Формирование базовых учебных действий
учебно-методический материал

Чеботаева Галина Александровна

Выступление на курсах повышения квалификации в рамках работы ресурсного центра

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon formirovanie_bud.ppt2.93 МБ
Файл formirovanie_bud.docx46.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы формирования базовых учебных действий на уроках профессионально-трудового обучения Подготовлена учителем ПТО ГКОУ КК школы-интерната г.Темрюка Чеботаевой Г.А..

Слайд 2

Совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений , включая организацию этого процесса . «Универсальные учебные действия» - умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Слайд 3

Варианты АООП, предусматривающие разработку программы базовых учебных действий 1.3 и 1.4 АООП глухих обучающихся; 2.3 АООП слабослышащих обучающихся; 6.3 и 6.4 АООП обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 8.3 и 8.4 АООП обучающихся с расстройствами аутистического спектра; Варианты 1 и 2 АООП обучающихся с умственной отсталостью ( ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью ).

Слайд 4

Функции базовых учебных действий обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области; реализация преемственности обучения на всех ступенях образования; формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности; обеспечение целостности развития личности обучающегося.

Слайд 5

Группы базовых учебных действий личностные регулятивные коммуникативные познавательные Личностные результаты Предметные результаты

Слайд 6

Принципы формирования базовых учебных действий Помощь и направляющее воздействие учителя, подготавливающие учащихся к предстоящим действиям; Систематическая тренировка школьников в выполнении умственных действий, их постепенное превращение в приемы деятельности; Включение в учебный процесс упражнений в применении усвоенных знаний.

Слайд 7

Личностные базовые учебные действия Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Слайд 8

Коммуникативные базовые учебные действия Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс); Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; Обращаться за помощью и принимать помощь; Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Слайд 9

Регулятивные базовые учебные действия Входить и выходить из учебного помещения со звонком; Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); Пользоваться учебной мебелью; Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов; Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Слайд 10

Познавательные базовые учебные действия Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; Устанавливать видо-родовые отношения предметов; Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; Читать; Писать; Выполнять арифметические действия; Умение наблюдать; Умение работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу и др.).

Слайд 11

Уровни сформированности учебных действий 0 баллов – действие не может быть выполнено, смысл его обучающийся не понимает и поэтому не включается в процесс выполнения вместе с учителем (взрослым); 1 балл – обучающийся понимает смысл действия, но связывает его только с конкретной ситуацией, способен выполнить действие только по прямому указанию учителя (взрослого) и с его значительной организующей помощью; 2 балла – обучающийся преимущественно выполняет действие под руководством учителя (взрослого), но объем организующей помощи и контроль за выполнением действия со стороны учителя (взрослого) становится меньше; 3 балла – обучающийся способен самостоятельно выполнять действие, нуждаясь в незначительной организующей или активизирующей помощи, но допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 4 балла – обучающийся способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя (например, обращением внимания ученика к правильности выполнения действия); 5 баллов – обучающийся знает, где надо применить действие, самостоятельно применяет его в различных ситуациях, не нуждаясь в контроле со стороны учителя.

Слайд 12

Личностные базовые учебные действия «моделирование жизненной ситуации, мотивация обучения»

Слайд 13

Метод «дай себе помочь» (создание образцов)

Слайд 14

Регулятивные базовые учебные действия «посчитай ошибки»

Слайд 15

Познавательные базовые учебные действия «свои примеры»

Слайд 16

Формирование навыка составления плана действий или действий по инструкционным картам

Слайд 17

Прием «открываем определение»

Слайд 18

Формирование навыка самооценки и взаимооценки

Слайд 19

Коммуникативные базовые учебные действия «умение работать в парах и группе»

Слайд 20

Метод «шесть цветов мышления» позволяет: развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение, более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

Слайд 21

Концепция метода «шесть цветов мышления» Белый цвет представляет информацию о решаемой задаче, формулирует вопросы для обсуждения. Красный цвет отдает себя во власть эмоций, интуиции, чувств. (Какие у меня по этому поводу возникают чувства?) Черный цвет проявляет осторожность. (Сработает ли это? В чем недостатки? У нас ничего не получится, потому что…) Желтый цвет полон оптимизма, он ищет преимущества. (Все у нас получится, потому что…) Зеленый символизирует творческое начало и расцвет новых идей. (Я знаю как у нас все получится…) Синий связан с организацией и управлением. (Чего мы достигли? Что нужно делать дальше?)

