Классный час «Просто жить»
классный час

Сигорских Марина Анатольевна

Классный час, направленный на профилактику суицидального поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час, направленный на профилактику суицидального поведения

Классный час «Просто жить»

Цель: Профилактика суицидального поведения школьников.

Задачи:

-способствовать формированию осознания ценности жизни;

- научить обучающихся воспринимать жизненные трудности, сопровождающиеся различными эмоциями и переживаниями;

- ориентировать обучающихся на позитивные стороны жизни, успех и доброе отношение к окружающим;

- формировать чувство толерантности и ответственности за свои поступки.

Ход классного часа

1. Организационный момент.

Разминка. Упражнение «Пожмите друг другу руки те, кто…»
Для снятия эмоционального напряжения, а также для создания хорошего настроения проводится упражнение «Пожмите друг другу руки те, кто…»

Участникам, стоящим в большом кругу, предлагается выйти в центр круга и пожать друг другу руки тем, кто: пришел в хорошем настроении, …кто любит общаться….и т.д.  Педагогом   могут быть предложены темы заданий из различных областей жизни учащихся, например – школа, отношения с окружающими людьми, личностные особенности, состояние ребят, любимые занятия, увлечения, праздники и т. д.

2. Вступительная беседа.

Педагог: Добрый день, уважаемые ребята! Сегодня мы с вами поговорим о том, что является ценным и дорогим для человека, для каждого из вас. Я думаю, что нет на планете человека, который не хотел бы быть счастливым и успешным.

Интересное существо - человек: вместо того, чтобы радоваться и быть благодарным за то, что у него есть, он считает это само собой разумеющимся и грустит о том, чего у него пока нет. Получив это, он, не успев поблагодарить, сразу начинает грустить о следующем. Нам всегда кажется, что наша жизнь – там, где нас ещё нет, наша жизнь в том, чего мы ещё не можем себе позволить.

1. Как вы думаете? Что является ценным для человека? (Обучающимся предлагается ответить на вопрос.)

- Ребята, а что же мы вкладываем в само понятие жизнь? (обучающиеся отвечают на вопрос).

– Спасибо за ваши ответы, а сейчас я вам предлагаю раскрыть понятие жизни. На доске вертикально написано слово жизнь, напротив каждой буквы вам необходимо добавить термины и значения, которые характеризуют жизнь во всех ее оттенках.

 Ребята называют значения, педагог дописывает напротив каждой буквы. Например:

 Ж – желания, жалость;

И - интересы, искусство, игра, идеал, извинения, изменения;

З - знания, здоровье, завороженный, заинтересованный;

Н - надежда, нужда, напоминание, народ и т.д.

Ь – (К мягкому знаку можно дописать слов «ЛЮБОВЬ»).

Теперь  мы можем сделать вывод, что жизнь очень разнообразна и многогранна, она включает в себя различные ситуации и оттенки. Как положительные, так и отрицательные. Все вы, наверное, слышали фразу «Жизнь полосатая, как зебра». Что значит эта фраза? Назовите, пожалуйста, светлые и темные оттенки жизни .(Обучающиеся называют ситуации и их оттенки).(Во время ответов ребят на слайдах демонстрируются люди в различных жизненных ситуациях: веселые, грустные, удивленные и т.д.)

Очень важно каждому из нас научиться превращать темные оттенки в светлые и выделять те моменты, благодаря которым мы становимся интереснее, сильней, успешней.

3. Основная часть.

1) «Как преодолеть жизненные трудности»

Педагог:  У меня в руках два письма, одно письмо написано мальчиком 14 лет, у которого полноценная семья, хорошее здоровье и неплохие успехи в школе.

А второе письмо написала девочка того же возраста, только врачи поставили ей страшный диагноз – РАК.

Я вам хочу зачитать их.

