Программа "Культура поведения и общения"
рабочая программа
Программа по формированию культуры поведения и общения предназначена для детей с умственной отсталостью начального звена
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kultura_povedeniya.docx | 32.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная
общеобразовательная
«Культура поведения и общения»
для детей с умственной отсталостью
(1-4 классы)
Пояснительная записка:
Основная задача программы – дать обучающим знания в сфере культуры поведения и общения. В ходе бесед обучающиеся знакомятся с правилами, нормами, эталонами общения и культуры поведения, вырабатывают навык анализа актов общения, как чужих, так и собственных. Дети должны усвоить, что надо делать и говорить и как. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. Основным условием развития обучающихся и важнейшим фактором формирования их личности являются навыки общения.
Благодаря общению они учатся копировать образцы поведения других детей и взрослых. Вследствие благоприятного общения друг с другом возникают условия для раскрытия творческого потенциала у детей. На основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого формируются положительные поведенческие реакции воспитанников.
Предлагаемая программа предполагает разнообразие организационных форм и расширение социальной сферы каждого ребенка, обеспечивает рост творческого потенциала, формирование социальной активности, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Цель программы:
- Формирование базовой культуры личности ребенка.
Задачи:
- дать знания в сфере культуры поведения и общения.
- обучение навыкам общения и сотрудничества;
- формирование у детей навыков речевого этикета и культуры поведения;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Формы организации деятельности:
- беседы, викторины
- тренинги общения
- обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций
- ролевые игры
- Чтение художественной литературы
- Игры - драматизации
Ожидаемые результаты:
- обогащение личного опыта общения детей и культуры поведения;
- ориентация на выполнение нравственных норм - в процессе общения;
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
На реализацию программы отводится 3 часа в неделю, всего 102 часа в год.
Учебно-тематический план
Темы | Количество часов |
Что такое речь? | 3 |
Правила знакомства | 1 |
Отношение к старшим | 2 |
Отношение к малышам | 2 |
Правила извинения и просьбы | 1 |
Правила поведения в столовой, за столом | 8 |
Правила поведения с гостями, в гостях | 5 |
Правила благодарности и отказа | 2 |
Искусство дарить подарки | 1 |
Правила поведения в общественном транспорте | 2 |
Общение через письма | 1 |
Как вести себя в общественных местах | 2 |
Как правильно разговаривать по телефону | 4 |
Правила поведения в театре и кино | 2 |
Роли, которые мы играем в жизни | 2 |
Кто – кому – что – зачем говорит. | 2 |
Культура речи при общении | 1 |
Как вести себя в храме | 1 |
Этичные и неэтичные поступки | 2 |
Отзывчивость и доброта | 4 |
Поступки человека и его характер | 4 |
Культурный человек | 2 |
Уроки хороших манер | 3 |
Громкость речи | 1 |
Темп речи | 2 |
Тембр речи | 1 |
Несловесное общение | 3 |
Тон речи | 2 |
Азбука приветствий | 11 |
Прощание | 2 |
Благодарность | 1 |
Обращение, вступление в контакт | 1 |
Поведение в семье | 2 |
Поведение в школе | 2 |
На улице | 2 |
В магазине | 1 |
Отправляясь в путешествие | 3 |
Ежели вы вежливы… | 3 |
Календарно-тематическое планирование на учебный год
Тема занятия | Основной вид учебной деятельности | Дата проведения |
Что такое речь? | ||
Для чего нужна речь? | Беседа | |
Слово сообщает, веселит, утешает. | Беседа | |
Какой бывает речь? | Практикум | |
Правила знакомства | ||
Правила знакомства, представления и обращения | Разыгрывание ситуаций | |
Отношение к старшим | ||
Проявление любви и уважения, заботы и сострадания | Беседа | |
Забота о старших. Общие дела у дедушек и бабушек с внуками. | Беседа | |
Отношение к малышам | ||
Как надо относиться к малышам? | Беседа | |
Помощь и забота, по отношению к маленьким. | Проблемная ситуация | |
Правила извинения и просьбы | ||
Знакомство с правилами извинения и просьбы | Разыгрывание ситуаций | |
Правила поведения в столовой, за столом | ||
Знакомство с правилами поведения в столовой. | Беседа | |
Знакомство с правилами поведения за столом | Беседа | |
Как пользоваться салфеткой | Практикум | |
Как пользоваться столовыми приборами | Практикум | |
Как правильно есть некоторые продукты | Беседа | |
Как есть десерт и фрукты | Беседа | |
Как и о чем разговаривать за столом | Беседа | |
Ролевая игра «Мы в столовой» | Практикум | |
Правила поведения с гостями, в гостях | ||
Знакомство с правилами поведения с гостями | Беседа | |
Знакомство с правилами поведения в гостях | Беседа | |
Перед приходом гостей | Беседа | |
Как принимать гостей | Беседа | |
Как принимать подарки | Разыгрывание ситуаций | |
Правила благодарности и отказа | ||
Знакомство с правилами благодарности | Моделирование ситуации | |
Знакомство с правилами отказа | Моделирование ситуации | |
Искусство дарить подарки | ||
