Развитие речевого дыхания при ринолалии.
план-конспект
Методические приемы при работе над речевым дыханием у детей с ринолалией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие дыхания у детей с ринолалией. | 655.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этапы работы над речевым дыханием: 1.Постановка диафрагмального типа дыхания. 2. Дифференциация носового и ротового дыхания. 3. Формирование речевого дыхания. 4. Формирование фиксированного выдоха. 5. Формирование форсированного выдоха. 6. Распределение выдоха в процессе речи. 6. Добор воздуха в процессе речи. 7. Упражнение « поплевывание ».
1 . Постановка диафрагмального типа дыхания. Наиболее продуктивным для формирования правильной речи является диафрагмальное ( нижнереберное ) дыхание. В начале обучения необходимо определить вид физиологического дыхания ребенка, положив свою ладонь на боковую поверхность выше его талии. Если дыхание ребенка нижнереберное , логопед приспосабливает (синхронизация дыхания) свое дыхание к ритму его дыхания и начинает работу. Если же у ребенка верхнеключичное или грудное дыхание, следует попытаться вызвать нижнереберное дыхание по подражанию. Для этого можно приложить ладонь ребенка к себе на бок и проверить своей ладонью его дыхание. Ребенок, ощущая при вдохе движение ребер логопеда и подражая ему, переключается на нижнереберное дыхание.
Длительность каждого упражнения 4-5 минут. Каждое упражнение отрабатывается в течение одной недели ежедневно. Примерная продолжительность этапа – четыре недели. В течение этого времени ребенок последовательно выполняет упражнения вначале в положении лежа, затем сидя и стоя.
И . п. лежа, ладонь одной руки на груди, ладонь другой руки на животе чуть выше пупка. Плавно вдохнуть носом так, чтобы живот выпятился вперед («надули шар»). Грудная клетка при этом, контролируемая другой рукой, должна оставаться в покое. Выдох производить плавно, через нос, при этом живот должен опуститься («вышел воздух из шарика»). Сначала показывает логопед, затем ребенок повторяет. Повторить 3–5 раз. Для дошкольников- положить игрушку на живот. Игра «Качели» . «Вверх-вниз, вверх-вниз, крепче, куколка , держись». Для школьников- положить мешок с песком или книгу. Для закрепления диафрагмального дыхания и длительности ротового выдоха используется трехфазное дыхание: выдох, пауза, вдох. Впоследствии делать это упражнение, сидя и стоя .
Упражнение 1 . Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Логопед: «Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох». В соответствии с инструкцией логопеда ребенок следит глазами за подниманием и опусканием игрушки вслед за сокращением и расслаблением диафрагмы. Упражнение 2. Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Логопед: «Положи ладонь на то место, где раньше лежала игрушка, и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох». Упражнение 3 . Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафр Логопед: «Сядь, положи руку на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох». Упражнение 4 . Ребенок, находящийся в положении стоя, кладет ладонь на область диафрагмы . Логопед: «Встань перед зеркалом, положи ладонь на живот, посмотри, как она движется, если ты дышишь правильно».
Развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой . (Методика дозированных «быстрых вдохов», которые осуществляются через нос. Прохождение воздуха через носовые проходы сопровождается наибольшим шумом и примыканием ноздрей к носовой перегородке). Логопед: «Попробуем нюхать воздух так, как нюхают его животные, например, собаки – шумно, быстро. Их вдохи напоминают хлопки в ладоши – «нюх-нюх ». Вырабатывается навык осуществлять подряд два «быстрых вдоха».
3. Развитие ротового выдоха : (на зеркальце наклеиваются картинки: зайка, пчелка) И гра «Пчелка »: Логопед подносит зеркальце к ребенку и просит помочь его согреть пчелку, проговаривая такую рифмовку : «Плачет пчелка: ой-ой-ой, замерзаю я зимой! надо пчелку пожалеть, нужно нам ее согреть! теплый воздух, поскорей нашу пчелку ты согрей!» Р ебенок подносит зеркальце к ротику, вдохнув через нос, выдохнув через рот: АААА Игра «Зайка »: « Лапки заморозил я. ну, скорей согрей меня !» ( Ребенок подносит зеркальце к ротику, вдохнув через нос, выдохнув через рот: АААА)
С появлением правильного спокойного дыхания при закрытом рте можно переходить к дифференциации ротового и носового дыхания . Необходимо объяснить ребенку, что существуют различные виды вдоха и выдоха и их сочетания: при закрытом рте вдох и выдох происходят через нос; при открытом рте возможны различные сочетания вдоха и выдоха. После такого объяснения ребенку предлагается проделать конкретные дыхательные упражнения.
2 . Дифференциация носового и ротового дыхания. ( Д ля самых маленьких ). Игра «Нюхаем цветочек » Логопед: « вдох носом-выдох ртом: А-А-А» Игра «Как дышит собачка?» Логопед : «Как дышит собачка, когда ему жарко? Смотри, собака дышит, высунув язык: А-А-А»- вдох ртом-выдох ртом. Игра «Легкое дутье»- научить ребенка легко выдыхать, губы в положении «легкой улыбки»- используем легкие бумажные или ватные игрушки, подвешенные на палочке. Вдох носом-выдох ртом. Если ребенок начнет выдыхать через нос, нужно аккуратно зажать ему нос, чтобы воздух пошел через рот и ребенок получил новое ощущение . Вставить в носовые ходы легкие комочки ваты. если воздух направляется в нос, то они выскакивают.