Слайд 22

Посредственный учитель излагает . Хороший учитель объясняет . Выдающийся учитель показывает . Великий учитель вдохновляет . Уильям Уорд – британский политик и яхтсмен, бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1908

Слайд 23

Желаю вдохновения, здоровья и успехов…

Слайд 24

Интернет ресурсы http://www.vitamarg.com/konsultacii/uspeh/2981-metod-6-shliap http://www.menobr.ru/materials/46/37549/ http://www.openclass.ru/node/159449 http://www.ug.ru/method_article/260 http://www.menobr.ru/materials/46/37549/



Предварительный просмотр:

государственное казенное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края

специальная (коррекционная) школа-интернат г.Темрюка

Приемы формирования базовых учебных действий

у обучающихся с умственной отсталостью

на уроках профессионально-трудового обучения

и во внеурочной деятельности

                                             Учитель ПТО

                                             Чеботаева Галина Александровна

2019 год

 Слайд 1

Приемы формирования базовых учебных действий

у обучающихся с умственной отсталостью

на уроках профессионально-трудового обучения

и во внеурочной деятельности

Введение с 1 сентября 2016 года Федерального государственного образовательного стандарта начального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (далее – Стандарты или ФГОС ОВЗ) обусловливает определенные изменения в организации и содержании специального образования. Эти изменения во многом связаны с провозглашением в качестве основной методологической составляющей Стандартов деятельностного подхода, в соответствии с которым развитие личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (в том числе обучающихся с умственной отсталостью) зависит от характера организации доступной им деятельности, в первую очередь, учебной. При этом основные структурные компоненты деятельности (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) рассматриваются как предмет целенаправленного формирования и представляются в Стандартах как образовательные результаты. В соответствии с деятельностным подходом группой авторов (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) была разработана концепция развития универсальных учебных действий, согласно которой содержание учебных предметов и образовательных технологий должны выстраиваться с ориентацией на формирование системы общеучебных умений, обеспечивающих успешность обучения школьников. По мнению авторов этой концепции, учебная деятельность представляет собой целостную систему, в которой формирование каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и особенностями психического развития детей. Следует отметить, что указанные положения концепции развития универсальных учебных действий во многом совпадают с принципами коррекционно-развивающего обучения. Так как имеющиеся у многих обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) эмоционально-волевые и когнитивные нарушения обусловливают значительные трудности формирования структуры учебной деятельности, составляющие ее компоненты (учебная мотивация, общеучебные и общетрудовые умения) были всегда объектом коррекционно-развивающей работы в специальном образовании.

В понятии общеучебное умение или универсальное учебное действие авторами концепции выделяется еще очень важный аспект – его ориентированность на успешную социальную адаптацию за счет формирования жизненно важных компетенций.

Такой подход полностью соответствует целям и задачам специального образования с его направленностью на максимальную социальную адаптацию

выпускника. Так, очевидно, что круг знаний, умений, жизненных компетенций выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений не может ограничиваться только теми, которые сформировались у них в период обучения в школе. Этот круг постоянно расширяется в процессе их дальнейшей социализации, приспособления к условиям постоянно изменяющейся среды жизнедеятельности. Поэтому содержание, технологии и специальные условия образования обучающихся с ОВЗ должны обеспечить формирование у них способностей к дальнейшей социализации и социальной адаптации.

Перед современным педагогическим работником ставится задача: формирование у обучающихся совокупности «универсальных учебных действий».

Слайд 2

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В соответствии с деятельностным подходом требованиями Стандартов предусмотрено включение в содержательный раздел цензовых вариантов (т. е.

соответствующих по итоговым образовательным результатам ФГОС начального общего образования) адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) программы формирования

универсальных учебных действий, а для нецензовых (предусмотренных для обучающихся с разной степенью выраженности умственной отсталости) – программы формирования базовых учебных действий.

Слайд 3

Таким образом, разработка программы формирования базовых учебных действий предусматривается Стандартами для следующих вариантов АООП:

1) 1.3 и 1.4 АООП глухих обучающихся;

2) 2.3 АООП слабослышащих обучающихся;

3) 6.3 и 6.4 АООП обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

4) 8.3 и 8.4 АООП обучающихся с расстройствами аутистического спектра;

5) варианты 1 и 2 АООП обучающихся с умственной отсталостью (ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью).

Реализация программы формирования базовых учебных действий, направлена на достижение личностных и предметных результатов. Под базовыми учебными действиями (далее – БУД) в примерных АООП понимаются элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. В отличие от универсальных учебных действий, БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. Кроме того, они формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

Формирование БУД у школьника с умственной отсталостью направлено на становление его как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Слайд 4

К функциям базовых учебных действий относится:

  • обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
  • реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
  • формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;
  • обеспечение целостности развития личности обучающегося.

