прорвала новгородский строй, казалось победа близка, но тут рыцари уперлись в крутой берег, а развернуться им мешали телеги из обоза. Воспользовавшись остановкой противника Александр отдал приказ перейти в наступление полкам правой и левой руки, а вскоре удар нанес и засадный полк.
Попов П. Ледовое побоище Ледовое побоище Подняв мечи из русской стали, Нагнув копейные древки, Из леса с криком вылетали Новогородские полки По льду летели с лязгом, громом, К мохнатым гривам наклонясь ; И первым на коне огромном В немецкий строй врубился князь И ,отступая перед князем, Бросая копья и щиты, С коней валились немцы наземь, Воздев железные персты. К. Симонов. Отрывок из поэмы « Ледовое побоище».
Вскоре Александр освободил Псков , а затем с триумфом возвратился в Новгород. Впереди русских ратей уныло шли поверженные рыцари.
Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля!
Значение победы над шведскими и немецкими рыцарями было огромно. Русские воины спасли от порабощения наши земли, они остановили рыцарей.
Давайте повторим: Когда произошло сражение на Чудском озере? С кем сражались русские воины? Чем закончилась битва? Значение битвы : в результате победы в битве рыцари были остановлены и русские земли спасены от порабощения.
Закрепление В каком году состоялось Ледовое побоище? - В 1240 году - В 1242 году - В 1234 году В 1242 состоялось сражение на: р.Неве Чудском озере р.Сить
Александр Невский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по истории Отечества
Класс: 8 классТема: " Внутренняяя политика Александра I . Восстание декабристов Тип урока: урок обЪяснения нового материалаПродолжительность занятия: 1 урок( 45 минут)Цели:обучающая- занкомство с твор...
Открытый урок по истории Отечества
Класс: 8 классТема: " Внутренняяя политика Александра I . Восстание декабристов Тип урока: урок обЪяснения нового материалаПродолжительность занятия: 1 урок( 45 минут)Цели:обучающая- занкомство с твор...
Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).
Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока - формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...
Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).
Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока - формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...
Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).
Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока - формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...
Конспект открытого урока по истории Отечества в 7 классе на тему: «Жизнь и быт славян. Славянские воины и богатыри».
Тема: «Жизнь и быт славян. Славянские воины и богатыри». Цели:· формирование личности способной к творческой деятельности;·...
Открытые уроки по Истории Отечества в 7,8,9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Авторские разработки учителя истории Юрченко Е.Ф. (14 уроков)
Открытые уроки по Истории Отечества в 7, 8, 9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида....