Занятие по коррекции дисграфии. Ударные и безударные слоги.
материал
Теория: Понятие о слоге. Деление слов на слоги. Правила постановки ударения в словах.
Практика: Динамическая разминка на развитие чувства ритма. Запись слов и деление их на слоги. Составление слов из заданных слогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udarnye_i_bezudarnye_slogi._disgrafiya.docx | 17.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по коррекции дисграфии.
Ударные и безударные слоги.
Март 2021 г.
Учитель –логопед Соколова О.Г.
Теория: Понятие о слоге. Деление слов на слоги. Правила постановки ударения в словах.
Практика: Динамическая разминка на развитие чувства ритма. Запись слов и деление их на слоги. Составление слов из заданных слогов.
- Слог образуется с помощью гласного звука:
сте-на, ба-ран (с-тена, бара-н — неправильно). - Слог начинается с согласного, который стоит перед гласной:
мо-ло-ко, ко-ра (мол-око, кор-а — неправильно). - Буквы ь, ъ (которые не означают звуков), й нельзя отрывать от предыдущего слога:
лай-ка, конь-ки, подъ-езд (ла-йка, кон-ьки, под-ъезд — неправильно).
Допускается вариативность: со-лнце или сол-нце, ко-мпью-тер или ком-пью-тер.
- Глухие согласные отходят к следующему слогу:
то-чка, мо-шка (верно также: точ-ка, мош-ка). - Звонкие согласные ([й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’]) с последующим шумным согласным отходят к предыдущему слогу:
кор-ка, бул-ка (верно также: ко-рка, бу-лка). - Согласные буквы, образующие один звук, нельзя разносить в разные слоги. Один звук образуют сочетания зж [ж:], тся, ться [ц:].
у-е-зжать, но-си-тся, де-ла-ться (верно также: у-ез-жать, но-сит-ся, де-лать-ся). - Сдвоенные согласные в середине слова относят к следующему слогу:
кла-ссный, хо-ккей, те-ннис (верно также: клас-сный, хок-кей, тен-нис).
Правила деления на слоги слов со стечением согласных. Правило переноса слов.
Слова делят на фонетические слоги в соответствии с количеством гласных звуков. В слове содержится столько слогов, сколько в нем звучит гласных. Один гласный звук в окружении согласных создает односложное слово, которое не делится на слоги: сом, крот, вальс, брод, трап, марш, строй, корт, март, май, лень.
Чтобы можно было разделить слово на слоги, в нем должно быть не менее двух гласных звуков, которые образуют двусложные слова: до-мик, са-лат, кро-лик, вет-ка, кош-ка и т.д.
Необходимо различать фонетический слог и слог для переноса слова, они могут не совпадать.В большинстве случаев слова переносятся по слогам: ре-ка, боль-ной, вой-на, маль-чик, гай-ка, греч-ка, за-гад-ка, мат-рос, ро-ща, кор-ка, за-бор, вер-ба, зеб-ра. Приведем примеры слов, где
не совпадают фонетические слоги и слоги для переноса: ИЮЛЬ (2 слога, но переносить нельзя, ИЮНЬ (2 слога, но переносить нельзя, Юлия(3 слога, но переносить их нельзя), Юрий(2 слога, не переносятся), ЯМА ( 2 слога. Но нет переноса), ЮЛА (2 слога, переносить нельзя), на ЮГЕ (2 слога, переносить нельзя)- мы видим, что слова делятся на слоги фонетически, то есть по звукам, или по фонемам. Но переносить эти слоги мы не можем, т.к. существуют правила переноса слов.
Рассмотрим правила переноса слов:
Практика:
1).Составьте слова из слогов: ма, ма, жур, чит,бел, ка, рег, би.
2). Сделайте перенос слов со сложным звуко- слоговым составом, согласно приведенным выше правилам:
Родители, отец, ребенок, семейство, родные, мать, семья, племянник, ершом, ураган, тюрбан, орган, сияет, плёночный, обгонять, бесспорный, гамма, бессрочный, уборочный, урождённый, письмо, новелла, зубрила, штурвал, телеграмма, эмблема, пальма, казарма, рифма, фирма, тьма, яма, желтизна, отчизна, королевна, замок, арена, флейта, радио, точка, редька, калька, вуалька, каланча, паинька, марсианин, март, май, ящерка, перечитывает, перекрашивал, приятный, средства, уснул, искусство, действия, июль, расписание, деятельность, упал, представитель, вожжи, день, аллея, галерея, аппарат, комиссия, равняется, объектив, борются, решать, сотрудник, въезд, выезд, подъезд, расправиться, подделаться, рассыпается, сотрудник, подытожить, используя, разыскать, накопленный, отгрузил, отметка, объявление.
3). Запись слов с делением их на слоги для переноса.
Исправь ошибки при переносе слов: РЕД-ЬКА, УДА-В, МЕЛ-ЬНИЦА, ДОЛ-ЬКА, ОСЕ-НЬ, У-ГОЛОК, ЧА-ЙКА, УГ-ОЛЬ, О-ХОТА, КОНЬК-И, ИЮ-ЛЬ, КРА-Й, БЕЛ-ЬЁ,ОКУ-НЬ,УЛ-ИТКА, ПОЛ- ЬКА, ГЕР –ОЙ, БР- АТЬЯ, ЗВЕР- ЬКИ, ОР- ЁЛ, УЛ- ИЦА, МУР- АВЬИ, СТР-ОЙКА, ЯКО- РЬ, КР –УГОМ, СПО –Й.
4).Уточнение НАПИСАНИЯ БУКВЫ [Э]- НАПИШИ ОДНУ СТРОЧКУ с буквой Э. Запись слогов в два столбика,с буквой «э» и с буквой «е»: ЗЭ, СЕ,ВЭ, МЕ, РЕ, КЭ, ДЕ, ТЭ, ФЭ, ЧЕ, ЛЕ, ПЭ, ДЭ,ЦЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: Дифференциация о-а. Грамматическая тема: Правописание чк, чн. Лексическая тема: Зима.
Конспект занятия по коррекции дисграфии...
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: выделение первого согласного звука . Грамматическая тема: согласование прилагательных с существительными м.р. и ж.р. Лексическая тема: Птицы.
Конспект по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: слоговой анализ и синтез. Грамматическая тема: образование существительных множественного числа. Лексическая тема: фрукты.
Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: Слоговой анализ и синтез. Грамматическая тема: согласование прилагательных с существительными м.р. и ж.р. Лексическая тема: Насекомые.
Конспект занятия по коррекции дисграфии...
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".
В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...
Методическая разработка "Правописание гласных в ударных и безударных слогах"
Конспект методической разработки для детей с задержкой психического развития второго года обучения 1 класса....
Методическая разработка "Правописание гласных в ударных и безударных слогах"
Методическая разработка для урока по русскому языку в 1 доп. Г (второй год обучения) классе на тему: «Правописание гласных в ударных и безударных слогах»...