ОБУЧЕНИЕ ОСНОВНЫМ ПРИЁМАМ ЛЕПКИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.
статья на тему

Иванова Наталья Сергеевна

 Занятия лепкой для  комплексного воздействия  на развитие ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_obuchenie_osnovnym_priyomam_lepki.docx53.85 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВНЫМ ПРИЁМАМ ЛЕПКИ  ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

       Лепка – это один из доступных и благоприятных видов деятельности для детей с тяжелой умственной отсталостью.

       Лепка-это один из видов изобразительной деятельности в котором из пластических материалов создаются объемные, иногда рельефные образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, и при этом доступна даже детям с тяжёлой умственной отсталостью.

       Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки по мере необходимости изменяет. Основным инструктором в лепке является рука (вернее обе руки) следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безысскуственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

       Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые легко поддаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее хотя бы некоторое время. Это глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок.

       По способу организации детей и характеру их деятельности лепка может быть:

индивидуальной, подгрупповой.

       Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:

- повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики;

- развивают воображение, пространственное мышление, мелкую моторику

синхронизируют работу обеих рук;

- формируют умение планировать работу по замыслу.

       Самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть и созидать по законам природы.

       Первые ступени лепки.

       Прежде всего, необходимо познакомить детей с материалом. Дайте ему глину или пластилин, пусть он исследует этот материал (это очень интересный материал, который легко, без больших усилий, изменяется, отзывается на любое движение рук, на нем остаются следы прикосновения (ребенок должен убедиться в этом).

       Наиболее целесообразно проводить знакомство с материалом в процессе выполнения элементарного действия, при помощи которого дети могут сразу получить видимый результат.

       Педагог показывает детям глину, говорит «Это глина. Глина мягкая. От нее можно оторвать кусочек. Сделаем из нее палочку (отделяем от общей массы кусочек и раскатываем ее между ладонями». Таким образом, знакомя детей с материалом, воспитатель обучает детей первому формообразующему движению -  раскатыванию. Такой прием обучения связан с особенностями развития у детей с ограниченными возможностями. Следует отметить, что большинство детей раскатывает глину пальцами, не умеют соизмерять силу движений, поэтому раскатывание слишком слабо и у них ничего не получается или раскатывают с такой силой что все размывается по столу. Для того чтобы у детей формировалось чувственно-двигательное представление и в какой-то степени они научились влиять на силу движений, детям предлагают сначала раскатывать палочку уже вылепленную педагогом.

       Учитывая значение зрительной и преобладающую роль кинестетической ориентировки в выработке двигательного навыка, следует производить движение его рукой, то есть, использовать такой прием работы, «как рука в руку», что дает возможность сформировать правильное представление о необходимом действии. Одновременно воспитатель обращает внимание на зрительный контроль, чтобы дети усвоили способ работы: надо раскатывать ладошкой, прямыми движениями руки вперед- назад. После того, как дети освоили формообразующие движение по созданию цилиндрической формы, следует детей научить преобразованию цилиндра — сделать из палочки кольцо.

     При этом следует обратить внимание детей на то, что сначала надо найти концы у палочки, а затем показать, как их соединить. «У колечка должна быть дырочка, и его можно будет надеть на палочку или пальчик ». Этот момент очень важен для воспитания у детей способности контролировать свои действия.

       Прежде чем обучить детей изображать предмет, надо научить его рассматривать, обследовать и выделить его основные свойства. Обучение следует вести через показ реального предмета. При рассматривании предмета воспитатель ставит следующие цели:

- сделать процесс восприятия предмета преднамеренным;

- вызвать у детей внимание, интерес к обследуемому предмету;

- учить выделять основные части предмета;

- устанавливать связь воспринимаемого с уже имеющими умениями.

       Эти задачи решаются при обследовании всех предметов, к изображению которых мы подводим детей.

       Обследование предмета следует проводить исходя из принципиально важной последовательности, а именно:

- восприятие целостного образа предмета;

- вычленение основных частей этого предмета;

- повторное целостное восприятие.

       Эти принципы следует соблюдать при обследовании предметов, которые выбираются для изображения. Учитывая поставленную задачу, воспитатель должен установить связь между частями рассматриваемого предмета и теми формообразующими движениями, которыми раньше овладели дети, установить связь воспринимаемого с прошлым опытом детей с предстоящей задачей - слепить. Например, воспитатель показывает палочку от пирамидки, задает детям вопрос: «А вы умеете лепить палочку?», или, рассматривая кольцо, говорит: «Смотрите, какое колечко, у него есть дырочка, чтобы надеть на палочку. Сейчас мы будем лепить такое колечко».

       После рассматривания дети начинают лепить. Пирамидка остается на столе. Во время работы воспитатель постоянно руководит процессом изображаемого предмета, используя при этом различные приемы.

        Детям необходимо овладеть новыми формообразующими движениями -  сплющиванием (создание диска). Овладение этим движением следует проводить во время лепки простого движения — блинчика. Воспитатель показывает, как нужно оторвать кусочек глины и сплющивать ее пальцами. Это движение вполне доступно детям. Затем дети лепят гриб, который состоит из двух частей: диска-шляпки и цилиндра-шляпки. Рассматривать предмет следует по той же методике, которой описывалось выше: сначала это целостное восприятие предмета, а затем - рассматривание составных частей.

       После рассматривания дети совместно с учителем лепят гриб. (При этом воспитатель также активно руководит процессом лепки).

       Теперь необходимо обучить детей новому действию с глиной -  скатыванию круговыми движениями. Это наиболее сложный вид движения. Сначала целесообразно предложить детям покатать готовый шарик. Воспитатель  производит эти движения вместе с рукой ребенка. Дети еще раз чувственно воспринимают форму, упражняются в кругообразных движениях, которые потом им легче будет воспроизводить.

       Только после овладения скатыванием можно перейти к изображению неваляшки.

       Подбирая предмет для изображения, нужно исходить из общих дидактических принципов и особенностей психофизического развития детей.

       Во-первых: предмет должен быть хорошо знаком детям (на знакомом легче уточнить представления детей).

       Во-вторых: предмет должен вызвать у детей положительное эмоциональное отношение, быть интересным для него.

       В-третьих: предмет должен быть прост по форме и строению, состоять из небольшого числа частей (не более двух).

       Ведущим методом обучения, формирующим движениям должен быть показ, сопровождаемый простым, точным объяснением действий.

       Первые занятия, целесообразно проводить индивидуально, с каждым ребенком во время их самостоятельной деятельности. После того, как у ребенка появится интерес, можно проводить по подгруппам.

       Важным моментом в проведении занятия является оценка деятельности детей. Надо рассказать детям, как они работали во время урока и как выполняли правила лепки. В целом дается положительная оценка, надо похвалить всех детей.

       У детей должно возникнуть радостное настроение от самого процесса и результатов работы и поддержать у детей желание лепить в другой раз.

       Все работы надо поместить на стенд и некоторое время сохранять, чтобы иметь возможность возвращаться к их анализу.

       В процессе обучения лепке необходимо соблюдать следующие правила:

- лепить только на дощечке;

- закатывать рукава;

- мыть руки после лепки;

- не вытирать руки об одежду.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ ЛЕПКЕ  ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

       На занятиях  по обучению детей  лепке я использую  методы альтернативной коммуникации.

       Наши дети  имеют стойкие проблемы речевого развития, не умеют использовать речь при взаимодействии со сверстниками  и взрослыми.

       Взаимоотношения — один из основополагающих элементов общения на занятии. Оно во многом зависит от понимания педагогом детей безотносительно того, владеют они речью или нет. При отсутствии вербальных способов коммуникации взрослый постигает мастерство считывания внеречевой экспрессии (лат. expressio — выразительность), т. е. выражения лица, глаз и т. д. Жесты, мимика, поза ребенка могут многое сказать о его эмоциональном состоянии, психологической комфортности. Но понимание педагогом важности перцептивного общения, умение считывать информацию в неречевой форме — это только одна сторона вопроса. Безусловно, от этого зависит самочувствие ребенка. Вместе с тем не менее значим другой аспект: включение неговорящих детей во внеречевую, невербальную коммуникацию.

       Общение не является врожденным видом деятельности, поэтому, достичь значительных успехов в развитии умения общаться можно только путем специально организованного обучения и воспитания.

       В работе с неговорящими детьми вербальные способы передачи фактической информации малоэффективны. Дети не всегда понимают обращенную речь. Вербальная коммуникация не может быть ведущей.

        Альтернативная коммуникация актуальна и предполагает овладение совершенно иной коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные средства. На занятиях  мы  применяем следующие методы   альтернативной коммуникации: систему  жестов. Они делают слово видимым, помогают создать мостик к устной речи. Данные жесты ребёнок усваивает в процессе ситуативно-делового общения.

Указательный жест;

Да.                  Дай руку.

Нет.                Привет.

Нельзя            До свидания.  

Дай.

На.

Также мы применяем графическую систему символов, при которой мы используем принцип «от более реального к более абстрактному»., т.е. ребёнку сначала необходимо предъявить  реальный предмет (колобок), фотографию реального предмета, рисунок с предметом, а затем пиктограмму.

       Наша цель: обеспечить системный подход к созданию условий для развития у детей с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом. 

        На занятиях по лепке мы решаем следующие обучающие задачи:

  • формируем  интерес детей к предметному миру;
  • формируем  у детей потребность в общении с использованием невербальных и вербальных средств;

развивающие задачи:

  • развиваем  зрительное, слуховое, тактильное  восприятие и внимание;
  • развиваем  коммуникативную функцию речи;
  • развиваем и совершенствуем  мелкую моторику.

воспитательные задачи:

  • формируем  у детей  потребность к речевой активности в процессе общения ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками;
  • формируем  эмоциональный отклик на общение со взрослыми и сверстниками.

       

          Содержание коррекционно-развивающей работы:

      Обучение установлению контакта с комментированием поведения ребенка. Учим детей задерживать взгляд на лице взрослого. Обучаем устанавливать зрительный контакт: фокусировать взгляд, смотреть и концентрировать внимание, реагировать на зрительные впечатления (двигательно, эмоционально).

      Учим улыбаться, отвечать взглядом на взгляд, вокализировать и совершать энергичные движения головой, конечностями и корпусом (двигательное оживление).

      Зрительная стимуляция. Обучаем присматриваться к движущимся губам говорящего человека. Учим провожать взглядом движущийся объект. Учим следить за деятельностью окружающих;

      Учим смотреть на предмет; в ответ на вопрос «Где?» искать взглядом названный объект, постоянно находящийся в одном и том же месте; который может располагаться в разных местах.

       Обучение подражанию действиям взрослого. Учим подражать действиям взрослого (лепим  колобок). Учим «махательному» движению рукой.

        Учим выполнять манипулятивные действия с предметами (катаем колобок).

      Двигательная стимуляция. Учим соблюдать очередность с помощью подвижных игр (катаем  колобок)

      Учим понимать выражения дай руку, на и др., ориентируясь на указательный жест.

      Учим реагировать на свое имя. Сменяя тон и высоту голоса, добиваемся ответной реакции ребенка на вопросительные и утвердительные конструкции.

      Обучение повторению слов. Поощряем голосовые проявления, лепетное говорение.

      Поддержание ярких проявлений эмоций детей (смех, оживленные движения, звукокомплексы).

      Обучение соотнесению слова с названным предметом. Знакомство с игрушками, их названиями.  Формирование умения следить за перемещением игрушки, узнавать ее по названию.

      Обучение пониманию значения слов. Обучение пониманию названия игрушки и действия (колобок катится);

       Различие и выполнение противоположных действий (на — дай);

      Обучение эмоциональным реакциям на речь. Обучение адекватной реакции на интонацию педагога, на слова запрета: нет, нельзя; да, можно.

 

Литература.

Богатеева З.А. «Занятия лепки в детском саду».-М:Просвещение, 1999.

Комарова Т.С. «Изобразительное творчество дошкольников в детском саду»-М: Просвещение, 2004.

ШтягининаЕ.А. «Альтернативная коммуникация». Методический сборник.Городская общественная организация инвалидов «Общество «ДАУН СИНДРОМ», Новосибирск, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль нетрадиционных форм уроков в обучении детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

В статье рассказывается о роли  нетрадиционных уроков-занятий  в обучении детей....

Обучение и воспитание детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Методическое пособие посвящено проблемам воспитания и обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Изложив краткую характер...

Рабочая программа для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью 1 класс (индивидуальное обучение)

Рабочие программы разработаны на основе "Программ для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью" под ред. Л.Б.Баряевой....

Тема: «Опыт социализации и элементарного трудового обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью в Городецкой (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

В докладе показаны направления работы по социализации детей с глубокой умственной отсталостью; описана работа по профилю"Озеленитель"....

Методические рекомендации "Обучение детей с тяжёлой умственной отсталостью играм с водой и песком"

Дети очень любят игры с водой и песком. Поэтому, я в своей работе уделяю большое внимание этим играм.Игры с водой и песком - это процесс развития самосознания ребёнка, это его спонтанная "Самотерапия"...

Статья "Обучение количественным представлениям детей с тяжёлой умственной отсталостью"

Статья "Обучение количественным представлениям детей с тяжёлой умственной отсталостью"...

Рабочая программа Для обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжёлыми и множественными нарушениями развития). Математические представления 5 класс.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт ...