Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов аспекты реализации требований ФГОС.
методическая разработка
Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка 6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит до 70% своего времени. Поэтому здоровьесберегающие технологии стали приоритетными для современного образования, причем, здоровье понимается не только как хорошее физическое состояние. Учитываются и такие факторы, как психическое, нравственное, социальное, духовное здоровье. Как использовать здоровьесберегающие технологии в школе?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Никитская Ольга Валерьевна, учитель
ГБОУ школа №432 Колпинского района
Санкт-Петербурга
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов аспекты реализации требований ФГОС.
Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)?
Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".
На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:
- Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
- Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
- Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
- Обеспечивают достаточный двигательный режим.
Основные принципы здоровьесбережения в начальной школе
Принципы сформулированы Н.К. Смирновым.
- "Не навреди"
- Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
- Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
- Соответствие содержания обучения возрасту.
- Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
- Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.
Классификация здоровьесберегающих технологий
Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:
- Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.
- Технологии обучения здоровому образу жизни.
- Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий.
- Коррекционные технологии.
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. ЗОТ эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.
Примеры здоровьесберегающих технологий в начальной школе:
- Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
- Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
- Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
- Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
- Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
- Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
- Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
- Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
- Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
- Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
Здоровьесберегающие технологии по ФГОС
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.
А также давайте не будем забывать, что в школе необходимо оберегать здоровье не только детей, но и учителя. А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит учитель в класс зависит успешность, здоровье и настроение учеников.
Практическая часть.
Поэтому сегодня я вам предлагаю урок здоровья для нас с вами.
Энергетические упражнения помогают избавиться от всякого рода «энергетического мусора», предотвращая его накапливание. Я применяю энергетические упражнения, которые подходят для детей младшего школьного возраста.
После таких энергетических минуток дети становятся заметно веселее и бодрее, проходит вялость и усталость.
- Стоя, потрясли руками, сбросили отрицательные чувства, посмотрели в окно – какая хорошая погода! Улыбнулись друг другу, сели.
- Потерли ладони, сделали шар, выкинули его, стряхнули с ладоней пыль.
- Подняли руки с открытыми ладонями вверх, взяли тепло от солнышка, закрыли лицо руками, (глаза закрыты), стали энергичными, сильными.
Потянулись, кости затрещали, резко выдохнули Фуф! Ну и денек!
- Увидели летающую тарелку, поморгали от удивления, помотали головой. Вот это да-а!
- Приложили руки к сердцу, раскрыли, подули на ладошки, подарили тепло и любовь всему миру.
- Показываем жестами: много подарков! Ура! Все отлично! Совсем худой! Этого не может быть! И т.д.
- Хлопки в ладоши («Вверх, ладошки, хлоп-хлоп…»)
- Пальчиковая (Массаж пальчиков «Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой…»
(карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу, непременно каждый пальчик быть послушным научу)
1. Глазная зарядка «Весёлая неделька»
2. Вокалотерапия. Голос – драгоценный дар природы. Интереснейшее и перспективное направление, которое используется в лечебных и оздоровительных целях, — музыкотерапия. Психологи рекомендуют пропевать гласные звуки, и оказывается, что
Звук «м-м-м» снимает стресс и дает полностью расслабиться.
Звук «а-а-а» немедленно вызывает расслабление
Звук «и-и-и» — самый стимулирующий звук, звуковой кофеин. 3-5 минут произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма, повышает настроение, чувства благополучия
Звук «о-о-о» — горло лечит, средство мгновенной настройки организма.
Звук «ы-ы-ы» – лечит уши, улучшает дыхание;
Звук «э-э-э» – улучшает работу головного мозга и тренирует горло
Звук «у-у-у» – усиливает функцию дыхательных центров мозга и центра речи, устраняет мышечную слабость и вялость.
Вывод — За короткое время мы сняли стресс, расслабились, полечили горло, уши, улучшили дыхание, работу головного мозга, улучшили настроение.
Упражнение — рефлексия «Изобрази эмоцию». Я думаю, каждый из вас на занятии испытал разные эмоции. Я предлагаю изобразить эмоцию, присущую вам в данный момент. А поможет вам в этом звуковое сопровождение.
Я включаю звук эмоции, если она ваша, вы встаете и её изображаете. Как приятно видеть Вас в хорошем настроении. Успех в работе повышает настроение!
Благодарю всех за работу!
Желаю Вам никогда не забывать о своем здоровье, беречь его и заботиться о себе! Будете здоровыми – будете счастливыми!
А методы и приёмы можно успешно включать на любых уроках для обучающихся. Мы все мечтаем о том, чтобы у нас было хорошее здоровье. Когда мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок в аспекте реализации требований ФГОС: успехи и тружности
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса материалы моей статьи из сборника тезисов Областног...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя: аспекты реализации требований ФГОС
Цели, задачи, принципы, виды здоровьесберегающих технологий...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры аспекты реализации требований ФГОС
Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях, осо...
Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя: аспекты реализации требований ФГОС.
Использование здоровьке-сберегающих технологий на уроках английского языка. От теории к практике....
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры: аспекты реализации требований ФГОС
Главная задача учителя физической культуры - сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения....
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры: аспекты реализации требований ФГОС.
Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях, осо...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры: аспекты реализации требований ФГОС.
Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)?Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации ...