Конспект открытого обобщающего занятия по логопедии на тему: «Деревья».
методическая разработка

Павлова Людмила Владимировна

Целью занятия является обобщение изученного материала по лексической теме "Деревья".

Образовательные задачи: развитие артикуляционной моторики, дыхания и голоса; уточнение произношения звука "С"; обогащение словарного запаса детей именами существительными и прилагательными по теме "Деревья"; развитие грамматического строя речи: обучение умению образовывать прилагательные от существительных: береза - березовый, клен - кленовый.

Коррекционные задачи занятия: развитие понимания речи, развитие фразовой речи, развитие зрительного восприятия, в том числе фотографий;  развитие мышления. внимания и памяти.

Воспитательная задача занятия: экологическое воспитание, привитие любви к природе и бережного отношения к ней.

На занятии используется большое количество наглядного материала. Интерес к занятию поддерживается игровыми методами, загадками, фотографиями заранее проведенной экскурсии на природу. Все задания детям предлагает сказочный персонаж: старичок - Лесовичок. Задания подобраны разнообразные, неправленные на решение многочисленных задач занятия.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающее занятие по лексической теме «Деревья»

Конспект открытого урока по логопедии

  • Цель занятия: обобщение материала по теме «Деревья».

Задачи:

Образовательные:

  • развитие артикуляционной моторики, дыхания и голоса;
  •  уточнение произношения звука «С»;
  • обогащение словарного запаса детей именами  существительными и прилагательными по теме «Деревья»,
  • развитие грамматического строя речи: обучение умению образовывать прилагательные от существительных: береза – березовый, клен – кленовый и т. д.

Коррекционные:

  • развитие фонематического слуха;
  • развитие понимания речи;
  • развитие фразовой речи;
  • развитие графомоторных навыков;
  • развитие зрительного восприятия, в том числе фотографий;
  • развитие мышления, внимания и памяти;
  • развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

  • экологическое воспитание: привитие любви к природе и бережного отношения к ней.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы урока.
  3. Голосовые упражнения.
  4. Повторение названий частей дерева.
  5. Узнавание деревьев по описанию.
  6. Узнавание листьев деревьев. Работа над словообразованим.
  7. Узнавание плодов деревьев.
  8. Пальчиковая гимнастика с речью.
  9. Физкультпауза.
  10. Развитие графомоторных навыков: соединить линией одинаковые листочки.
  11. Рассматривание фотографий экскурсии и ответы на вопросы по ним.
  12. Отгадывание загадок о деревьях.
  13. Игра с пальчиковым бассейном: найди буквы и составь слог.
  14. Подведение итогов занятия.

Оборудование:

  1. Дерево в горшке.
  2. Предметные картинки деревьев.
  3. Листья дуба, клена, березы, рябины, ветки ели.
  4. Плоды деревьев: шишки, сережки березы, желуди, плоды клена, ягоды рябины.
  5. Листы с изображениями листьев различных деревьев.
  6. Пальчиковый бассейн, наполненный желудями.
  7. Пластмассовые буквы.
  8. Фотографии детей на экскурсии.
  9. Кукла: старичок – Лесовичок.

Ход занятия.

   1.Дети, сегодня у нас праздничное занятие: к нам пришли гости, чтобы посмотреть, как вы занимаетесь.

   2.А еще  нам в гости кто-то пришел. Кто это?

Логопед показывает куклу Лесовичка.

Я старичок – Лесовичок. Я живу в лесу, дружу со всеми растениями и животными. Я узнал, что вы всю осень изучали деревья, пришел послушать, что вы о них узнали, поиграть с вами, загадать загадки.

Старичок знакомится с детьми, они называют ему свое имя.

   3.Ребята, деревья в моем лесу волшебные. Они умеют петь песни. Давайте споем их вместе.

А-А-А- поет береза.

О-О-О- поет клен.

У-У-У- поет дуб.

И - И – И- поет рябина.

А ветер в лесу поет свою песню: С – С – С .

   4. Ребята, я вижу, что у вас в кабинете растет дерево в горшке.

Назовите мне его части. Дети называют: ствол, корни, ветки, листья.

    Лесовичок показывает детям паззл «Дерево» Дети показывают и называют части дерева. Играют с паззлом: разбирают и собирают его.

    5.Ребята, отгадайте, о каком дереве я сейчас вам расскажу?

- Она –всегда зеленая, и зимой, и летом. У нее на ветках короткие зеленые иголки. На этом дереве растут шишки.(Ель).

- Стройная, белоствольная, кудрявая. Листья у нее маленькие, похожи на сердечки, а ствол белый. На ней весной растут сережки. (Береза).

 Ствол у него мощный, толстый, темного цвета. Листья жесткие, осенью коричневые. На нем осенью растут желуди. (Дуб).

Это дерево очень красивое осенью. Листья у него резные, желтые, красные, зеленые. С этого дерева осенью падают крылатки. (Клен).

Ветки у этого дерева тонкие, гибкие. Осенью на ней растут красные ягоды. (Рябина).

       Дети называют деревья: береза, дуб, клен, ель, рябина.

 Выбирают, кто с каким деревом будет играть.

   6. Лесовичок: «Ребята, я принес вам листья деревьев, хочу, чтобы вы отгадали, с какого дерева упали эти листочки?»