Письмо мальчика: «Мне кажется, что меня вообще никто не понимает, не любит. Я никому не нужен. Дома родители только и говорят «Ты должен»: должен хорошо учиться, помогать по дому, хорошо себя вести, вырасти хорошим человеком, а сами, чуть что: «Не лезь, ты ничего не понимаешь, это тебе еще рано», а то кричат и ругаются. Есть у меня друг, но он теперь не друг, а предатель: я ему рассказал, что мне нравится одна девушка, а он рассказал всем, теперь все надо мной издеваются, и эта девчонка тоже издевается. Я вообще не хочу жить, лучше умру. Тогда все они узнают, все они пожалеют, только будет уже поздно».

Письмо девочки: «Меня зовут Юлия. Три года я больна раком. С того момента, когда медицина отобрала у меня последнюю надежду, я жду смерти. Часто, когда уже нет сил сквозь слезы я разговариваю с Богом.  Только ему я могу выразить все что чувствую. Сейчас сижу возле компьютера и я разъярена просто! Хожу по разным блогам и читаю, как они не хотят жить!! Люди!!! Хотите я с вами поменяюсь!??? Сегодня ко мне приходил мой классный руководитель. Рассказывал о друзьях, подругах, о школе. Лучше бы он совсем не приходил. Как я им завидую. Завидую, что они могут ходить в школу, на танцы, кататься на велике, а больше всего то, что они могут жить. Сегодня хочу попробовать улыбнуться маме. Так мало улыбок дано мне уже будет ей подарить. Знаю, что это приносит ей огромную радость.
Мне так трудно принять факт, что скоро меня не будет. Что не посмотрю уже в окно. Не посижу уже на балконе. Не обниму маму, не увижу это ясное солнышко, не услышу пение птиц….Я просто хочу жить.»

Как вы думаете, кто из ребят выстроил неправильное отношение к жизни, к ее проблемам и ценностям?

Я предлагаю вам, ребята, разбиться на 2 группы, и обсудить, как помочь нашим ребятам в сложившейся ситуации, как поддержать их. Первая группа анализирует письмо мальчика, вторая группа – письмо девочки. Пока будет звучать музыка, вы в течение 5-7 минут изложите на бумаге свои обращения (можно с советами, рекомендациями, видением ситуации).

После этого одному или нескольким членам каждой команды предлагается зачитать свои способы поддержки.

(Ответы детей)

2) Просмотр видеоролика «ПРОСТО ЖИТЬ»

На «Первом канале» был запущен  проект Игоря Матвиенко «ЖИТЬ» . «Жить» — песня и клип созданные по идее Игоря Матвиенко, музыка написана им от потрясения авиакатастрофой над Синайским полуостровом. На песню снят клип, в котором приняли участие 27 артистов, он был продемонстрирован впервые в октябре 2016 года. С 25 по 26 декабря 2016 года в связи с катастрофой Ту-154 в Сочи и 28 марта 2018 года в связи с пожаром в торговом центре «Зимняя вишня» клип показывался несколько раз в день в эфире «Первого канала» перед информационными программами.

Известные музыканты призывают не отчаиваться тех, кто оказался в беде. Всегда рядом есть, кому подставить плечо, помочь взглянуть на мир по-новому. Истории людей, которые, несмотря ни на что, нашли в себе силы радоваться жизни. Превозмочь, преодолеть, перебороть, чтобы жить.

- Ребята, какие чувства и эмоции вызвало у вас это видео?(обсуждение видео)

3) Упражнение «Ассоциации» по теме «Мое будущее»


Педагог:  А теперь давайте   подумаем, помечтаем о будущем. 
Это ведь так важно для каждого человека – его будущее. Нормально, когда человек мечтает и ставит задачи на будущее, «живёт будущим», сколько бы лет ни было человеку, и каков бы ни был его образ жизни. Ненормально, когда о будущем думать страшно и не хочется.  Если мы ставим себе цель в жизни, планируем как ее достичь и потом следуем этому плану, то в конце концов достигнем успеха в жизни. Каждому хочется, чтобы ему сопутствовал успех. Но
  нельзя почувствовать себя достигнувшим чего-то, если не пожелаешь этого достигнуть.