С учетом этих функций базовые учебные действия могут рассматриваться как условие и как предпосылка формирования различных жизненных компетенций, конкретных способов поведения, обеспечивающих социальную (в т. ч. социально-бытовую) ориентировку и социальную адаптацию. Следовательно, от степени их сформированности у выпускника коррекционной школы зависит успешность овладения в дальнейшем новыми видами деятельности и необходимыми для социальной адаптации компетенциями.

Программа БУД позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью.

Как и в цензовых вариантах АООП НОО, предусматривающих формирование универсальных учебных действий, программа формирования БУД включает четыре их группы:

Слайд 5

1) личностные БУД;

2) коммуникативные БУД;

3) регулятивные БУД;

4) познавательные БУД.

Вместе с тем, в отличие от цензовых вариантов АООП, в которых личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия соответствуют личностным и метапредметным результатам образования, БУД соотносятся с личностными и предметными образовательными результатами. Соотнесение образовательных результатов и базовых учебных действий, может быть представлено следующим образом:

Личностные результаты – личностные и коммуникативные БУД.

Предметные результаты – регулятивные и познавательные БУД.

Согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ уровень сформированности базовых учебных действий определяется на момент завершения обучения в начальной школе, а в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью – на момент завершения обучения в школе.

Слайд 6

В качестве общих принципов формирования БУД у обучающихся в учебной деятельности можно выделить принципы, сформулированные еще в 60-е годы прошлого века Б.И. Пинским, по мнению которого для развития общеучебных умений необходима:

  • помощь и направляющее воздействие учителя, подготавливающие учащихся к предстоящим действиям;
  • систематическая тренировка школьников в выполнении умственных действий, их постепенное превращение в приемы деятельности;
  • включение в учебный процесс упражнений в применении усвоенных знаний.

Слайд 7

Личностные базовые учебные действия

  1. Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  2. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  3. Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
  4. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
  5. Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
  6. Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  7. Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Слайд 8

Коммуникативные базовые учебные действия

  1. Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);
  2. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  3. Обращаться за помощью и принимать помощь;
  4. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  5. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  6. Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  7. Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Слайд 9

Регулятивные базовые учебные действия

  1. Входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  2. Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
  3. Пользоваться учебной мебелью;
  4. Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  5. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  6. Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  7. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
  8. Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Слайд 10

Познавательные базовые учебные действия

  1. Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  2. Устанавливать видо-родовые отношения предметов;
  3. Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  4. Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
  5. Читать;
  6. Писать;
  7. Выполнять арифметические действия;
  8. Умение наблюдать;
  9. Умение работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу и др.).

Слайд 11

Каждому учителю в своей педагогической деятельности необходимо отслеживать уровень сформированности БУД, с целью корректировки приемов и методов их развития. Напомню, уровни сформированности учебных действий можно условно ранжировать на шесть групп:

0 баллов – действие не может быть выполнено, смысл его обучающийся не понимает и поэтому не включается в процесс выполнения вместе с учителем (взрослым);

1 балл – обучающийся понимает смысл действия, но связывает его только с конкретной ситуацией, способен выполнить действие только по прямому указанию учителя (взрослого) и с его значительной организующей помощью;

2 балла – обучающийся преимущественно выполняет действие под руководством учителя (взрослого), но объем организующей помощи и контроль за выполнением действия со стороны учителя (взрослого) становится меньше;

3 балла – обучающийся способен самостоятельно выполнять действие, нуждаясь в незначительной организующей или активизирующей помощи, но допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла – обучающийся способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя (например, обращением внимания ученика к правильности выполнения действия);

5 баллов – обучающийся знает, где надо применить действие, самостоятельно применяет его в различных ситуациях, не нуждаясь в контроле со стороны учителя.

Слайд 12

Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с целеполаганием и мотивацией учения. Мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний, освоения личностного смысла учения. Иными словами, ученику гораздо интереснее получать новую информацию, если он решил для себя: «Я изучаю эту тему для того, чтобы…» Учителю в свою очередь при проектировании урока необходимо создать такие условия, при которых учащиеся испытывали как можно больше положительных эмоций при изучении программного материала: предлагать задания в игровой форме, соревнования, использовать различный дидактический материал, интерактивные презентации.

