Презентация по теме: "Дизартрические расстройства речи у детей с мышечными дистрофиями". Олейник С.Н., Кирсанова Е.П. 2018 г.
материал
Представлен материал по исследованию дизартрических нарушений речи у детей с мышечными дистрофиями, предложен термин для квалификации данных нарушений логопедом, его обоснование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoped4.pptx | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дизартрические нарушения речи Дизартрические нарушения речи - одни из самых частых расстройств у детей с неврологической патологией 1 Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, которое в традиционном представлении связано с органическим поражением центральной и периферической нервной системы
Логопедическое обследование детей с нервно-мышечными заболеваниями 2 В 40%-100% случаев выявляются нарушения звукопроизношения, речевого дыхания, голоса, темпо-ритмической и интонационной стороны речи
Определение цели и задач исследования 3 Целью настоящего исследования стало выявление нарушений звукопроизношения и просодической стороны речи у детей с миодистрофией Дюшенна и квалификация этих состояний. В соответствии с целью сформулированы следующие задачи: Проанализировать клинические проявления речевых нарушений при миодистрофии Дюшенна , их патогенез и очаг поражения Проанализировать клинические проявления речевых нарушений при спинальной амиотрофии , их патогенез и очаг поражения Провести сравнительный анализ речевой патологии (звукопроизношения и просодической стороны речи), обосновать использование термина «дизартрия» для квалификации речевых нарушений у детей с мышечными заболеваниями, которые характеризуются первичным дистрофическим процессом в мышцах.
Клинические проявления речевых нарушений 2011 2012 4 Критерий исследования Спинальная амиотрофия Миодистрофия Дюшенна (признак , выделенный * характерен только для миодистрофии Дюшенна ) Мышечный тонус артикуляционной и мимической мускулатуры Диффузное снижение тонуса, выраженные затруднения при выполнении упражнений, резкое снижение длительности удержания артикуляционной позы, высокая степень истощаемости, сильная распластанность языка. Значительное ограничение движений органов артикуляции, значительная минимизация движений. Выраженное увеличение тела языка, иногда с «вываливанием» его за пределы зубного ряда*. Артикуляционный праксис (кинетический, кинестетический) Выраженные трудности выполнения движений, поза не удерживается, быстрая истощаемость, сужение амплитуды движения. Серии движений выполняются в очень медленном темпе в условиях резкого снижения качества каждого движения и позы (только в «срединном» положении в полости рта), быстрая истощаемость. Выраженное редуцированное произнесение гласных звуков и межзубное произнесение Ш, С. Движения совершаются по дуге передней третью языка*. Часто отмечается уплотнение дна ротовой полости и появляются субъективные ощущения дискомфорта, затруднения при глотании и покашливании*. Звукопроизношение Р,Р’=0, Л,Л’= W =0; Л, С,С’,З,З’, Ц, Щ,Ч – межзубное произнесение или усредненная артикуляция, У – слабо лабиализован. Уплощение артикуляции всех групп звуков. Речевое дыхание Длительность речевого выдоха ограничена значительно, объем речевого выдоха резко снижен, иногда речевое дыхание прерывистое с паузами для добора воздуха. Голос Громкость голоса колеблется от тихого до еле слышного. При форсированном звучании голос приобретает «скрипучий», сдавленный оттенок, высота голоса повышается. Иногда отмечается появление фальцетообразного , «истонченного» оттенка голоса, легкая назализация. Голос монотонный (затруднения в изменении высоты голоса)*. Темпо-ритмические и интонационные возможности речи Темп речи может быть замедленным*, что обусловливается выраженным снижением тонуса и ограничением возможностей артикулирования . Темп речи может быть ускоренным и быстрым (речь скороговоркой), вследствие необходимости передачи большего количества информации за меньший отрезок времени при уменьшении объема и длительности речевого выдоха. Речь с нарушением ритмической стороны речи (паузы в процессе речи для добора воздуха). Интонационный рисунок речи беден, т.к. возможности изменения высоты голоса ограничены.
Патогенез речевых нарушений и очаг поражения 2011 2012 5 Критерий исследования Спинальная амиотрофия Миодистрофия Дюшенна Патогенез нарушения Денервационная атрофия и гипотония поперечнополосатой мускулатуры за счет потери мышечных волокон Дистрофия мышц (с замещением жировой и фиброзной тканью), гипо - и атония мышц, затрудняющая активные движения и удержание тонического напряжения. Расстройство любых (непроизвольных и произвольных) движений в соответствующих группах мышц. Очаг поражения Прогрессирующие дегенеративные изменения мотонейронов передних рогов спинного мозга и двигательных ядер мозгового ствола и их нервных окончаний Прогрессирующие дегенеративные изменения в мышечных волокнах в отсутствие первичной патологии периферического мотонейрона .
2012 6 Дизартрия Нарушение тонуса мышц Мышечные нарушения «первичны» Мышечные нарушения «вторичны» нарушения в мышечной ткани нарушения иннервации Дизартрия и характер мышечных нарушений
Патогенез и соответствующие формы дизартрии 2011 2012 7 Бульбарная дизартрия «Мышечная» дизартрия Атрофия поперечнополосатой мускулатуры, связанная с прогрессирующей дегенерацией мотонейронов передних рогов спинного мозга либо двигательных ядер мозгового ствола . Прогрессирующие дегенеративные изменения в мышечных волокнах в отсутствие первичной патологии периферического мотонейрона Миодистрофия Дюшенна Спинальная амиотрофия
8 Нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи у детей с миодистрофией Дюшенна , обусловленные первичным дистрофическим процессом в мышцах, могут быть квалифицированы логопедом как дизартрия, «мышечная» форма . Вывод 1
9 Дизартрические расстройства речи, выявленные при других формах первично-мышечных заболеваний : миодистрофии Беккера, Эмери–Дрейфуса, Ландузи – Дежерина , Эрба –Рота врожденные структурные миопатии метаболические миопатии ( митохондриальная миопатия другие формы могут также рассматриваться и квалифицироваться как «мышечная» форма дизартрии . Вывод 2
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Домашние животные" по развитию речи для детей билингвистов
Активизация словарного запаса в рамках лексической темы "Домашние животные"...
Дизартрические расстройства речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
1. У детей с ДЦП и другими тяжелыми нарушениями двигательной системы частота нарушений речи составляет 85-95 %, в том числе дизартрии 75%. При ДЦП отмечается определенная...
«Роль педагога в профилактике и коррекции расстройств речи у детей»
Проектная работа....
Презентация к проекту «Роль педагога в профилактике и коррекции расстройств речи у детей»
Презентация...
Презентация "Словообразование,как способ выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста"
Определение понятия "словообразование", способы словообразования, приёмы работы над словообразованием, план работы по словообразованию, результаты работы....
Презентация "Система работы над связной речью у детей с СНР"
В данной презентации учителя-логопеды и учителя-дефектологи могут увидеть практический материал, который поможет им работать с детьми, имеющими речевые нарушения....
Презентация по теме: "Дизартрические расстройства речи у детей с мышечными дистрофиями". Кирсанова Е.П., Олейник С.Н. 2018 г.
представлен материал по исследованию дизартрических нарушений у детей с мышечными дистрофиями....