Речь. Онтогенез речи. Виды речевых нарушений. Причины речевых нарушений.
статья на тему
Речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ontogenez_rechi.docx | 14.77 КБ |
vidy_rechevykh_narusheniy.docx | 15.75 КБ |
prichiny_rechevykh_narusheniy.docx | 15.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Онтогенез речи
Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:
- быть психически и соматически (soma (греч.) – тело человека (организма)) здоровым;
- иметь нормальные умственные способности;
- иметь нормальный слух и зрение;
- обладать достаточной психической активностью;
- обладать потребностью в речевом общении;
- иметь полноценное речевое окружение.
Выделяют четыре этапа развития речи:
I этап – подготовительный – до 0 до 1 года;
II этап – преддошкольный – от 1 года до 3 лет;
III этап – дошкольный – от 3 до 7 лет;
IV этап – школьный – от 7 до 17 лет.
Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.
Предварительный просмотр:
Виды речевых нарушений
Речевые нарушения затрагивают различные стороны речи: звуковую (произносительную), фонематическую (смыслоразличительную), лексику, грамматический строй.
В логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико – педагогическая и психолого – педагогическая. Эти классификации дополняют друг друга, рассматривая одни и те же проблемы с разных точек зрения.
Классификации речевых нарушений:
К л и н и к о – п е д а г о г и ч е с к а я к л а с с и ф и к а ц и я
В основе клинико-педагогической классификации нарушений речи лежат медицинские дисциплины. Основные виды нарушений речи в данной классификации подразделяются на две группы:
I. Нарушения устной речи
Расстройства фонационного оформления высказывания
Дислалия
Дизартрия
Дисфония (Афония)
Ринолалия
Брадилалия
Тахилалия
Заикание
Нарушения структурно-семантического оформления
Алалия
Афазия
II. Нарушения письменной речи
Дислексия
Дисграфия
П с и х о л о г о – п е д а г о г и ч е с к а я к л а с с и ф и к а ц и я
В психолого-педагогической классификации учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной). Нарушения речи в психолого-педагогической классификации подразделяются на две группы:
I. Нарушения средств общения
Фонетическое недоразвитие речи (ФНР)
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
Общее недоразвитие речи (ОНР)
II. Нарушения в применении средств общения
К этой группе относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи (ОНР).
Предварительный просмотр:
Причины речевых нарушений
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные), внутренние (эндогенные) и условия окружающей среды.
Выделяют следующие причины речевой патологии.
1. Внутриутробная патология (тяжелый токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания матери, интоксикации, травмы, несовместимость крови по резус-фактору). Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 мес., что приводит к нарушению строения неба, губ (расщелины неба, губ, раздвоенная губа, высокое «готическое» небо), дефектам прикуса. На поздних стадиях беременности патологические воздействия ведут не к пороку развития, а к задержке созревания нервной системы.
2. Патология во время родов (родовая травма, асфиксия), которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям. Эти кровоизлияния могут захватывать речевые зоны коры головного мозга обширно (тогда возникает системное недоразвитие речи) или локально, что приводит к нарушению одной из сторон речи.
3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка — вирусные, инфекционные, соматические, что приводит к ослаблению или замедлению деятельности процессов коры головного мозга; травмы головного мозга.
4. Наследственные факторы имеют определенное значение, но значительно меньшее, чем при других нарушениях. Часто они являются предрасполагающими и реализуются в речевую патологию в сочетании с другими, даже незначительными факторами.
5. Различные неблагоприятные влияния окружающей среды: отсутствие, недостаточность или дефектность речевого окружения, общения, эмоционального контакта в период созревания речевой системы ребенка (нарушения речи у родителей, глухие родители у слышащих детей; острые или длительные психотравмирующие ситуации; частые длительные госпитализации детей).
Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут вызвать нарушения различных сторон речи.
Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи, так как ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по развитию речи для учащихся с речевыми нарушениями.
Календарно – тематическое планирование составлено на основе примерной программы для специальных (коррекционных) школ Vвида и с учетом программ начального общего образования ...
"Игровые упражнения и практические задания по формированию и коррекции лексики, грамматики, связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями" из опыта работы.
Основной целью предложенного практического материала является разработка комплекса игрогвых упражнений, по 42 лексическим темам...
Дидактические игры и упражнения по формированию лексической стороны речи у детей с речевыми нарушениями
В данном материале описаны дидактические игры и упражнения по формированию лексической стороны речи у детей с речевыми нарушениями....
Консультация для родителей «Причины и виды речевых нарушений у детей»
Консультация для родителей «Причины и виды речевых нарушений у детей»...