АОП по предмету Чтение 9класс
рабочая программа (9 класс)

АОП по предмету Чтение для 9 класса для детей с умеренной умственной отсталостью составлена по программе Баряевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_po_predmetu_chtenie_9klass.docx33.73 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Адаптированная образовательная программа по предмету «Чтение» составлена на основе

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы Казенного общеобразовательного учреждения ХМАО-Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью;
  • Учебного плана Казенного общеобразовательного учреждения ХМАО-Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2» на 2020-2021 уч.год.
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2020-2021 уч.год приказ № 254  от 20.05.2020г.
  • Приказа Минобрнауки РФ от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ».  
  • Постановление об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID – 19)» №16 от 30.06.2020.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя и осмысленно воспринимать прочитанное. 

Задачи:

- повторение пройденных звуков и букв;

- умение соотносить звуки с соответствующими буквами, различать их местонахождение в словах (в начале или в конце), овладение звукобуквенным анализом;

- образование обратных и прямых слогов, умение читать эти слоги протяжно и кратко;

- составление и чтение трехбуквенных закрытых слогов и слов;

- составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур и предложений из этих слов;

- четкое послоговое чтение предложений с усвоенными словами, подписей под картинками, работа по картинкам и иллюстрациям к тексту.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учитывая, что речь, которая играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему — систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности общения и образования.

Одним из факторов, способствующих оптимальному речевому развитию учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в коррекционно-образовательном процессе, является предметно-развивающая среда, построенная с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В самых простых терминах процесс чтения определяется, как процесс извлечения информации из письменного или печатного текста. Процесс чтения — условное понятие по отношению к учащимся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, которые на всем протяжении обучения зависимы от педагога в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности и т. д.

БЕЗРЕЧЕВЫЕ ДЕТИ вместо называния слов и действий должны изображать действия по картинке и вопросам учителя. Не владеющие речью дети научится читать, и писать за один год не могут, они занимаются по индивидуальному плану. Эти дети приобретают элементарные навыки речевого общения, с ними ведется работа по расширению пассивного словаря, они узнают и запоминают отдельные буквы и находят их по просьбе учителя, по возможности произносят.

 

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Образовательная область: язык и речевая практика.

Предмет «Чтение» включен в федеральную (базисную) часть учебного плана, рассчитан на 3 часа в неделю, общее количество часов за год 102 часа.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

- развитие навыков эффективной коммуникации на всех уровнях жизнедеятельности ребёнка (домашняя среда, общение со сверстниками, общение за пределами дома и школы, взаимодействие с персоналом различных учреждений);

- повышение уровня социализации обучающегося;

- улучшение качества жизни;

- развитие самоуважения.

Предметные результаты

- членение речи на предложения, предложений на слова, слова на слоги.

- употребление в речи учащегося слов «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква».

- различение звуков на слух и в собственном произношении, установление их последовательности в словах.

- анализ слов по звуковому составу и составление их из букв и слогов.

- плавное чтение по слогам слов, предложений, коротких текстов.

- переход к чтению целыми словами простых слов, словосочетаний.

- пересказ прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.

- отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов, книжек малышек.

- переход к слитному чтению простых слов, словосочетаний.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Требования к материально-техническим условиям

Материально-техническая база реализации АОП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.

Временной режим образования обучающихся

Временной режим соответствует постановлению СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 26 от 10.07.2015г.

Технические средства обучения: компьютер, разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов.

Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся:

БУКВАРЬ 1 класс учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2 частях. А.К. Аксенова С.В. Комарова, М.И. Шишкова Москва «Просвещение» 2017 год

Содержание учебного предмета.

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности обучащихся

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.

25

-рассматривание картинок и пиктограмм,

-нахождение нужных картинок,

-наблюдение за демонстрациями учителя,

-работа с карточками и пиктограммами

«Аудиальное чтение».

26

-слушание учителя.

-просмотр учебных фильмов.

-наблюдение за демонстрациями учителя,

-передача эмоций героев произведений

-инсценировка,

-прослушивание аудиозаписей

Чтение букв и слов («глобальное чтение»).

51

-чтение вслух.

-чтение текста вполголоса.

-прослушивание чтения текста учителем,

-нахождение нужной буквы, звука, слога

Всего

102

Календарно-урочное планирование.

урока

Наименование раздела и темы урока

Кол-во

часов

Календарные сроки

План.

Факт.

1 четверть.

Раздел

«Чтение» изображений на картинках,  картинах и пиктограммах

6

1

1

«Как я провел лето». Рассматривание картины  П. Кузнецова «Цветы».