Как правильно выбирать и дарить подарки | Разыгрывание ситуаций | |
Правила поведения в общественном транспорте | ||
Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. | Беседа | |
Ролевая игра «В автобусе» | Разыгрывание ситуаций | |
Общение через письма | ||
Письмо другу, как способ общения с людьми | Беседа | |
Как вести себя в общественных местах | ||
Проблемный вопрос: что такое «общественное место?» | Беседа | |
Знакомство с правилами поведения в общественных местах | Беседа | |
Как правильно разговаривать по телефону | ||
Знакомство с правилами общения по телефону. | Беседа | |
С чего начать разговор по телефону | Разыгрывание ситуаций | |
Телефонное хулиганство | Беседа | |
Ролевая игра «Мы говорим по телефону» | Разыгрывание ситуаций | |
Правила поведения в театре и кино | ||
Знакомство с правилами в театре | Моделирование ситуаций | |
Знакомство с правилами в кино | Моделирование ситуаций | |
Роли, которые мы играем в жизни | ||
Семь наших «я» | Беседа | |
Постоянные и временные роли | Беседа | |
Кто – кому – что – зачем говорит. | ||
Что? Кто? Кому? Как? | Беседа | |
Почему? Зачем? | Беседа | |
Культура речи при общении | ||
Волшебные слова | Беседа | |
Как вести себя в храме | ||
Знакомство с правилами поведения в храме | Беседа | |
Этичные и неэтичные поступки | ||
Что такое этика, правила поведения | Беседа | |
Понятие об этикете. | Беседа | |
Отзывчивость и доброта | ||
Понятие «доброта» | Беседа | |
Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека | Беседа | |
Что значит быть добрым человеком? | Беседа | |
Почему существует зло? | Беседа | |
Поступки человека и его характер | ||
«Сильный» характер | Беседа | |
«Слабый» характер | Беседа | |
Вредные и нужные привычки | Беседа | |
Роль поступков в формировании характера | Беседа | |
Культурный человек | ||
Что такое культура | Беседа | |
Культура поведения в коллективе | Беседа | |
Уроки хороших манер | ||
Правильно ли ты сидишь? | Практикум | |
А стоять ты умеешь? | Практикум | |
Это неприлично | Беседа | |
Громкость речи | ||
Громко или тихо? | Беседа | |
Темп речи | ||
Быстро или медленно | Беседа | |
Повторим без запинки | Практикум | |
Тембр речи | ||
Индивидуальная окраска голоса | Практикум | |
Несловесное общение | ||
Общение с помощью жестов | Беседа | |
Помощники устной речи | Беседа | |
Помощники устной речи | Практикум | |
Тон речи | ||
Различаем тон человека | Беседа | |
Какой тон лучше? | Практикум | |
Азбука приветствий | ||
Знакомство с правилами приветствия | моделирование ситуаций | |
Вы сказали «здравствуйте» | Разыгрывание ситуаций | |
Кто приветствует первым | Разыгрывание ситуаций | |
Как отвечать на приветствия | Разыгрывание ситуаций | |
Приветствие родных и знакомых | Разыгрывание ситуаций | |
Как говорить о людях | Беседа | |
Как знакомиться | Беседа | |
Как представлять людей друг другу | Беседа | |
Как представляться самим | Беседа | |
Умей построить беседу | Беседа | |
О чем лучше не говорить | Беседа | |
Прощание | ||
Знакомство с правилами прощания | Моделирование ситуаций | |
Как люди прощаются? | Беседа | |
Благодарность | ||
Я «спасибо говорю», если вас благодарю | Разыгрывание ситуаций | |
Обращение, вступление в контакт | ||
Человек и его имя. | Беседа | |
Поведение в семье | ||
Я и моя семья | Беседа | |
Совместные поступки, честь семьи | Беседа | |
Поведение в школе | ||
Я – ученик | Беседа | |
Правила поведения на перемене | Беседа | |
На улице | ||
Как говорить со знакомыми, незнакомыми взрослыми. | Беседа | |
Правила поведения на улице | Беседа | |
В магазине | ||
Я- покупатель | Разыгрывание ситуаций | |
Отправляясь в путешествие | ||
Ты готовишься к поездке | Беседа | |
Осмотр достопримечательностей | Беседа | |
Походы , палатки и рюкзаки | Беседа | |
Ежели вы вежливы… | ||
Вежливость- уважение другого человека. | Беседа | |
Ролевая игра «Вежливый слон» | Практикум | |
Заочное путешествие по «Школе вежливых наук» | Викторина |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культура поведения и общения
Разработка урока "Культура поведения и общения" для учащихся 6 класса....
Речевое поведения и общение в англоязычной среде
Речевое поведения и общениев англоязычной среде.2013г. План:1. Практическая часть.2. Аналитическая часть Практическая часть В данном выступлении я хотела бы рассказать об основных идеях...
Анкета для родителей (изучение компетентности в поведении и общении ребенка)
Цель: изучение компетентности в поведении и общении ребенка на основе оценки родителей....
Поведение - основа общения
Материал можно использовать при проведении классных часов в 4-7 классах на нравственные темы....
Классный час: Правила поведения при общении с незнакомыми людьми
Цели: обучать детей правильному, безопасному поведению; развивать у детей чувство осторожности, смелость и находчивость при появлении опасности....
Программа кружка "Этикет поведения и общения" для учащихся 1 класса
Программу внеурочной деятельности можно использовать при проведении внеклассного часа....
Программа кружка "Этикет поведения и общения" для учащихся 2 класса
Программа кружка предназначена для проведения занятий на внеклассных часах....