Выступление на семинаре учителей-логопедов "Минимальные дизартрические расстройства у детей"
статья

Артемова Мария Владимировна

Минимальные дизартрические расстройства у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл minim-nye_dizart-skie_rasstr-va_u_detey.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Минимальные дизартрические расстройства у детей

     В последнее время увеличивается количество детей, с которыми удлиняются сроки логопедической работы по коррекции звукопроизношения. Больше времени и сил затрачивает учитель-логопед на постановку звука, оказывается необходимым отработка, закрепление изолированного звука. Отмечаются трудности автоматизации поставленного звука в речевом потоке. Значительно увеличиваются сроки введения звука в речь ребенка. И в итоге, пройдя все этапы автоматизации и дифференциации звука, ребенок так и не использует звук в коммуникативных ситуациях. При этом специалист-невролог не диагностирует патологии, подтверждающей органическую природу нарушений звукопроизношения.  

     Во многих случаях причиной трудностей коррекции звукопроизношения у таких детей  являются минимальные дизартрические расстройства (МДР). При дизартрии дефекты звукопроизношения вызваны нарушением иннервации речевой мускулатуры. МДР – это легкая степень выраженности дизартрических нарушений.

      Какие же основные нарушения наблюдаются при МДР? Прежде всего, при проведении более детального обследования обращает на себя внимание изменение тонуса артикуляционных мышц (лица, губ, языка, мягкого неба) по типу гипертонуса, гипотонуса, дистонии. Нарушенной оказывается и подвижность артикуляционных мышц. Это проявляется в снижении объема движений, усилении тонуса при попытке выполнить произвольные движения, нарастании утомления при повторении движений, приводящее к снижению их качества. Движения могут выполняться и в полном объеме, но напряженно, медленно. К тому же часто отмечается наличие синкинезий – непроизвольных сопутствующих движений при выполнении произвольных движений органами артикуляционного аппарата. Иногда бывает повышен глоточный (рвотный) рефлекс. При МДР наблюдаются также изменения речевого дыхания: часто выдох у ребенка слабый, ненаправленный. Отмечаются изменения голоса: назальный оттенок, охриплость. Могут быть вегетативные расстройства в виде покраснения или побледнения кожных покровов, гиперсаливации. Легкие признаки гиперсаливации часто выявляются при увеличении нагрузки.  Даже легкие признаки гиперсаливации свидетельствуют о наличии неврологической симптоматики. Нарушения звукопроизношения при МДР имеют свою специфику: нечеткое произнесение гласных звуков, среди различных форм нарушений звукопроизношения преобладают искажения (межзубное и боковое произнесение свистящих и шипящих, произнесение шипящих с нижним положением языка, горловой звук Р), оглушение звонких согласных звуков (дефект озвончения), смягчение твердых звуков и др.

     Какие  доступные  диагностические приемы позволят учителю-логопеду выявить признаки микроневрологических нарушений? Полезно понаблюдать за ребенком во время еды. Если ребенок плохо, медленно жует и ест, не любит жевать твердую пищу, а при обследовании выясняется, что он не может широко открывать и удерживать открытым рот, то эти признаки могут свидетельствовать о снижении функции двигательных волокон тройничного нерва. Ребенок не может поднять брови, нахмуриться, с силой зажмурить глаза, или делает это медленно, со снижением качества. Это указывает на снижение функции верхних ветвей лицевого нерва. Тесты для нижних ветвей лицевого нерва: растянуть губы в виде оскала, надуть щеки, подуть. Если ребенок не может сделать «шарик» (надуть щеки), или одна щека менее напряжена при надувании, не может улыбнуться, показав зубы, или при этом отмечается ассиметрия, губы при артикуляции малоактивны, наблюдается сглаженность или ассиметрия носогубных складок в покое и при оскале, значит, снижена функция нижних ветвей лицевого нерва. Если отмечаются трудности при глотании (пеперхивания), изменения голоса (охриплость, монотонность, сдавленность, назальный оттенок), опущение небной занавески, отклонение увули в сторону, то снижены функции языкоглоточного и блуждающего нервов. Нарушение функции подъязычного нерва может проявляться в следующем:

 - в положении «блинчик» - язык беспокойный, отмечаются тремор, девиация (язык отклоняется в сторону), нарушения тонуса,  гиперкинезы (часто язык напряженный, лежит бугром, постоянно оттягивается в глубь рта);  иногда наблюдается западание одной стороны языка, склонность к сужению языка, при побуждении к действию он становится узким и длинным и без нужды высовывается изо рта;

- ограничение объема движений языка в стороны и вверх (ребенок не может поднять язык вверх в нужном объеме, отмечается недостаточность загибания кончика языка вверх), повторение движения вызывает быстрое утомление, темп артикуляционных движений замедляется, быстро наступает потеря точности движений, при этом отмечается наличие синкинезий (н-р, сопутствующих движений нижней челюсти при подъеме языка вверх или движений языка в стороны («маятник»);

- часто наблюдается поиск заданного положения языка, трудности удержания артикуляционной позы и переключения с одной позы на другую.

