Дизартрические расстройства речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
методическая разработка по теме
1. У детей с ДЦП и другими тяжелыми нарушениями двигательной системы частота нарушений речи составляет 85-95 %, в том числе дизартрии 75%. При ДЦП отмечается определенная взаимосвязь двигательных и речевых расстройств.
2. Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур головного мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи.
3. Структура дефекта при дизартрии включает нарушения звукопроизносительной и просодической стороны речи, обусловленное органическим повреждением рече-двигательных механизмов центральной нервной системы. Нарушения звукопроизношения зависят от тяжести и характера поражения ЦНС. Основными клиническими признаками дизартрии являются:
· нарушения мышечного тонуса в речевой мускулатуре.
· ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата.
4. Дизартрические расстройства сочетаются с недоразвитием других компонентов речевой системы (фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи).
5. Коррекционно-педагогическая работа должна осуществляться системно, дифференцированно с учетом тяжести заболевания и особенностей психо-физического развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dizartricheskie_rasstroystva_rechi_u_detey_s_narusheniem_oporno.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Дизартрические расстройства речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Кудрявцева Галина Владимировна
учитель-логопед,МБДОУ ДСКВ №122,г.Череповец.
Данные современной логопедии убедительно доказывают тот факт, что раннее начало коррекционно-педагогической работы является необходимым элементом и важной составляющей эффективной и результативной работы учителя-логопеда [Б.М.Гриншпун, И.Д.Емельянова, Е.М.Мастюкова, М.В.Ипполитова].
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы договариваться. И, наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими, нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе. Недостатки речи часто приводят к неуспеваемости, порождают неуверенность ребенка в своих силах. К сожалению, количество детей с дефектом речи, в том числе и нарушениями звукопроизношения год от года растет.
Таким образом, задача воспитания у детей чистой речи – задача большой общественной значимости, серьезность которой должны осознавать все: учителя-логопеды, родители, воспитатели. Значимость этой проблемы многократно увеличивается в работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Общим для этой группы детей является наличие тяжелых нарушений речи. По данным И.А.Смирновой дизартрия отмечается в 79 %, ОНР 2-3 уровня в 67 % случаях. У большинства детей с церебральными патологиями и другими нарушениями ОДА возникают проблемы с формированием одной из наиболее сложной организованной психической функции – речи. Речевые нарушения вызываются и повреждениями двигательных механизмов речи и расстройствами смежных психических функция и спецификой взаимодействия больного ребенка с окружающим. «Формирование речи у детей с церебральным параличом – это сложный процесс, в котором квалифицированное логопедическое воздействие должно сочетаться с лечением и специальным образованием, включающим коррекцию психофизического и личностного развития. Наиболее благоприятным для коррекции нарушенных психических функция и предупреждения дальнейшего аномального развития является дошкольный возраст» (10)
Особенности развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Дети с нарушением ОДА – это довольно многообразная группа.
Дети с детским церебральным параличом (ДЦП). Детский церебральный паралич – заболевание центральной нервной системы, при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Ведущими в клинической картине являются двигательные нарушения, которые характеризуются центральными параличами определенных групп мышц, расстройствами координации, гиперкинезами.
Дети с врожденной косолапостью и плосковальгусом стоп. У данной категории детей также отмечаются определенные особенности в нервно-психическом развитии, которые выражаются в моторной неловкости и слабой координации.
Дети с нарушениями осанки (сколиозы, кифозы, кривошея).
Дети с врожденными пороками органов движения (укорочение конечностей, неправильное формирование или отсутствие каких-либо суставов). Часто эти нарушения обусловлены генетическими заболеваниями – синдром Марфана, ФКУ, синдром Холт-Орама и др.
Дети с нарушениями органов движения вследствие травм и тяжелых заболеваний, повлекших ампутации. Значительная часть всех детей с нарушениями ОДА имеют особую неврологическую и психопатологическую симптоматику.
Гипертензионно-гидроцефальный синдром – проявляется в нарушениях умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведения детей, а также в быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности.
Церебрастенический синдром – проявляется в виде повышенной нервно-психической истощаемости эмоциональной неустойчивости, нарушении функций активного внимания и памяти.
Двигательные нарушения характеризуются изменениями мышечного тонуса, геми и моно-парезами, нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук,несформированностью общего и орального праксиса. Е.М.Мастюкова, О.Н.Усанова выделяет у этой категории синдром раздражительной слабости, который выражается с одной стороны в повышенной истощаемости психических процессов, утомляемости; а с другой – чрезвычайной раздражительности, плаксивости. Это объясняет низкую работоспособность, способность к длительному интеллектуальному напряжению. Психолого-педагогическое обследование нередко выявляет нарушения в познавательной деятельности. Е.М. Мастюкова отмечает, что двигательные нарушения ограничивают предметно-практическую деятельность. Последние обуславливает недостаточное развитие предметного восприятия. Двигательная недостаточность затрудняет манипуляцию с предметами, их восприятие на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации и речи препятствуем развитию познавательной деятельности.
Таким образом, нервно-психическое развитие детей с нарушением опорно-двигательного аппарата характеризуется задерженностью, а нередко искаженностью на фоне общей соматической ослабленности. Коррекционно-педагогическая работа с данной категорией детей должна осуществляться комплексно.
Особенности речевого развития детей с нарушение ОДА.
Расстройства речевой функции при ДЦП изучали Е.Н.Винарская, Е.М.Мастюкова, И.И.Панченко, И.А.Смирнова, К.А.Семенова.
По данным И.А.Смирновой у детей с ДЦП в возрасте от 5 до 7 лет ОНР – 3 уровня отличается в 50 % случаев, ОНР – 2 уровня – в 17 % случаев, дизартрия – в 79 % случаев. И.А.Смирнова указывает, что на развитие речи у данной категории детей влияют:
Те же обстоятельства, которые вызывают патологию речи у детей и без двигательных нарушений,
Моторные нарушения в периферическом речевом аппарате. В зависимости от их распространенности и интенсивности развиваются разные формы дизартрии.
Сенсорные нарушения, которые могут быть связаны с моторными расстройствами.
Частые нарушения строения артикуляционного аппарата, обусловленные внутриутробной патологией, которые могут являться механическим препятствием к овладению правильным произношением.
Ограничение поражения ЦНС, затрагивающие не только моторные ее отделы.
Социальные условия развития больного ребенка – позднее становления ситуативно-делового общения и овладение предметно-практической деятельностью.
Дизартрия – это расстройство фонетико-фонематической системы речи, обусловленное ограничениями поражениями двигательных отделов центральной нервной системы. И.А.Смирнова, М.А.Поваляева отличает, что особенностью дизартрии при ДЦП является общность нарушений скелетной и речевой мускулатуры, недостаточность кинестетического восприятия.
У истоков научных исследований организации логопедической работы с детьми с ДЦП стояли К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, Н.В. Симанова, О.В. Правдина, Е.Н. Винарская, И.И. Панченко. У дошкольников с ДЦП не встречается какой-то особой патологии речи, но они приобретают свою специфику, которую необходимо учитывать при диагностике и коррекции «Развитие речи при ДЦП имеет общие особенности и специфические закономерности… К числу общих закономерностей, то есть закономерностей характерных для нормального развития, относятся и последовательность формирования речевых функций в онтогенезе, их взаимосвязь с развитием других психических функций, зависимость развития речи от социальных факторов»(10).И.А. Смирнова отмечает, что специфическими закономерностями развития речи при ДЦП, является прежде всего проблемы формирования артикуляции, обусловленные патологией рефлекторного развития и лексико-грамматические нарушения, опосредованно связанные с сенсомоторной недостаточностью.
Классификация дизартрии при ДЦП представлены в работах И.И.Панченко. И.И.Панченко предлагает симптомологическую классификацию и выделяет следующие формы:
Спастико-паретическая. Ведущий симптом спастический парез обусловленный поражением пирамидальных путей. Характерно для детей со спастической диплегией.
