Календарно - тематическое планирование курса «Коррекция нарушений письма и чтения»
календарно-тематическое планирование
Программа курса «Коррекция нарушений письма и чтения» составлена на основе ФГОС НОО для детей с ОВЗ и «Перспективного планирования коррекционной работы со школьниками с общим недоразвитием речи» под редакцией Л.Г. Кобзарёвой, г. Воронеж, 2005 г. В данном планировании представлены 3 этапа коррекции обучения детей с нарушениями письма и чтения, обусловленными нерезко выраженным или общим недоразвитием речи. В зависимости от степени дефекта речи обучающихся, количество часов в планировании может меняться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_na_sayt.docx | 52.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование курса «Коррекция нарушений письма и чтения»
(1 год обучения – «Звуки и буквы»)
№ п/п | Тема урока | Содержание урока | Дата | |
план | факт | |||
1. | Диагностика навыков письма и чтения. | Диагностика навыков письма и чтения. | ||
2. | Речь, предложение. | Понятие о предложении. Составление предложений по картинкам. Лексическая работа по теме «Имена, отчества, фамилии людей». Чёткое произнесение слоговых рядов из гласных (ау, уа, оа, ….) | ||
3. | Предложение, слово. | Понятие о предложении. Составление предложений по картинкам. Деление предложений на слова. Лексическая работа по теме «Имена, отчества, фамилии людей». Чёткое произнесение слоговых рядов из гласных (ауи, уоа, оиа, ….). | ||
4. | Упражнение в составлении предложений. | Составление предложений по картинкам, вопросам. Деление предложений на слова. Закрепление произношения гласных звуков. Чистоговорки на гласные звуки. Анализ звукового ряда из гласных звуков. | ||
5. | Слова-предметы. | Формирование понятия о словах-предметах. Одушевлённые и неодушевлённые предметы. Чёткое произношение и чтение слов типа дым, кот, суп и т. д. Звуковой анализ. | ||
6. | Слова-предметы. | Формирование понятия о словах-предметах. Лексическая работа по темам: «Фрукты», «Овощи», «Ягоды». Единственное и множественное число. | ||
7. | Слова-предметы. | Формирование понятия о словах-предметах. Лексическая работа по темам: «Одежда», «Обувь». Игра «Собери слова из звуков». | ||
8. | Слова-признаки. | Формирование понятия о словах-признаках. Лексическая работа со словами, обозначающими признаки: цвет, величина, форма, вкус и другие качества. Воспроизведение слоговых рядов (обратные слоги). | ||
9. | Слова-признаки. | Формирование понятия о словах-признаках. Лексическая работа по теме «Осень» со словами, обозначающими признаки. Чёткое произношение и чтение слов типа дым, кот, суп и т. д. Звуковой анализ. | ||
10. | Слова-признаки. | Лексическая работа со словами, обозначающими признаки: цвет, величина, форма, вкус и другие качества. Слова-антонимы. | ||
11. | Слова-действия. | Формирование понятия о словах-действиях. Лексическая работа со словами, обозначающими действия (движение). Выполнение многоступенчатых инструкций. | ||
12. | Слова-действия. | Формирование понятия о словах-действиях. Лексическая работа по теме «Осень. Сад. Огород» на материале действий: рабочие действия, способы передвижения, подачи голоса и т. д. Воспроизведение слоговых рядов (обратные слоги). | ||
13. | Слова-действия. | Лексическая работа со словами, обозначающими действия. Работа над лексическим и грамматическим значением слов (число, род). Анализ обратного слога. | ||
14. | Слова- предметы, признаки, действия. | Лексическая работа со словами, обозначающими предметы, признаки. действия. Работа над лексическим и грамматическим значением слов. Составление словосочетаний и предложений. Развитие фонематического слуха. | ||
15. | Звуки речи. Звуки и буквы. | Формирование понятия о звуках речи. Образование звуков речи. Отличие звука от буквы. Подбор слов (картинок) на заданный звук. Лексическая работа по теме «Игрушки». Чистоговорки. | ||
16. | Гласные и согласные звуки. | Уточнение представлений о механизме образования гласных и согласных звуков. Чёткое произнесение слоговых рядов (прямые и обратные слоги). Анализ слогов. Лексическая работа по теме «Части тела». | ||
17. | Деление слов на слоги. | Упражнение в чётком произнесении слов по слогам. Лексическая работа по теме «Посуда и продукты питания». Составление предложений. Развитие фонематического слуха. | ||
18. | Ударение. | Понятие об ударении, его роли. Воспроизведение ритмического рисунка слова. Лексическая работа по теме «Мебель». | ||
19. | Согласные звуки. | Закрепление знаний о способах образования согласных звуков. Узнавание согласного звука на слух. Чёткое произнесение слов из трёх открытых слогов. Лексическая работа по теме «Дом и его части». | ||
20. | Твёрдые и мягкие согласные. | Понятие о твёрдости-мягкости согласных звуков. Проговаривание пар слогов типа: ма-мя, пы-пи, су-сю и т. п. Лексическая работа со словами типа: угол-уголь, мал-мял и т. п. | ||
