Развитие фонематической системы в онтогенезе
статья

Демидова Виктория Александровна

Звуки речи, не обладая собственным значением, являются средством для различения слов. Изучение различительной способности звуков речи является особым аспектом фонетического исследования и носит название фонологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл demidova_.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ЕЕ РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Демидова Виктория Александровна

ГБДОУ детский сад № 43 комбинированного вида Кировского района Санкт – Петербурга

     Звуки речи, не обладая собственным значением, являются средством для различения слов. Изучение различительной способности звуков речи является особым аспектом фонетического исследования и носит название фонологии. Фонологический, или функциональный, подход к звукам речи занимает ведущее положение в изучении языка.

Фонетическая и фонематическая системы являются основным образованием инструментального уровня речевой функции. Это - система восприятия, анализа и воспроизведения звуков речи.

     Фонетическая система речи включает многообразие звуков, обладающих характерными фонематическими признаками, имеющими значение для определенной языковой системы. Кроме того, в фонетическую систему входят ритмико-интонационные (просодические) компоненты – слог, ударение, интонация.

     Фонематическая система - это сложное психическое образование, обеспечивающее синхронный анализ потока звуков речи, направленный на распознавание смыслоразличительных его элементов. Фонематическая система является основным инструментом понимания слышимой речи.

     Фонология возникла в России в 70-х годах XIX века. Её основоположником является И.А. Бодуэн де Куртенэ (1963), который ввёл понятие фонемы, противопоставив его понятию звука. Продолжателем идей Бодуэна позднего периода был его ученик Л.В. Щерба, который в 1912 году выявил звуковые факторы, обусловливающие членение речи на фонемы, и указал на смыслоразличительную функцию фонемы. Л.В. Щерба признал, что «все фонемы каждого языка образуют единую систему противоположностей, где каждый член определяется серией различных противоположений как отдельных фонем, так и их групп» (1948, с.20).

     В.К. Орфинская (1946) указывала о том, что фонематическая система выполняет ряд функций, необходимых как для восприятия, так и для воспроизведения не только устной, но и письменной речи. К функциям фонематической системы, по данным автора, относятся: слухопроизносительная дифференциация фонем; фонематический анализ и синтез; смыслоразличение.

     Р.Е. Левина (1968) выделила этапы развития фонематического восприятия в процесс онтогенеза.

     На первом этапе полностью отсутствует дифференциация звуков; полностью отсутствует как понимание речи, так и активная речь самого ребенка. Это дофонематическая стадия развития речи.

     На втором этапе возникает различение наиболее далеких фонем, но отсутствует дифференциация близких. На этой стадии ребенок слышит звуки иначе, чем взрослые. Произношение ребенка неправильное, искаженное. Ребенок не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает он и своего произношения. Он одинаково реагирует как на правильно произносимые слова, так и на слова, произносимые так, как он их сам произносит.

     На третьем этапе происходят решающие сдвиги. Ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением. На этом этапе сосуществуют прежний косноязычный и новый формирующийся языковой фон. Речь ещё остается неправильной, но в ней начинается приспособление к новому восприятию, выражающееся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми.

     На четвертом этапе получают преобладание новые образы восприятия звуков. Однако языковое сознание ещё не вытеснило предшествующую форму. Фонематическая дифференциация еще сформировалась не окончательно, что проявляется при восприятии незнакомых слов. Активная речь ребенка достигает почти полной правильности.

     На пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребенок слышит и говорит правильно. Основным моментом этой стадии является различение ребенком правильного и неправильного произношения. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

     Первые три этапа ребёнок проходит в раннем детстве (до 3 лет), в дошкольном возрасте он проходит две последние стадии.

     А.Р. Лурия (1956) подчеркивал, что высшей категорией фонематического слуха является формируемая под влиянием обучения способность выделять звуки в слове, устанавливать их последовательность.

     Нарушение формирования фонематической системы детской речи оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие лексического, морфологического, семантического компонентов языковой способности. Кроме того, чем прочнее сформированы навыки фонематических функций, тем успешнее будет дальнейшее обучение ребёнка.

Список литературы:

  1. Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте//Тр. ЛГПИ им. А.И. Герцена. - 1946.
  2. Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р.Е.Левиной. - М.: Просвещение, 1968
  3. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского языка. - М.: Изд-во
    Моск.ун-та, 1956
  4. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М.: Педагогика, 1977.
  5. Левина Р.Е., Никашина Н.А. Характеристика общего недоразвития речи у детей//Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1968

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки «Система работы с детьми 5-7 лет с диагнозом «Общее недоразвитие речи» по развитию фонематических представлений как средство предупреждения дисграфии с использованием современных технологий и методик

Данные методические разработки дают возможность использовать в работе учителя-логопеда современные технологии и методики для формирования необходимых навыков фонематических представлений как залог усп...

развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на уроках русского языка в начальной школе

Данная презентация рассказывает об особенностях работы с детьми, имеющими нарушения фонематического слуха, дисграфию и дислексию на уроках русского языка...

Перспективное планирование по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа и синтеза

Планирование составлено на два года коррекционного обучения (старшая и подготовительная логопедическая группа)....

система игр для развития фонематических функций у детей

В данной презентации представлена система игр на развитие различных фонематических функций ребенка....

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

Конспек на тему Звуки З-Ж. Цель занятия-закрепить правильное произношение звуков З-Ж в слогах, словах, фразах, учить дифференцировать эти звуки....

Игры на развитие фонематического восприятия и развитие звукобуквенного анализа

Обучение  грамоте на русском языке осуществляется аналитико-синтетическим методом, основы которого были заложены отечественным педагогом  К. Д. Ушинским. Известный психолог Д.Б.Эльконин, про...