Интегрированное занятие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами в процессе восприятия репродукций картин И.К.Айвазовского
план-конспект по теме
В процессе занятия дети расширяют знания о картинах И.К.Айвазовского, учатся пересказывать, понимать музыку, отображать характер моря в цвете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие по развитию связной речи в процессе восприятия репродукций картин И.К.Айвазовского с детьми старшего дошкольного возраста с минимальные дизартрические расстройствами.
Тема занятия: Картины И.К.Айвазовского.
Цель занятия: развитие связной речи в процессе рассматривания репродукций картин И.К. Айвазовского.
Задачи:
Образовательные:
-совершенствовать диалогическую и монологическую речь в процессе совместного
рассматривания картин;формировать умение вести диалог, содержательно и
выразительно пересказывать знакомую сказку (Сказка о волне и художнике);
- вводить в речь эмоционально оценочную и колоративную лексику;
- развивать фонематический слух в процессе прослушивания звуков моря;
- формировать способность выделять в картинах несколько качеств (сравнивать по
цвету, выделять красивые сочетания цветов и оттенков, определять характер волны –
веселая, грустная, задумчивая, сердитая, холодная и т.д.);
- закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах и цветах спектра;
Коррекционно - развивающие:
- развивать высшие психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления,
речи) с учетом зоны актуального и ближайшего уровня развития, индивидуально –
типологических особенностей каждого ребенка;
- создавать специальные условия для продуктивной деятельности детей с учетом особых
образовательных потребностей
- продолжать работу по коррекции минимальных дизартрических расстройств речи в
процессе чтения стихотворений А.С.Пушкина и О. Дриза.
Воспитательные:
- развивать художественное восприятие, творческое воображение
- приобщать к элементарным знаниям в области искусства;
- формировать интерес к произведениям искусства;
- развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности (рисование
гуашью по мокрому листу бумаги),
- готовить детей к первому посещению художественного музея;
Здоровьесберегающие:
- нормализация тонуса кистей рук
- стабилизация мелких мышц
Оборудование: репродукции картин И.К.Айвазовского (Буря у берегов Ниццы. Бухта Золотой Рог. Суда на рейде. Коктебельская бухта. Закат солнца, одинокий парусник. Девятый вал ), диск «Моцарт и звуки океана», кораблики, цветовой круг, гуашь, кисти, палитра, подставки для кисточек, салфетки, альбомные листы.
Ход занятия.
Под звуки океана дети входят в зал.
- Вам знакомы эти звуки? Правильно, это раздаются звуки моря. Вы, конечно, догадались,
что мы сегодня будем говорить о море. А море с нами тоже будет разговаривать, но на
своем языке - языке красок. Красоту моря воспевали поэты, музыканты и художники.
О картинах одного из великих художников мы и поговорим сегодня. Вспомните, с какой
сказкой мы совсем недавно с вами познакомились? ( Сказка о волне и художнике).
- Где жила Волна? (Волна жила в огромном море).
- Кого встретила Волна на берегу моря? ( Волна встретила кудрявого мальчика).
- Как звали этого мальчика? ( Его звали Аванесом, по-армянски, а по-русски Ваней).
- Вспомните, в каком городе родился Ваня? ( Ваня родился в городе Феодосия).
- Чем любил заниматься Ваня? ( Ваня любил наблюдать за Волной).
- Как стали называть Ваню, когда он стал большим?
- Где учился Ваня на художника? ( Он учился в Петербурге).
- И.К.Айвазовский написал очень много картин о море.
Художников, рисовавших море, называли маринистами.
У нас есть девочка Марина. А вы, знаете, как переводится имя Марина на русский
язык? Морская. Даже волосы Марины напоминают море, чем? Правильно, они у
Марины волнистые.
Предлагаю вам, ребята, посетить один из залов картинной галереи, посвященной
известному всему миру художнику И.К.Айвазовскому. А вы постарайтесь увидеть,
какой показал Волну художник в своих картинах.
1 картина. Буря у берегов Ниццы.
- Как вы думаете, что изобразил художник на этой картине? (Он изобразил бурю, шторм
на море).
- Какая Волна в штормовые дни? (В штормовые дни Волна темно-серая, как и низкие
тучи. А на голове Волны шапка белой, сердитой пены).
- Посмотрите внимательно, какие краски использовал художник при написании этой
картины (Иван Айвазовский использовал разные оттенки серого и черного цвета.
Картина написана в темных тонах).
- Как вы думаете, что хотел показать художник, используя именно эти оттенки?
(Ответы детей).
- Какие чувства вызывает у вас эта картина? (Ответы детей).
Вспомните, как описывает А.С.Пушкин такое состояние моря?
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой.
Хлынет на берег пустой.
2 картина. Бухта Золотой Рог. Турция.
- Что любила делать Волна в лунные ночи? (В лунные ночи Волна подставляла свою
спинку под холодные серебряные лучи.)
- Какие цвета, краски использовал художник в этой картине?
- Что вы можете сказать о настроении этой картины?
3 картина. Суда на рейде.
- Какой становилась Волна на рассвете? (На рассвете Волна становилась розовой и
нежилась в теплых лучах солнца.)
- Что любила Волна больше всего? (Больше всего ей нравилось летом плескаться у
самого берега. Ворошить разноцветные камешки, играть с рыбками или щекотать за
ножку маленького ребенка).