 Ярким примером формирования личностных базовых учебных действий, может стать любая жизненная ситуация, в которую попадает ваш ученик: выбор продукта в магазине, подбор и пришивание пуговицы к одежде, использование старых предметов по-новому, отношение к лгунам, обидчикам, ябедам и т.д. Например, на уроке швейного дела в 5 классе «Ремонт одежды. Пришивание пуговиц» я начала занятие с отрывка из стихотворения Виталия Тунникова «Мамины помощники»:

Мама целый день трудилась

И немножко утомилась.

Прилегла на пять минут,

Чтоб немножко отдохнуть.

Мы помочь решили маме,

Ведь мы всё умеем сами.

И с сестричкою вдвоём

Мы порядок наведём…

Мы достали платье мамы.

Она в нём сегодня с нами

Будет принимать гостей –

Наших братьев и друзей.

Мы, когда его снимали,

Пару пуговиц сорвали,

Оторвали мы рукав,

Зацепив его за шкаф.

Но не страшно, ведь у нас

Супер клей есть – он нас спас.

Всё приклеили мы быстро –

Платье светится лучисто.

Клей разводами блестит,

Ярким отблеском манит.

Когда дети познакомились с текстом, я подвела их к эвристической беседе и ответам на жизненно необходимые вопросы:

  • Скажите, верный ли способ решения проблемы выбрали девочки?
  • А каким способом нужно было решать проблему?
  • Подумайте, а нужно ли было ремонтировать испорченную вещь?

После чего учащиеся пришли к важному для себя выводу: необходимо уметь ремонтировать одежду, учиться разным способам ремонта швейных изделий и определились с темой урока. Затем я поставила перед ученицами проблему: «Попробуем составить проект исследования учебного материала на уроке». Тема урока понятна и близка учащимся, поэтому они смогли быстро определиться с планом действия на уроке. Опыт показывает, если необходимо акцентировать внимание учащихся на составлении плана работы на уроке, а у них это не получается, необходимо прибегнуть к ряду дополнительных вопросов, которые помогут подвести к требуемому результату.

Слайд 13

С целью формирования личностных базовых учебных действий, помогающих осознать свою значимость и мотивации желания более глубокого исследования «Профессионально-трудового обучения», как образовательной дисциплины, а также развития навыка поиска, анализа и структурирования знаний, использую метод «дай себе помочь». Предлагаю ситуации, в которых ученики могут мне помочь. В добровольном порядке мои ученицы привлекаются для разработки материала, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть образцы швов или каких-то отдельных узлов изделия, кроссворд на повторение, различные виды образцов для учеников более младшего класса и т.д.)

Слайд 14

Приведу примеры формирования регулятивных универсальных учебных действий. В рефлексивной части  урока «Вышивка гладью» я предлагаю ученицам исследовать отрывок письма Шарика коту Матроскину и посчитать количество ошибок: «…вышивать совсем несложно! Берешь ткань, любую, лишь бы без рисунка, а то стежки потеряются. Нитки лучше катушечные, их отматывать легче. Иголочку нельзя забыть, следует выбрать самую тоненькую, такая сама вышивать будет. А чтобы лапы не поранить, обязательно их в перчатки спрятать требуется. А еще я точно знаю: без пялец не обойтись. Самые лучшие – железные, работая с ними и бицепсы накачаешь…». После окончания работы с текстом ученицы считают выявленные ошибки и самостоятельно дают оценку усвоенного на уроке материала в соответствии с указанными критериями.

Слайд 15

Для формирования умения поиска и выделение необходимой информации часто использую прием «свои пpимepы», который помогает ученикам подготовить свои примеры к уроку. Каждая из учениц, решая поставленную проблему, проводит собственное исследование по теме. Например, мои ученицы подбирают иллюстрации к теме «Стиль в одежде» или образцы тканей для пошива конкретного изделия и т.д. Этот прием работы можно использовать при изучении других разделов учебной программы таких, как: виды отделки легкого детского и женского платья (способы декорирования одежды), изготовление швейного изделия (уроки моделирования), декоративно-прикладное творчество и т.д.

Слайд 16

Каждый ученик, приступая к практическим работам на уроке, испытывает ряд проблем, которые не позволяют справиться с поставленной задачей. С целью формирования навыка планирования своих действий, предлагаю ученицам работу по инструкционной карте или деятельность по составлению плана работы. Выполняя какую-либо работу (вышивку, пошив изделия, ремонт одежды), ученицы приучаются к деятельности по инструкции, начинают понимать важность соблюдения последовательности. Впоследствии эти навыки помогают моим ученицам достаточно грамотно справляться с таким видом работы, как составление технологической последовательности изготовления изделия.

