Проектная и научно-исследовательская деятельность как одна из форм всестороннего развития личности ребенка.
статья на тему
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_i_nauchno-issledovatelskaya_deyatelnost.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная и научно-исследовательская деятельность
как одна из форм всестороннего развития личности ребенка.
(Тарзиманова Гюзель Раисовна учитель физики I квалификационной категории МАОУ «СОШ №16» г.Альметьевска, РТ)
В последнее время особое внимание в педагогической науке уделяется проблемам теоретического обоснования, разработки и оперативного внедрения в образовательный процесс современных образовательных технологий, ориентированных на достижение высоких и устойчивых результатов педагогической деятельности.
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Наша школа рассматривает образовательную технологию как содержательно-операционную деятельность, направленную на достижение целей воспитания, обучения и развития с учетом планируемых результатов. За основу классификации образовательных технологий мы взяли подход, предлагаемый авторами Сиденко А.С. и Сологуб В.А. (АПКиПРО), дополнив его здоровьесберегающими и информационными технологиями с учетом опыта работы школы.
Таким образом, в образовательном процессе школы используются следующие типы образовательных технологий:
– исследовательские (проблемно-поисковые);
– коммуникативные (дискуссионные);
– имитационного моделирования (игровые);
– психологические (самоопределенческие);
– деятельностные;
– здоровьесберегающие;
– информационные технологии, поскольку приоритетный национальный проект «Образование» определяет информатизацию ключевым направлением модернизации всей системы.
Я в течение шести лет являюсь руководителем научно – исследовательского общества школы «Астрофизика. Десять шагов сквозь небо» и я считаю, что умение удивляться – есть самый первый признак учения, а оно подкрепленное самообразованием, обязательно принесет свои результаты. Под моим руководством ребята выполняют исследовательские проекты, готовятся к олимпиадам, проводят мастер – классы, участвуют в бибинарах. Работа нашего клуба проходит в тесном сотрудничестве с Казанским Федеральным Университетом, Астрономическим клубом «Лира» при кафедре астрономии и космической геодезии КФУ, руководителем которого является Жучков Роман Яковлевич, к.ф.-м.н., старший научный сотрудник кафедры астрономии и космической геодезии, Казанским Передвижным Планетарием, главнокомандующей которого является Юрина Анастасия Вячеславовна, Казанским государственным техническим университетом им. Туполева в лице доктора ф.-м. наук, профессора Бориса Ахуновича Тимеркаева.
Наша школа представляет использование ИКТ в профильном обучении при осуществлении проектной деятельности учащихся. Не секрет, в профильном обучении проектирование является основным видом познавательной деятельности школьников. Это не случайно, в основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы, а затем проверять правильность своих ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования, где используем компьютер как инструмент для обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Создавая собственные проекты применяем программы CorelDRaW, профессиональный графический редактор PHOTOSHOP, для обработки статистических данных используем в Excele программу «Поур Поинт», детские графические редакторы «Пэйнт», «кид пикс»
Но в такой работе есть и свои трудности:
– работа над проектом – объемная и требующая терпения. Возникает опасность перегрузки учащихся. Поэтому учителя нашей школы стараются уйти от больших временных затрат, проекты на уроках проводят нечасто. Стараются не «давить» на обучающегося, выстраивать отношения сотрудничества;
– бывает, что с интересом начатая работа, не завершается. Учащиеся, столкнувшись с трудностями, бросают занятия над проектом. Возникает необходимость анализировать причины неудач;
– к сожалению, в школьном библиотечном фонде недостаточно современной научной литературы, что вызывает трудности при подготовке к проектам.
– недостаточно используются возможности современных компьютерных технологий в проектной деятельности;
– достаточно сложно для учителя удержаться в роли независимого консультанта, не подсказывать ученику, так как проекты должны выполняться самостоятельно.
Однако, несмотря на трудности, существуют большие перспективы развития и использования опыта.
Реальность работы над проектом, а главное – рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают осознать, что знания это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность.
Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования, в отличие от «накопительно – знаниевого» обучения, формируют осмысленное исполнение жизненно- важных умственных и практических действий. Иначе говоря, формируются ключевые компетенциии учащегося: трудовые, коммуникативные, социальные. Т.О. метод проектов является технологией формирования и оценивания компетенции учащихся в профильном обучении.
О правильности проводимой работы говорят хорошие результаты, которые показывают школьники на научно-практических конференциях различных уровней, включая международный. Наши ученики являются лауреатами Юбилейного Всероссийского форума научной молодежи "Шаг в будущее", II Республиканской научно-практической конференции для школьников "Ломоносовские чтения", имеют высшие награды Региональной научно-практической конференции "В науку первые шаги". Это Абзалов Камиль, научный руководитель: Багаутдинова Е.И., Максютина Татьяна, научный руководитель: Алчинова Р.А., Канануха Ксения, научный руководитель : Исмагилова Л.Ф., Максутов Артур, научный руководитель : Карпова Н.М.
В качестве примера приведу последние события. В начале 2010-2011 учебного года наши ребята участвовали во Всероссийском форуме «Шаг в Будущее» в Москве. Из 1200 представленных на конкурс работ экспертное жюри на первом (заочном) этапе отобрало 800 лучших работ для участия в очном этапе конкурса. Работа ученика 11 «А» класса Зарипова Ильшата попала в это число. Ильшат был единственным, кто представлял Республику Татарстан на таком солидном конкурсе и стал бронзовым Нобелевским призером, получил премию президента РФ. Среди участников очного этапа конкурса были представители из Томска, Уфы, Астрахани, Волгограда, Екатеринбурга.
Девизом конкурса «Шаг в будущее» была мысль, что не ученик дотягивается до высоких мыслей и идей, а учитель должен найти в ученике золотое зерно и вывести его в люди, на большую дорогу. И за это учителю, который справился с такой непростой задачей, – честь и хвала. Особо обращалось внимание и на то, что даже поражение на конкурсе следует рассматривать как победу. Потому что человек, занявшийся исследовательской деятельностью, уже не сможет ее оставить, а будет продолжать свое образование и самообразование. И если даже ребенок бросит занятия исследовательской деятельностью, то проделанный путь не уйдет бесследно, всё равно огромный культурный пласт сохранится в сознании человека.
Я убеждена, что привлечение учеников к исследовательской и проектной деятельности будет способствовать развитию нашего государства по инновационному пути. И школьный учитель, увидевший и взрастивший талантливого ученика, сможет гордо сказать: «Я сделал важный вклад в укрепление российского могущества. Науке в России быть!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль ансамблевой игры в формировании всесторонне развитой личности ребенка в учреждениях дополнительного образования
В статье рассматривается значение ансамблевой игры в развитии и формировании творческой,всесторонне развитой личности ребенка ....
Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Очень важно в воспитании детей знако...
Проектная и научно-исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика
Работа над проектами помогает развить у учащихся коммуникативную компетенцию и составляющую ее социальную компетенцию. Научно-исследовательская деятельность учащихся позволяет реализовать дифференциро...
Взаимодействие семьи и школы как одно из условий воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности
Презентация к выступлению на педагогическом совете "Взаимодействие семьи и школы как одно из условий воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности"...
Подвижная игра-как средство всестороннего развития личности ребенка.
Поможет разъяснить о важности подвижных игр в развитие ребенка...
Экскурсия, как одна из форм всестороннего развития школьников
Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:- выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;- создание условий для индив...
Всестороннее развитие личности средствами вокально-исполнительской деятельности в условиях инклюзивного образования
План работы по теме самообразования "Всестороннее развитие личности средствами вокально-исполнительской деятельности в условиях инклюзивного образования"...