1

2

2

Цветы: роза, тюльпан, ландыш, одуванчик, колокольчик. Пиктограммы.

1

3

3

Рассматривание картинок с изображением цветов.

1

4

4

Просмотр видеофильма «Цветы».

1

5

5

«Чтение» цветных пятен: определение цветка по цвету.

1

6

6

Подбор картинок к реальным цветам и муляжам.

1

Раздел

Аудиальное чтение.

6

7

1

Беседа о цветах, их значении в жизни природы и человека.

1

8

2

«Покажи цветок, о котором я говорю».

1

9

3

Чтение учащимся рассказа В. Катаева «Цветик-семицветик».

1

10

4

Чтение учащимся рассказа Е. Благининой «Одуванчик»

1

11

5

Чтение учащимся рассказа А.К. Толстого «Колокольчики».

1

12

6

Слушание аудиосказки Г.Х. Андерсена «Цветы маленькой Иды».

1

Раздел

Чтение букв и слов. «Глобальное чтение»

12

13

1

Повторение изученных букв. Гласные. Работа с разрезной азбукой.

1

14

2

Повторение изученных букв. Согласные. Работа с разрезной азбукой.

1

15

3

Повторение. Дидактические упражнения: «Найди букву среди картинок и цифр»

1

16

4

Чтение открытых слогов.

1

17

5

Чтение закрытых слогов.

1

18

6

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур.  

1

19

7

Чтение и соотнесение слов с иллюстративным материалом.

1

20

8

Чтение слов, подписанных под пиктограммами.

1

21

9

Накладывание знакомых букв к таким же буквам в словах.

1

22

10

Чтение по карточкам-словам местоимений я, мы, он. Соотнесение их с указательным жестом.

1

23

11

Чтение предложений по схеме: картинка и слово.

1

24

12

Чтение предложений с опорой на иллюстрацию.  

1

24.

 24.

За четверть: 24 часа

2 четверть.

Раздел

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.

6

25

1

Подбор картинок на тему «Осень».

1

26

2

«Чтение» цветных пятен: найди краски осени.

1

27

3

Рассматривание сюжетных картинок «Осень».

1

28

4

Просмотр видеофильма «Осенние месяцы».

1

29

5

Рассматривание картины И.Э. Грабарь «Рябинка»

1

30

6

Дидактическая игра «Найди и покажи лишнее».

1

Раздел

Аудиальное чтение.

6

31

1

Наблюдение за погодой. Беседа об осени.

1

32

2

Чтение учащимся рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге»

1

33

3

Чтение учащимся стихотворения И. Токмаковой «Осень».

1

34

4

Слушание аудиосказки «Осенняя сказка»

1

35

5

Слушание аудиосказки «Осень медвежонка».

1

36

6

Совместное «чтение» изображений на календаре природы.

1

Раздел

Чтение букв и слов. «Глобальное чтение».

12

37

1

Буквы и предметы.

1

38

2

Выделение слогов из знакомых слов.

1

39

3

Подкладывание учащимся карточки-слога под соответствующий слог в слове.

1

40

4

Соединение знакомых согласных букв с гласными в слог-слияние.

1

41

5

Составление  слов  из  разрезной  азбуки  под  диктовку.

1

42

6

Чтение и соотнесение слов с иллюстративным материалом.

1

43

7

Чтение слов со страниц букваря.

1

44

8

Запись с помощью учителя своего имени (фамилии) и других доступных сведений о себе.

1

45

9

Чтение по карточкам-словам предлогов в, на, под, у. Соотнесение их с указательным жестом.

1

46

10

Чтение предложений со страниц букваря.

1

47

11

Работа над небольшим текстом с опорой на иллюстрацию.

1

48

12

«Я читаю, ты слушаешь и изображаешь».

1

48.

24.

За четверть: 24 часа

За I полугодие: 48 часов

3 четверть.

Раздел

«Чтение» изображений на картинках, картинах  и пиктограммах

7

49

1

Последовательное рассматривание журнала «Мурзилка», (постранично).

1

50

2

Последовательное рассматривание журнала «Непоседа», (постранично).

1

51

3

Показ и называние информационных знаков «Аптека», «Школа», «Больница», «Медицинский кабинет».

1

52

4

Показ и называние предупреждающих знаков  «Дети», «Пешеходная дорожка», «Пешеходный переход».

1

53

5

Показ и называние запрещающих знаков «Движение пешеходов запрещено», «Место остановки автобуса».

1

54

6

«Чтение» сигналов трех- и двухсекционного светофора.

1

55

7

Разыгрывание с помощью персонажей пальчикового театра «Колобок».

1

Раздел

Аудиальное чтение.

