Речь и альтернативная коммуникация. АООП для детей с тяжёлой умственной отсталостью
рабочая программа (6 класс)

Смирнова Валентина Александровна

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью  по предмету Речь и 

альтернативная коммуникация 6 класс на 2020-2021 учебный год составлена с указанием нормативных документов, содержит пояснительную

записку, краткую характеристику обучающихся,условия реализации программы,технологии и методы обучения, личностные и предметные 

результаты, а также КТП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_ak_6.0.odt29.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  образовательное учреждение

       «Средняя школа №2 г. Валдай»                                                                              

                      Утверждаю:

                                                              Директор МАОУ «СШ №2 г. Валдай»

                            Н. Ю. Матвеева

.

Адаптированная основная общеобразовательная программа

для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью  

Речь и альтернативная коммуникация

6  класс

2020-2021 учебный год

Составила:

Смирнова В.А., учитель начальных классов,

                                                        высшая квалификационная категория

г. Валдай

2020 г.

Пояснительная записка.

АООП образования  обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью для 6 класса  по предмету  Речь и альтернативная коммуникация разработана на основе:

-Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ).

-Федеральный государственный  образовательный  стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г.    № 1599.

-Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 30.03.2015 г.

-СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические  требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ  № 29 от 10.07.2015 г.

-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы./ Под ред. И.М. Бгажноковой/ – М.: Просвещение, 2010 г.

-АООП образования  обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития  МАОУ «Средняя школа №2 г. Валдай»».

 

 Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающимся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.  АООП  образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью составлена с учетом особых образовательных потребностей  обучающихся в развитии.

Психолого-педагогическая  характеристика  обучающихся  с  умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 В 6.0 классе обучаются 3 ребёнка. У детей выявлены тотальное недоразвитие высших психических функций умеренной и  тяжёлой степени, системное недоразвитие речи тяжёлой степени (обследование  в октябре 2016 г.).  Дети  с  умеренной  и  тяжелой  умственной  отсталостью  отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению  предметных  учебных  знаний.  Дети  характеризуются  разной  степенью  выраженности снижения интеллектуального  и психофизического развития Наряду с нарушением базовых психических функций: памяти и мышления,  отмечается  своеобразное  нарушение  всех  структурных компонентов  речи:  фонетико-фонематического,  лексического  и грамматического.  У  детей  затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним  речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи и со звукокомплексами.  Ввиду этого при обучении детей  используются  разнообразные  средства  невербальной  коммуникации. Внимание  обучающихся  с  умеренной  и  тяжелой  умственной  отсталостью крайне  неустойчивое,  отличается  низким  уровнем  продуктивности  из-за  быстрой  истощаемости,  отвлекаемости. Процесс  запоминания является механическим, зрительно-моторная координация  нарушена.  Детям  трудно  понять  ситуацию,  вычленить  в  ней  главное  и  установить причинно-следственные  связи,  перенести  знакомое  сформированное действие  в  новые  условия. Психофизическое  недоразвитие  характеризуется  также  нарушениями координации,  точности,  темпа  движений,  что  осложняет  формирование физических  действий:  бег,  прыжки  и  др.,  а  также  навыков  несложных трудовых  действий.  Наиболее  типичными  для обучающихся данной  категории  являются трудности  в  овладении  навыками,  требующими  тонких  точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки,  кисти,  шнурование  ботинок,  застегивание  пуговиц,  завязывание  ленточек,  шнурков.   Запас знаний и представлений о внешнем мире мал  и  ограничен  знанием предметов окружающего быта.

  Дети с глубокой умственной отсталостью постоянно нуждаются в уходе и присмотре.

 В связи с неразвитостью эмоционально- волевых процессов дети неспособны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что иногда проявляется в негативных поведенческих  реакциях.  

При всех дефектах развития у детей сформирован познавательный интерес  и стремление к самообслуживанию и относительной самостоятельности и даже   случаются отдельные  проявления желания помочь одноклассникам и взрослым.

 При  продолжительном  и  направленном использовании  методов  и  приемов  коррекционной  работы  становится заметной  положительная  динамика  общего  психического  развития  детей.

Длительность программы: программа составлена на 2020-2021 учебный год.

Форма работы:   групповая в классе.

Условия реализации: 

программа реализуется на занятиях в условиях специального класса  для детей с интеллектуальными нарушениями в умеренной и тяжёлой степени в соответствии с расписанием.  Продолжительность занятий 35-40 минут в зависимости от психофизического состояния здоровья. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, уроков внеклассного чтения.. Используется   индивидуальная работа.  В основе занятий лежит   предметно-практическая деятельность. При реализации программы используются дидактические пособия, таблицы, картинки, раздаточный материал, имеющийся в образовательном учреждении, интерактивная доска, электронные образовательные ресурсы, пособия по  альтернативной коммуникации. Во время дистанционного режима учёбы возможны  занятия на образовательном портале Учи.ру и  в  программе  ZOOM.

Показания к реализации программы:

АООП  составлена в соответствии с рекомендациями специалистов ПМПК.  Со всеми детьми рекомендована работа педагога по развитию социально-бытовых, трудовых  умений и навыков,  по формированию алгоритма  продуктивной деятельности, развитию крупной и мелкой моторики.

 Форма работы выбрана с учётом рекомендации органов здравоохранения (очная форма обучения  по АООП  в классе для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью)

Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы:

Технология коррекционно-развивающего обучения.

Традиционные технологии: обязательные этапы на уроке (проверка усвоения пройденного, объяснение нового материала, закрепление полученных знаний,).

Технологии активных форм и методов: игровые технологии, работа в парах и группах.

Здоровьесберегающие технологии: технология обеспечения двигательной активности (В. Ф. Базарного), психолого-педагогические приёмы здоровьесбережения.

Авторские педагогические технологии: технологии индивидуального и дифференцированного подхода В. В. Воронковой, С. Д. Забрамной, технологии личностно-ориентированного подхода И. Я. Якиманской.

Информационно-коммуникативные технологии.

 Методы обучения. 

Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь    учителя. Для реализации деятельностного подхода учителю необходимо использовать на уроках естественные бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, «Четвертый – лишний», «Вставь пропущенную букву», «Угадай слово», «Подбери картинку к стихотворению», карточки по альтернативной коммуникации и др.  Задания на оценку поступков героев, их черт характера помогают закреплению полученных на уроках знаний и умений, учат применять их в обычной жизнедеятельности. Правильная организация занятий, специфические приемы и методы способствуют формированию  представлений о жизни в обществе, об отношениях людей, об общении и  взаимодействии человека с другими людьми,  воспитанию бережного отношения к  окружающим людям и природе, овладению практическими навыками коммуникации с помощью карточек, мимики, жестов.

 Методы и средства оценки эффективности программы:

Первичная и итоговая диагностика в учебном году, описание  результативности освоения программы учащимся в конце учебного года.

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных (ожидаемых) результатов образования данной категории обучающихся.  Требования устанавливаются к результатам:

 личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;

  предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного материала опыт специфический для данной предметной области, деятельности по получению нового знания и его применению.  

Личностные результаты освоения АООП:

  Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;

   Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;

 Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;

   Владение правилами поведения в учебной ситуации;

   Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;

 Владение навыками сотрудничества  со взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;

   Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации;

 Владение доступными знаниями, умениями, навыками, отражающими индивидуальный вариант содержания образования.

 Предметные результаты освоения АООП:

  Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

  Понимание  обращенной  речи,  понимание  смысла  рисунков,  фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

  Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные  и  вербальные  средства,  соблюдение  общепринятых правил коммуникации.

  Умение  использовать  средства  альтернативной  коммуникации  в процессе общения: использование  предметов,  жестов,  взгляда,  шумовых,  голосовых,  речеподражательных  реакций  для  выражения  индивидуальных потребностей; пользование  индивидуальными  коммуникативными  тетрадями,  карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;  

  Узнавание  и  различение  напечатанных  слов,  обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

  Использование  карточек  с  напечатанными  словами  как  средства коммуникации.

  Узнавание и различение образов графем (букв).

  Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

  Начальные навыки чтения и письма.

Место предмета в учебном плане:

На учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» в 6 классе отводится 2 часа в неделю

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и  невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Программно-методический материал представлен следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо». Образовательные  задачи  по  коммуникации  направлены  на формирование  навыков  установления,  поддержания  и  завершения  контакта. Раздел  «Развитие  речи  средствами  вербальной  и  невербальной коммуникации»  включает  импрессивную  и  экспрессивную  речь.

Задачи  по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную  речь.

Задачи  по  развитию  экспрессивной  речи  направлены  на формирование  умения  употреблять  в  ходе  общения  слоги,  слова,  строить предложения,  связные  высказывания.  

Дети,  не  владеющие  устной (звучащей) речью, учатся  общаться, пользуясь альтернативными средствами (жестом, мимикой, карточками). Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.

Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма. При изучении литературного текста  (текст читается учителем, дети способны «читать» и узнавать лишь отдельные слова) проводится работа по обучению  отвечать на поставленные вопросы; передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события (с помощью вопросов, плана или иллюстраций), называть(показывать на картинке, иллюстрации) главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно - следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. С помощью учителя учится выделению главной мысли произведения и его частей, определению основных черт характера действующих лиц.

Содержание программы

Материалы для письма (по учебнику Якубовская Э.В., Павлова Н.В. . Русский язык 2 класс. – 2-е изд., Москва, «Просвещение» 2014.)

Предложение. Первое слово в предложении. Знаки препинания в конце предложения. Схема предложения. Нахождение предложения по его схеме. Дополнение  предложения подходящим по смыслу словом. Составление предложений по опорным картинкам. Распространение предложений.

Слово.  Обобщающие понятия. Составление и чтение слов по слогам. Нахождение и выделение слогов в начале слова. Нахождение и выделение слогов в конце слова. Обобщающие понятия. Фрукты. Называние (узнавание) своего имени. Написание своего имени. Называние (узнавание) своей фамилии. Написание своей фамилии. Нахождение своего имени в предложении. Нахождение заданных слов в предложении.

Звуки и буквы. Различение звуков и букв. Слова сходные по звучанию. Нахождение звука в конце слова. Нахождение звука в начале слова. Чтение и запись слов по слогам (с опорой на картинку). Выделение первой и последней буквы в словах. Алфавит. Расположение слов в алфавитном порядке. Запись слов в алфавитном порядке. Гласные звуки и буквы. Выделение гласных звуков из речи. Согласные звуки и буквы. Выделение гласных звуков из речи. Изучение схем слов.  Нахождение слова по схеме.  Составление схемы слова. Соотнесение слов и схем. Соотнесение слов с картинкой и их запись. Слова, которые различаются одним звуком.  Слова, которые различаются количеством звуков. Слова, которые различаются последовательностью звуков. Составление из букв слов и их запись.

Ударение в словах. Письмо слов, нахождение и выделение ударной гласной. Слог. Деление слов на слоги. Составление слов из слогов. Гласные в образовании слогов. Запись слов с пропущенными гласными. Ударные и безударные слоги. Определение ударного слога в словах. Выделение безударных гласных в словах. Деление слов в предложениях на слоги. Слова-родственники. Нахождение слов в предложениях по смыслу.

Названия предметов. Предмет и его значение. Замена нарисованных предметов в тексте их названиями. Нахождение пропущенных слов в предложении. Добавление пропущенных слов в предложении.

Материалы для чтения и развития речи (по учебнику  Чтение: учебник для 5 класса спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Авт.-сост.: И. М. Бгажнокова, Г.В.Савельева. – СПб: филиал издательства «Просвещение», 2013)

В. Песков «Листья падают с кленов»

 С. Соловейчик «Наша родина»

Народное творчество.

С. Романовский «Одолень - трава»

К. Паустовский «Барсучий нос»

М. Садовский «Лесные бусы»

 С. Романовский «Не посрамим землю Русскую!», «Куликовская битва»

А. Твардовский «Лес осенью».

Л. Воронкова «Танины дела»

Внеклассное чтение. М.Зощенко «Не надо врать»

Е. Пермяк «Счастливые часы»

С. Михалков «Упрямый козленок»

Я. Пинясов «Кем быть и кем не быть»

В. Катаев «Цветик - семицветик»

Внеклассное чтение. В. Драгунский «Тайное становится явным»

Б. Заходер «Что красивей всего?»

О. Высотская «Осеннее утро»

Во славу Отечества. Освобождение Чернигова (Былина)

Илья Муромец и Идолище. (Былина)

З. Топелиус «Солнечный луч в ноябре» (Сказка)

Е. Бехлерова «Два приятеля»

В. Драгунский «Друг детства»

А. Барто «Три очка за старичка»

Внеклассное чтение. Братья Гримм «Бременские музыканты»

Н. Носов «Клякса»

Н. Грибачев «Заяц Коська и Родничок»

Морозко (русская сказка)

К. Ушинский «Проказы старухи зимы»

В. Даль «Старик Годовик», С. Чёрный «Волк»

Ю. Нагибин «Зимний дуб»

Е. Благинина «Мороз»

Внеклассное чтение. «Три поросенка» (Английская сказка)

Лиса и дрозд. (Русская сказка)

Братья Гримм «Госпожа Метелица»

С. Алексеев «Штык»

Ю.  Мориц «Домик с трубой»

К. Паустовский «Теплый хлеб»

Внеклассное чтение «Златовласка» (Чешская сказка)

Н. Колпакова «Дорогая гостья Масленица»

А. Чехов «Весной»

В. Орлов «Мамин праздник»

Х.-К. Андерсен «Снеговик»

Г.  Скребицкий «Счастливый жучок»

Н. Сладков «Варька»

В. Лифшиц «Скворец», В. Берестов «Лети!»

Ржаной колос (Русская сказка)

Золотые руки (Башкирская сказка)

В. Даль «У тебя у самого свой ум»

А. Барто «Очки»

А. Алексин «Необычные похождения Севы Котлова»

Во славу Отечества, С. Алексеев «Наташка»

Внеклассное  чтение Шарль Перро «Золушка»

С. Алексеев «Злая фамилия»

Д. Биссет «Почтальон и поросенок»

Х.-К. Андерсен «Ромашка»

А. Плещеев «Дети и птичка»

Н. Некрасов «Крестьянские дети»

Н. Надеждина «Ягодные адреса»

И. Мазнин «Ворчливые мухоморы»

В. Степанов «Лето», Ю. Кушак «Рисуй, художник солнечный!»

Литература:

Чтение: учебник для 5 кл.спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида /Авт.-сост.: И. М. Бгажнокова, Г.В.Савельева. – СПб: филиал издательства «Просвещение»,

Якубовская Э.В., Павлова Н.В. . Русский язык 2 класс. – 2-е изд., Москва, «Просвещение» 2014.

Якубовская Э.В.. Рабочая тетрадь по русскому для учащихся 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2-х частях. «Читай, думай, пиши». – 2-е издание; Москва, «Просвещение» 2014.

Дополнительно:

Жукова Н.С. Первая после букваря книга для чтения.

Первая энциклопедия школьника

Альбомы по  альтернативной коммуникации

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.

 2.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

 3.Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

 4.Ноутбук.

 5.Интерактивная доска

 6. Клавиатура для детей с ОВЗ

Календарно - тематическое планирование

 Речь и альтернативная коммуникация 6 класс

Чтение: учебник для 5 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида /Авт.-сост.: И. М. Бгажнокова,  Г. В.Савельева. – СПб: филиал издательства «Просвещение», 2008г.;

Русский язык Якубовская Э.В., Павлова Н.В. . 2 класс. – 2-е изд., Москва, «Просвещение» 2014.

№ урока

Тема, содержание

дата

дата

1

В. Песков «Листья падают с кленов», С. Соловейчик «Наша родина». Предложение. Первое слово в предложении

2

Народное творчество.  Знаки препинания в конце предложения.

3

С. Романовский «Одолень - трава». Схема предложения.

4

К. Паустовский «Барсучий нос». Нахождение предложения по его схеме.

5

М. Садовский «Лесные бусы». Дополнение  предложения подходящим по смыслу словом.

6

 С. Романовский «Не посрамим землю Русскую!», «Куликовская битва». Составление предложений по опорным картинкам

7

А. Твардовский «Лес осенью». Распространение предложений.

8-9

Л. Воронкова «Танины дела». Слово. Обобщающие понятия. Деревья. Загадки

10

Внеклассное чтение. М. Зощенко «Не надо врать»

11

Е. Пермяк «Счастливые часы». Составление и чтение слов по слогам.

              12-14

С. Михалков «Упрямый козленок». Нахождение и выделение слогов в начале слова.

15

Я. Пинясов «Кем быть и кем не быть». Нахождение и выделение слогов в конце слова. Е

16-18

В. Катаев «Цветик - семицветик». Обобщающие понятия. Фрукты.

Внеклассное чтение. В. Драгунский «Тайное становится явным»

                               Вторая четверть

19

Б. Заходер «Что красивей всего?». Называние (узнавание) своего имени. Написание своего имени.

20

О. Высотская «Осеннее утро». Называние (узнавание) своей фамилии. Написание своей фамилии.

21

Во славу Отечества. Освобождение Чернигова (Былина). Нахождение заданных слов в предложении.

22

Илья Муромец и Идолище. (Былина). Нахождение заданных слов в предложении.

23

З. Топелиус «Солнечный луч в ноябре» (Сказка). Нахождение заданных слов в предложении

24

Е. Бехлерова «Два приятеля». Нахождение заданных предложений  в тексте.

25

В. Драгунский «Друг детства». Нахождение заданных предложений  в тексте.

26

А. Барто «Три очка за старичка». Нахождение заданных предложений  в тексте.

27

Внеклассное чтение. Братья Гримм «Бременские музыканты»

28

Н. Носов «Клякса». Различение звуков и букв.

29

Н. Грибачев «Заяц Коська и Родничок». Слова сходные по звучанию.

30

Морозко (русская сказка). Нахождение звука в начале слова.

31

К. Ушинский «Проказы старухи зимы». Алфавит. Расположение слов в алфавитном порядке.

32

В. Даль «Старик Годовик», С. Чёрный «Волк». Запись слов в алфавитном порядке.

                         Третья  четверть                                   

33-34

Ю. Нагибин «Зимний дуб». Гласные звуки и буквы. Выделение гласных звуков из речи.

35

Е. Благинина «Мороз». Слова, которые различаются одним звуком.

36

Внеклассное чтение. «Три поросенка» (Английская сказка)

37

Лиса и дрозд. (Русская сказка). Слова, которые различаются количеством звуков.

38

Братья Гримм «Госпожа Метелица». Соотнесение слов с картинкой и их запись

39

С. Алексеев «Штык». Изучение схем слов. Соотнесение слов со схемой.

40

Ю. Мориц «Домик с трубой». Слова, которые различаются последовательностью звуков.

41-43

К. Паустовский «Теплый хлеб». Ударение в словах. Письмо слов, нахождение и выделение ударной гласной.

44

Внеклассное чтение «Златовласка» (Чешская сказка)

45

Н. Колпакова «Дорогая гостья Масленица». Ударение в словах. Письмо слов, нахождение и выделение ударной гласной.

46

А. Чехов «Весной». Деление слов на слоги. Составление слов из слогов.

47

В. Орлов «Мамин праздник». Деление слов на слоги. Составление слов из слогов.  

48-49

Х.-К. Андерсен «Снеговик». Деление слов на слоги. Составление слов из слогов.

50-51

Г. Скребицкий «Счастливый жучок». Гласные в образовании слогов. Запись слов с пропущенными гласными.

52

Н. Сладков «Варька». Ударные и безударные слоги. Определение ударного слога в словах.

                         Четвертая  четверть

53

В. Лифшиц «Скворец», В. Берестов «Лети!». Выделение безударных гласных в словах.

54

Ржаной колос (Русская сказка). Выделение безударных гласных в словах.

55

Золотые руки (Башкирская сказка).

56

В. Даль «У тебя у самого свой ум». Слова-родственники. Нахождение слов в предложениях по смыслу.

57

А. Барто «Очки». Слова-родственники. Нахождение слов в предложениях по смыслу.

58

А. Алексин «Необычные похождения Севы Котлова». Слова-родственники. Нахождение слов в предложениях по смыслу.

59

Во славу Отечества, С. Алексеев «Наташка». Нахождение , чтение и запись выделенных слов.

60

Внеклассное  чтение Шарль Перро «Золушка». Нахождение , чтение и запись выделенных слов.

61

С. Алексеев «Злая фамилия». Нахождение и чтение выделенных слов.

62

Д. Биссет «Почтальон и поросенок». Названия предметов. Предмет и его значение.

63

Х.-К. Андерсен «Ромашка». Названия предметов. Предмет и его значение.

64

А. Плещеев «Дети и птичка». Замена нарисованных предметов в тексте их названиями.

65

Н. Некрасов «Крестьянские дети». Замена нарисованных предметов в тексте их названиями.

66

Н. Надеждина «Ягодные адреса». Нахождение пропущенных слов в предложении.

67

И. Мазнин «Ворчливые мухоморы». Добавление пропущенных слов в предложении.

68

В. Степанов «Лето», Ю. Кушак «Рисуй, художник солнечный!». Добавление пропущенных слов в предложении.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью коррекционных школ 8 вида....

Рабочая программа для детей с тяжёлой умственной отсталостью 8 класс

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная ш...

Рабочая программа для детей с тяжёлой умственной отсталостью 9 класс

Рабочая программа для детей с тяжёлой умственной отсталостью 9 класс по предметам:Альтернативное чтениеГрафика и письмоМатематические представления и конструированиеРучной трудСоциально - бытовая орие...

Методические рекомендации "Обучение детей с тяжёлой умственной отсталостью играм с водой и песком"

Дети очень любят игры с водой и песком. Поэтому, я в своей работе уделяю большое внимание этим играм.Игры с водой и песком - это процесс развития самосознания ребёнка, это его спонтанная "Самотерапия"...

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВНЫМ ПРИЁМАМ ЛЕПКИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

Занятия лепкой для  комплексного воздействия  на развитие ребенка...

Статья "Обучение количественным представлениям детей с тяжёлой умственной отсталостью"

Статья "Обучение количественным представлениям детей с тяжёлой умственной отсталостью"...

Урок «Звук [р], буква Р» («Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2)

Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2...