Деятельность клуба "Лотос" как один из аспектов социокультурного развития личности.
статья
Проблема социально-культурной адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами. В связи с этим деятельность клуба для лиц с ОВЗ и инвалидов "Лотос" особо актуальна. В материале подробно излагается направления работы клуба "Лотос".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lotos.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельность клуба "Лотос" как один из аспектов социокультурного развития личности.
С 2005 года на базе Молодежного центра существует клуб для лиц с ОВЗ и инвалидов «Лотос», деятельность которого направлена на создание условий, способствующих приобретению у молодых людей с ОВЗ и инвалидностью положительного социального опыта развития в ходе группового адаптационного процесса в обществе.
Одна из основных проблем лиц с ОВЗ и инвалидов - это острый дефицит общения и недостаточное позиционирование своей личности в социальной среде. В большинстве случаев, эта социальная группа не коммуникабельна из-за страха и недостаточной уверенности в собственных возможностях. Преодоление барьеров общения и осознание собственной значимости и успешности для участников «Лотоса» - первоочередные задачи клуба.
Эмоциональному раскрепощению, художественному самовыражению способствует арт-терапия («лечение искусством»), которой очень любит заниматься коллектив клуба. Эта методика основана на привлечении человека к творчеству, что в свою очередь способствует развитию индивидуальности.
Случается, так, что для некоторых молодых людей с ОВЗ – это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Участники «Лотоса» достаточно часто становятся призерами и победителями различных конкурсов по декоративно-прикладному творчеству.
Молодые люди с инвалидностью часто встречается с трудностями, которые способствуют их удалению от общества и замыканию в себе, формируя «проблемное поле», в котором присутствуют, не только дефицит общения, но и ограниченный доступ к учреждениям культуры и спорта, отсутствие организации досуга.
Молодежный центр постепенно пытается решать данные проблемы, так для участников «Лотоса» организовываются экскурсионные поездки, за годы существования клуба молодые люди побывали в Нижнем Новгороде, Болдино, Мордовском заповеднике, посещали и культурные места, и развлекательные центры г.Саров – музеи, театр, библиотеки, кинотеатры, боулинг.
Буквально, на следующей неделе запланировано посещение Городской художественной галереи.
Молодежный центр поддерживает и развивает спортивное направление –бадминтон спорт глухих. Обучающиеся Молодежного центра участвуют в городских, областных, всероссийских и международных соревнованиях. Кроме того, наши спортсмены являются неоднократными призерами и победителями соревнований разного уровня и входят в состав городской, областной, российской сборных команд по бадминтону.
Вот уже на протяжении двух лет в Молодежном центре существует инклюзивная студия «Театр равных» под руководством актрисы Саровского драматического театра - Владимиры Петрик. Еженедельно Владимира Витальевна занимается с коллективом Клуба общения "Лотос". Ребята развивают технику речи, выполняют артикуляционную гимнастику, разрабатывают голос и дыхание, тренируют память. А ещё читают стихи и отрывки из различных литературных произведений, анализируют, обсуждают их и работают над небольшими театральными этюдами и зарисовками. В конце февраля «Театр равных» занял 1 место на международном конкурсе «Кит».
С 2017 года в Молодежном центре функционирует сенсорная комната, которую называют «комнатой релаксации», так как здесь созданы условия для тренировки навыков саморегуляции и расслабления. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека. Спокойная обстановка в сочетании с мощным положительным влиянием - мягкого света, расслабляющей музыки и специальными стимуляторами, воздействующими на органы осязания, слуха, зрения помогают максимально успокоиться, ощутить защищенность, почувствовать уверенность в себе, развить навыки общения. Занятия, которые проходят под руководством психолога – Шестовой Юлии Владимировны, способствуют улучшению психологического здоровья, снятию эмоционального и мышечного напряжения. Особая атмосфера сенсорной комнаты позволяет ребятам раскрепоститься, настроиться на активную деятельность и создает благоприятный эмоциональный фон.
