Технология разработки СИПР для обучающихся с ТМНР в условиях обучения на дому
методическая разработка
Обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, с тяжелыми и множественными нарушениями развития), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), получает образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося.
Целью реализации СИПР является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_razrabotki_sipr-doklad.doc | 72.5 КБ |
sipr.pdf | 673.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология разработки СИПР для обучающихся с ТМНР в условиях обучения на дому.
Учитель-логопед – Пискунова И.А.
Обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, с тяжелыми и множественными нарушениями развития), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), получает образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося.
Целью реализации СИПР является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.
СИПР – документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ТМНР в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.
Она (программа) реализует индивидуальный образовательный маршрут ребенка в рамках образовательного учреждения.
СИПР разрабатывается для следующих категорий обучающихся:
1) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе дети-инвалиды;
2) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения, в том числе дети-инвалиды;
3) Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики.
Индивидуальный образовательный маршрут – корректируемая часть СИПР действий администрации, учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей обучающегося с ограниченными возможностями здоровья на некотором фиксированном этапе обучения.
Особенности работы над СИПР:
- Разрабатывается в рамках деятельности ПМПк коллегиально.
Экспертная группа формируется учителем класса, в который зачислен обучающийся, в нее включаются специалисты (учитель класса, учитель музыки, учитель физкультуры, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др.), работающие с конкретным ребенком, и его родители (законные представители).
- Разрабатывается на определенный ограниченный во времени период (учебный год, четверть, полугодие,);
- По окончании периода производится оценка достижений ребенка – динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же
предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит корректировка программы (плана);
- Формулировки цели и задач, критериев достижений ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) носят максимально конкретный характер;
- Закреплены ответственность и регламент деятельности всех участников совместной работы.
Программа в рамках образовательного учреждения для ребенка с ОВЗ разрабатывается в несколько этапов.
Этап | «Шаги проектирования» | Содержание деятельности |
Предварительный август-сентябрь | Заключение ТПМПК Определение службы сопровождения | Администрация школы - определяет, к какому учителю, и в какой класс поступает ребенок - заключает договор с родителями обучающегося Учитель, социальный педагог, педагог -психолог проводит сбор и анализ предварительной (первоначальной) информации об обучающемся и его семье Администрация школы определяет, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную команду |
Организация деятельности службы сопровождения | Администрация школы разрабатывает локальные документы регламентирующие деятельность службы сопровождения: приказ о деятельности ПМПк, службы психолого-педагогического сопровождения и т.д. Учитель и специалисты службы сопровождения - изучают документацию обучающегося - отбирают диагностический инструментарий для скрининговой диагностики обучающегося | |
Диагностический сентябрь | Изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования обучающегося | Учитель и специалисты службы сопровождения - проводят скрининговую диагностику обучающегося; - готовят характеристику о психолого-педагогических особенностях обучающегося, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми - определяют АООП (вариант1, вариант 2, СИПР) |
Карта индивидуального сопровождения обучающегося, в которой прописываются необходимые обучающемуся специальные образовательные условия с учетом имеющихся нарушений и определяются возможности развития обучающегося | Учитель и специалисты службы сопровождения принимают решение о необходимости разработки ИОП | |
Разработка октябрь | Проектирование необходимых структурных составляющих ИОП | Учитель и специалисты службы сопровождения - изучают АООП образовательного учреждения - подбирают методики, техники и формы работы с обучающимся - составляют индивидуальный образовательный маршрут обучающегося - согласовывают образовательный маршрут с родителями обучающегося ПМПконсилиум образовательного учреждения -утверждает АООП, СИПР обучающегося |
Определение временных границ реализации ИОП | ||
Четкое формулирование цели ИОП | ||
Определение круга задач в рамках реализации ИОП | ||
Определение содержания ИП (коррекционный, образовательный компоненты) | ||