Упражнения по развитию дыхания ( надувание мягких резиновых игрушек, воздушных шаров и т. п.), часто применяемых в логопедической практике не приносят пользы для детей- ринолаликов , так как все виды такого дыхания к речи отношения не имеют. Кроме того, эти упражнения часто выполняются ребенком с напряжением, которое для речи вредно, так как оно может иррадиировать на весь мышечный комплекс речевого аппарата и тем самым затруднять артикуляцию.
Развитие такого типа речевого дыхания проводится одновременно с формированием артикулем звуков речи. Такая параллельность в формировании дыхания и артикулем позволяет уже на первых занятиях получить правильные звуки речи. Формирование длительного ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков (без включения голоса) Формируемые артикуляции запоминаются ринолаликом кинестетически , устанавливаются условнорефлекторные связи между артикулемой и ее рисунком, и он начинает свободно воспроизводить шепотом звук, ориентируясь на рисунок. Объяснения логопеда знакомят ребенка с точным положением органов произношения, с направлением воздушной струи через рот. Необходимо следить, чтобы ребенок заранее не слышал звук, который у него вызывается. Логопед: «Ну вот, у тебя все хорошо получается. Ты уже научился выдыхать ртом, давай попробуем, умеешь ли ты выдохнуть так (показываем артикулемы звука А). Сам логопед не должен делать выдоха, так как в этом случае ребенок может услышать звук и произнести его по-своему. Логопед только объясняет устно и зарисовывает в тетрадь ребенка схему артикуляции звука А.
Формирование длительного ротового фиксированного выдоха при реализации фрикативных глухих согласных звуков. Логопед: «Давай подставим верхние зубы к нижней губе, как заборчик, и выдохнем через этот заборчик». Ф-Ф-Ф. Вдох и выдох через рот. Затем логопед уточняет положение органов произношения и подносит ватку для контроля (контроль зеркалом) и исправления ротового выдоха. Далее аналогично изучается артикуляция звуков с, ш, щ. х . Вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый. Вдох через нос, выдох — высунуть язык (он должен быть расслаблен), поднять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).
Формирование форсированного выдоха . Вдох — носом, выдох через нос толчками. Вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф ! ф! ф!) Рот широко открыть, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака). Вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох носом (рот не закрывать). Выдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м! м! м!). Вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый. Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через «трубочку» (у! у! у!)
У пражнения по формированию умения распределять выдох: сначала проводятся с использованием слогов, прием наращивания слогов: – согласные звуки + одинаковые гласные звуки (фа! фа!); – согласные звуки + разные гласные звуки (фа! фэ !); – увеличение количества слогов (фа! фэ ! фо ! фу!). слоги произносятся громко, на твердой атаке, равномерно, на одном дыхании.
Упражнение « Поплевывание »: Ребенок делает вдох через нос, улыбается и как бы выплевывает кончик языка , зажатый между зубами. Если упражнение не получается, то нужно учить выплевывать весь язык, постепенно убирая его в глубь ротовой полости , оставляя один кончик языка. Упражнение повторяют 6-8 раз подряд 3-4 раза в день. У детей, приспособившихся к глоточному и гортанному произношению, " поплевывание " может сопровождаться напряжением мышц лица, шеи, даже движением передней стенки глотки, создающим звук, сходный с К. Для торможения этого движения прибегают к беззвучному поплевыванию и выплевыванию мелких крошек. Замедляя и продлевая поплевывание получают легкое дутье и переходят к упражнениям для отработки длительного выдоха, дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретения навыков диафрагмального типа дыхания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для развития речевого дыхания
Комплекс упражнений для развития речевого дыхания...
Статья "Развитие речевого дыхания на логопедических занятиях у детей с общим недоразвитием речи"
Статья написана с целью самообразования и для того чтобы поделится опытом, выслушать рекомендации и советы других логопедов по этой теме....
Коррекционно-развивающие упражнения и игры на развитие речевого дыхания, голоса, моторной сферы, слухового внимания и восприятия
Подборка коррекционно-развивающих упражнений и игр на развитие, речевого дыхания, голоса, мелкой и артикуляционной моторики, мимики, слухового внимания и восприятия, предназначенных для работы с...
Упражнения на развитие речевого дыхания.
Формирование правильного речевого дыхания является подготовительным этапом при постановке звуков. Игровые упражнения помогут малышу выработать целенаправленную воздушную струю.....
Игры и упражнения для развития речевого дыхания.
Для выработки сильной, направленной воздушной струи, необходимой для постановки звуков, рекомендую выполнять следующие упражнения....
«Необходимость формирования речевого дыхания у детей» Мастер класс по изготовлению логопедической игры на развитие речевого дыхания «Зоопарк»
Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия.Плавный длительный выдох - это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи выраб...
Методические рекомендации для родителей по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями
Произнесение речи тесно связано с дыханием. Дыхание в этот момент отличается от обычного. Когда человек молчит, продолжительность выдоха и вдоха примерно одинаковая. В момент речи выдох намного длинне...