     При обследовании подвижности органов артикуляционного аппарата ребенку предлагаются различные движения по речевой инструкции и по показу, причем желательно проведение многократных проб. Для исследования двигательных функции губ и языка обычно используют следующие движения и положения: открыть – закрыть рот, оскал – трубочка, «маятник» (боковые движения языка), «змейка» (возможность произвольно высунуть язык), облизать губы  (координация),  «горка» (доступность дорсальной позиции), «парус» (доступность альвеолярной позиции – верхний подъем), «качели» (переключаемость), «лошадка». Отмечаются основные характеристики: объем (полный, неполный, ограничен), точность, темп, плавность, скорость переключения, координация, истощаемость, наличие/усиление саливации.

     Если при обследовании обнаруживается несколько признаков, свидетельствующих о нарушении иннервации речевого аппарата, то выносится заключение о наличии у ребенка минимальных дизартрических расстройств.

     Для МДР характерна мозаичность симптоматики с преобладанием то лицевого, то языкоглоточного, то подъязычного нервов, определяющая особенности и разнообразие фонетических нарушений. При нарушении лицевого и подъязычного нервов страдают губные и язычные звуки. При нарушении подъязычных нервов при подъеме кончика языка зазубно средняя часть спинки языка быстро опускается на стороне пареза, что обусловливает боковую струю воздуха при произношении шипящих звуков и звука [Р]. При нарушении языкоглоточных нервов имеются нарушения произношения звуков [Г], [К], [Х]. При МДР наблюдается нечеткое произношение гласных звуков, нарушено произношение простых по артикуляции согласных звуков. Кроме того, часто встречается нарушение произношения следующих согласных звуков: межзубное произношение [Т], [Д], [Н], [Л]; отсутствие звука [Р]; горловое (велярное или увулярное) [Р]; боковое произношение свистящих, шипящих и звуков [Р], [Р’]; замена звуков [Р], [Р’] на [Д], [Д’]; формирование шипящих звуков в более простом нижнем произношении; замена шипящих звуков свистящими; дефекты звонкости как частичное нарушение голоса; смягченность речи вследствие спастического напряжения средней части спинки языка.

     При дизартрии очень затруднена автоматизация звуков, что связано с плохой подвижностью артикуляционного аппарата при переключении от фонемы к фонеме, от слога к слогу (в более тяжелых случаях), а в более легких случаях затруднено переключение от слова к слову. Новый звук может произноситься в словах с более легкой конструкцией – в двусложных словах из двух открытых слогов.  При более сложной слоговой структуре слов (стечение согласных, закрытые слоги) вновь поставленный звук опускается или искажается.

     Кроме того, при минимальных дизартрических расстройствах наблюдаются нарушения сенсорных функций, в том числе фонематического слуха.

     Требуется комплексная и специальная коррекционная работа с детьми, имеющими минимальные дизартрические расстройства: помимо логопедических занятий необходимо проводить медикаментозное лечение, физиотерапию, ЛФК, логопедический массаж, логопедическую ритмику.

     Использованная литература

     Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.-144 с.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дизартрические расстройства речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

1.     У детей с ДЦП и другими тяжелыми нарушениями двигательной системы частота нарушений речи составляет 85-95 %, в том числе дизартрии 75%. При ДЦП отмечается определенная...

Интегрированное занятие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами в процессе восприятия репродукций картин И.К.Айвазовского

В процессе занятия  дети расширяют знания о картинах И.К.Айвазовского, учатся пересказывать, понимать музыку, отображать характер моря в цвете....

Презентация по теме: "Дизартрические расстройства речи у детей с мышечными дистрофиями". Олейник С.Н., Кирсанова Е.П. 2018 г.

Представлен материал по исследованию дизартрических нарушений речи у детей с мышечными дистрофиями, предложен термин для квалификации данных нарушений логопедом, его обоснование....

Презентация по теме: "Дизартрические расстройства речи у детей с мышечными дистрофиями". Кирсанова Е.П., Олейник С.Н. 2018 г.

представлен материал по исследованию дизартрических нарушений у детей с мышечными дистрофиями....

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с  расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия  «Альбом «РАСкрой мир&raq...