 Дети, подберите листики к деревьям.

Старичок – Лесовичок  показывает листья, спрашивает: Какой это листок? Дети отвечают: Кленовый, дубовый, березовый, рябиновый,  веточка еловая. Листья прикладывают к картинкам деревьев.

   7. Лесовичок принес плоды деревьев. Дети должны отгадать, с какого дерева эти плоды: желуди растут на дубе, сережки – на березе, крылатки – на клене, шишки – на елке, ягоды – на рябине. Плоды прикладывают к картинкам деревьев.

   8.Ребята, давайте расскажем стихотворение про листья деревьев.

Дети загибают пальцы одной руки пальцами другой.

Листик березовый,

Листик рябины,

Листик дубовый,

Листик осины,

Листики клена в букет соберем,

В вазу поставим,

В группу снесем.

   9. Физкультпауза.  

   Дети переходят на коврик. Посмотрите, какой у нас тут осенний уголок. Какие приметы осени мы тут видим? – Трава пожелтела, листья на деревьях стали желтыми и падают на землю. Солнце греет слабо, его часто закрывают тучи. Часто идут дожди.  На улице лужи. Растут грибы.

 Давайте подышим свежим осенним воздухом. Дети выполняют дыхательные упражнения: вдох через нос, выдох через рот.

   Лесовичок: «Дети, послушайте, какие листочки я попрошу вас найти на коврике: большой коричневый дубовый лист, маленький зеленый кленовый лист» и т.д. Дети находят нужные листья, берут их в две руки.

   Речь с движениями.

Мы листики осенние,

На дереве сидели.             Руки в стороны.

Ветер дунул: С – С – С – полетели.

Мы летели и летели         Дети машут руками.

И на землю тихо сели.     Дети опускают листья на ковер.

Ветер снова набежал: С – С – С  -        Руки вверх.

И листочки все поднял.

Завертел их, закружил.     Круговые движения руками.

И на землю опустил.        Дети опускают листья на ковер.

   Дети скажите, как нужно относиться к деревьям?

Бережно, нельзя ломать ветки, портить кору.

   10.Дети садятся опять за стол.

Логопед предлагает выполнить письменную работу: соединить одинаковые листочки линией.

   11.Лесовичок показывает детям фотографии детей на экскурсии, которая проводилась в октябре. Отгадайте дети, у какого дерева сфотографирована Наташа?

Плоды какого дерева держит Оксана?

С какого дерева упали желуди?

   12. Лесовичок говорит, что дети хорошо научились отгадывать загадки.

Он загадывает загадки про деревья.

Стоят столбы белые,

На них платья зеленые.

            (Березы).

Зимой и летом одним цветом.

             ( Ель).

В маленький клубочек

Спрятался дубочек.

            ( Желудь).

Весной вырастают,

Осенью опадают.

          ( Листья).

   13.Дети, давайте поиграем с желудями. Логопед достает пальчиковый бассейн, наполненный желудями.

Старичок – Лесовичок спрятал здесь буквы, которые вы изучали в школе. Дети ищут буквы и называют их. Затем составляют из букв слоги и читают их.

   14.Подведение итогов урока.

 Лесовичок говорит детям, что они прекрасно занимались, показали хорошие знания о деревьях, научились любить природу, отгадали все его загадки. Он благодарит их за работу на уроке и дарит им подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛОГОПЕДИИ В0 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ С-Ш, РАСШИРЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ПО ТЕМЕ «ПОСУДА» У ДЕТЕЙ С СНР СРЕДНЕЙ И ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНИ».

Цель:Автоматизация и дифференциация С-Ш в речи.Расширение и активизация словаря по теме «посуда», развитие грамматического строя речи, связной речи.  Коррекционно-образовательные задачи:-...

Конспект открытого внеклассного занятия по чтению по теме "Муму" И.С. Тургенева

Цель: обобщить и систематизировать знания , полученные при изучении произведения И.С. Тургенева...

Конспект открытого интегрированного занятия (логопед, психолог). Досуг – викторина: «Что? Где? Когда?»

Цель: Обобщение полученных знаний по теме: звук, слог, слово, предложение, умение применять их на практическом материале.     Задачи: Образовательная: Закрепить полученные знания: ...

Конспекты открытых интегрированных занятий логопеда и психолога с детьми с общим недоразвитием речи.

«Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему   миру ребенка. Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто невообразимое в реальной жизни в поддающиеся контролю ситуац...

Конспект открытого комплесного занятия по окружающему миру. Тема: "Дикие и домашние животные"

Конспект открытого комплесного занятия по окружающему миру. Тема: "Дикие и домашние животные"Цель:  Закреплять знания детей о  диких и домашних животных....

План конспект открытого тренировочного занятия группы СОГ на тему "Обучение техники "Бросок поворотом" (мельница)"

Представлен конспект занятия для  спортивно-оздоровительной группы (Возраст 10-12лет) на тему "Обучение техники "Бросок поворотом " (мельница)"...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе. Тема: " Путешествие по Клину". Самоанализ занятия.

Цель: обобщить и закрепить знания, полученные в течение учебного годаЗадачи:Коррекционно – образовательные:  уточнить и активизировать словарь по теме «Мой город»; продолжать фо...