21. | Твёрдые и мягкие согласные. | Закрепление произношения слов и слов с мягкими согласными. Лексическая работа со словами – названиями детёнышей животных. | ||
22. | Звонкие и глухие согласные. | Сравнение звонких и глухих согласных звуков. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков. Лексическая работа со словами типа: кол –гол, суп – зуб и т. п. Чёткое произнесение двусложных слов с закрытым слогом (утюг, паук, совок и др.) | ||
23. | Звуки [п] и [п’]. Буква П. | Уточнение артикуляции звуков [п] и [п’], их различение и чёткое произнесение в слогах, словах, предложениях. Лексическая работа по теме «Насекомые». | ||
24. | Звуки [б] и [б’]. Буква Б. | Уточнение артикуляции звуков [б] и [б’], их различение и чёткое произнесение в слогах, словах, предложениях. Лексическая работа по теме «Животные». | ||
25. | Дифференциация звуков и букв П – Б. | Дифференциация звуков и букв П – Б в слогах, словах, предложениях. Составление словосочетаний. Чёткое произнесение двусложных слов со стечением согласных. | ||
26. | Дифференциация звуков и букв П – Б. | Дифференциация звуков и букв П – Б в предложениях, скороговорках, текстах. Употребление предлогов по, под, перед, без. | ||
27. | Звуки [т] и [т’]. Буква Т. | Уточнение артикуляции звуков [т] и [т’], их различение и чёткое произнесение в слогах, словах, предложениях. Чёткое произнесение трёхсложных слов с закрытым слогом типа молоток. Лексическая работа по теме «Инструменты». | ||
28. | Звуки [д] и [д’]. Буква Д. | Уточнение артикуляции звуков [д] и [д’], их различение и чёткое произнесение в слогах, словах, предложениях. Словообразование сложных слов. Лексическая работа со сложными словами (листопад, самолёт, теплоход и др.) | ||
29. | Дифференциация звуков и букв Т – Д. | Дифференциация звуков и букв Т – Д в слогах, словах, предложениях. Воспроизведение и преобразование слоговых рядов. Чёткое произнесение трёхсложных слов со стечением согласных (удочка – уточка). Составление словосочетаний (слова-признаки, слова-предметы). | ||
30. | Дифференциация звуков и букв Т – Д. | Дифференциация звуков и букв Т – Д в предложениях, скороговорках, текстах. Употребление предлогов от, до. | ||
31. | Звуки [к] и [к’]. Буква К. | Уточнение артикуляции звуков [к] и [к’], их различение и чёткое произнесение в слогах, словах, предложениях. Упражнение на употребление в речи предлога к. | ||
32. | Звуки [г] и [г’]. Буква Г. | Уточнение артикуляции звуков [г] и [г’], их различение и чёткое произнесение в слогах, словах, предложениях. Лексическая работа по теме «Растения». | ||
33. | Дифференциация звуков и букв К – Г. | Дифференциация звуков и букв К - Г в слогах, словах, предложениях. Чёткое произнесение трёхсложных слов со стечением согласных и закрытым слогом (крыжовник, георгин, гиацинт). | ||
34. | Дифференциация звуков и букв К – Г. | Дифференциация звуков и букв К – Г в предложениях, скороговорках, текстах. Составление словосочетаний. | ||
35. | Звуки [с] и [с’]. Буква С. | Уточнение артикуляции звуков [с] и [с’], их различение и чёткое произнесение в слогах, словах, предложениях. Словообразование прилагательных. Лексическая работа по теме «Профессии». | ||
36. | Звуки [з] и [з’]. Буква З. | Уточнение артикуляции звуков [з] и [з’], их различение и чёткое произнесение в слогах, словах, предложениях. Упражнение на практическое образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. | ||
37. | Дифференциация звуков и букв С – З. | Дифференциация звуков и букв С – З в слогах, словах, предложениях. Предложения с предлогами из, из-за, за, из-под. | ||
38. | Дифференциация звуков и букв С – З. | Дифференциация звуков и букв С – З в предложениях, скороговорках, текстах. Практические упражнения на согласование имени прилагательного с именем существительным по цвету, величине, форме, вкусу. | ||
39. | Звук [ш]. Буква Ш. | Уточнение артикуляции звука [ш], чёткое произнесение в слогах, словах, предложениях. Образование существительных во множественном числе. | ||
40. | Звук [ж]. Буква Ж. | Уточнение артикуляции звука [ж], чёткое произнесение в слогах, словах, предложениях. Практические упражнения на образование относительных прилагательных. | ||
41. | Дифференциация звуков и букв Ш – Ж. | Дифференциация звуков и букв Ш – Ж в слогах, словах, предложениях. Составление словосочетаний. Практическое изменение глаголов по лицам и числам (пишу, пишешь, пишем и т. д.) | ||
42. | Дифференциация звуков и букв Ш – Ж. | Дифференциация звуков и букв Ш – Ж в предложениях, скороговорках, текстах. Развитие пространственных представлений (выше – ниже, дальше – ближе). Составление предложений. | ||
43. | Дифференциация звуков и букв С – Ш. | Дифференциация звуков и букв С – Ш в слогах, словах, предложениях. Практические упражнения на словообразование (смешно – смешной, страшно – страшный и т . п.) | ||
44. | Дифференциация звуков и букв С – Ш. | Дифференциация звуков и букв С – Ш в предложениях, скороговорках, текстах. Практическое изменение глаголов по лицам и числам. Составление предложений. | ||
45. | Дифференциация звуков и букв З – Ж. | Дифференциация звуков и букв З – Ж в слогах, словах, предложениях. Практические упражнения на согласование имени прилагательного с именем существительным. | ||
46. | Дифференциация звуков и букв З – Ж. | Дифференциация звуков и букв З – Ж в предложениях, скороговорках, текстах. Словообразование глаголов с приставкой за-. Составление предложений. | ||
47. | Звуки [л] и [л’]. Буква Л. | Уточнение артикуляции звуков [л] и [л’], их различение и чёткое произнесение в слогах, словах, предложениях. Практические упражнения на употребление глаголов в прошедшем времени. | ||
48. | Звуки [р] и [р’]. Буква Р. | Уточнение артикуляции звуков [р] и [р’], их различение и чёткое произнесение в слогах, словах, предложениях. Практические упражнения на словообразование. Употребление предлогов (перед, при, про) в словосочетаниях. | ||
49. | Дифференциация звуков и букв Л – Р. | Дифференциация звуков и букв Л – Р в слогах, словах, предложениях. Практические упражнения на употребление глаголов в прошедшем времени. Составление предложений. | ||
50. | Дифференциация звуков и букв Л – Р. | Дифференциация звуков и букв Л – Р в предложениях, скороговорках, текстах. Слова –антонимы и слова – синонимы, практическое ознакомление. | ||
51. | Звук [й]. Буква Й. | Уточнение артикуляции звука [й], чёткое произнесение в слогах, словах, предложениях. Практические упражнения на употребление глаголов в повелительном наклонении. | ||
52. | Буквы Я, Е, Ё, Ю. | Особенности букв Я, Е, Ё, Ю. Звуковой анализ, проговаривание слов с буквами Я, Е, Ё, Ю. Упражнения на развитие внимания и памяти. | ||
53. | Звук [ч]. Буква Ч. | Уточнение артикуляции звука [ч], чёткое произнесение в слогах, словах, предложениях. Упражнение на практическое образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. | ||
54. | Дифференциация звуков и букв Ч – Т. | Дифференциация звуков и букв Ч – Т в слогах, словах, предложениях, текстах. Изменение глагола хотеть по лицам и числам. Составление предложений. | ||
55. | Дифференциация звуков и букв Ч – Ш. | Дифференциация звуков и букв Ч – Ш в слогах, словах, предложениях, текстах. Упражнение на практическое образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. | ||
56. | Дифференциация звуков и букв Ч – С. | Дифференциация звуков и букв Ч – С в слогах, словах, предложениях, текстах. Словообразование существительных, обозначающих лиц по их занятиям. | ||
57. | Звук [щ]. Буква Щ. | Уточнение артикуляции звука [щ], чёткое произнесение в слогах, словах, предложениях. Образование причастий настоящего времени (летающий, читающий и т. п.). | ||
58. | Дифференциация звуков и букв Щ– Т. | Дифференциация звуков и букв Щ – Т в слогах, словах, предложениях, текстах. Упражнение в употреблении причастий настоящего времени. Составление словосочетаний. | ||
59. | Дифференциация звуков и букв Щ – Ч. | Дифференциация звуков и букв Щ – Ч в слогах, словах, предложениях, текстах. . Лексическая работа по теме «Профессии». | ||
60. | Дифференциация звуков и букв Щ – С. | Дифференциация звуков и букв Щ – С в слогах, словах, предложениях, текстах. Практическое ознакомление со степенями сравнения прилагательных и наречий. | ||
61. | Дифференциация звуков и букв Щ – Ш. | Дифференциация звуков и букв Щ – Ш в слогах, словах, предложениях, текстах. Упражнение в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными и пренебрежительно-увеличительными суффиксами. | ||
62. | Звук [ц]. Буква Ц. | Уточнение артикуляции звука [ц], чёткое произнесение в слогах, словах, предложениях. Упражнение в словообразовании ( мыльница, сахарница и т. п.).Обогащение лексики родственными словами. | ||
63. | Дифференциация звуков и букв Ц– Т. | Дифференциация звуков и букв Ц – Т в слогах, словах, предложениях, текстах. Практические упражнения на словообразование существительных женского рода по их занятиям и качествам. | ||
64. | Дифференциация звуков и букв Ц– С. | Дифференциация звуков и букв Ц – С в слогах, словах, предложениях, текстах. Практические упражнения на словообразование существительных женского рода по их занятиям и качествам. | ||
65. | Дифференциация звуков и букв Ц– Ч. | Дифференциация звуков и букв Ц – Ч в слогах, словах, предложениях, текстах. Практические упражнения на словообразование. | ||
66. | Дифференциация звуков и букв Ц– Щ. | Дифференциация звуков и букв Ц – Щ в слогах, словах, предложениях, текстах. Обогащение лексики синонимами, родственными словами. | ||
67. | Обобщение, повторение. | Обобщение, повторение. Звуковой анализ слов. Развитие связной речи. | ||
68. | Итоговое обследование речи. | Итоговое обследование речи. Проверочная работа. |
Календарно-тематическое планирование курса «Коррекция нарушений письма и чтения».
