Выступление на МО учителей начальной школы "Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе", 15.02.2018г.
статья
В данном материале раскрывается актуальность здоровьесберегающих технологий в процессе обучения. Задача школы сохранить здоровье детей на протяжении всего процесса обучения и коррегировать уже имеющиеся проблемы со эдровьем учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost_primeneniya_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_v_obrazovatelnom_protsesse.docx | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Здоровье человека – актуальная тема для разговора во все времена. В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребёнка.
Актуальность применения здоровьесберегающих технологий обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из важных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирования у них здорового образа жизни.
«Забота о здоровье – это важнейший труд. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» (В.А.Сухомлинский)
Задача образовательного учреждения заключается в организации учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы он был направлен на сохранение здоровья, коррекцию имеющихся у учащихся нарушений. У понятия «здоровье» существует множество определений. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
Здоровье ученика в норме, если:
- в физическом плане – здоровье позволяет ему справиться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
- в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
- в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
- в интеллектуальном плане – он проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение;
- в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.
Состояние здоровья подрастающего поколения в большей степени зависит от социальных детерминант здоровья (это условия, в которых люди рождаются, растут, живут, работают и стареют, включая системы здравоохранения). Поэтому действия всех людей, заинтересованных в сохранении и укреплении здоровья детей должны быть направлены на то, чтобы устранять неблагоприятные факторы ещё до того, как они приведут к развитию тех или иных проблем.
Наибольшее увеличение количества и видов болезней происходит во время получения школьником общего среднего образования.
Среда, в которой живёт ребёнок, во многом определяет здоровье ребёнка, его рост и развитие, социально-психологическую адаптацию.
Для детей от 6 до 17 лет такой средой является учебное заведение, т.к. более 70% времени бодрствования связано с его пребыванием в учреждениях образования. Однако, именно в это время происходит развитие и интенсивный рост ребёнка, формирование его здоровья. Ухудшение здоровья учащихся связано с увеличением напряжённости учебного процесса и перезагрузками, а также гиподинамией и переутомлением.
Условия воспитания и обучения детей и подростков вносят большой вклад в формирование их здоровья. Гигиенически полноценная среда обитания определяется благоустройством и санитарным состоянием образовательных учреждений. В системе гигиенических требований к инфраструктуре школы в различных видах образовательных учреждений есть требования к отоплению, вентиляции, наличию водопровода, канализации, оборудованной столовой с газовыми или электрическими плитами.
Здоровьесберегающие элементы инфраструктуры в школе:
- расположение здания школы;
- наличие транспортного обслуживания;
- участок образовательного учреждения;
- оборудование подсобных помещений (гардеробы, туалеты и т.д.);
- водоснабжение и канализация; учебные кабинеты;
- площадь и оснащённость: кабинеты информатики и их оснащённость;
- наличие учебных мастерских и студий;
- соблюдение размеров мебели;
- воздушно-тепловой режим;
- освещённость мест занятий;
- отличное санитарное состояние;
- наличие спортивного зала, раздевалок, подсобных помещений; спортивное оборудование и инвентарь;
- оборудование спортивных площадок на пришкольной территории и межшкольного стадиона;
- оборудование игровой площадки; наличие кабинета развивающих игр;
- наличие тренажёрного зала.
Здоровьесберегающая деятельность школы: диспансеризация; профилактические прививки; Дни и Недели Здоровья; спортивные школьные праздники; участие в районных спортивных соревнованиях; беседы о здоровье с учащимися; Беседы о здоровье с родителями; витаминизация; оформление классных и школьных «Уголков здоровья».
Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
Основные требования к уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:
- Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учётом вопросов здоровьесбережения. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов
- Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития интересов, наклонностей и потребностей.
- Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
- Активизация развития всех сфер личности учащихся.
- Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
- Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий.
- Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.
- Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
- Формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье.
- Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и контроль каждого урока с учётом особенностей развития учащихся.
Подрастающее поколение необходимо нацелить на то, что добиться значимого в жизни можно благодаря крепкому здоровью – физическому и душевному. Поэтому школа, вместе с родителями должна помочь детям осознать необходимость ведения здорового образа жизни.
При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Одна из приоритетных целей образования - сохранение здоровья школьника....
Из опыта работы учителя биологии «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе».
Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное, в основном, с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением хар...
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Термин «здоровьесбережение» включает систему мер, направленных на профилактику так называемых «школьных болезней» и улучшение здоровья участников образовательного процесса – учащихся и...
Рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы
Понятие “здоровье” определяется не только как отсутствие болезней и физических дефектов, но и несёт в себе представление о силе, о приспособительной способности человека к разнообразным ус...
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. О здоровье ребенка необходимо подумать еще задолго до того, как школьник...
Эссе на тему "Практика применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с учетом обновленных ФГОС и ФОП"
Эссе на тему "Практика применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с учетом обновленных ФГОС и ФОП" из номинации Цитаты, необходимые для чтения, перечитывания, размы...