Выступление на тему «Соблюдение единого слухоречевого режима»
материал

Энже Фидарисовна Хадыева

Выступление на тему «Соблюдение единого слухоречевого режима».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на совещании при директоре.

Тема «Соблюдение единого слухоречевого режима»

 

Важным условием речевого развития  детей  с нарушением слуха является соблюдение единого слухоречевого режима.

Под слухоречевым режимом понимается совокупность единых организованных требований и мероприятий, обязательных для детей, педагогов и всех работников школы, направленных на развитие связной речи, развитие слухового восприятия и закрепление правильных произносительных навыков.

Условия соблюдения единого слухоречевого режима следующие:

- использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения;

- мотивированное речевое общение с детьми в процессе  учебной и  внеурочной деятельности;

- формирование у детей потребности в речевом общении;

- поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень;

- побуждение детей к активному применению речи;

- контроль за речью детей со стороны взрослых;

- соблюдение единых требований к речи взрослых.

Как проходит в этом направлении моя работа, как учителя-дефектолога?

Я занимаюсь с учениками 1А, 1Б, 5А, 8В, 9А2 классов. Все дети слухопротезированы (кохлеарные импланты, индивидуальные слуховые аппараты).

В начале  учебного года проводится комплексное педагогическое обследование обучающихся. С результатами диагностик я знакомлю педагогов, которые работают с этими детьми. Разъясняю профиль произношения - на какие дефекты обратить внимание в первую очередь, как их исправлять, чтобы педагоги осуществляли контроль за речью детей, даю «рабочие» звуки (в начальных классах с целью выработки самоконтроля каждому ребенку на парту рабочие звуки приклеиваю), а также график проведения фонетических зарядок.

В 1А классе обучающиеся Умар А. и Марсель Я. хорошо идут на контакт, понимают с небольшими пояснениями обращённую речь, общаются устной речью, которая достаточно внятная, успешно справляются с предложенными заданиями. В дальнейшем с этими детьми планирую участвовать в различных мероприятиях, конкурсах.

У учащейся 1Б класса Анны Г. речь невнятная, самостоятельной речи нет, произносительные навыки сформированы на очень низком уровне (19%), дактилем пользуется по подражанию, неосознанно. С ней предстоит более длительная работа по запуску речи, формированию звукопроизношения.

В  8В классе коррекционную работу проводим совместно с логопедом Еленой Валерьвной. Мы   в начале года проверили вместе произношение и связную речь у Ойши Э., запланировали работу по формированию произношения.

Также я довела до сведения педагогов информацию о степени нарушения слуха детей, о способах восприятия речи (кто из детей работает на слух, а кто – слухозрительно).

Чтобы у детей вырабатывалась потребность в активном пользовании своим остаточным слухом, на каждом уроке, занятии, при проведении режимных моментов, во время прогулок, педагогу необходимо отводить время для восприятия речевого материала только на слух. Это стимулирует внимание и усидчивость детей, потому, что ребёнок не знает, в какой момент учитель использует экран, но определённо знает, что это произойдёт обязательно. Педагоги планируют как свой речевой материал, так и привлекают специально отработанный мною на индивидуальных занятиях речевой материал, связанный с учебной деятельностью и разговорно-обиходного характера, т.е.  те фразы, которые даются в начале учебного года.

Я стараюсь  следить за наличием ИСА/КИ, их исправностью. Часто  ученики старших классов приходят на занятие с одним слуховым аппаратом. Я провожу беседы с детьми и родителями о постоянном ношении ИСА/КИ, о том, что надо иметь в наличии запасные батарейки. Убеждаю, что если не носить слуховой аппарат или носить его от случая к случаю, ребёнок будет чувствовать дискомфорт и может никогда не научиться пользоваться теми остатками слуха, которые у него есть.

На своих индивидуальных и групповых занятиях я стараюсь создавать благоприятные  условия  для  речевого  развития обучающихся, чтобы заинтересовать их. Для этого использую различные компьютерные программы, в соответствии с тематическим планированием готовлю дидактический материал  по ФП и РСВ. Детей младших классов за работу на занятии поощряю наклейками, им это очень нравится,  более старших – хвалю, стараюсь поддержать словом. Одобряю тех, кто больше пользуется устной речью,  чем жестами (особенно касается старших детей); создаю ситуации, побуждающие ребенка использовать речь.

Коррекционную работу стараюсь проводить в сотрудничестве с родителями. Особенно, если дети после операции кохлеарной имплантации и вся семья становится первой необходимой речевой средой для ребенка. Знакомлю родителей с результатами диагностик, рассказываю о коррекционной работе - как контролировать звуки, как исправлять дефектное произношение, как работать над развитием речевого слуха, как работать над пополнением словарного запаса. Рекомендую дидактические игры и упражнения, которые можно использовать как на занятиях, так к и дома: один-много, большой-маленький, скажи какой, скажи наоборот, назови одним словом, различные игры на развитие неречевого слуха («Кто там», ««Шумящие коробочки», «Колокольчик» и т.д.)

В 9а2 классе ведется работа по подготовке к устному собеседованию. Вид работы интересный, детям нравится. Но тексты предлагаются единые для всех детей. Сложнее приходится ученикам, у которых недостаточный уровень лексического запаса. Но мы работаем над этим на индивидуальных  и групповых занятиях:  дети читают, отвечают на вопросы, выписывают труднопроизносимые слова, работают с толковым словарем, если значение слов им непонятно, составляют опорный план для пересказывания текста. При описании фотографии нацеливаю  на то, что должно быть не менее 10 предложений. Учу их давать развернутые ответы, используя клише. С заданиями успешно справляются Арина, Ильдар. А с детьми, которые испытывают трудности, ведется дополнительная индивидуальная работа. С согласия родителей и детей даю задания на дом: описать фотографию по плану, пересказать текст, составить диалог и др. Коррекционную работу провожу в сотрудничестве с учителями этого класса.

И в заключение хочется сказать, что только при соблюдении единого слухоречевого режима будет развиваться речь детей, благодаря которой дети быстрее включатся в процесс полноценной социализации,   научатся   вербальному   общению   со слышащими людьми.

                                                                         Подготовила учитель-дефектолог Хадыева Э.Ф.

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по соблюдению слухоречевого режима в школе-интернате №38 II вида города Новокузнецка

                                        Памятка по соблюдению слухоречевого режима в шко...

Соблюдение и выполнение единого орфографического режима и норм оценок ЗУН в вспомогательной школе

На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому здесь предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том чис...

Эффективная деятельность учителя и ученика на современном уроке. Соблюдение единого орфографического режима на уроках русского языка.

Эффективная деятельность учителя и ученика на современном уроке. Соблюдение единого орфографического режима на уроках русского языка....

Соблюдение единого орфографического режима

Соблюдение единого орфографического режима...

Инструкция о соблюдении единого орфографического режима в начальных классах.

Инструкция о соблюденииединого орфографического режима в начальных классах....