(второй год обучения «Работа над словом»)
№ п/п | Тема урока | Элементы содержания | Дата | |||
план | факт | |||||
1. | Повторение пройденного. | Повторение пройденного. Звуки и буквы. Гласные и согласные. Звуковой анализ слов. Формирование навыков организации учебной деятельности. | ||||
2. | Повторение пройденного. | Повторение пройденного. Дифференциация согласных. Звуковой анализ слов. «Занимательная грамматика». Развитие логического мышления. | ||||
3. | Диагностика навыков письма и чтения. | Проверка техники чтения. Контрольное списывание текста. Письмо под диктовку слогов, слов, предложений. | ||||
Практическое овладение понятием о родственных и однокоренных словах. | ||||||
4. | Понятие о родственных и однокоренных словах. | Уточнение имеющихся представлений о составе слова. Понятие о родственных словах. Отбор родственных слов из текстов. Развитие наблюдательности к языковым явлениям. | ||||
5. | Отбор родственных слов из текстов. | Отбор родственных слов из текстов. Уточнение значений слов. Развитие слуховой памяти. | ||||
6. | Понятие о корне как главной части слова. | Понятие о корне как главной части слова. Наблюдение над единообразным написанием корней. Подбор и замена однокоренных слов (красный – краснеть, продавать – продажа и т. д.) | ||||
7. | Нахождение и обозначение общей части в группах слов. | Нахождение и обозначение общей части в группах слов. Наблюдение над единообразным написанием корней. Работа над значением однокоренных не родственных слов (гора – горе и т. д.) | ||||
8. | Упражнение в нахождении и обозначении общей части в группах слов. | Упражнение в нахождении и обозначении общей части в группах слов. Разделение слов на группы по родственности (вода – водить и т. д.). Уточнение значений слов. Развитие логического мышления. | ||||
9. | Образование однокоренных слов по заданной схеме. | Образование однокоренных слов по заданной схеме. Перестройка словосочетаний по образцу (шерстяная кофта – кофта из шерсти и т. д.) Развитие наблюдательности к языковым явлениям. | ||||
10. | Упражнение в образовании однокоренных слов по заданной схеме. | Упражнение в образовании однокоренных слов по заданной схеме. Анализ предложений с пропущенными однокоренными словами (Всё живое хочет жить.). Словарно-объяснительный диктант. | ||||
11. | Подбор и замена однокоренных слов. | Подбор и замена однокоренных слов. Составление словосочетаний и предложений с однокоренными словами, объясняющими значение корня. Развитие грамматического строя речи. | ||||
12. | Работа с гнёздами однокоренных слов. | Работа с гнёздами однокоренных слов. Группировка слов по значениям. Подбор однокоренных слов, относящихся к разным частям речи (синий – синева – синеть).Развитие логического мышления. | ||||
13. | Работа с гнёздами однокоренных слов. | Сравнение слов по их лексическому значению, их группировка. Образование однокоренных слов по заданной схеме. Составление словосочетаний и предложений с однокоренными словами, объясняющими значение корня. | ||||
14. | Понятие о безударных гласных. Постановка ударения. | Понятие о безударных гласных. Постановка ударения (игровые упражнения, графические диктанты, шифровки). | ||||
15. | Безударные гласные в корне слова. | Постановка ударения в словах и нахождение безударной гласной. Словарно-объяснительный диктант. Развитие слуховой памяти. | ||||
16. | Проверка слов с безударными гласными. | Правило проверки слов с безударными гласными. Развитие слухового внимания к звучанию одного и того гласного в ударной и безударной позиции. | ||||
17. | Упражнение в подборе проверочных слов. | Упражнение в подборе проверочных слов. Работа по расширению активного словаря за счёт подбора родственных проверочных слов и уточнения их значений. Развитие логического мышления. | ||||
18. | Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне. | Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне. Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне. Работа по расширению активного словаря за счёт подбора родственных проверочных слов и уточнения их значений. Развитие логического мышления. | ||||
19. | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. | Слова с двумя безударными в корне. Особенности их проверки. Развитие слухового внимания к звучанию одного и того гласного в ударной и безударной позиции. | ||||
20. | Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне (закрепление). | Совершенствование навыка выбора проверочных слов. Развитие орфографического чутья. Игровые упражнения на развитие логического мышления, на закрепление навыка пользования полученными знаниями (« В гости к родственникам», «Узнай родственника»). | ||||
21. | Обобщение по теме «Однокоренные слова». | Обобщение по теме «Однокоренные слова». Анализ процесса усвоения знаний о безударной гласной ( исправление ошибок, доказательства и обоснование правильности выбора, игровые задания). Развитие грамматического строя речи. | ||||
Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов. | ||||||
22. | Суффикс. Словообразовательная роль суффикса. | Понятие о суффиксе как части слова. Разнообразие суффиксов. Образование слов при помощи суффикса. Активизация, обогащение и расширение словаря. | ||||
23. | Образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. | Знакомство с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Формирование полноценного навыка осознанного чтения и письма. | ||||
24. | Упражнение в образовании слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. | Упражнение в образовании слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Объяснение изменения значений слов от выбранного суффикса. Развитие навыка активного и адекватного использования образованных слов в целях устного общения в разных учебных ситуациях. | ||||
25. | Образование слов, обозначающих детёнышей животных. Суффиксы –онок, -ёнок. –ёныш. | Образование слов, обозначающих детёнышей животных. Суффиксы –онок, -ёнок. –ёныш. Активизация, обогащение и расширение словаря. Составление предложений с образованными словами. | ||||
26. | Упражнение в образовании слов, обозначающих детёнышей животных. | Упражнение в образовании слов, обозначающих детёнышей животных. Образование слов, словосочетаний по схемам. Формирование языковых средств и умения ими свободно пользоваться. | ||||