Спастико-ригидная. Ведущий симптом сочетания спастических парезов с нарушением тонуса, обусловленным поражением экстрапирамидной системы. Характерно для детей с двойной гемиплегией.
Гиперкинетическая. Ведущий симптом гиперкинезы. Присуща детям с гиперкинетической формой ДЦП.
Атактическая (мозжечковая). Ведущее расстройство – атаксия. Проявляется у детей с атонически-астатической формой ДЦП.
В логопедии применяется топическая классификация Е.М.Мастюковой. В соответствии с локализацией очага поражения она выделяет следующие формы:
Бульбарная – обусловлена поражением ядер, корешков, периферических стволов черепно-мозговых нервов, находящихся в продолговатом мозге. Развиваются вялые параличи в мышцах речевых органов, приводящие к потере произвольных и непроизвольных движений. Ограничение подвижности мышц приводят к стойким нарушениям произношения. В речи больного появляются дополнительные призвуки, вызванные гиперсаливацией и излишним напряжением в тех мышечных отделах, где движение возможно. В связи с этим внятность речи страдает пропорционально тяжести параличей и парезов в оральной области.
Псевдобульбарная – возникает при поражении пирамидальных путей на участке от коры до продолговатого мозга. Для этой формы характерны спастические параличи с нарушением управления произвольными движениями. В речи часто страдают сложные в артикуляторном отношении звуки, требующие более точных мышечных движений.
Экстрапирамидальная дизартрия – является следствием поражения экстрапирамидной системы. Нарушено управление тонусом мышц. Возникают дистонии и гиперкинезы. Гиперкинезы проявляются в виде ритмичных и волнообразных сокращений мышц, усиливаются при произвольных движениях. Нарушены артикуляционное более сложные звуки и просодические компоненты речи.
Мозжечковая – возникает при поражении мозжечка. Характерным симптомом является расстройство координации. Больной не может регулировать силу движения (в начальной фазе движения излишне активны, а в конечной - недостаточны). В звукопроизношении страдают артикуляционно сложные звуки. Просодические расстройства выражаются в неспособности подчинить речевой поток интонационным ударениям («скандированный» характер речи).
Корковая – следствие очаговых поражений двигательных зон коры головного мозга. Характерна дезорганизация сложных двигательных навыков. Ведущими симптомами корковых дизартрий являются апраксии – потеря контроля над производством движений со стороны корковых анализаторов.
Все авторы сходятся во мнениях о том, что у детей с ДЦП наиболее часто встречаются псевдобульбарная дизартрия. В нашей логопедической практике часто встречается и стертая форма дизартрии. Определение стертой дизартрии давали: О.А. Токарева, Л.В. Лопатина, М.П. Давыдова. Наиболее полное определение дает А.Н. Корнев. Он определяет это расстройство, как избирательные, негрубые, но довольно стойкие нарушения звукопроизношения, которые сопровождаются легкими, своеобразными нарушениями иннервационной недостаточности артикуляционных органов.
Л.С.Волкова, Е.М.Мастюкова, Н.В.Симонова дают характеристику основных симптомов дизартрии.
Основной симптом дизартрии – нарушение звукопроизношения. В зависимости от типа нарушения они делятся на:
-антропофонические (отсутствие, замена, смешение, недифференцированное произношение).
Для всех форм дизартрических проявлений характерным является – синдром артикуляционных расстройств. Он характеризуется рядом признаков:
нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре. Выделяют следующие формы:
Спастичность артикуляционных мышц – постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, губ; в лицевой и шейной мускулатуре. Повышение тонуса может быть локальным и распространяться только на отдельные мышцы языка. При выраженном повышении мышечного тонуса язык напряжен, оттянут кзади, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Наряженная спинка языка, приподнятая к твердому небу, способствует смягчению согласных звуков. Повышение тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта. Ограничение движений языка вперед может быть связано со спастичностью подбородочно-язычной, челюстно-подъязычной мышцы. Повышение тонуса в мышцах лица, шеи ограничивает произвольные движения в артикуляционном аппарате.
