РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ
статья по изобразительному искусству (изо) по теме
Значение сенсорного развития у детей с серьёзными нарушениями интеллекта. Из опыта работы в коррекционной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_vozmozhnostey.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ
Воркова Г.И. - учитель ГС(К)ОУ № 565 Кировского района, г.Санкт-Петербург, Россия
Дети с ограниченными возможностями здоровья (сложный дефект) - это дети, имеющие серьёзные отклонения в психическом развитии и, как следствие, отклонения в развитии и поведении. Этим детям необходимо доброе, внимательное отношение взрослых, и в первую очередь – педагога. С такими детьми нужна систематическая, последовательная работа и большое терпение.
На занятиях по рисованию моей основной задачей являлось сенсорное обучение (накопление представлений о цвете, форме и величине предметов), а также развитие мелкой моторики руки.
Сенсорное развитие – это развитие у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Сенсорное развитие у детей с серьёзными нарушениями значительно отстаёт по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Моя задача состояла в том, чтобы дети постепенно накапливали зрительные, слуховые, двигательные, осязательные образы, а затем были соединены - обозначены словом. Уже с 1-го года обучения дети знакомятся с такими геометрическими фигурами, как круг, квадрат, треугольник. Затем выполняют простые рисунки, составленные из геометрических фигур, например: «Твой дом», «Башенка» и проч. А в конце 1-го класса дети нарисовали воробья из геометрических фигур. В 1-ом классе дети рисуют листик большой широкий, а рядом узкий длинный, квадрат большой красный, а рядом - маленький жёлтый. С первых шагов изобразительной деятельности дети приучаются работать аккуратно, им понятно, когда учитель говорит «не выходите за контур рисунка», «сильнее нажимайте на карандаш». Дети понимают к концу 1-го года обучения, что значит работа по трафарету и, если я прошу принести коробочку с трафаретами, они знают, где её взять. Важно, чтобы неудачи не отпугивали ребёнка, а его самостоятельная работа над заданием приносила ему радость и уверенность в своих силах, создавала положительный эмоциональный настрой. В такие моменты важна похвала и поддержка учителя («Я знала, что ты справишься», «ты молодец», «не расстраивайся, сейчас мы всё исправим») и т. д. и т. п.
Очень важно, чтобы занятия по рисованию дополнялись игровыми моментам. Например, нарисовав башенку, спрашиваю у детей: «Кто там будет жить? Кто ждёт нас, пока мы в школе? Кто говорит нам «мяу», когда мы приходим домой? Дети с радостью отвечают: «Кошечка».
Я продолжаю: «Кто кладёт нам лапки на плечи, хочет нас облизнуть, когда мы приходим домой?». Дети отвечают: «Это собачка». Я предлагаю детям поселить в башенке наших младших друзей, и они с радостью соглашаются.
В 4-ом классе дети рисовали уточку, а в конце урока мы сделали инсценировку про то, как умная уточка обманула хитрую лису. Такой метод активизирует ребёнка, давая возможность самому проявить свои творческие способности, и в тоже время является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Кроме того, с1по 4 классы детей в течение года сопровождают сказочные персонажи. Например: в 1 классе - Курочка Ряба, во 2 классе - Буратино, в 3 классе - Белоснежка, в 4 классе - Семь гномов.
Искусство помогает детям познавать мир, развиваться и адаптироваться в нём. Особую роль в развитии восприятия детей играет знакомство с книжной иллюстрацией. Рассматривая с детьми иллюстрации таких замечательных художников, как Ю. А. Васнецов, В. В. Лебедев, В. М. Конашевич, Е. И. Чарушин, Е. М. Рачёв и др., можно широко использовать их в обучении детей. По этим картинам дети легко узнают героев «добрых» и « злых», « слабых» и «сильных», а также понимают настроение героев «весёлое», «грустное» и т. д. Часто сказочные персонажи этих художников «одеты» в русские национальные костюмы и это даёт возможность поговорить о местном колорите и традициях народа.
Художники изображают хорошо знакомую детям природу. Часто в иллюстрациях к сказкам изображены «избушки на курьих ножках» или красивые замки. Всё - это способствует эстетическому развитию детей, воображению, расширяет их словарный запас. Через эти картины-иллюстрации дети знакомятся с декоративно- прикладным искусством (красивые цветы, расписные узоры на стенах и лавочках, фантастические птицы) вызывает у детей чувство радости и восторга.