8

56

1

Наблюдение за природой и погодой.

1

57

2

Беседа об огне, воде, земле и воздухе. Их значение в жизни природы  и человека.

1

58

3

«Чтение» изображений на календаре погоды и природы.

1

59

4

Чтение учащимся рассказа «Золотая рыбка. Безопасность на воде».

1

60

5

Чтение учащимся рассказа Е. Пермяка «Огонь – опасная игра».

1

61

6

Слушание аудиокниги: С.В. Михалков «Дядя Степа».

1

62

7

Слушание аудиокниги: Лев Толстой «Пожарные собаки».

1

63

8

Сопряженному договаривание стихов в ходе прослушивания «Кошкин дом».

1

Раздел

Чтение букв и слов. «Глобальное чтение».

14

64

1

Работа с букварем.

1

65

2

Слог – слияние.

1

66

3

Повторение изученных гласных букв.

1

67

4

Повторение изученных согласных букв.

1

68

5

Раскрашивание и штриховка изученных букв.

1

69

6

Чтение и соотнесение слов с иллюстративным материалом.

1

70

7

Чтение предложений из двух-трех слов, составленных из букв разрезной азбуки.

1

71

8

Распространение предложений с помощью предметных картинок.

1

72

9

Расположение 3 предложений в последовательном порядке на основе серии сюжетных картинок.

1

73

10

Работа с текстом с опорой на иллюстрацию.

1

74

11

Выделение звука (в) и знакомство с буквой Вв.

1

75

12

Слова, которые начинаются с буквы в, чтение буквы Вв.

1

76

13

Обратные (закрытые) и открытые (прямые) слоги с буквой Вв.

1

77

14

Дидактические упражнения «Выбери карточки с буквами среди картинок и цифр».

1

77.

29.

За четверть: 29 часов

4 четверть.

Раздел

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.

6

78

1

«Чтение»  цветных пятен: «весна».

1

79

2

Серия картинок: «Времена года».

1

80

3

Серия картинок: «Дорожные знаки».

1

81

4

Серия картинок: «Правила дорожного движения»

1

82

5

Больница. Лекарства. Врач.

1

83

6

Весна. Труд людей.

1

Раздел

Аудиальное чтение.

6

84

1

Наблюдение за погодой. Беседа о весне.

1

85

2

Чтение учащимся сказки «Весенняя сказка»

1

86

3

Чтение учащимся рассказа Г. Скребицкого «Художник - Весна».

1

87

4

Слушание аудиосказки «Весной»

1

88

5

Слушание аудио рассказа Н. Сладкова «Весенняя баня».

1

89

6

Совместное «чтение» изображений на календаре природы.

1

Раздел

Чтение букв и слов. «Глобальное чтение».

13

90

1

Звук и буква Фф.

1

91

2

Выделение звука (ф) и знакомство с буквой Фф.

1

92

3

Слова, которые начинаются с буквы ф, чтение буквы Фф.

1

93

4

Обратные (закрытые) и открытые (прямые) слоги с буквой Фф.

1

94

5

Дифференциация В-Ф.

1

95

6

Составление и чтение слов из усвоенных слогов.

1

96

7

Чтение и соотнесение слов с иллюстративным материалом.

1

97

8

Чтение предложений по комбинации: картинка и слово.

1

98

9

Чтение предложений со страниц букваря.

1

99

10

Работа с текстом с опорой на иллюстрацию.

1

100

11

Повторение изученных гласных букв.

1

101

12

Повторение изученных согласных букв.

1

102

13

Раскрашивание и штриховка изученных букв.

1

102.

25.

За четверть: 25 часов

За II полугодие: 54 часа

За год: 102 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематическое планирование рабочей общеобразовательной программе для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Чтение (литературное чтение)» 6 класса

Календарно-тематическое планирование учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному ра...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ) на 2019-2024 годы УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)»

Данная рабочая программа и календарно-тематическое планирование учебного курса  "Чтение (Литературное чтение)". Цель программы - обучение чтению и развитие речи детей с лёгкой умственно...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение и литератерное чтение" 9 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение и литературное речи" 9 класс для детей с умственной отсталостью с количеством часов в неделю - 4....

Адаптированная рабочая программа предмета «Чтение (Литературное чтение)» для 6 класса

Планируемые результаты изучения предмета «Чтение (Литературное чтение)»Базовый уровеньУченик научится:- читать вслух осознанно, правильно, выразительно;- читать «про себя»;- вы...

Тематический каркас по предмету Чтение (Литературное чтение) 7 класс

Тематический каркас по предмету Чтение (Литературное чтение) для обучающихся по АООП вариант 9.1, 7 класс...