Гипотония. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность полного смыкания. Рот обычно полуоткрыт, выражена гиперсаливация. Особенностью артикуляции при гипотонии является назализация, когда гипотония мышц мягкого неба препятствует достаточному движению небной занавески вверх и прижатию ее к задней стенке зева. Струя воздуха выходит через нос, а струя выходящая через рот, чрезвычайно слаба. Нарушается произношение губно-губных смычных шумных согласных (п, п', б, б'). Затруднена палатализация, в связи с чем нарушено произношение глухих смычных согласных. Легче произносятся соноры – м, м’, а также губно-зубные щелевые шумные согласные – ф, ф, в, в. Нередко наблюдаются различные виды сигматизма (межзубный, боковой).
Дистония – меняющийся характер мышечного тонуса. В покое отмечается низкий мышечный тонус в артикуляционном аппарате, а при попытках речи – тонус резко нарастает. Характерной особенностью этих нарушений является их динамичность, непостоянство искажений, замен и пропусков звуков.
Нарушение подвижности артикуляционным мышц усиливается нарушениями мышечного тонуса, наличием произвольных движений. При недостаточной подвижности артикуляционных мышц нарушается звукопроизношение. При нарушении подвижности мышц губ – лабиализованные гласные (о, у), губно-губные смычные (п, п, б, б, м, м). Ограничение подвижности губ нарушает артикуляцию в целом, так как эти движения меняют размер и форму преддверия рта, оказывая влияние на резонирование всей ротовой полости. Ограничение подвижности мышц языка, недостаточный подъем вверх связано с нарушением иннервации шилоязычной мышцы. В этом случае страдает произношение большинства звуков. Ограничение движения языка вниз может нарушать произношение гласных переднего ряда (и, э), шипящих и свистящих звуков. Ограничение подвижности языка назад нарушает артикуляцию заднеязычных звуков (к, г, х), гласных среднего и нижнего подъема (э, о, а).
При парезах мышц языка и нарушениях их мышечного тонуса часто оказывается невозможным изменение конфигурации языка (удлинение, укорочение, выдвижение, оттягивание назад). Ограниченная подвижность мышц мягкого неба искажает тембр речи, голос приобретает носовой оттенок, недостаточно выражены шумовые признаки звуков. Парезы мышц лицевой мускулатуры ограничивают движения нижней челюсти, в результате чего нарушается модуляция голоса, его тембр.
- Дискоординационные расстройства являются характерным признаком нарушения артикуляционной моторики при дизартрии. Они проявляются в нарушении точности, соразмерности артикуляционных движений. Часто больной выполняет движения с чрезмерной двигательной амплитудой (гиперметрия). Наблюдаются трудности, чередования движений, сохранения определенных артикуляционных поз (дрожания - тремор). При дискоординационных расстройствах нарушения звукопроизношения отмечается при произнесении автоматизируемых звуков в слогах, словах, предложениях.
Нередко отмечается наличие насильственных движений и оральных синкинезий, которые обычно усиливаются при эмоциональном напряжении. Нарушения звукопроизношения при этом различны в зависимости от ситуации. При этом можно отметить поддерживания языка, губ, гримасы лица, тремор языка. Насильственные движения наблюдаются и в покое, и в статистических артикуляционных позах, например при удержании языка по средней линии, усиливаясь при произвольных движениях или попытках к ним.
Наблюдаются синкинезии – непроизвольные сопутствующие движения, которые возникают при произвольных движениях. Например, при движении языка вверх часто сокращаются мышцы, поднимающие нижнюю челюсть, напрягается вся шейная мускулатура и ребенок выполняет это движение с одновременным разгибанием головы. Нередко эти движения наблюдаются и в скелетной мускулатуре (сопутствующие движения пальцев рук).
Отмечается и другой характерный признак дизартрии – нарушение проприоцептивной импульсации от мышц артикуляционного аппарата. Дети слабо ощущают положение языка, губ, направление их движений. Следствием нарушения приориоцептивной импульсации может быть диспраксия А.Р.Лурия выделяет 2 типа диспраксических расстройств: кинестетический и кинетический. При кинестетическом типе отмечаются трудности и недостаточность в развитии обобщений артикуляционных укладов (согласных звуков). Нарушения непостоянны, замены звуков неоднозначны.