Большие возможности для проявления творческих возможностей учащихся даёт декоративное рисование. Оно сопровождается беседами по искусству, например: Дымковская игрушка, Хохломская роспись, Русский фарфор.
Такие беседы, сопровождаемые красивыми иллюстрациями и слайдами, обогащают учащихся новыми знаниями, зрительными восприятиями, расширяют их кругозор. Уже с 1-го класса дети выполняют несложные задания по декоративному рисованию: геометрические орнаменты, орнаменты из стилизованных растительных форм, узоры и т.д. В старших классах дети знакомятся с предметами русского национального костюма: рубашка, сарафан, кокошник.
В узорах, орнаментах можно пользоваться всеми приёмами упрощённого рисунка, используя одну- две ритмичные единицы, а цветовая гамма может быть яркой и сочной.
Эти предметы они обводят по трафаретам, а затем должны украсить орнаментом или узором. Давая такие задания, очень важно учитывать возможности детей, чтобы даже самый слабый ребёнок поверил в свои силы.
Часто на занятиях по рисованию у детей есть возможность реализовать свой накопленный опыт, знания и умения. Например: дети должны сами дорисовать недостающие элементы рисунка (дорисуй вторую половину яблока, дорисуй мышке ушки и усики, дорисуй зайчику глазик и хвостики т.д.), Если ребёнок ошибся и нарисовал зайчику кошачий хвостик, учитель использует эту ситуацию и переводит всё в шутку: «Хвостик заблудился, потерял своего хозяина. Давайте поможем ему». Дети с радостью откликаются и говорят, кому такой хвостик принадлежит.
В старших классах дети знакомятся с работой по линейке. Сначала они учатся соединять точки с помощью линейки, затем задания усложняются:
детям предлагается построить сетку, на которой, затем, они напишут слова: мама, дом, мир, май и т.д. Надписи выполняются ленточным шрифтом и украшены самостоятельными рисунками или элементами аппликации. Такие задания помогают ребятам проявить своё понимание темы, выразить своё отношение к ней.
Работа по рисованию ведётся по следующим направлениям:
1.Восприятие эмоционального отношения к процессу изображения и его результатам.
2. Развитие восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающей действительности и их систематизации.
3.Формирование графических образов изображаемых предметов.
4.Совершенствование тонкой моторики руки и зрительно- двигательной координации.
5.Установление межпредметных связей на занятий по рисованию.
6.Развитие речи учащихся, расширение их словарного запаса.
К концу обучения в школе учащиеся должны уметь использовать различные трафареты, рисовать по опорным точкам знакомые предметы, пользоваться линейкой для соединения точек прямыми линиями. Проводить разнообразные линии и штрихи. Работать цветными карандашами, фломастерами, акварельными и гуашевыми красками. Знать 6 основных цветов, основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Использовать элементы самостоятельности в своих работах.
Основной формой обучения является занятие по рисованию, но я также использую и другие формы работы: рассказ учителя, инсценировка, творческое рисование, выставка ученических работ, работа на компьютере.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игровой деятельности в развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими сложный дефект
коррекция недостатков развития личности ребенка в процессе разнообразной игровой деятельности....
Обобщённый опыт работы по теме «Развитие речи у детей со сложными дефектами в период их обучения в начальном звене»
Описание обобщенного опыта работы по теме: «Развитие речи у детей со сложными дефектами в период их обучения в начальном звене»...
Трудовая деятельность, как способ развития творческих возможностей детей с особенными потребностями на примере преподавания «Оригами»
В статье рассматривается трудовая деятельность учащихся как способ развития творческих возможностей. Рассматриваются методы преподавания Оригами и его влияние на развитие мелкой моторики у детей...
Развитие речи у детей со сложными дефектами в условиях логопедической группы
Для логопедов ДОУ. Из опыта работы со слабслышащим ребенком....
«Влияние занятий по чистописанию на развитие творческих возможностей детей с нарушением интеллекта»
Красивый почерк - это необходимость или ненужное умение? Каллиграфическое письмо напрямую связано с функционированием мозга и психики....
Развитие творческих возможностей детей и подростков через дополнительное образование
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, сти...
Тема: «Методы и приёмы работы по развитию зрительного восприятия детей со сложным дефектом»
Зрительное восприятие окружающих людей — важнейшее умение, которое не сформировано у детей со сложным дефектом, и которое самостоятельно не развивается. Воспитанники характеризуются рядом особенносте...