Конспект открытого обобщающего занятия по логопедии на тему: «Деревья».
методическая разработка
Целью занятия является обобщение изученного материала по лексической теме "Деревья".
Образовательные задачи: развитие артикуляционной моторики, дыхания и голоса; уточнение произношения звука "С"; обогащение словарного запаса детей именами существительными и прилагательными по теме "Деревья"; развитие грамматического строя речи: обучение умению образовывать прилагательные от существительных: береза - березовый, клен - кленовый.
Коррекционные задачи занятия: развитие понимания речи, развитие фразовой речи, развитие зрительного восприятия, в том числе фотографий; развитие мышления. внимания и памяти.
Воспитательная задача занятия: экологическое воспитание, привитие любви к природе и бережного отношения к ней.
На занятии используется большое количество наглядного материала. Интерес к занятию поддерживается игровыми методами, загадками, фотографиями заранее проведенной экскурсии на природу. Все задания детям предлагает сказочный персонаж: старичок - Лесовичок. Задания подобраны разнообразные, неправленные на решение многочисленных задач занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедическое занятие для детей с ОВЗ в возрасте 8-12 лет. | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающее занятие по лексической теме «Деревья»
Конспект открытого урока по логопедии
- Цель занятия: обобщение материала по теме «Деревья».
Задачи:
Образовательные:
- развитие артикуляционной моторики, дыхания и голоса;
- уточнение произношения звука «С»;
- обогащение словарного запаса детей именами существительными и прилагательными по теме «Деревья»,
- развитие грамматического строя речи: обучение умению образовывать прилагательные от существительных: береза – березовый, клен – кленовый и т. д.
Коррекционные:
- развитие фонематического слуха;
- развитие понимания речи;
- развитие фразовой речи;
- развитие графомоторных навыков;
- развитие зрительного восприятия, в том числе фотографий;
- развитие мышления, внимания и памяти;
- развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
- экологическое воспитание: привитие любви к природе и бережного отношения к ней.
План урока:
- Организационный момент.
- Объявление темы урока.
- Голосовые упражнения.
- Повторение названий частей дерева.
- Узнавание деревьев по описанию.
- Узнавание листьев деревьев. Работа над словообразованим.
- Узнавание плодов деревьев.
- Пальчиковая гимнастика с речью.
- Физкультпауза.
- Развитие графомоторных навыков: соединить линией одинаковые листочки.
- Рассматривание фотографий экскурсии и ответы на вопросы по ним.
- Отгадывание загадок о деревьях.
- Игра с пальчиковым бассейном: найди буквы и составь слог.
- Подведение итогов занятия.
Оборудование:
- Дерево в горшке.
- Предметные картинки деревьев.
- Листья дуба, клена, березы, рябины, ветки ели.
- Плоды деревьев: шишки, сережки березы, желуди, плоды клена, ягоды рябины.
- Листы с изображениями листьев различных деревьев.
- Пальчиковый бассейн, наполненный желудями.
- Пластмассовые буквы.
- Фотографии детей на экскурсии.
- Кукла: старичок – Лесовичок.
Ход занятия.
1.Дети, сегодня у нас праздничное занятие: к нам пришли гости, чтобы посмотреть, как вы занимаетесь.
2.А еще нам в гости кто-то пришел. Кто это?
Логопед показывает куклу Лесовичка.
Я старичок – Лесовичок. Я живу в лесу, дружу со всеми растениями и животными. Я узнал, что вы всю осень изучали деревья, пришел послушать, что вы о них узнали, поиграть с вами, загадать загадки.
Старичок знакомится с детьми, они называют ему свое имя.
3.Ребята, деревья в моем лесу волшебные. Они умеют петь песни. Давайте споем их вместе.
А-А-А- поет береза.
О-О-О- поет клен.
У-У-У- поет дуб.
И - И – И- поет рябина.
А ветер в лесу поет свою песню: С – С – С .
4. Ребята, я вижу, что у вас в кабинете растет дерево в горшке.
Назовите мне его части. Дети называют: ствол, корни, ветки, листья.
Лесовичок показывает детям паззл «Дерево» Дети показывают и называют части дерева. Играют с паззлом: разбирают и собирают его.
5.Ребята, отгадайте, о каком дереве я сейчас вам расскажу?
- Она –всегда зеленая, и зимой, и летом. У нее на ветках короткие зеленые иголки. На этом дереве растут шишки.(Ель).
- Стройная, белоствольная, кудрявая. Листья у нее маленькие, похожи на сердечки, а ствол белый. На ней весной растут сережки. (Береза).
Ствол у него мощный, толстый, темного цвета. Листья жесткие, осенью коричневые. На нем осенью растут желуди. (Дуб).
Это дерево очень красивое осенью. Листья у него резные, желтые, красные, зеленые. С этого дерева осенью падают крылатки. (Клен).
Ветки у этого дерева тонкие, гибкие. Осенью на ней растут красные ягоды. (Рябина).
Дети называют деревья: береза, дуб, клен, ель, рябина.
Выбирают, кто с каким деревом будет играть.
6. Лесовичок: «Ребята, я принес вам листья деревьев, хочу, чтобы вы отгадали, с какого дерева упали эти листочки?»