При кинетическом типе отмечается недостаточность временной организации артикуляционных укладов. Гласные звуки удлиняются, их артикуляция приближается к нейтральному «а», а согласные звуки произносятся с напряжением, отличаются специфические их замены (щелевые на смычные), имеют место вставки, призвуки, упрощения аффрикат, пропуски звуков при стечении согласных.
Второй важный синдром дизартрии – синдром нарушения речевого дыхания. За счет нарушения иннервации мышц дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, после произношения отдельных слогов, слов ребенок делает поверхностные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе. Это нарушает контроль над дыханием, фонацией и артикуляцией.
Парезы мышц языка, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани, нарушение их тонуса определяют следующий синдром – нарушения голоса и мелодико-интонационные расстройства.
Таким образом, основные симптомы дизартрии – нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств.
Анализ психолого-педагогической и логопедической литературы позволяет сделать следующие выводы:
У детей с ДЦП и другими тяжелыми нарушениями двигательной системы частота нарушений речи составляет 85-95 %, в том числе дизартрии 75%. При ДЦП отмечается определенная взаимосвязь двигательных и речевых расстройств.
Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур головного мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи.
Структура дефекта при дизартрии включает нарушения звукопроизносительной и просодической стороны речи, обусловленное органическим повреждением рече-двигательных механизмов центральной нервной системы. Нарушения звукопроизношения зависят от тяжести и характера поражения ЦНС. Основными клиническими признаками дизартрии являются:
нарушения мышечного тонуса в речевой мускулатуре.
ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата.
Дизартрические расстройства сочетаются с недоразвитием других компонентов речевой системы (фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи).
Коррекционно-педагогическая работа должна осуществляться системно, дифференцированно с учетом тяжести заболевания и особенностей психо-физического развития ребенка.
Литература:
1. Архипова Е.Ф. «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии» М, 2008 г.
2.Бадалян Л.О. «Невропатология» М. – 1982 г.,
3.«Логопедия» Ред.Л.С.Волковой М. – 1989 г.
4. Мастюкова Е.М. «Лечебная педагогика» М. – 1997 г.
5. Ипполитова М.В. «Воспитание детей с ДЦП в семье» М.1980 г.
6. Лопатина Л.В. «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами» СПб. – 2005
7.«Положение о детском дошкольном учреждении для детей с нарушением ОДА» М. – 1980 г. Справочник по дошкольному воспитанию.
8.Поваляева М.А. «Справочник логопеда РД» 2001 г.
9.Смирнова И.А. «Особенности появлений артикуляционных расстройств у детей с ДЦП» ж. «Дефектология» 1995 г. № 5
10.Смирнова И.А. «Логопедическая работа с детьми ДЦП» СПб. – 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Валеологические рекомендации для родителей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому с использованием компьютера
Содержание1. Вводная частьНадомное образование.Понятие о дистанционном обучении. 2. Здоровье человека как основная ценность.3. Ребенок, обучающийся на дому с использование...
Дистанционное обучение.Валеологические рекомендации для родителей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому с использованием компьютера
Содержание1. Вводная частьНадомное образование.Понятие о дистанционном обучении. 2. Здоровье человека как основная ценность.3. Ребенок, обучающийся на дому с использованием комп...
Содержание работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Система работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики была апробирована в работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата в течение...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В конспекте представлены варианты взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя в непосредственной образовательной деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.В занятии...
Программа по физике для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по физике, который доступен большинству учащихся, имеющих двигательные нарушения....
Методические рекомендации "Причины нарушений и коррекционное воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа№439Петродворцового района Санкт-Петербурга Методические рекомендации«Причины нарушений и коррекционное воспи...
Тематика классных часов для 6 класса для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальными нарушениями
Календарное планирование классных часов для детей с ОВЗ...