Практикум для родителей "Формирование базовых учебных действий на занятиях по логопедии".
план-конспект урока по теме
Цель практикума: познакомить родителей с понятием «базовые учебные действия»,
продемонстрировать способы формирования БУД на занятиях по логопедии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_dlya_roditeley_formirovanie_bud.docx | 545.93 КБ |
Предварительный просмотр:
КГБОУ «Зеленогорская общеобразовательная школа – интернат».
ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
«Формирование базовых учебных действий
на занятиях по логопедии».
Подготовила
учитель-логопед
Кобышева Н.Ю.
Зеленогорск, 2016г.
Практикум для родителей.
Тема: «Формирование базовых учебных действий на занятиях по логопедии».
Цель: познакомить родителей с понятием «базовые учебные действия», продемонстрировать способы формирования БУД.
Ход.
- Расшифруйте тему практикума.
- В широком значении термин «базовые учебные действия» означает умение учиться.
Есть 4 вида основных базовых учебных действий:
1) познавательные;
2) коммуникативные;
3) регулятивные;
4) личностные.
- Познавательные базовые учебные действия включают: общеучебные умения и навыки, умение мыслить, сравнивать, обобщать, исключать, устанавливать причинно-следственные связи.
- Коммуникативные базовые учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
- Регулятивные базовые учебные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция.
- Личностные базовые учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
- Трудности учащихся, возникающие на занятиях:
- в понимании учебных заданий, инструкций учителя;
- в формулировании собственных мыслей в процессе учебной работы;
- в запоминании словесного материала;
- трудности концентрации внимания;
- недостаточность самоконтроля и саморегуляции.
Для преодоления этих трудностей и необходимо формировать базовые учебные действия.
Пример формирования познавательных базовых учебных действий (умение слушать учителя, запоминать инструкцию, логически мыслить) продемонстрирован в начале нашего практикума, когда вы расшифровывали тему.
Упражнения, направленные на формирование познавательных БУД.
- Найди лишнее слово в предложении:
- Маленькая Саша весело заплакала.
- Зайчик прыгал через кочки, ели и пеньки.
- Зимой часто идет снег, дождь, дуют холодные ветры.
- Весной прилетают с юга грачи, скворцы, синицы, журавли.
- Какие предметы изображены? (зашумленная картинка).
- Задания на развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
4). Расставьте слова по смыслу, составив предложения.
Клевер, на, луговой, можно, встретить, лугах. Цветёт, лето, растение, это, всё.
_____________________________________________________________________________
Набежала, темным, лесом, над, тучка. Хлынул, серебром, летний, который, звонким дождь, прокатился. _____________________________________________________________________________
Упражнения, направленные на формирование коммуникативных БУД.
1) Составь предложения по схеме (работа в парах):
а) Пчёлы, мёд, собирают, летом. (Когда? > кто? > что делают? > что?)
б) У, собака, большая, Димы, была. (У кого? > что делала? > какая?> кто?)
в) Озером, над, туман, расстилается. (Где? > что делает? > что?)
2) Задание на умение работать в паре, строить общение с партнером.
Заполните клеточки, прочитайте загадку, напишите ответ (ключ - у 2-х человек).
лишь — 1 макушку — 2 грядке — 3 красный - 4
торчат — 5 любопытный — 6 зелёные — 7 землю — 8
пятки — 9 нос — 10 по – 11 на- 12
в — 13 врос — 14
6 | 4 | 10 | ||||
| ||||||
11 | 2 | 13 | 8 | 14 | ||
| ||||||
1 | 5 | 12 | 3 | |||
7 | 9 |
ОТВЕТ:
3). «Составьте алгоритм проверки безударной гласной в корне слова».
Выдели корень.
Обозначь орфограмму.
Прочитай слово.
Измени слово так, чтобы на проверяемую гласную падало ударение.
Поставь ударение.
Напиши слово, вставив нужную гласную.
Упражнения, направленные на формирование регулятивных БУД.
Важными секретами успешной учебы являются: умение ставить цели и добиваться их; умение видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость; замечать неудачи и находить их причины. Для формирования у ребенка желания учиться, можно использовать разнообразные приемы – от похвалы до специальных символов, с помощью которых отмечались бы детские достижения.
1). Упражнения на внимание. (см. Приложение №1).
При выполнении подобных заданий, у учащихся вырабатывается привычка тщательно и очень внимательно просматривать предложенные ряды букв, слогов или слов. Внимательно искать и вычеркивать заданное (букву, слог, слово). К тому же, такой вид заданий приучает ребенка доводить дело до конца.
2). «Памятки» (см. Приложение №2).