Ребята, каждый по очереди говорят, с чем  ассоциируется у них их будущее. Высказывания педагог отмечает на классной доске. На основании ответов учащиеся составляют целостную картину образа будущего, педагог делает акцент учащимся на то, что этот образ будущего – это есть то, к чему нужно стремиться, это ваши цели жизни.

Возможные высказывания учащихся: «получение образования», «материальное благополучие», «знакомство с новыми людьми», «семья», «дети», «любимая, интересная работа», «развлечения», «путешествия», «уважение», «авторитет», «друзья», «личностный рост».


4) Упражнение «Письмо другу».
Педагог: А теперь давайте представим: прошло много лет и  ваши самые смелые  мечты сбылись. Попробуйте написать письмо своему другу детства, с которым не виделись много лет.

Для этого педагог раздает участникам «Памятку», в которой необходимо заполнить пропуски.   Звучит музыка, настраивающая участников на активную работу. 


Здравствуй, ………................(укажи имя друга детства)!

         Сколько же лет мы не виделись? По-моему, целых……(укажи, сколько лет прошло)! Сегодня  мне уже……..(укажи, сколько тебе будет лет, когда ты будешь писать это письмо).  Я живу……(где) и работаю…….…(где и кем). Моя семья состоит из………………(перечисли членов своей будущей семьи). В свободное время я обычно ……………(опиши свои увлечения). И вот ещё что.............(допиши все, что считаешь нужным).    Кажется, я вполне счастлив, сбылись мои самые сокровенные мечты……………….(укажи какие). Думаю, это  произошло, потому что в детстве, когда я ещё учился в школе, я…………(напиши, что ты делаешь сейчас для того, чтобы в будущем сбылись твои мечты). 

Вот, пожалуй, и всё.

…………(подпишись)

 …………(напиши дату окончания письма, не забудь, что произойдёт через много лет).  

По завершении желающие читают свои «письма». Педагог обращает особое внимание на предложение из «письма» - «
Думаю, это произошло, потому что в детстве, когда я ещё учился в школе, я….» Так как  именно здесь прослеживаются  шаги учащихся на пути к желаемому будущему.

Далее  проводится обсуждение:    Что  ребята могут делать уже сегодня для осуществления своих надежд? 

Возможные варианты ответов учащихся:
 «хорошая успеваемость», «работа над собой», «развитие личностных качеств: ответственность, целеустремленность, уверенность», «здоровый образ жизни», «новые знакомства», «изучение психологии», «необходимость строить планы», «выбор профессии».

Значит,  влиять на свое будущее нужно уже сейчас, в настоящее время. Всё, что вы сейчас делаете,  это ваши  шаги или план реализации на пути к выстраиванию собственного будущего. А в какую сторону вы пойдёте, что предпримите, это ваш выбор.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Педагог: Ребята наше мероприятие подошло к концу. Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов:

- Что вызвало у вас восхищение, грусть, взаимопонимание, раздражение?

- Что нового вы открыли для себя в окружающих людях, родителях, окружающей жизни благодаря мероприятию?

- Что полезного узнали на мероприятии?

Я вам желаю, чтобы ваши мечты непременно сбылись, но помните, что ваш успех и ваше счастье непременно находиться в ваших руках.

Цените и любите свою жизнь, не забывайте благодарить её и своих родителей за каждый прожитый день!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Искусство жить в семье"

Данный материал предназначен для учащихся 8 классов....

Классный час на тему:"Жить без наркотиков? Просто жить..."

Классный час на тему:"Жить без наркотиков? Просто жить..."...

Внеклассное мероприятие "Поверьте, это совсем не просто, жить так, чтоб гордилась тобою страна"

Внеклассное мероприятие направлено на расширение знаний воспитанников о Великой Отечественной войне, закрепляет представления об огромном историческом значении Победы для нашего народа; способствует в...

Исследовательская работа " Стремился просто жить пошире, побольше разглядеть вокруг..."

Данная работа о жизни и творчестве земляка  Краснова Б.М....

Классный час "Просто жить"

Классный час "Просто жить"...

Классный час, направленный на профилактику суицидального поведения «Просто жить»

Классный час, направленный напрофилактику суицидального поведения...