Статья "Значение коллектива в формировании личности ребенка с умственной отсталостью"
статья (6, 7, 8, 9 класс)
Дети подросткового возраста с интеллектуальным недоразвитием испытывают затруднения в социальной адаптации и в отношениях, как с внешним, так и с внутренним миром. Именно на данном этапе жизни происходит становление нравственных ценностей, формируются умения чувствовать эмоции окружающих его людей и учитывать их интересы при взаимоотношении, осознание своего внутреннего мира, принятие своих возможностей, стремление к реализации своих потребностей и готовность принять на себя новую роль взрослого человека. Неуспехи общения в коллективе подростков с интеллектуальной недостаточностью ведут за собой такие последствия как: раздражительность, нервозность, повышенная тревожность, а в следствии плохое усвоение учебного материала, возникает чувство неуверенности к себе, недоверия к окружающим его людям и т.д. Данным вопросом занимались О.К.Агавелян, Л.И.Даргевичене, Н.В.Москоленко, Ж.И.Намазбаева, И.Д.Бех, А.С.Белкин, Г.М.Дульнев, Е.Н.Елизарова, Н.Л.Коломинский и др.
Однако, как показывает практика, в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях недостаточно уделено внимания работе по развитию межличностных отношений в коллективе подростков с учётом их ведущего вида деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_kollektiva_v_formirovanii_lichnosti_rebenka_s_umstvennoy_otstalostyu.docx | 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение коллектива в формировании личности ребенка с умственной отсталостью
Процесс общения внутри детского коллектива является неотъемлемой частью становления личности ребёнка. Уже с дошкольного возраста возникает потребность в общении и с возрастом начинает только усиливаться. Что же такое общение? А.И.Волкова писала: «Общение — это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга» (Волкова А.И. – с. 50–51, 2007г.).
Общение – это всегда процесс взаимных отношений между людьми, подкреплённых определённым спектром чувств. Межличностные отношения часто сопровождаются переживаниями и эмоциями, которые отражают внутренний мир человека. Казалось бы, каким образом чувства связаны с общением? Самым что ни на есть прямым. Для начала разберёмся с понятием чувства. Не стоит путать эмоции с чувствами, чувства – это процесс наиболее устойчивый, который подкреплён эмоциями. В социальной адаптации чувства имеют свои определённые функции:
- Познавательная функция чувств, характеризуется осознанностью значимости какого-либо события для конкретной личности.
- Мобилизационная функция, определяет готовность индивида действовать конкретным способом.
- Интегративно-защитная и предупреждающая функции, обуславливает выбор направленности дальнейшей работы, умение ориентироваться в различных ситуациях и взаимоотношениях.
Вот почему так важно подкреплять любые отношения чувствами. Но, не стоит забывать один из важных факторов развития личности ребёнка с умственной отсталостью - скудный и бедный запас его эмоциональной сферы. В связи с этим ребёнок с умственной отсталостью, зачастую, не может полностью реализовать свою потребность в общении. Однако не все межличностные отношения строятся на базе чувств. Но, если такой процесс, как общение отсутствует или ребёнок не удовлетворён этими отношениями, то это начинает негативно сказываться на развитии его коммуникативных навыков, формировании своего собственного «Я», становлении личности, самооценке и пр.
А межличностные отношения у детей переходного возраста – особый этап жизни подростка. Любые межличностные отношения могут иметь вид и тип отношений в коллективе. Рассмотрим классификацию межличностных отношений Е.П.Ильина и охарактеризуем каждый вид отношений в отдельности:
- Официальные отношения – это такие отношения, которые строятся не на основе личных симпатий, а на основе должностей и обязанностей. Такие отношения регламентируются и устанавливаются правовыми документами, локальными актами и др.
- Неофициальные отношения не регламентируются и не ограничиваются никакими документами, а строятся исключительно на личных притязаниях людей.
- Деловые отношения – строятся на совместной деятельности людей, при распределении обязанностей, основаны с целью решения возникших проблем и решения определённых поставленных задач.
- Личные отношения – это отношения, возникающие между людьми и строящиеся на доверии, на большом спектре чувств и эмоций, такие отношения не подкреплены документально и сохраняются помимо совместной работы. Отсюда вытекает то, что личные отношения делятся на следующие подвиды: знакомство, товарищеские отношения, дружественные отношения, интимные отношения.
- Знакомство заключается в поверхностных взаимоотношениях, когда люди знают друг друга по имени, общение строится на более отвлечённые темы, не вступая в тесный контакт.
- Товарищеские отношения характеризуются более тесным контактом со многими людьми, общими взглядами и интересами для активного времяпрепровождения в одной компании людей.
- Дружеские отношения – это более избирательные отношения, которые построены с учётом высокого уровня доверия, взаимопомощи, понимания.
- Интимные отношения – это такие отношения, при которых люди делятся самым сокровенным, характеризуются близостью партнёров. Такие отношения происходят между двумя людьми и чаще всего, тщательно скрываются от посторонних лиц.
- Рациональные отношения основаны на выгоде от этого общения, для достижения поставленной цели, ожидаемого результата или личной выгоды.
- Эмоциональные отношения строятся на фоне эмоционального восприятия друг друга.
- Субординационные отношения – отношения, при которых люди неравноправны, один является руководителем, а другой подчинённым. Отношения между людьми разного статуса.
Паритетные отношения – это такие отношения, при которых люди не подчиняются друг другу и являются независимыми личностями в какой-либо деятельности, их права равны (Ильин Е.П. –с.214, 2015г.).
Каким же образом коллектив влияет на личность ребёнка с умственной отсталостью? Роль каждого человека, статус и представление о своём собственном Я в любой социальной группе задаётся самой личностью, однако, на личность имеет огромное влияние уровень той социальной группы, которой он «принадлежит».
И.Ю.Кулагина выделяет 5 видов подростковых групп:
- Диффузная группа – такая группа характеризуется самым низким уровнем развития, так как в такой группе отсутствуют все вышеперечисленные критерии, и, существует такая группа исключительно на формальном уровне.
- Группа-ассоциация – отличается от предыдущей группы наличием структуры и общей цели.
- Группа-кооперация – более развитая группа с единством целей, мыслей, деятельности и накопленным опытом.
- Группа-корпорация – данной группе присущи все вышеперечисленные критерии. Такая группа несколько отчуждена, сплочение группы преследует определённую цель – проявить себя в противопоставлении с другими группами. Здесь зашкаливает групповой эгоизм, некоторая враждебность, подкреплённая общими интересами.
- Коллектив – также, как и предыдущая группа, характеризуется наличием всех вышеперечисленных критериев, однако, отличается своей открытостью и доброжелательностью по отношению в остальным. Этой группе присущ благоприятный психологический климат, тёплая, дружественная атмосфера, и, за счет этого намного быстрее, чем в остальных группах, решаются общие групповые задачи.
Рассматривая межличностные отношения в контексте одной из сторон общения у подростков с интеллектуальной недостаточностью, успешность освоения коммуникативными навыками всегда будут анализироваться, как процесс успешной социальной адаптации, в первую очередь, после окончания специальной (коррекционной) школы. В этом возрасте процесс общения в коллективе сверстников носит особую значимость. Подростки проходят, так называемый, особый период социальных взаимоотношений, когда формируются конкретные способы взаимодействия. Это вносит значительный отпечаток на учебную и внеучебную деятельность, на характер отношений с родителями, учителями и сверстниками.
Д.Б.Эльконин в своих исследованиях доказал и продемонстрировал то, что у подростков процесс общения, получение нового опыта и путей развития отношений с другими людьми (ссоры, поиск новых друзей, нахождение в различных компаниях и т.д.) вычленяется в, сравнительно, самостоятельную сторону жизни подростка. Перед ним открывается новый ведущий вид деятельности, он начинает осваивать интимно-личностные отношения. Чтобы суметь построить данный вид отношений, подросток должен развивать свой социальный интеллект. Это значит, что он должен уметь ориентироваться в социальном мире. Любые отношения преследуют собой мотивы общения.
Мотивы межличностного общения подростков могут быть абсолютно разными, однако, одним из частотных мотивов в подростковом возрасте является желание помочь другу. Рассмотрим классификацию мотивов общения М.И.Лисиной:
1) Мотив потребности во впечатлениях;
2) Мотив потребности в активной деятельности;
3) Мотив потребности в признании и поддержке.