Ярким и незабываемым ежегодным событием является концерт, проходящий в рамках декады инвалидов, в котором принимают участие молодые люди с инвалидностью и без нее. Благодаря этому концерту у саровчан появляется возможность увидеть на сцене талантливых ребят с инвалидностью и без. Подобные мероприятия помогают сориентировать здоровых людей на реальное взаимодействие с людьми с инвалидностью, демонстрируя публике результат - совместное творчество.
Личностное и творческое развитие можно проследить на примере Виктора Новикова, который с рождения лишен зрения. Виктор очень любил петь с детства, попав 6 лет назад в клуб «Лотос», он начал развивать свой вокальный талант, работая с педагогом по вокалу. Сейчас Виктор выступает на городских мероприятиях, участвует во многих конкурсах, так в декабре 2020 г. он одержал победу на международном конкурсе «Кит».
В условиях пандемии, «Лотос» не прекратил общения, встречи проходили еженедельно в online формате, причем таким образом работала и инклюзивная студия «Театр равных», и психолог. Даже коронавирус не помешал ребятам участвовать в конкурсах и завоевывать награды. В этом году участник клуба - Дмитрий Онанян выиграл муниципальный этап Всероссийского конкурса «Моя семейная реликвия», а также занял призовое место в городском конкурсе «Никто не создан для войны», а председатель клуба «Лотос» - Мария Шустер стала обладательницей второго места международного конкурса «Кит» в номинации «Декоративно-прикладное искусство».
С целью привлечения внимания общественности к проблемам молодежи с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, Молодежным центром с 2012 года реализуется Благотворительный марафон «Город – единство непохожих». В марафон вовлечены участники клуба «Лотос», которые являются его идейными вдохновителями. «Город – единство непохожих» открывает широкие возможности практической реализации, направленные на интегрирование особенно одаренных молодых людей-инвалидов в городское сообщество, и предоставляет им реальные возможности участвовать во всех видах и формах социальной жизни в городе наравне и вместе с остальными горожанами в условиях, компенсирующих их отклонения в развитии и ограничения возможностей здоровья. А также оказывает поддержку не только одаренным людям с ОВЗ, но и помогает другим инвалидам через участие в проекте социализироваться в городском социуме по принципу «Равный среди равных».
За годы проведения марафона молодые люди из клуба "Лотос" отмечают то, что с каждым годом расширяется их круг друзей и знакомых, горожане предлагают им свою помощь.
Таким образом, интеграция инвалидов в социокультурное пространство обеспечивается во многом благодаря клубной деятельности, где реализуется творческой процесс, снимаются барьеры общения, организуется культурно-развлекательные мероприятия и оказывается психологическая поддержка, результате чего повышается способность молодых людей с ОВЗ и инвалидностью к самовыражению и удовлетворению личностных интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства, как один из факторов всестороннего развития личности»
Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства. дает возможность сделать процесс приобщения детей к миру искусства более ярким, увлекательным, значимым, помогает открывать для себя п...
«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства как один из факторов всестороннего развития личности»
«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства как один из факторов всестороннего развития личности»...
Проектная и научно-исследовательская деятельность как одна из форм всестороннего развития личности ребенка.
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставя...
«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства как один из факторов всестороннего развития личности»
Если ученик не научится в школе сам ничего творить,то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,так как мало таких, которые, научившись копировать,умели делать самостоятельное приложение ...
«НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА: ВОЗРАСТНАЯ ПЕРЕОЦЕНКА»
• Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадаете ритмом времени (год в младенчестве не равен году жизни в отрочестве)....
Статья «Организация единого образовательного пространства в условиях взаимодействия социальных партнеров, для социокультурного развития личности ребенка»
В данной статье рассматривается опыт успешной организации эффективного взаимодействия образовательной среды ОУ с социокультурной средой территории поселения, построенного на принципах личной заинтерес...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках словесности как условие развития личности школьников
Проектно-исследовательская деятельность на уроках словесности как условие развития личности школьниковПриоритетной целью современного российского образования в связи с введением ФГОС становится не реп...