Педагогическое сотрудничество детского сада и семьи по устранению речевых недостатков у старших дошкольников
материал на тему
Актуальность определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolniki.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическое сотрудничество детского сада и семьи по устранению речевых недостатков у старших дошкольников
Актуальность.
Актуальность определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи, основа успешного обучения в школе .
Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление в коррекционной работе с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей c нарушениями речи к школьному обучению. Ведь от того насколько подготовленным придет малыш в первый класс, зависит его дальнейшее обучение. Ребёнок с развитой речью легче адаптируется к новым условиям и включается в процесс обучения, быстрее овладевает чтением и письмом.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе логопеда и родителей.
Часто родители не проявляют желание помочь учителю-логопеду и отстраняются от работы по исправлению речевых недостатков у детей, объясняя, что они не владеют необходимыми знаниями и умениями.
По утверждению М. Ф. Фомичевой, В. И. Рождественской, Н. С. Жуковой и др., родители зачастую не понимают, не знают или недооценивают важность и значимость развития всех сторон речи ребёнка, в то время как «…навык правильной речи, как и все добрые навыки приобретаются в семье. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада и школы в деле культуры родного языка».
Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Активное участие семьи в коррекционном процессе во многом помогает работе учителя-логопеда и ускоряет успехи детей.
Одним из важнейших направлений в моей коррекционно –
воспитательной деятельности является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребёнка , имеющего нарушения речи .Родители давно признаны главными воспитателями своего ребёнка . Однако часто они не уделяют должного внимания тем или иным речевым нарушениям . Это связано с двумя причинами :
- родители не слышат недостатков речи своих детей ;
- не придают им серьёзного значения , полагая , что с возрастом они исправятся сами собой .
Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса , научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка . Во – первых , родители являются авторитетом для него , а во – вторых , они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
Научное обоснование
Вопросами нарушения речи занимались М.Е.Хватцев, О.В.Правдина, Р.Е.Левина, Л.С.Волкова, Р.И.Лалаева, Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.Б.Чиркина и др.
В своей работе использую программы: Н.В.Нищевой «Програма коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 – 7 лет)»; Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико – фонематического недоразвтия детей»; Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».
Мной поставлена цель по работе с родителями :
- Проведение целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей и необходимой коррекции его недостатков
- Активизация участия родителей в педагогическом процессе.
Поставленная цель реализовывалась через следующие задачи:
*Оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям ;
*помочь родителям понять , как важно правильно формировать речь детей ;
*разъяснить и показать им , в чём состоит логопедическая работа , подчеркнуть полезность разумных требований к ребёнку , необходимость закрепления достигнутого на занятиях .
Начинаю работу с диагностики, т.е. с выявления особенностей воспитания и обучения ребенка в семье, составления перспективного планирования работы логопеда с родителями, а затем осуществляю контроль выполнения поставленных задач.
В своей работе использую разнообразные формы сотрудничества родителей по речевому развитию детей :
- собрания;
- анкетирование, беседы;
- совместные занятия ;
- домашние задания ;
- семинары – практикумы ;
- консультации ;
- Дни открытых дверей ;
- совместные проекты ;
- досуги , праздники ;
- папка «Советы логопеда».
*Родительские собрания – это действенная форма общения с родителями.
Именно на собраниях у меня есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами коррекции речи у детей дошкольного возраста; помочь родителям с трудностями, возникающими в процессе выполнения домашних заданий.
На первом родительском собрании знакомлю родителей с результатами диагностики: раскрываю основные отклонения в развитии детей, причины их возникновения, необходимость совместных усилий в преодолении речевых нарушений .
На втором подвожу итоги работы за 1 полугодие, освещаю динамику продвижения детей, раскрываю дальнейшие пути коррекционного обучения.
Рассказываю об успехах детей и трудностях, которые возникли в процессе коррекционных занятий и на которые следует обратить внимание.
На третьем родительском собрании подвожу итоги обучения за год, даю рекомендации по закреплению пройденного материала в летний период.
*Анкетирование и беседы позволяют выявить наиболее актуальные проблемы для родителей , собрать анамнестичесие данные. В процессе беседы знакомлю родителей с индивидуальным планом работы на каждого ребёнка.
*По результатам обследования планирую совместные занятия детей и родителей. Так мной были проведены с занятия на автоматизацию свистящих, сонорных звуков. На занятиях родители являются равноправными участниками . Они обучаются приёмам артикуляционной и пальчиковой гимнастики , самомассажу кистей рук , овладевают навыками звукового анализа. Эти навыки помогают родителям проконтролировать правильность выполнения ребёнком заданий и не позволяют исправлять правильное на неправильное ( как показывает практика , это иногда случается : ребёнок , оправдываясь перед логопедом за ошибку , поясняет : «Я говорил маме , что звук стоит в середине , а она говорит , что в конце»). На совместных занятиях родители помогают своим детям , а главное – создаётся эмоциональный контакт между ними .