Дети, подберите листики к деревьям.
Старичок – Лесовичок показывает листья, спрашивает: Какой это листок? Дети отвечают: Кленовый, дубовый, березовый, рябиновый, веточка еловая. Листья прикладывают к картинкам деревьев.
7. Лесовичок принес плоды деревьев. Дети должны отгадать, с какого дерева эти плоды: желуди растут на дубе, сережки – на березе, крылатки – на клене, шишки – на елке, ягоды – на рябине. Плоды прикладывают к картинкам деревьев.
8.Ребята, давайте расскажем стихотворение про листья деревьев.
Дети загибают пальцы одной руки пальцами другой.
Листик березовый,
Листик рябины,
Листик дубовый,
Листик осины,
Листики клена в букет соберем,
В вазу поставим,
В группу снесем.
9. Физкультпауза.
Дети переходят на коврик. Посмотрите, какой у нас тут осенний уголок. Какие приметы осени мы тут видим? – Трава пожелтела, листья на деревьях стали желтыми и падают на землю. Солнце греет слабо, его часто закрывают тучи. Часто идут дожди. На улице лужи. Растут грибы.
Давайте подышим свежим осенним воздухом. Дети выполняют дыхательные упражнения: вдох через нос, выдох через рот.
Лесовичок: «Дети, послушайте, какие листочки я попрошу вас найти на коврике: большой коричневый дубовый лист, маленький зеленый кленовый лист» и т.д. Дети находят нужные листья, берут их в две руки.
Речь с движениями.
Мы листики осенние,
На дереве сидели. Руки в стороны.
Ветер дунул: С – С – С – полетели.
Мы летели и летели Дети машут руками.
И на землю тихо сели. Дети опускают листья на ковер.
Ветер снова набежал: С – С – С - Руки вверх.
И листочки все поднял.
Завертел их, закружил. Круговые движения руками.
И на землю опустил. Дети опускают листья на ковер.
Дети скажите, как нужно относиться к деревьям?
Бережно, нельзя ломать ветки, портить кору.
10.Дети садятся опять за стол.
Логопед предлагает выполнить письменную работу: соединить одинаковые листочки линией.
11.Лесовичок показывает детям фотографии детей на экскурсии, которая проводилась в октябре. Отгадайте дети, у какого дерева сфотографирована Наташа?
Плоды какого дерева держит Оксана?
С какого дерева упали желуди?
12. Лесовичок говорит, что дети хорошо научились отгадывать загадки.
Он загадывает загадки про деревья.
Стоят столбы белые,
На них платья зеленые.
(Березы).
Зимой и летом одним цветом.
( Ель).
В маленький клубочек
Спрятался дубочек.
( Желудь).
Весной вырастают,
Осенью опадают.
( Листья).
13.Дети, давайте поиграем с желудями. Логопед достает пальчиковый бассейн, наполненный желудями.
Старичок – Лесовичок спрятал здесь буквы, которые вы изучали в школе. Дети ищут буквы и называют их. Затем составляют из букв слоги и читают их.
14.Подведение итогов урока.
Лесовичок говорит детям, что они прекрасно занимались, показали хорошие знания о деревьях, научились любить природу, отгадали все его загадки. Он благодарит их за работу на уроке и дарит им подарки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛОГОПЕДИИ В0 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ С-Ш, РАСШИРЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ПО ТЕМЕ «ПОСУДА» У ДЕТЕЙ С СНР СРЕДНЕЙ И ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНИ».
Цель:Автоматизация и дифференциация С-Ш в речи.Расширение и активизация словаря по теме «посуда», развитие грамматического строя речи, связной речи. Коррекционно-образовательные задачи:-...
Конспект открытого внеклассного занятия по чтению по теме "Муму" И.С. Тургенева
Цель: обобщить и систематизировать знания , полученные при изучении произведения И.С. Тургенева...
Конспект открытого интегрированного занятия (логопед, психолог). Досуг – викторина: «Что? Где? Когда?»
Цель: Обобщение полученных знаний по теме: звук, слог, слово, предложение, умение применять их на практическом материале. Задачи: Образовательная: Закрепить полученные знания: ...
Конспекты открытых интегрированных занятий логопеда и психолога с детьми с общим недоразвитием речи.
«Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру ребенка. Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто невообразимое в реальной жизни в поддающиеся контролю ситуац...
Конспект открытого комплесного занятия по окружающему миру. Тема: "Дикие и домашние животные"
Конспект открытого комплесного занятия по окружающему миру. Тема: "Дикие и домашние животные"Цель: Закреплять знания детей о диких и домашних животных....
План конспект открытого тренировочного занятия группы СОГ на тему "Обучение техники "Бросок поворотом" (мельница)"
Представлен конспект занятия для спортивно-оздоровительной группы (Возраст 10-12лет) на тему "Обучение техники "Бросок поворотом " (мельница)"...
Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе. Тема: " Путешествие по Клину". Самоанализ занятия.
Цель: обобщить и закрепить знания, полученные в течение учебного годаЗадачи:Коррекционно – образовательные: уточнить и активизировать словарь по теме «Мой город»; продолжать фо...