Устранение речевых нарушений при ринолалии
материал

 Жигаева Ксения Александровна

Предварительный просмотр:

Л.И. Вансовская  «Устранение нарушений речи при врождённых расщелинах нёба»

Работа по устранению  нарушений речи при врожденных расщелинах неба проходит следующим образом:

АКТИВИЗАЦИЯ МЯГКОГО НЕБА И ГЛОТОЧНЫХ МЫШЦ;

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ;

АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ;

УСТРАНЕНИЕ НАЗАЛИЗАЦИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ;

РАЗВИТИЕ РЕЧЕСЛУХОВЫХ ДИФФЕРЕНЦИРОВОК;

РАБОТА НАД СОНОРНЫМИ ЗВУКАМИ;

РАБОТА НАД ГОЛОСОМ. ПРЕОДОЛЕНИЕ РИНОФОНИИ.

  1. АКТИВИЗАЦИЯ МЯГКОГО НЕБА И ГЛОТОЧНЫХ МЫШЦ

Для стимуляции, повышения растяжимости и пластичности тканей мягкого неба при одновременной активизации задней стенки глотки, а также для достижения достаточного контакта мягкого неба с верхним сжимателем глотки рекомендуются следующие упражнения:

  1. Имитация ощущения при глотании «надутого шара»,«показать горло врачу»;
  2. выдох горячей струи;
  3. произвольное покашливание (язык у нижних зубов) с активным выдохом и произнесением гласных звуков И, Э, А, О, У, Ы;
  4. позевывание с произнесением гласных И, Е, Я, Э, А,О, У, Ы;
  5. полоскание горла с запрокинутой головой;

Кроме указанных активных упражнений небно-глоточных мышц, систематически проводят массаж мягкого неба. Массаж надо производить несколько раз в день (от 5 до 8 раз) по 2 мин в течение 6—8 мес. Дополнительно при выполнении массажа продолжительно произносят звуки Э А О . Массаж рекомендуется проводить на групповых занятиях и вне их — самостоятельно в домашних условиях. Из физиотерапевтических процедур применяют электростимуляцию мягкого неба (10—15 процедур), реже — электромассаж. Активизируя мягкое небо, дети создают условия для развития интенсивного ротового выдоха и речевого дыхания.

  1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Формированию правильного дыхания в системе занятий уделяют значительное время. Детям объясняют, что в речеобразовании для правильной работы дыхательного аппарата нужно иметь натренированную дыхательную мускулатуру и что предлагаемая дыхательная гимнастика поможет увеличить жизненную емкость легких, подвижность брюшных и грудных мышц, диафрагмы, разовьет интенсивность и длительность ротового выдоха.

Сначала целесообразнее отрабатывать диафрагмальное дыхание, которое является наиболее глубоким, сильным, управляемым в момент длительного выдыхания воздуха через рот и замедляет частоту дыхания. Последнее, в свою очередь, снижает скорость выдыхаемого воздуха, тем самым опосредованно снижает утечку выдоха через нос, способствует расслаблению и распластыванию спинки языка. Постановка и отработка диафрагмального дыхания проводятся сначала в горизонтальном положении или в положении полусидя, а потом — стоя.

Во время дыхательного упражнения мягкое небо удерживают в поднятом состоянии. Дети обучаются рациональному способу расходования воздушной струи за счет поддержания равномерной активности экспираторных мышц (равномерного давления на диафрагму).

Упражнения для направленного и экономного расходования ротового выдоха:

1) сдувание со стола или ладони мелких предметов (полоски бумаги, вата, перья и др.) и круглых предметов (карандаши, ручки);

2) игра на губной гармошке, детских дудочках, рожках и других духовых инструментах, имеющих отверстие;

5)согревание рук, как в сильный мороз;

6)надувание щек с последующим плавным и равномерным выдохом.

Во время этих упражнений нужно следить за тем, чтобы выдох был ротовым, длительным, с одновременным натяжением вверх мягкого неба. Упражнения проводят несколько раз, с перерывами, которые вновь заполняют упражнениями на активизацию небных и глоточных мышц.

  1. АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ

Другими словами, это артикуляционная гимнастика. Необходимо подготовить все органы артикуляции прежде чем работать над звуками. Артикуляторную гимнастику проводят дифференцированно для различных органов переднего отдела надставной трубы. Каждое позиционное движение органов артикуляции отрабатывают четко, без усилий, с контролем зеркала и с соблюдением определенного ритма. Используются упражнения для нижней челюсти, для губ, для языка.

Такие дополнительные компенсации переднего отдела артикуляции, как выдвижение нижней челюсти, более открытое оформление лабиализации и нижнее положение спинки языка, удерживание его у передних зубов наряду с активизацией мягкого неба и глоточных мышц помогают успешно и в более короткие сроки одновременно преодолевать резкую гнусавость и нарушение звукопроизношения. Создаются также наилучшие условия для воспитания артикуляторных укладов звуков с целью повышения разборчивости гласных высокого подъема И, У, О и недопущения участия в процессе речеобразования гримас и сокращения ноздрей.

  1. УСТРАНЕНИЕ НАЗАЛИЗАЦИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Осуществлять координированную работу всех органов артикуляторного  аппарата удобнее и легче на гласных звуках. При произнесении гласных достигают возможно большего выдвижения нижней челюсти, свободного положения языка, доходящего до передних зубов, и усиления ротового выдоха. С момента работы над гласными переднего ряда И и Е воспитывают кинестетические ощущения, дающие чувство «контрастности» положения спинки языка в позиции вперед-назад и направленности выдоха. Эти гласные звуки позволяют фокусировать выдыхаемую струю в переднем отделе артикуляторной системы и направлять язык к нижним резцам. Четкость кинестетического чувства в полости рта при продвижении языка вперед и ощутимый (пальцем у нижней губы) выдох помогают ребенку правильно ориентироваться, тем более, что сначала невозможна опора на слуховое восприятие и слуховую дифференцировку нормальной и назализованной речи. Опираясь на кинестезию и зрительный контроль, сигнализирующие о положении органов речи, дети знакомятся с ощущениями продвижения языка вперед, степени напряжения губ и щек и ротового выдоха.

  1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕСЛУХОВЫХ ДИФФЕРЕНЦИРОВОК

В период коррекции речи в отношении слуха различают два момента: слушание ребенком чужой речи и голоса, т. е. подражание речевым образцам взрослого, и слушание своей собственной речи и голоса.

Побуждение ребенка сравнивать свое искаженное произношение с правильным звучанием речи ведущего ускоряет овладение нормальным произношением. Систематический тренинг слуха, особенно фонематического, приводит к выработке самоконтроля речи.

В становлении правильных навыков произношения огромное значение имеет умение представить и оценить звучание собственной речи. Сделать это довольно сложно: ребенок не слышит себя, а вернее, слышит иначе, чем окружающие. Ему она кажется вполне правильной. Поэтому ребенку важно научиться слышать себя.

Самовыслушивание организуется следующим образом.

1. Кистям рук придают положение, которое обычно получается при набирании воды для умывания — пригоршней, при этом I палец плотно прилегает к ладони.

2. Не изменяя приданного кистям полусогнутого положения, одну из них (например, левую) прикладывают к левой ушной раковине сзади нее, причем верхнюю часть раковины слегка притягивают книзу и значительно пригибают к щеке. Локоть при этом приближают к груди.

3. Другую кисть (правую) также в неизмененном полусогнутом положении кладут ладонной поверхностью запястья на соответствующий этой руке (правой) угол рта и прикрывают рот, не кладя на губы, за исключением I пальца, помещенного на верхней губе.

Указанное положение кистей рук образует рупор, связывающий отверстие рта с ушной раковиной, — звукопровод. При такой позиции рук звук тихого собственного голоса выслушивается усиленным, а явные тембральные погрешности или какие-либо особенности голоса — различимыми и ясными. Пользуясь этим вспомогательным средством при прослушивании своей речи, не следует злоупотреблять силой голоса: не говорить громко, а тем более — не кричать. Для тренировки берут весь речевой материал (слоги, слова, предложения) без носовых звуков М и Н. Довольно скоро обучающийся, используя вспомогательный прием «слушай себя», выявляет и преодолевает носовой оттенок речи, научается беглости проговаривания, а также ненапряженному и краткому артикулированию согласных звуков. Важнейшие обратные связи постепенно формируются на основе слуха и мышечного чувства.

  1. РАБОТА НАД СОНОРНЫМИ ЗВУКАМИ

При переходе от гласных к согласным целесообразно начинать работу с сонорных звуков Л Л', Р, Р'. Полугласные (сонорные) по звучанию близки к гласным и среди согласных являются наиболее разборчивыми. К этой же группе относят среднеязычный звук И, который приближается к гласным более всего в конечной позиции.

При произнесении сонорных звуков оказалось легче осуществлять контроль за положением мягкого неба, языка, нижней челюсти. Ребенок, осваивая артикуляторный уклад сонорных звуков, тактильно ощущает движение ротовой воздушной струи и отрабатывает чистое звучание. Затем изолированный звук включают в закрытый слог, в интервокальное положение, открытый слог, далее — в сочетания согласных. Постепенно увеличивают скорость произнесения, изменяют ударение в сочетаниях и словах. При формировании звука Р допускается одноударность.

Снятие назализации начинается с чистого произнесения закрытых слогов. В закрытом слоге отчетливо слышатся оба звука, отмечается их меньшая слитность, каждый из них подчеркивает друг друга. Именно поэтому они наиболее различимы в этой позиции, так как приобретают присущую им структуру звучания. Надежно осуществляется зрительный и развивается слуховой контроль. Постепенно формируется нормальное произнесение, точное восприятие звуков речи, умение слышать правильные и ошибочные звучания каждого элемента речи. Последнее обстоятельство крайне важно при самостоятельной работе пациента. Получив определенные здоровые установки речи на занятиях, обучающийся в дальнейшем в домашних условиях осуществляет зрительный, кинестетический и слуховой контроль.

Упражнения в работе над гласными и сонорными звуками составлены по принципу от простого к сложному: слоги, слова, фразы, а также соблюдения последовательности в формировании нового звука с учетом ранее усвоенного.

  1. РАБОТА НАД ГОЛОСОМ. ПРЕОДОЛЕНИЕ РИНОФОНИИ

В процессе занятий с детьми воспитанию голоса для преодоления носового оттенка нужно уделять не меньше внимания, чем работе по формированию правильного дыхания и звукопроизношения. В упражнениях следует закреплять чистоту, силу, модуляцию, средний регистр, грудное центральное звучание, но с учетом детских голосовых особенностей, и подачу ровной струи воздуха вперед к нижней губе. Если звук «идет» правильно, то губы и кончик языка ощущают легкую вибрацию. Во время произнесения сочетаний звуков и слов следят за нижнереберным (диафрагмальным) дыханием и направленным выдохом через рот, предельно активизируют мягкое небо и постоянно слушают себя. Эта работа трудоемкая, чрезвычайно индивидуальная, требующая контроля со стороны наставника, применения компьютера, качественного магнитофона и различных приемов самослушания. Работа над речевым дыханием и звукопроизношением — это и есть начало работы над голосом. При этом следует иметь в виду, что в ходе восстановительного обучения нужно отрабатывать не голос как таковой, а процесс фонации в условиях речеобразования, поскольку чистота, выразительность и устойчивость голоса во время речи зависят от многих факторов, включая аэродинамическое обеспечение голосо- и звукообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Координационный план взаимодействия учителя-логопеда, узких специалистов и воспитателей по реализации принципа преемственности в коррекционной работе и устранению речевой патологии.

Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с общим недоразвитием речи. Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и узких специалистов к активному участию в коррекционной логопедич...

Педагогическое сотрудничество детского сада и семьи по устранению речевых недостатков у старших дошкольников

Актуальность определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как ...

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей, как необходимый компонент при устранении речевых нарушений учащихся.

Работа направлена на использование различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей для повышения качества коррекционного воздействия...

Основные принципы анализа и устранения речевой патологии

Основные принципы анализа и устранения речевой патологии...

Развитие речевого дыхания при ринолалии.

Методические приемы при работе над речевым дыханием у детей с ринолалией....