*Домашние задания. С этого учебного года совместно с родителями завели тетради : у мальчиков синие , а у девочек розовые , на тетрадях фотографии детей . Дети более аккуратно стали относиться к ним и чаще приносить в детский сад .
Все домашние задания выполняются родителями вместе с детьми
и построены с учётом следующих требований :
- учитывается принцип ведущей деятельности ;
- закрепляется изученный материал ;
- не включаются задания по новому материалу ;
- прилагаются подробные инструкции ;
- родители понимают их цель .
По совместным занятиям родителей с детьми использую ещё тетради : В.В.Коноваленко , С.В.Коноваленко , Н.В.Новоторцевой ,т.е. логопедические тетради на разные звуки . Так же в этих тетрадях даю задания на формирование фонематического слуха , на развитие мелкой моторики , на звуковой анализ и синтез , на артикуляционную моторику , на обогащение словаря , формирование грамматического строя и связной речи , на развитие психических процессов .
*Семинары – практикумы .Мной были запланированы семинары –практикумы: «Играем пальчиками – развиваем речь», «Весёлый язычок», «Этот трудный звук (Р)» и др. Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях, выполняют упражнения на формирование правильного речевого дыхания, на формирование фонематического слуха и т.д.На развитие мелкой моторики играем с мячами, прищепками, с «ёжиком», с горохом, с фасолью, с песком и т.д.
* Консультации индивидуальны т.к. одному ребёнку нужно выработать правильное речевое дыхание , другому при произношении зубы делать «заборчиком» , третьему придерживать подбородок ,четвёртому прижимать щёчки , пятому научить язычок делать , как блинчик и т.д. Каждый ребёнок индивидуален. Поэтому показываю родителям, рассказываю, объясняю почему это нужно делать и учу правильно выполнять.
*Дни открытых дверей. Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать.
*Cовместные проекты . Был реализован проект «Село Верховажье».
Родители проводили беседу с детьми о с. Верховажье , разучивали
стихи, рисовали родное село .
Так же совместно был реализован проект «Чудесное лукошко».
*Досуги и праздники . Родители беседуют с детьми , разучивают стихи , поговорки , пословицы , загадки ,шьют костюмы ,повторяют с детьми песни , участвуют сами в различных мероприятиях .
*Папка «Советы логопеда». Даю характеристику речи по возрасту. Это материал с практическими советами и рекомендациями: упражнения и требования по проведению артикуляционной гимнастики, упражнения на дыхание, на формирование фонематического слуха, на развитие мелкой моторики, материал на автоматизацию и дифференциацию звуков, по подготовке детей к школе. В этот учебный год разработала небольшие книжечки по артикуляционной гимнастике на разные звуки. Родители их ксерокопируют и занимаются с детьми дома. По ним выполняют артикуляционную гимнастику и раскрашивают картинки, т.е. развивают и мелкую моторику. Так же родителей знакомлю с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".
Посещая занятия и приобретая необходимые знания , умения
родители видят , что коррекционная работа – сложный и длительный процесс и успешность его зависит от совместных усилий ребёнка , родителя , педагога .
Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса звук поставлен и закреплен у 79% детей, к тому же успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения, и это дает возможность для реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие детского сада с семьей
Проблемы семейного воспитания могут стать глобальными проблемами того общества, в котором всем нам предстоит жить. Именно поэтому, говоря о первостепенных задачах в работе с родителями мы подчерк...
Партнерство детского сада и семьи в физическом воспитании детей (из опыта работы)
Взаимодействие педагогов и родителей в нашей прогимназии происходит в разных видах деятельности. Это взаимодействие вышло уже на уровень партнерства. Физическая культура-один из способов партнерства с...
Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников в условиях логопедического пункта в ДОУ
На страницах данной презентации родители найдут ответы на вопросы касающиеся работы логопункта в ДОУ: специфика работы логопункта, что делают логопеды, для чего нужны занятия с логопедом и т.д....
Проблема активизации речевой деятельности у старших дошкольников.
Одна из основных задач дошкольных учреждений - это правильная организация речевого общения детей, поскольку речь является средством общения и орудием мышления. Снижение речевой активности приводит к о...
Познавательно-речевое занятие для старших дошкольников "Летняя мозаика"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14372481","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"128","style":"width: 480px; height: 128px;","width":"480"}}]]Занятие обобщает знания...
Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка
Уважаемые родители, помните, что семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Дошкольник – не эстафетная палочка, которую семья переда...
Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом воспитании и развитии дошкольников
Страничка для родителей!...