27. | Образование слов, обозначающих лиц по профессии или роду деятельности. Суффиксы –чик. –щик, -тель, -ник, -ист, -ер, -ец, -ик, -ниц. | Образование слов, обозначающих лиц по профессии или роду деятельности. Суффиксы –чик. –щик, -тель, -ник, -ист, -ер, -ец, -ик, -ниц. Активизация, обогащение и расширение словаря. Составление предложений с образованными словами. | ||||
28. | Упражнение в образовании слов, обозначающих лиц по профессии или роду деятельности. | Упражнение в образовании слов, обозначающих лиц по профессии или роду деятельности. Развитие навыка активного и адекватного использования образованных слов в целях устного общения в разных учебных ситуациях. | ||||
29. | Упражнение в употреблении в речи слов, обозначающих лиц по профессии или роду деятельности. | Сравнение лексического значений слов зависимости от суффиксов. Развитие навыков высказываний (учебное высказывание, диалог, рассуждение). Формирование полноценного навыка осознанного чтения и письма. | ||||
30. | Суффиксы увеличения. | Знакомство с суффиксами увеличения. Наблюдение за изменением слов при образовании их с помощью суффиксов. (нос - носик – носище). Составление предложений с образованными словами. | ||||
31. | Суффиксы прилагательных. | Знакомство с суффиксами прилагательных. Образование слов по схемам. Активизация, обогащение и расширение словаря (слова- признаки). Составление предложений с образованными словами. | ||||
32. | Суффиксы глаголов и наречий. | Знакомство с суффиксами глаголов и наречий. Активизация, обогащение и расширение словаря за счёт глаголов и наречий. Составление предложений с образованными словами. Правильное употребление их в речи. | ||||
33. | Подбор и объяснение выбора слова с нужным суффиксом в словосочетаниях и предложениях. | Подбор и объяснение выбора слова с нужным суффиксом в словосочетаниях и предложениях («У великана ….., у малыша……» ножки, ножищи). Развитие навыка активного и адекватного использования образованных слов в целях устного общения в разных учебных ситуациях. | ||||
34. | Упражнение в подборе слова с нужным суффиксом в словосочетаниях и предложениях. | Смыслоразличительная роль суффиксов в словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Формирование языковых средств и умения ими свободно пользоваться. | ||||
35. | Обобщение по теме «Суффиксы». | Обобщение по теме «Суффиксы». Анализ процесса усвоения знаний о суффиксе ( исправление ошибок, доказательства и обоснование правильности выбора, игровые задания). Развитие грамматического строя речи. | ||||
Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок. | ||||||
36. | Приставка. Роль приставки в образовании слов. | Приставка. Наблюдение за изменением смысла слов при образовании их с помощью приставок. Формирование навыка образования слов при помощи приставок и их адекватного употребления в речи. | ||||
37. | Образование слов с помощью приставок, обозначающих направленность движения. Приставки в-, вы-, до-, за-. | Образование слов с помощью приставок, обозначающих направленность движения. Введение вновь образованных слов с приставками в словосочетания, предложения. | ||||
38. | Образование слов с помощью неизменяемых приставок с гласной о (со-, про-, об-, по- и т.д.) | Образование слов с помощью неизменяемых приставок с гласной о. Наблюдение за ролью приставочных глаголов в контексте. | ||||
39. | Образование слов с помощью неизменяемых приставок с гласной а (за-, на-, над-). | Образование слов с помощью неизменяемых приставок с гласной а. Преобразование слов с помощью приставок. Смыслоразличительная роль их в речи. | ||||
40. | Образование слов с помощью приставок у-, вы-, в-. | Образование слов с помощью приставок у-, вы-, в-. Образование новых слов с приставками по заданной схеме. Введение вновь образованных слов с приставками в словосочетания, предложения. | ||||
41. | Образование слов с помощью приставок из-, ис-, через-, черес-, без-, бес-, раз-, рас-. | Образование слов с помощью приставок из-, ис-, через-, черес-, без-, бес-, раз-, рас-. Наблюдение за ролью приставочных глаголов в контексте. | ||||
42. | Образование слов с помощью приставок пре-, при-, пере-. | Образование слов с помощью приставок пре-, при-, пере-. Объяснение изменения значений слов от выбранной приставки (прилечь, присесть, приостановиться). | ||||
43. | Подбор и обоснование выбора приставки. | Подбор и обоснование выбора приставки. Объяснение изменения значений слов от выбранной приставки. Формирование наблюдательности к языковым явлениям. | ||||
44. | Упражнение в подборе и обосновании выбора приставки. | Подбор подходящих по смыслу слов с приставкой в предложения и обоснование своего выбора. Соотношение между значением и формой приставочного слова. Подбор слов с противоположным значением с приставкой. | ||||
45. | Упражнение в употреблении и написании слов с приставками. | Смысловой анализ слов с приставками, введение их в словосочетания и предложения. Упражнение в употреблении и написании слов с приставками. | ||||
46. | Закрепление знаний по составу слова. | Разбор слова по составу. Графический диктант. Развитие навыка анализа слов и предложений, умения аргументировать выполнение задания. | ||||
47. | Обобщение по теме «Приставки». | Обобщение по теме «Приставки». Анализ процесса усвоения знаний о приставке (исправление ошибок, доказательства и обоснование правильности выбора, игровые задания). Развитие грамматического строя речи. | ||||
Понятие о предлогах. Дифференциация предлогов и приставок. | ||||||
48. | Понятие о предлогах. | Уточнение представлений о смысловом (семантическом) значении предлогов. Ознакомление с условным обозначением предлогов. Графический диктант. | ||||
49. | Упражнение в употреблении предлогов. | Формирование навыка правильного употребления той падежной формы имени существительного, которого требует связанный с существительным предлог. Составление словосочетаний и предложений. | ||||
50. | Упражнение в употреблении предлогов. | Составление словосочетаний и предложений с предлогами. Шифровка и расшифровка текстов с предлогами. Графический диктант. | ||||
51. | Упражнение в составлении словосочетаний и предложений с предлогами. | Упражнение в составлении словосочетаний и предложений с предлогами. Упражнения на исправление ошибок в текстах. | ||||
52. | Упражнение в составлении словосочетаний и предложений с предлогами. | Анализ сочетания слов с предлогами. Уточнение значения предлогов в предложении. Доказательства правильности написания предлогов. | ||||
53. | Предлоги и приставки. | Предлоги и приставки. Наблюдение за соотношением предлогов и глагольных приставок. Накопление, уточнение и активизация словаря. | ||||
54. | Упражнение на слитное и раздельное написание слов с приставками и предлогами. | Упражнение на слитное и раздельное написание слов. Сравнение словосочетаний с приставками и предлогами ((До)ехал (до) ручья). Развитие пространственного восприятия. | ||||
55. | Упражнение на слитное и раздельное написание слов с приставками и предлогами. | Упражнение на слитное и раздельное написание слов с приставками и предлогами. Развитие слухового внимания и памяти. | ||||
56. | Подбор подходящих по смыслу предлогов и приставок в словосочетания, предложения, тексты. | Подбор подходящих по смыслу предлогов и приставок в словосочетания, предложения, тексты. Накопление, уточнение и активизация словаря. | ||||
57. | Упражнение в подборе подходящих по смыслу предлогов и приставок в словосочетания, предложения, тексты. | Упражнение в подборе подходящих по смыслу предлогов и приставок в словосочетания, предложения, тексты. Развитие зрительного внимания и памяти. Развитие пространственного восприятия. | ||||
58. | Закрепление знаний о приставках и предлогах. | Анализ процесса усвоения знаний о различии приставки и предлога. Творческие задания (исправление ошибок, запись возможных вариантов). Дидактические игры. | ||||
Практическое овладение навыком подбора антонимов и синонимов. | ||||||
59. | Понятие об антонимах. | Понятие об антонимах как словах противоположных по смыслу. Нахождение в текстах антонимов, уточнение их значений. | ||||
60. | Упражнение в подборе антонимов и употреблении их в речи. | Подбор антонимов к выделенным словам, вставка в предложения и тексты. Группировка слов по значениям: приближение – удаление и т.д. Введение их в сложные предложения. Анализ различий антонимов в тексте. | ||||
61. | Упражнение в подборе антонимов и употреблении их в речи. | Введение в речь фразеологических оборотов с антонимами. Нахождение и исправление неправильно подобранных антонимов. Исключение «лишнего» слова в ряду антонимов. | ||||
62. | Понятие о синонимах. | Наблюдение за синонимическими рядами. Нахождение в текстах синонимов, уточнение их значений. Исключение «лишнего» слова в ряду синонимов. | ||||
63. | Упражнение в подборе синонимов, вставке их в предложения и тексты. | Подбор синонимов к выбранным словам, вставка в предложения и тексты. Анализ и объяснение оттенков значений синонимов в предложениях и текстах. Распределение синонимов по степени обозначаемого действия или признака. | ||||
Практическое понятие о многозначности слов. | ||||||
64. | Понятие о многозначных словах. | Наблюдения за многозначностью слов в контекстах. Выделение их, определение значений. Подбор синонимов к многозначным словам. | ||||
65. | Прямое и переносное значение слов. | Объяснение и замена омонимов близкими по смыслу словами. Введение в речь словосочетаний с прямым и переносным значением. Составление предложений со словосочетаниями типа: золотая брошь, золотая осень и т.п. | ||||
66. | Упражнение в употреблении многозначных слов. | Составление предложений из данных словосочетаний с многозначными словами. Пересказ текста с заменой одинаковых слов, близких по значению. | ||||
67. | Повторение, обобщение. | Анализ процесса усвоения знаний о синонимах, антонимах, многозначности слов. Игровые упражнения на развитие речи и логического мышления. | ||||
68. | Итоговая диагностика. | Проверка техники чтения. Контрольное списывание текста. Письмо под диктовку слогов, слов, предложений. Грамматические задания. |
Календарно-тематическое планирование курса «Коррекция нарушений письма и чтения».
(3 год обучения «Словосочетание. Предложение. Текст. Связная речь»)
№ п/п | Тема урока | Элементы содержания | Дата | |
план | факт | |||
1. | Диагностика навыков письма и чтения. | Проверка техники чтения. Выполнение диагностического теста. Письмо под диктовку. | ||
2. | Речь. Понятие о речи. | Понятие о речи. Для чего нужна речь? Виды речи. Чтение, пересказ текстов. Самостоятельное высказывание. | ||
3. | Речь устная и письменная. Речь художественная и разговорная. | Виды речи. Сравнение художественных текстов и разговорной речи. Средства выразительности художественной речи. Диалог и монолог, практическое усвоение понятий. | ||
4. | Понятие о словосочетании. | Понятие о словосочетании. Главное слово и зависимое. Практическое ознакомление с типами словосочетаний, упражнение в составлении словосочетаний. | ||
5. | Выделение словосочетаний в предложении. | Выделение словосочетаний в предложении и установление связей между словами при помощи вопросов. Постановка вопросов от главных слов к зависимым. | ||
6. | Упражнение в составлении словосочетаний. | Упражнение в составлении словосочетаний. Усвоение грамматического смысла сочетаемости слов. Развитие наблюдательности к языковым явлениям. | ||
7. | Составление словосочетаний по типу согласования. | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. Практическое усвоение категории рода, числа и падежа имён существительных и прилагательных. | ||
8. | Упражнение в составлении словосочетаний по типу согласования. | Упражнение в составлении словосочетаний по типу согласования. Практическое усвоение категории рода, числа и падежа имён существительных и прилагательных. | ||
9. | Составление словосочетаний по типу управления. | Закрепление знаний о глаголе как части речи, изменение глаголов по числам. Составление словосочетаний вида глагол+существительное. Усвоение грамматического смысла сочетаемости слов. | ||
10. | Составление словосочетаний вида глагол+ существительное в родительном падеже. | Составление словосочетаний вида глагол+существительное в родительном падеже. Практическое усвоение категории родительного падежа. Употребление предлогов из, с, у, около, из-за, из-под. | ||
11. | Составление словосочетаний вида глагол+ существительное в дательном падеже. | Составление словосочетаний вида глагол+существительное в дательном падеже. Практическое усвоение категории даельного падежа. Употребление предлогов к, по. | ||
12. | Составление словосочетаний вида глагол+ существительное в винительном падеже. | Составление словосочетаний вида глагол+существительное в винительном падеже. Практическое усвоение категории винительного падежа. Употребление предлогов на, в, за. | ||
13. | Составление словосочетаний вида глагол+ существительное в творительном падеже. | Составление словосочетаний вида глагол+существительное в творительном падеже. Практическое усвоение категории творительного падежа. Употребление предлогов с, за, над, под. | ||
14. | Составление словосочетаний вида глагол+ существительное в предложном падеже. | Составление словосочетаний вида глагол+существительное в предложном падеже. Практическое усвоение категории предложного падежа. Употребление предлогов на, в, . | ||
15. | Составление словосочетаний по типу примыкания. | Составление словосочетаний вида глагол+наречие. Обогащение словарного запаса наречиями, употребление их в речи. | ||
16. | Упражнение в составлении словосочетаний по типу примыкания. | Упражнение в составлении словосочетаний вида глагол+наречие. Обогащение словарного запаса наречиями, употребление их в речи. | ||
17. | Устойчивые словосочетания, фразеологизмы, образные выражения. | Работа над устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, образными выражениями. Объяснение их значений, замена близкими к ним, введение в предложения, объяснение цели их использования. | ||
18. | Конструирование самостоятельных словосочетаний. | Упражнения в составлении словосочетаний разного вида (из данных слов путём объединения их по смыслу, по данному главному слову, по данному зависимому слову, с предлогами и т. д.). Введение словосочетаний в предложения. | ||
19. | Обобщение по теме «Словосочетание». | Самостоятельное конструирование словосочетаний разного вида. Введение словосочетаний в предложения. | ||
20. | Предложение. | Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Выделение предложения из речевого потока. Главные и второстепенные члены предложения. | ||
21. | Интонационная законченность предложений. | Понятие об интонации. Практическое ознакомление с повествовательными, восклицательными и вопросительными предложениями. Развитие умения слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложений. Отработка интонации законченности предложений (. ! ?). | ||
22. | Упражнение в чтении предложений с правильной интонацией. | Отработка интонации перечисления при однородных членах, при обращениях и прямой речи, при вводных словах. Соблюдение логических пауз. | ||
23. | Составление предложений по вопросам и опорным словам. | Составление предложений по вопросам и опорным словам. Формирование навыка конструирования предложений (порядок слов, их связь) и осознанного пользования ими. | ||
24. | Составление предложений по данной синтаксической схеме. | Составление предложений по данной синтаксической схеме. Понятие синтаксической схемы. Понятие о главных и второстепенных членах. Связь слов в предложении. | ||
25. | Восстановление деформированных предложений. | Понятие о деформированном предложении. Формирование навыка конструирования предложений (порядок слов, их связь) и осознанного пользования ими. | ||
26. | Упражнение в восстановлении деформированных предложений. | Упражнение в восстановлении деформированных предложений. Установление связи между словами в предложении при помощи вопросов. | ||
27. | Деление текста на предложения. | Определение границ предложения на интонационной основе (паузы, понижение голоса). Развитие умения слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложений. Оформление предложения: большая буква в начале, раздельное написание слов, знаки препинания в конце предложения (. ! ?). | ||
28. | Упражнение в делении текста на предложения. | Отработка интонации законченности предложений (. ! ?). Анализ предложения с точки зрения его структуры и грамматического оформления. | ||
29. | Распространение простого предложения с помощью вопросов. | Ступенчатое распространение простого предложения с помощью вопросов. Установление связи между словами в предложении при помощи вопросов. | ||
30. | Упражнение в распространении простых предложений. | Упражнение в распространении простых предложений. Закрепление навыка конструирования предложений. | ||
31. | Сокращение распространённого предложения. | Сокращение распространённого предложения. Развитие речевой активности, памяти, внимания. | ||
32. | Соединение двух или трёх простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами. | Понятие о сложном предложении, отличие его от простого. Соединение двух или трёх простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами. Знаки препинания в сложном предложении. | ||
33. | Упражнение в составлении сложных предложений. | Упражнение в составлении сложных предложений. Анализ сложного предложения с точки зрения его структуры и грамматического оформления. | ||
34. | Упражнение в составлении сложных предложений. | Активизация употребления сложных предложений в речи. Анализ сложного предложения с точки зрения его структуры и грамматического оформления. | ||
35. | Самостоятельное творческое составление предложений. | Самостоятельное творческое составление предложений по опорным словам, по заданному обороту речи, по предметной картинке. Составление и запись предложений по сюжетным картинкам. | ||
36. | Самостоятельное творческое составление предложений. | Составление предложения по его началу или концу. Составление нескольких предложений, объединённых одной темой, с последующей записью. Активизация употребления сложных предложений в речи. | ||
37. | Редактирование предложений, содержащих речевые ошибки, недочёты. | Анализ предложения с точки зрения его структуры и грамматического оформления. Редактирование предложений, содержащих речевые ошибки, недочёты. Развитие речевой активности, памяти, внимания, навыков чтения. | ||
38. | Обобщение по теме «Предложение». | Обобщение, повторение по теме «Предложение». Самостоятельное составление и запись предложений. | ||
39. | Текст. | Формирование практических представлений о тексте. Чтение текстов, ответы на вопросы по содержанию. Сравнение текста, набора слов и набора предложений. | ||
40. | Тема текста, основная мысль текста. | Развитие умений и навыков анализировать текст. Чтение текстов, ответы на вопросы по содержанию. Определение темы, основной мысли текста. | ||
41. | Заголовок текста. | Развитие умений и навыков анализировать текст. Чтение текстов, ответы на вопросы по содержанию. Озаглавливание текстов. Пересказ | ||
42. | План текста. Членение текста на части по готовому плану. | Понятие о плане текста. Членение текста на части по готовому плану. Чтение текстов, пересказ по готовому плану. | ||
43. | Составление плана текста. | Чтение текстов, анализ текста по содержанию и строению. Виды плана: в форме вопросительных предложений, в форме повествовательных предложений, картинный план. Составление плана текста. | ||
44. | Упражнение в составлении плана текста. | Чтение текстов, анализ текста по содержанию и строению. Упражнение в составлении плана текста. | ||
45. | Работа с деформированным текстом. | Понятие о деформированном тексте. Перестановка частей текста. Построение текста по схеме: начало – середина – конец. Чтение, списывание восстановленных текстов. | ||
46. | Работа с деформированным текстом. | Деформированный текст. Установление последовательности предложений в тексте. Чтение, списывание восстановленных текстов. | ||
47. | Восстановление и распространение текста. | Работа с деформированным текстом, распространение текста. Чтение, списывание восстановленных текстов. | ||
48. | Обобщение по теме «Текст». | Развитие коммуникативной функции речи на основе текста. Развитие наблюдательности к языковым явлениям, закрепление разных приёмов, закрепление различных приёмов мыслительной обработки материала (о чём текст, сколько частей, их порядок, планирование, объединение частей в одно целое, речевое оформление своих мыслей) | ||
49. | Виды текстов. | Ознакомление с правилами построения связного высказывания (текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение). Чтение текстов, анализ текста по содержанию и строению. | ||
50. | Последовательный пересказ текста. | Чтение текстов. Последовательный пересказ услышанного или прочитанного текста с опорой на вопросы, действия, предметные картинки. Обучающее изложение. | ||
51. | Выборочный пересказ текста. | Чтение текстов, анализ текста по содержанию и строению. Выборочный пересказ текста по заданию. Выборочное обучающее изложение | ||
52. | Краткий пересказ текста. | Чтение текстов, анализ текста по содержанию и строению. Краткий пересказ текста по данному плану и без опоры на план. | ||
53. | Упражнение в пересказе текстов. Изложение. | Чтение текстов, анализ текста по содержанию и строению. Упражнение в пересказе текстов. Обучающее изложение. | ||
54. | Текст-описание. | Текст-описание. Чтение текстов. Особенности построения текста-описания. | ||
55. | Сравнительное описание предметов. | Сравнение и описание живых и неживых предметов. Составление и запись текстов. | ||
56. | Составление рассказа-описания о внешнем виде по иллюстрации. | Составление рассказа-описания о внешнем виде по иллюстрации. Правильное построение предложений, запись рассказа. | ||
57. | Составление описания фрагментов художественных картин. | Рассматривание художественных картин. Ответы на вопросы. Составление описания фрагментов. | ||
58. | Текст-повествование. | Текст-повествование. Особенности его построения. Чтение, пересказ текстов. Составление текста-повествования о случае из жизни. | ||
59. | Текст-рассуждение. | Текст-рассуждение. Особенности его построения. Чтение, пересказ текстов. Составление текста на заданную тему. Употребление сложных предложений с союзами потому что, так как и др. | ||
60. | Составление рассказа по наблюдениям. | Составление рассказа по наблюдениям. Последовательность рассказа. | ||
61. | Составление рассказа по серии картин. | Составление рассказа по серии картин. Установление последовательности картин. Запись теста по частям. | ||
62. | Составление рассказа по серии картин. | Упражнение в составлении рассказа по серии картин. Самостоятельное составление и запись рассказа. | ||
63. | Составление рассказа по картине. | Составление рассказа по картине. Составление плана рассказа, последовательность рассказа. Запись рассказа по предложенному шаблону и самостоятельно. | ||
64. | Составление рассказа по его началу. | Составление рассказа по его началу. Развитие фантазии, умения строить предложения в связном высказывании. Развитие творческих способностей, побуждение к придумыванию различных вариантов событий. | ||
65. | Составление рассказа по его концу. | Составление рассказа по его концу. Развитие фантазии, умения строить предложения в связном высказывании. Развитие творческих способностей, побуждение к придумыванию различных вариантов событий. | ||
66. | Составление рассказа по его середине. | Составление рассказа по его середине. Развитие фантазии, умения строить предложения в связном высказывании. | ||
67. | Составление рассказа на предложенную тему. | Составление рассказа на предложенную тему. Закрепление навыка связности, последовательности высказывания, развитие творческих способностей. | ||
68. | Учебное высказывание. | Понятие об учебном высказывании. Построение учебного высказывания на заданную тему. Использование в высказывании научных терминов, определений. | ||
69. | Повторение, обобщение. | Повторение, обобщение изученного в 5 классе. Работа с текстами, предложениями, словосочетаниями. | ||
70. | Итоговая диагностика. | Проверка техники чтения. Контрольное списывание текста. Письмо текста под диктовку. Грамматические задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно – тематическое планирование курса физики
Календарно – тематическое планирование курса физики 9 класс2 часа в неделю по учебнику Перышкин А.В....
Варианты календарно-тематического планирования курсов истории и некоторых элективных курсов
Размещаю варианты планирования учебного материала по истории и обществознанию, а также некоторые илюстративные материалы к урокам истории....
Календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога по письму и развитию речи в 5 классе школы VIII вида
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по письму и развитию речи на учебный год...
«Использование кинезиологических упражнений в логопедической работе по коррекции нарушений письма и чтения у учащихся 2-4-х классов 7-го вида».
Аттестационная работа, написанная на курсах повышения квалификации в 2014 году. В работе раскрываются нетрадиционные методы и приёмы работы с детьми ОВЗ ЗПР и детьми с нарушениями речи, в том чи...
Календарно-тематическое планирование по коррекции звукопроизношения у обучающихся с ДЦП
Для индивидуальных логопедических занятий...
Календарно-тематическое планирование по коррекции устной и письменной речи учащихся с ОВЗ.
Представлены планы работ по коррекции устной и письменной речи учащихся с ОВЗ....
Программа коррекции нарушений письма и чтения у учащихся 2 класса с ОНР.
Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи....