Адаптированная индивидуальная рабочая программа для детей со сложным дефектом развития
рабочая программа (5 класс)

Акобян Асмик Тельмановна

Инклюзия - это термин, который относится к вовлечению детей с ограниченными возможностями и их семей во все виды деятельности, типичные для детей этого возраста.    Инклюзия - это ценность, которая относится всем детям, независимо от их способностей, пола, расы или этнического происхождения. При включении детей в типичные условия для раннего детства потребуется некоторое планирование, чтобы убедиться, что это будет успешным для всех. Хотя, не всегда возможно предсказать каждую необходимую адаптацию, нужно вместе с семьей, чтобы спланировать как можно больше необходимых адаптаций. Следует разработать план, проанализировав типичный день и определив возможные моменты, когда адаптация может происходить более успешная. Следует пересмотреть свой план адаптации после того, как у вас будет возможность понаблюдать за ребенком в этом занятии.  Один из ключей к адаптации занятий для детей с ограниченными возможностями - сделать материалы или задания настолько особенными, насколько это необходимо. Материалы для маленьких детей с ограниченными возможностями не обязательно чтобы были выбраны из специальных каталогов или стояли больших денег. Часто обычные игрушки, соответствующие возрасту, можно использовать с небольшими приспособлениями или без них. Нужно использовать свой опыт и здравый смысл!   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Центр дополнительного образования "Точка роста".

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №7» с. Старомарьевка

Грачёвского муниципального района Ставропольского края РФ

Адаптированная индивидуальная рабочая программа

 для детей со сложным дефектом развития

Автор программы педагог дополнительного образования Акобян Асмик Тельмановна

2021 год

Пояснительная записка

Данная  адаптированная образовательная   программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Целю программы является:

проведение адекватной подготовки учащихся к самостоятельной жизни и труду, формирование у подростков профессиональной направленности, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

задачи:

  • обеспечение получения качественного начального, основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы всеми обучающимися;
  • взаимодействие всех участников образовательного процесса в ходе реализации адаптированной образовательной программы;
  • обеспечение дальнейшей коррекции учащихся с целью социализации в соответствии с нормами и правилами, морально-этическими, социально-правовыми ценностями, принятыми в современном обществе.

В основе реализации адаптированной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, предполагающий:

- формирование соответствующей целям основного общего образования социальной среды для развития обучающихся в образовательном учреждении.

- элементарно-практический характер обучения, направленный на разрешение главной задачи подготовки детей к максимально возможной социально-трудовой адаптации.

Исходя из учета особенностей  возраста и характеристик учащихся по возможностям обучения, организуется адекватное построение образовательного процесса и выбор условий и методик обучения. Учебный процесс организуется таким образом, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья, независимо от уровня его возможностей и структуры дефекта, был вовлечен в учебную деятельность и чувствовал себя комфортно в стенах учреждения.

Все программы, используемые в учебно-воспитательном процессе, должны  учитывать особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, которые необходимы им для успешной социальной адаптации.

Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждений и на их предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на их предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

В свою очередь, родителям предоставляют право выбирать форму обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Указанные права закреплены Семейным кодексом РФ и Законом «Об образовании».

Чтобы добиться успеха в адаптации занятий и материалов для детей с ограниченными возможностями, необходимо учитывать следующие ключевые идеи.

   Планирование для инклюзивного обучения.    

Инклюзия - это термин, который относится к вовлечению детей с ограниченными возможностями и их семей во все виды деятельности, типичные для детей этого возраста.    Инклюзия - это ценность, которая относится всем детям, независимо от их способностей, пола, расы или этнического происхождения. При включении детей в типичные условия для раннего детства потребуется некоторое планирование, чтобы убедиться, что это будет успешным для всех. Хотя, не всегда возможно предсказать каждую необходимую адаптацию, нужно вместе с семьей, чтобы спланировать как можно больше необходимых адаптаций. Следует разработать план, проанализировав типичный день и определив возможные моменты, когда адаптация может происходить более успешная. Следует пересмотреть свой план адаптации после того, как у вас будет возможность понаблюдать за ребенком в этом занятии.  Один из ключей к адаптации занятий для детей с ограниченными возможностями - сделать материалы или задания настолько особенными, насколько это необходимо. Материалы для маленьких детей с ограниченными возможностями не обязательно чтобы были выбраны из специальных каталогов или стояли больших денег. Часто обычные игрушки, соответствующие возрасту, можно использовать с небольшими приспособлениями или без них. Нужно использовать свой опыт и здравый смысл!    

  Адаптация материалов требует творческого мышления и часто легче, когда команда людей вместе обдумывает идеи. Больше людей с большим опытом - больше идей! Следует поговорить с другими учителями, терапевтами или специалистами, работающими с ребенком, и узнать, какие идеи у них есть. Лучший источник идей для адаптации - это семья ребенка. Семья может поделиться многолетним опытом и знаниями о своем ребенке. Возможно, они уже нашли ответ адаптации!

Не всем детям нужна одинаковая адаптация. Дети обычно разные. Поэтому важно думать об адаптации для конкретного ребенка, а не об инвалидности. Надо иметь в наличии несколько различных идей, чтобы всегда была новая идея.

Одной из ключевых характеристик качественной программы для детей младшего возраста является учебная программа, основанная на соответствующей с точки зрения развития практике. Учебная программа, соответствующая развитию, фокусируется на особенностях обучения детей на разных уровнях развития, но учитывает их уникальные интересы, сильные стороны и личности ребенка. Когда дети с ограниченными возможностями включаются в программы, в которых используется подход, соответствующий их развитию, типы индивидуализации, которые уже используются для детей без инвалидности, должны быть просто расширены для удовлетворения потребностей всех детей.

Частичное участие: под частичным участием подразумевается вовлечение ребенка в действие, даже если он не может выполнить все этапы занятия. Ребенок частично участвует в одевании, если он натягивает рубашку через голову, но ему нужна помощь, чтобы надеть рукава. Некоторые дети с ограниченными возможностями могут быть не в состоянии выполнять все этапы деятельности, которые могут выполнять их обычно развивающиеся сверстники. Однако ребенок с ограниченными возможностями по-прежнему должен участвовать в максимально возможной деятельности. Определите, какие части этого занятия может выполнять ребенок, а затем разработайте стратегии адаптации или обучения для других частей занятия.

Общие хорошие преподавательские идеи

В следующем списке представлены идеи, которые можно использовать со всеми детьми. Список не является исчерпывающим. Можно добавить стратегии обучения и идеи, которые оказались для вас успешными.

  • Следует постараться предоставить детям как можно больше возможностей для выбора. Это поможет им развить чувство контроля над своим миром и хорошие коммуникативные навыки. Однако нельзя давать выбора, который на самом деле не является вариантом. Надо быть готовы выполнять все варианты, особенно для маленьких детей, которые только развивают коммуникативные навыки! Например, ребенок может не выбирать, входить или не выходить из игры на свежем воздухе. Однако ребенок может выбрать, с какой игрушкой играть, когда он окажется в помещении.
  • Следует применить  альтернативные способы сообщить о желаниях и выборе. Став взрослыми, мы все используем различные жесты, шумы и выражения лица, а также слова для общения. Надо позволить детям использовать различные коммуникативные стратегии.
  • Нужно создать потребности в общении в течении всего урока.
  • Материалы, доступные для каждого занятия, должны соответствовать потребностям детей с разным уровнем развития. У всех детей одного и того же хронологического возраста есть диапазон развития. Нужно убедиться, что планируется  диапазон потребностей развития в каждом мероприятии.
  • Нужно максимально использовать естественные возможности для обучения. Например, одна возможность научить цвета может появиться во время перекуса, когда вы сопоставите красную тарелку с красной чашкой. Спланируйте, как включить индивидуальную цель и задачи в текущую деятельность.  
  • Маркировка предметов и участков в классной комнате может стать хорошим началом для раннего развития навыков грамотности. В дополнение к написанным стоит подумать об использовании картинки или даже текстуры как приспособления для детей с особыми потребностями.
  • Следует обеспечить перерывы от шума и активности группы по мере необходимости для отдельных детей. Перерывы в тихое место часто позволяют ребенку перегруппироваться, если групповая стимуляция слишком сильна.
  • Нужно представить много возможностей для повторения и практики. Все дети используют повторение и практику, чтобы познавать мир.
  • Следует предоставлять возможности для совместной учебной деятельности во всех областях, возможности для обмена материалами, играми, в которые можно поиграть с другом и т. д.

Адаптация к деятельности

  • Убедитесь, что между зонами активности детей, которым может быть трудно переходить с одного места на другое, есть свободные пути.
  • Заклейте края ковров скотчем, чтобы ножки, инвалидные коляски или костыли не зацепились за края.
  • Чтобы облегчить переходный период детям, которым необходимо сидеть в адаптированных стульях, поместите стул на платформу с колесами или в тележку. Перед перемещением убедитесь, что кресло надежно прикреплено к платформе или тележке.
  • Создавайте тактильный путь между областями для детей, которым трудно видеть путь из одной области в другую. Тактильный путь может быть книжным шкафом или стеной, по которой идет след, или другим напольным покрытием, используемым для обозначения границ области.
  • Предоставьте детям, которые двигаются медленно, возможность первые покинуть территорию, чтобы сократить время движения и препятствия.
  • Используйте реплики или реплики, чтобы указать время перехода в другую область. Используемые подсказки должны быть адаптированы к индивидуальным потребностям детей. Не бойтесь использовать комбинации сигналов. Игра в колокольчик, музыкальный инструмент или пение песни для уборки могут быть полезны для
  • Используйте реплики, чтобы указать время перехода в другую комнаты. Используемые подсказки должны быть адаптированы к индивидуальным потребностям детей. Не бойтесь использовать комбинации сигналов. Игра в колокольчик, музыкальный инструмент или пение песни для уборки могут быть полезны для детей, которым нужен слуховой сигнал. Включение и выключение света или проявление подсказки изображения для времени перехода может быть подсказкой для ребенок, которому нужна визуальная подсказка. дети, которым нужен слуховой сигнал. Включение и выключение света или проявление подсказки изображения для времени перехода может быть подсказкой для ребенка которому нужна визуальная подсказка.
  • Усильте словесные подсказки, которые говорят детям, куда идти дальше. Используйте жесты, картинки или предметы для детей, которым нужно больше, чем просто речь. Если возможно, используйте естественные подсказки.
  • Дети, которым требуется помощь при ходьбе или равновесии, могут перейти на новое место с помощью игрушки-толкателя или игрушки для верховой езды.
  • Детям с проблемами зрения может потребоваться выделение нужной области с помощью темных линий, обводка с помощью высококонтрастных материалов (ярко-желтый цвет на темной полке) или маркировка другой текстуры.

 

Заключение

Адаптированная индивидуальная программа по предмету «Listening» для 5 класса со сложной структурой дефекта позволяет дать навыки аудирования. Вставлять пропущенные звуки при помощи учителя, знать, некоторые простые слова на английском языке.  

Данная программ реализует права ребенка с ограниченными возможностями здоровья и позволяет лучше усваивать материал, адаптированный под его  состояние здоровья.

Программа  может быть использованная учителями- дефектологами, работающими в коррекционных школах.

Учитывая, что ученик со сложным дефектом развития, где речь не сформирована, а эмоциональное состояние нарушено (часто впадает в гнев, эмоции выражает жестами, чаще пытаясь драться, громко кричит, отвлекается), считаю, что программа составлена хорошо и положительно влияет на образовательный процесс.


Приложения:

Listening

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

уроки

лабораторно-практические работы

Контроль-ные работы

Представление о звуках

28

28

Представления о буквах.

2

4

Работа с красочными карточками, где изображены животные

в течение года

Попытка чтения английских звуков по транскрипции  

в течение года

             Итого:

32

Список используемой литературы

  1. http://www.eclre.org/media/84761/adaptingactivitiesand_materialsec-1.pdf
  2. https://www.naeyc.org/resources/pubs/tyc/sep2017/every-child-belongs
  3. «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» под ред. к.н.п. И.М. Блажконовой Москва, 2012.
  4. Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.
  5. Д.Н. Исаев, Умственная отсталость у детей и подростков, СПб, 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по сенсорному восприятию и развитию мелкой моторики для детей со сложным дефектом группы «Особый ребенок»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по сенсорному восприятию и развитию мелкой моторики  (образовательная область «Познание») для детей группы «О...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ

Значение сенсорного развития у детей с серьёзными нарушениями интеллекта. Из опыта работы в коррекционной школе....

Конспект урока по СБО в 5 классе для детей со сложным дефектом развития в коррекционной школе VIII вида по теме: «Обращение в поликлинику».

Урок объяснения нового материала и формирования практических умений и навыков  учащихся  обращения в регистратуру поликлиники для получения талона к врачу-специалисту с использованием ИКТ....

Обобщённый опыт работы по теме «Развитие речи у детей со сложными дефектами в период их обучения в начальном звене»

Описание обобщенного опыта работы по теме: «Развитие  речи у детей со сложными дефектами в период их обучения в начальном звене»...

рабочая программа по развитию речи в 6 классе для детей со сложным дефектом

данная программа предназначена для работы с глубоко умственно отсталыми детьми....


 

Комментарии

Акинина Елена Викторовна

Добрый вечер. Очень хороший материал: Вы делитесь опытом, который очень важен для нашей деятельности. Работа с особенными детьми очень интересна, но и очень кропотлива. Считаю необходимым для педагогов делиться новыми идеями, опытом в этом русле.