- Какие оттенки использованы Иваном Константиновичем Айвазовским в этой картине?
(Ответы детей).
- Правильно, художник в своей картине изобразил море, облака и воздух используя
различные оттенки. Цвет в картинах художника – символ жизни, надежды и веры.
4 картина. Море. Коктебельская бухта.
- Обратите внимание на эту картину Айвазовского. Как вы считаете, какой выглядит
Волна на этой картине? (Зеленая, бегущая, изумрудная, прозрачная, живая и т.д.)
Вспомните, как Пушкин воспевал именно такую Волну (Дети читают по желанию):
Ты волна моя, волна! Ты морские камни точишь,
Ты гульлива и вольна. Топишь берег ты земли,
Плещешь ты куда захочешь, Поднимаешь корабли.
- Как вы считаете, какую часть суток изобразил художник в этой картине? ( Утро).
- Каких оттенков здесь больше? (Ответы детей).
5 картина. Закат солнца. Одинокий парусник.
- Посмотрите, на этой картине море становиться зеркалом, в которое глядится прекрасное
небо и говорит: « Как я красиво в лучах заходящего солнца!».
- Что мы видим, глядя на картину? (Движение Волны, ее прозрачность. Легкая
спадающая сеть пены на изгибах Волны. Айвазовский восхитительно изобразил раскат
Волны на песчаном берегу. Песок просвечивает через прозрачную пену.)
- Чем отличается эта картина от предыдущей картины, если вы внимательно посмотрите
на цвет? (Ответы детей)
6 картина. Девятый вал
- Вспомните Сказку, о какой картине люди говорили больше всего? (О картине «Девятый
вал»).
- О чем знала Волна? (Она знала о том, что во время штормов в разных морях люди
считают волны и думают, что девятая – самая страшная и сильная).
- Почему Волна удивилась, когда увидела себя на этой картине? ( Потому, что она узнала
в ней себя.)
- Давайте расскажем Волне об этой картине!
(Рассказы детей: В центре картины, в бушующем море, художник изобразил обломок
громадной мачты, за который цепляются тонущие люди. Это все, что осталось от
корабля, казавшегося вчера таким прочным).
- Представьте, что происходило с людьми ночью в море? ( Наверно, их всю ночь носило
посреди безбрежного моря).
- И вот наступил рассвет… Как описал это художник? (Встает солнце, его почти не видно
сквозь водяную пыль).
- О чем подумали люди с восходом солнца? (У людей появилась надежда, что вскоре
буря утихнет. Но это только надежда. Над головами людей поднимается новый девятый
вал, огромная Волна.
- Расскажите, ребята, какая здесь Волна. ( Могучая, просвечивающая на солнце зелено -
голубым цветом, с капельками брызг и хлопьями пены, красивая, грозная, живая,
изумрудная и т.д.).
- Посмотрите и скажите, какие краски использовал К.И. Айвазовский?
- Все цвета радуги. (Поиск всех цветов спектра на картине).
- И так, ребята, мы с вами полюбовались красотой моря глазами художника - мариниста
Ивана Константиновича Айвазовского. Красотою, мощью, разнообразием настроения
Волны восторгались не только художники и поэты, но и композиторы.
Ребята, а вы хотите, хоть немного побыть настоящей Волной? Закройте глаза и
постарайтесь представить себя Волной под музыку композиторы Римского – Корсакова
и передать ее характер в своих движениях, слушая музыку моря.
Психогимнастика.
- Молодцы, ребята, это были фантастические Волны с разным настроением, сильным и
слабым ветром. А хотите стать настоящими художниками – маринистами? Тогда я
приглашаю вас в мастерскую художника.
Дети под звуки океана (диск « Моцарт и звуки океана») рисуют море на мокром листе
бумаги гуашью. Берут кораблики и ставят каждый на свое «море». Рассказывают какие
оттенки имеет его «море».
Занятие заканчивается стихотворением О. Дриза:
Если возьмем всего понемножку:
Черного моря кружку,
Белого моря ложку,
Красного моря кадушку,
Синего моря ведро
И желтого моря ведро.
Выйдет у нас разноцветное море.
Ох, и красиво!
Ох, и пестро!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/13/picture-66852.jpg)
Обучению связной речи детей старшего дошкольного возраста
Здесь представлены конкретные рекомендации по формированию связной речи детей....
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/14/picture-109024.jpg)
План кружковой работы "Ручеек" по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 2011-2013 уч. год
МБДОУ «Детский сад «Мастерок»План кружковой работыпо развитию связной речи детей с ОНР IIIуровнястаршего дошкольного возраста «Ручеёк» (2й год обучения) Учитель-логопед: Рогалева Н.А....
Опыта работы по теме "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами наглядного моделирования"
Непосредственно образовательная деятельность учителя -логопеда по теме "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования. (Лексическая тема: "Зима"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/11/picture-665659-1441962335.jpg)
Опыт работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
В настоящее время в дошкольных учреждениях отмечается значительный рост количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии. В связи с этим формируются логопедические группы с ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/21/picture-1042961-1529573443.jpg)
Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами
Статья для сайта "Молодой ученый" в раздел Международные конференции 2012г....
Система работы дошкольного учреждения по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
Представлено содержание и методические приемы коррекционной работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/30/picture-1525851-1717050823.jpg)
Исследование особенностей связной речи детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушения
Аннотация: В данной статье раскрываются особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями посредством комплексного...