Планирование форм реализации разделов ИОП | ||
Определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности | ||
Определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы | ||
Реализация ноябрь-апрель | Учитель и специалисты службы сопровождения - мониторинг развития обучающегося по итогам 1 четверти -организуют деятельность обучающегося в соответствии с утвержденной АООП (1,2), СИПР; - организуют мониторинг учебных достижений и социальной компетентности обучающегося; - организация промежуточного мониторинга эффективности коррекционной работы по варианту АООП (1,»), СИПР | |
Анализ и коррекция апрель-май | Учитель и специалисты службы сопровождения - проводят итоговый мониторинг динамики развития обучающегося и эффективности коррекционной работы по варианту АООП (1,2), СИПР - составляют итоговую характеристику обучающегося с рекомендациями ПМПконсилиум образовательного учреждения -анализирует эффективность работы службы сопровождения обучающегося, -проводит анализ динамики развития и учебных достижений обучающегося; - вносит коррективы в ИОП (при необходимости) |
Основная задача администрации и сотрудников школы на предварительном этапе или этапе целеполагания – договориться с родителями об одной общей цели на определенный, «понятный» период времени – например, на один год. В беседе с родителями необходимо расставить приоритеты, в развитии ребенка исходя из его возможностей - в соответствии с ними учитель и вся междисциплинарная команда будут решать практические задачи в области обучения и социальной адаптации ребенка. При этом, подписывая договор о сотрудничестве, а затем, принимая участие в разработке индивидуального образовательного плана для своего ребенка, родитель должен осознавать меру своей ответственности за качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в школе.
Структура СИПР
Структура индивидуальной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов:
Пояснительная записка включает описание структуры и общую характеристику СИПР, разрабатываемой на основе АООП. Обязательным компонентом являются краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка, цель и задачи коррекционно-развивающей работы, содержание программы, а также требования к уровню подготовленности ребенка, которые позволяют оценить полноту реализации содержания ИОП на уровне динамики тех или иных составляющих психофизического развития ребенка.
Структура СИПР должна включать:
1.Общие сведения о ребенке:
2.Характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребенка.
Имя, фамилия ребёнка:
Возраст ребёнка:
Класс:
Год рождения:
Место проживания:
Законный представитель (опекун):
Заключение ПМПК
3.Индивидуальный учебный план –устанавливает доступный объем недельной нагрузки для обучающегося по актуальным учебным предметам, коррекционным курсам, внеурочной деятельности.
Индивидуальный учебный план разрабатывается на основе учебного плана образовательной организации и включает индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана АООП (вариант2), с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей и особенностей развития конкретного обучающегося.
4.Содержание образования в условиях организации и семьи.
Внеурочная деятельность в структуре СИПР представлена планом мероприятий внеурочной деятельности. Его реализация осуществляется в ходе проведения внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования («веселые старты», олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и др.
5.Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
6.Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР
7.Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося
Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося предусматривает: психологическую поддержку семьи, консультации по всем вопросам оказания психолого-педагогической помощи ребенку; просвещение по вопросам воспитания и обучения ребенка-инвалида; участие родителей (законных представителей) в разработке СИПР; согласование требований к ребенку и выбор единых подходов к его воспитанию и обучению в условиях образовательной организации и семьи; помощь в создании для ребенка предметно-развивающей среды дома; выполнение заданий, составленных специалистами Организации для занятий с ребёнком в домашних условиях; участие родителей в работе психолого-медико-педагогических консилиумов по актуальным вопросам помощи их ребенку; регулярные контакты родителей и специалистов в течение всего учебного года и др.
8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Хочу представить Вашему вниманию учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР), разработанный специалистами Псковского Центра лечебной педагогики http://умксипр.рф или http://ege.pskgu.ru
Ресурс также доступен на сайте УМЦ "Центр ФГОС".
Основные задачи данного учебно-методического комплекса – во-первых, помощь педагогу в наполнении содержанием разделов СИПР, во-вторых – в выборе оптимальных средств – возможных приемов, методов, материалов – для решения поставленных образовательных задач.
УМК представлен в виде электронного ресурса, который позволяет:
- выбрать ожидаемые результаты обучения по 10 предметам и 4- коррекционным курсам для включения их в СИПР из более, чем 1230 вариантов предложенных разработчиками УМК;
- через образовательные задачи, внесенные в СИПР, отразить объективную структуру формируемых действий, и наметить субъективные шаги обучающегося в освоении отдельных операций конкретного действия;
- наметить пути и способы достижения ожидаемых результатов с помощью методических рекомендаций, предложенных в УМК для каждой задачи;
- просмотреть видео-иллюстрации примеров работы с детьми по некоторым из задач;
- подобрать дидактический материал для работы с учащимися для достижения ожидаемого результата;
- составить СИПР в режиме «он-лайн» с помощью программы-конструктора;
- получить консультацию по разработке и реализации СИПР.
В структуру УМК включены следующие блоки и разделы:
1 блок – нормативно-правовой – содержит ФГОС образования обучающихся с нарушениями интеллекта, второй вариант примерной АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, примеры положений, приказов и других локальных актов, а также ссылки на иные нормативно-правовые документы.
2 блок – содержательный – включает 10 учебных предметов и 4 коррекционных курса. Каждый предмет и курс предваряется краткой пояснительной запиской и списком рекомендуемой литературы и полезными ссылками по соответствующей тематике. 3 блок – технологический – представлен алгоритмом по разработке СИПР в виде презентации и программой-конструктором, позволяющей сформировать содержательный раздел СИПР и вывести его в текстовом формате. Пользуясь данным инструментом, специалисты экспертной группы могут составлять и затем редактировать СИПР на своих обучающихся.
4 блок – приложения АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области (ЦЛП); примеры специальных индивидуальных образовательных программ развития, используемых в ЦЛП; примеры календарно-тематического планирования и примеры авторских программ внеурочной деятельности обучающихся. Примеры СИПР, представленные в приложении, помогут педагогу сориентироваться в составлении как индивидуальной программы в целом, так и ее содержательного раздела в частности. Календарно-тематический план составляется на группу обучающихся, чьи образовательные задачи, включенные в СИПР, оказываются одинаковыми или близкими по сложности. Такие дети могут объединяться в одну группу для проведения совместных уроков (занятий). Примеры авторских программ внеурочной деятельности могут быть использованы для занятий с детьми или для составления других подобных программ организациями, в которых происходит воспитание и обучение детей с интеллектуальными нарушениями.
5 блок – консультационный – позволяет сформулировать и направить вопросы разработчикам УМК, найти ответы в разделе «часто возникающие вопросы», оставить отзыв, выразив свое мнение о ресурсе и предложения по совершенствованию УМК. Через данный блок вы можете также прислать свои материалы (файлы с примерами СИПР, методические рекомендации, фотографии материалов и оборудования и др.), которые будут рассмотрены разработчиками УМК и по согласованию с авторами включены в соответствующие блоки и разделы УМК.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по трудовому и профессионально-трудовому обучению 6 класс,VIII вид (для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития) обучение на дому 68 часов (2 часа в неделю)
Данная программа разработана для обучения учащихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья на дому, с учебной нагрузкой - 2 часа в неделю.Цель: формирование у учащейся знаний о сам...
Технология разработки планирования работы образовательного учреждения в современных условиях
quot;Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать…" И.Кант Об этом, о планировании работы, целеполагании и представлении ре...
Урок русского языка для 7 класса в условиях обучения на дому в коррекционной школе VIII вида
Урок русского языка в 7 классе.Тема: «Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений»....
Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ТМНР. Разработка СИПР.
Методические рекомендации предназначены для оказания методической помощи в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отст...
Рабочие программы для обучающихся по АООП НОДА (индивидуальное обучение на дому)
Рабочие программы по бурятскому языку и литературе для обучающихся по АООП НОДА (индивидуальное обучение на дому)...
Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 9 класса Матвеева Ильи (обучение на дому, адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития) на 2023-2024 учебный
Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи, обучающегося по индивидуальной программе на дому, является приложением к образовательной программе о...
Из опыта работы по использованию цифровых технологий на занятиях с детьми с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития), обучающимися на дому
В статье дано обоснование эффективности использования ИКТ при проведении занятий на дому с обучающимися с ТМНР, основные принципы, формы и методы работы, перечислены основные правила использования пла...