Слайд 17

В каждой из изучаемых школьных дисциплин есть необходимость заучивания каких-либо понятий или определений. Я считаю, что эту работу ученика можно значительно облегчить, если школьник самостоятельно научится конструировать для себя  определения или новые понятия. С этой целью я со своими ученицами использую прием «составь определение». Например, на уроках по пошиву швейных изделий, работаем над терминами швейных работ и влажно-тепловой обработки: «заметать», «притачать», «пришить», «отутюжить», «сутюжить» и др.

Слайд 18

Одним из самых важных умений является умение самооценки, анализа и критического осмысления проделанной работы, умение сравнивать результат с эталонным, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. С целью развития обозначенных умений, я предлагаю ученицам разобраться с проблемой оценки работ одноклассников. При такой форме текущего контроля, хорошо работает прием «выставка работ учащихся в конце урока». В процессе знакомства с работами одноклассниц ученицы видят достоинства и недостатки в своих работах, отвечают для себя на вопросы: могла ли я сделать работу лучше? Где я допустила ошибки? Что необходимо сделать, чтобы не допустить ошибок в будущем? Ярко и наглядно удачу или неудачу в своей работе ученицы могут увидеть при составлении общей композиции в конце занятия. Считаю важным не только научить детей оценивать работы по критериям «хорошо» и «плохо», но и сформировать умение рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения («мне нравится, потому что…», «в этой работе хорошо подобраны…»), предлагать («мне кажется, что было бы лучше, если…»).

Слайд 19

Используя в школе технологии деятельностной направленности, обязательно ввожу в организацию учебной деятельности работу в группах и парах. Работа в парах, в группах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить учебному сотрудничеству. Прежде чем вводить её, следует совместно с учащимися определить основные позиции эффективного взаимодействия.

Правила коллективной работы:

  • говорите по очереди, не перебивайте друг друга;
  • внимательно слушайте того, кто говорит;
  • если то, что говорят другие,  не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять.

Такая форма организации работы необходима при снятии мерок друг с друга, целесообразна при выполнении творческих проектов.

Слайд 20

Хочется познакомить вас с еще одним,  по-моему, очень интересным приемом формирования БУД (причем, используя предложенный вариант работы, учитель одновременно может развивать как личностные, так и познавательные, регулятивные и коммуникативные учебные действия). Называется он «шесть цветов мышления» и позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий  кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотнести свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорош этот метод для оценки необычных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

Слайд 21

Например: мы собираемся декорировать диванную подушку, как это сделать лучше?  В зависимости от деления  по цвету, группы учеников научатся доносить информацию о решаемой задаче,  генерировать идеи, обсуждать их состоятельность, планировать пути достижения поставленной цели, приобретут навыки общения, организации и управления происходящим процессом.

В заключении хочу отметить: формирование БУД – это реалии нашего времени, поэтому мы должны ежедневно работать над этим вопросом, повышать уровень своего педагогического мастерства, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию ученика в атмосфере успеха, уверенности в своих силах и способностях.

Слайд 22

Заканчиваю свое сообщение словами Уильяма Уорда - британского политика и яхтсмена, бронзового призёра летних Олимпийских игр 1908 года:  

Посредственный учитель излагает.  

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет.

Слайд 23

Желаю всем  вдохновения, здоровья и успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов коррекционной школы "Формирование базовых учебных действий в урочной и внеурочной деятельности"

Цель семинара - практикума - повышение компетентности педагогов в вопросах формирования базовых учебных действий у обучающихся с нарушением интеллекта. В семинар включены задания, позволяющие педагога...

Памятка по формированию базовых учебных действий по ФГОС

ПАМЯТКА по формированию БУД в рамках ФГОСобразования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для обучающихся с легкой степенью У.О. (1 вариант) и для обучающихся с уме...

Практикум для родителей "Формирование базовых учебных действий на занятиях по логопедии".

Цель практикума: познакомить родителей с понятием «базовые учебные действия», продемонстрировать  способы формирования  БУД на занятиях по логопедии....

«Формирование базовых учебных действий у детей с глубокой умственной отсталостью»

В настоящие время учителя коррекционных школ постепенно начинают строить свое планирование на основании требований ФГОС для детей с ОВЗ.  И необходимо строить программу на формирование у детей ба...

Формирование базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках рисования в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках рисования в соответствии с требованиями Федерального государственного обра...

Формирование базовых учебных действий на уроках изобразительной деятельности

Данная презентация об особенностях формирования базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках ИЗО. Выполнена в рамкам проекта по самообразованию учителя начальных кл...