Для самопроверки или взаимопроверки хорошо использовать памятки. Руководствуясь памяткой ребенок приучается проверять свою работу по шагам, внимательно и не торопясь. Либо ученики проверяют по памятке тетрадь товарища.
3). «Линейка достижений» или «Лесенка успехов». Для самооценивания и фиксации результатов используются линейки достижений и лестница успеха. Линейки достижений помогают ребенку увидеть свои успехи. Уверенность в своих силах, желание учиться и работать над собой – вот то, что действительно пригодится в жизни. Линейки достижений позволяют увидеть не столько улучшение успеваемости, но и те усилия, которые ученик приложил, и те знания, умения и навыки, которые им в результате приобретены. Логопед предлагает детям в конце занятия сделать отметки на линейках достижений. Каждому ребенку дается карточка, например, такого содержания:
1) Я научился различать буквы Б и Д (умения по теме занятия) 2) Я старался 0___1___2___3___4___5 3) Какую оценку я сам себе поставлю |
Ученик ставит отметку-черточку на каждой линейке. Это приучает его задумываться над тем, как он продвинулся в овладении знаниями и умениями; прикладывал ли старания для качественного выполнения задания; прогнозировать оценку за выполнение задания.
4). «Лесенка успеха». Завершив выполнение какого-либо письменного задания, ученики рисуют карандашом лестницу из 3 ступенек. Логопед просит, чтобы каждый из детей сам оценил успешность выполнения этого задания, нарисовав на одной из ступенек лесенки человечка – себя. Если ученик считает, что был внимательным, старательным и сдает логопеду работу без ошибок, то он рисует себя на верхней ступеньке. Лесенка успеха позволяет логопеду узнать, насколько объективно дети оценивают свою работу на занятии.
5). «Карта самооценки» (см. Приложение №3).
. Особенность такой карты заключается в том, что она составляется и ведется самим учеником. Учащиеся, выделяя собственные проблемы (в поведении, в учебе и т. д.), сами вписывают нужные аспекты наблюдения в свои таблички. В конце каждого занятия ученики делают отметки (+ или –) в карте. Когда таблица заполнится, уместно подвести итоги: Кто может сказать, что стал аккуратнее? У кого укрепилась сила воли? Кто заметил, что стал активнее на занятиях? Ученик сообщает о своих результатах только в том случае, если сам этого захочет.
Примеры упражнений, направленных на формирование личностных БУД
ИТОГ (РЕФЛЕКСИЯ).
Приложение №1.
Приложение №2.
Памятка Проверь свою работу (I проверка) Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего.
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – МОЛОДЕЦ! |
Памятка Проверь свою работу (II проверка) Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего.
Обозначь опасные места
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – МОЛОДЕЦ! |
Памятка Проверь свою работу (III проверка) Проверь целиком каждое предложение, начиная с первого.
(Проверь окончания)
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – МОЛОДЕЦ! |
Приложение №3.
Карта самооценки.
Я на занятии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Старался писать без ошибок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проверял свою работу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Следил за осанкой и правильной посадкой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работал внимательно |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Писал аккуратно, разборчиво |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соблюдал чистоту и порядок в тетради |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соблюдал дисциплину |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работал активно, поднимал руку |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДАИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"(ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ).УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МИЛЛЕР ОЛЬГА ВИКТОРОВНА....
Годовой план учебно-методической работы учителя-логопеда на учебный год.
Годовой план учебно-методической работы учителя-логопеда Тешке Н.А. на 2014 – 2015 учебный год....
Практикум для формирования базовых лексических навыков по учебной дисциплине «Иностранный язык (немецкий)» студентов медицинского колледжа
Данное пособие предназначено для студентов медицинского колледжа для специальностей «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Фармация», «Стоматология ортопедическая». Материал разработан в соответствии с...
Учебно-методические разработки. Открытые занятия по логопедии. Презентации занятий
Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 4 классы. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфи...
Семинар - практикум для педагогов коррекционной школы "Формирование базовых учебных действий в урочной и внеурочной деятельности"
Цель семинара - практикума - повышение компетентности педагогов в вопросах формирования базовых учебных действий у обучающихся с нарушением интеллекта. В семинар включены задания, позволяющие педагога...
Коррекционно – развивающее занятие с обучающимися с легкой умственной отсталостью 2 А класса. «Развитие познавательных базовых учебных действий на материале темы «Время года зима»»
Представлены разнообразные задания для развития познавательных базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью. Данные задания можно использовать на уроках "Математика"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по математике «Практикум по математике» Базовый уровень»
Рабочая программа курса 2024-2025 учебного года. Разработана с учетом севременных требований ФГОС. содержит все необходимые разделы и тематический план....