Именно в подростковый период жизни, ребёнок впервые начинает осознавать, что именно он «пишет свою историю» сам, это период становления своей собственной личности и момент принятия своего «Я», появление ответственности за своё собственное будущее.
Важно то, в какую социальную группу попадёт ребёнок, если это группа довольно-таки развитая, обладающая высоким статусом и уровнем коммуникативного и социального развития, то это благоприятно скажется на подростке и его личность будет благотворно, активно развиваться. В противном же случае, если ребёнок не удовлетворён своей социальной группой, то он будет искать себе другое «место под солнцем», которое будет полностью соответствовать его требованиям. Подростку важно иметь такую группу, в которой он будет чувствовать себя благоприятно, находиться комфортном психологическом состоянии, иначе говоря, он ищет некий эталон, образец для подражания, чьи ценности, нормы поведения и оценка деятельности будет соответствовать его моральным принципам и являться его ориентиром. Недостаточным является просто входить в какую-либо группу, помимо этого, не всех подростком принимают внутригрупповых отношений. Многие дети оказываются изолированными, зачастую это агрессивные подростки, замкнутые в себе, обладающие излишней нервозностью и желанием пристального внимания к себе, при том при всём обладающие равнодушием к совместной деятельности и успехам группы.
Подростков тянет в различные уличные неформальные группы. Это связано с тем, что, зачастую, недостаточно организован досуг и трудные отношения подростков с родителями. А также, в таких неформальных группах детей привлекает как свобода действий, так и свобода самовыражения и их действий, нет контроля взрослых. Проблема взаимоотношения родителей и детей связана с боязнью ребёнка быть непонятым. Для того чтобы избежать подобных ситуаций, взрослые должны пересмотреть свои позиции по отношению к ребёнку. Подростки сталкиваются с психологическим барьером, который перебороть можно при помощи взрослых. Приведя пример из собственной жизни и, дав оценку собственным поступкам с точки зрения взрослого и ребёнка. В период подросткового возраста усиливается стремление к общению со взрослыми, причем не просто общению, а именно к выстраиванию доверительных отношений между взрослым и ребёнком (Мудрик А.В., 1981г.).
Таким образом, коллектив имеет огромное влияние на личность ребёнка с умственной отсталостью. От вида и уровня группы, от характера взаимоотношений внутри любого коллектива зависит то, какое мировоззрение будет формироваться у ребёнка, своё личностное мнение. Однако, коллектив способен сформировать у ребёнка «навязанное» ему мнение, что будет являться ложным личностным мнением. Коллектив способствует формированию различных умений в разных видах деятельности, а также формирует умение взаимодействовать и коммуницировать с другими личностями, выстраивать определённые отношения. Межличностные отношения внутри любой группы также имеют свои особенности и характерные черты. Однако, выделить перечень особенностей можно только, учитывая, ряд факторов, а именно: период онтогенеза участников группы, уровень их физического, психического и интеллектуального развития, структура дефекта. Остановимся на особенностях взаимоотношений в коллективе детей подросткового возраста более подробно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Личностно-ориентированный подход в обучении, как условие развития личности ребёнка с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)»
В статье обобщен опыт работы с использованием технологии личностно-ориентированного обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)....
Социализация личности ребенка с умственной отсталостью средствами коррекционных музыкальных занятий.
Статья о примерах работы на коррекционно-развивающих занятиях...
Формирование духовно- нравственной личности обучающихся с умственной отсталостью на основе православных традиций
Представлена статья из опыта работы образовательной организации для детей с умственной отсталостью...
Формирование личности ребенка с умственной отсталостью средствами ЛФК
Материалы к педагогическому совету...
Направленность трудового обучения в школе на развитие волевых качеств личности обучающихся с умственной отсталостью.
Для того, чтобы мотивировать обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности применяются методы активного обучения (МАО)....
Семейное воспитание ребенка с умственной отсталостью.
Всякое общество заинтересованно в том, чтобы семья была его прочной и надежной ячейкой. Потому что без стабильного нижнего уровня социальной структуры и вся эта структура в целом становится неустойчив...
Ребенок с умственной отсталостью
Когда рождается ребенок с нарушениями в развитии, особенно интеллекта, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, к другим людям. Вот почему решая вопросы реабилитации и интеграции в ...