Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)
материал
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. СИПР составлена на основе Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ (вариант 4).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dok.docx | 63.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»
Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518
Телефон: (499)179-66-81 Факс: (499)177-67-66 E-mail: sk65@edu.mos.ru http://schuvc65.mskobr.ru/
ИНН/КПП 7722306978/772201001 ОКАТО 45290590000 ОГРН 1037700227157 ОКТМО 45395000
«Рассмотрено» На заседании МО________2020г. Председатель МО __________
| «Утверждаю» Директор ГКОУ СКШИ №65 __________________________ |
Специальная индивидуальная программа развития
Фамилия, имя учащегося:________________
Класс: 2
Учитель: О.В. Александрова
2020
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития составлена на основании: Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Приказа Минобрнауки России от 21.04.2016 года № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253»;
Учебного плана ГКОУ СКШИ специальная (коррекционная) школа-интернат № 65 на 2020-2021 учебный год;
Целью реализации СИПР является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта.
1. Общие сведения о ребёнке.
ФИО ребенка: __________________
Возраст ребенка: 10
Место жительства: г. Москва
Мать: ______________
Отец: ______________
Год обучения: 3
Класс: 2
Заключение ЦПМПК: Адаптированная основная общеобразовательная программа для глухих обучающихся (вариант 1.4)
2. Характеристика обучающегося на начало учебного года.
Девочка обучается в ГКОУ СКШИ № 65 с сентября 2017 года. Переведена во 2 класс (третий год обучения). Семья полная, благополучная, состоит из 4 человек. Родители слышащие. Отношение к девочке доброжелательное. Бабушка и дедушка помогают в воспитании обучающейся.
Игровая деятельность не развита. Проявляется в нецеленаправленной манипуляции предметами и игрушками. Элементарные предметные действия (захват, удержание, отпускание, встряхивание и др.) сформированы частично. Бытовая и трудовая деятельность не сформированы. Девочка узнаёт родственников и учителя, оживляется, улыбается идет навстречу. Базовые учебные действия не развиты. Усидчивая. Нуждается в полном уходе, эпизодическом контроле. В контакт входит легко. Зрительный контакт недостаточный. Проявляет интерес к сверстникам. Подходит, смотрит, проявляет эмоциональное оживление. Но общение поддержать не может. Играть не умеет.
Особенности тактильного восприятия (ощупывание предметов одной/двумя руками; узнавание знакомых предметов осязательно; нахождение одинаковых поверхностей, рельефных изображений, сортировка предметов) формируются с трудом. Особенности речевого развития (импрессивная речь, экспрессивная речь/овладение средствами альтернативной коммуникации для общения, чтение) формируются с трудом. Математические представления формируются с трудом.
Нуждается в постоянной помощи и контроле. Нуждается в постоянном присмотре.
Обучение по индивидуальному учебному плану с посещением школы.
Заключение и рекомендации ППк
Специалисты | Дефициты ребенка (заключение школьного консилиума) | Ресурсы ребенка (заключение школьного консилиума) | Задачи развития ребенка на учебный год |
Педагог-психолог | Внимание неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Упрямство, недоразвитие мотивационной сферы, слабость побуждений. | Ориентируется на учителя. Вовлекается в совместную деятельность. Выполняет знакомые устно-жестовые инструкции педагога, действия по подражанию и образцу. Проявляет интерес к предъявляемому наглядному материалу. | Коррекция и психопрофилактика личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка со сложными множественными нарушениями. Развитие познавательной активности ребенка; Формирование навыков общения, мотивация направленная на правильное поведение; Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы. |
Учитель (сурдопедагог) | Отсутствует реакция на речевые и неречевые звуки. Зрительный контакт, фиксация взгляда недостаточные. Коммуникативная функция не сформирована. Развитие речи и альтернативной коммуникации затруднено из-за отсутствия подражания со стороны обучающейся. Навыки жестового языка и альтернативной коммуникации формируются медленно. Критичность поведения отсутствует. Бытовыми, гигиеническими и навыками самообслуживания не владеет. Состояние крупной и мелкой моторики имеет специфическое недоразвитие в связи с ДЦП. Подражание отсутствует. Ребенок не может повторить движения за учителем ни синхронно, ни по образцу. Графо-моторными навыками не владеет. Удерживает карандаш или ручку, но графический след на бумаге не оставляет. Навыки письма, рисования, лепки, конструирования отсутствуют. Игровая деятельность отсутствует. | Эмоционально стабильна. Усидчива. Проявляет интерес к дидактическому материалу. Реагирует на эмоциональное одобрение. Принимает помощь и стимулирующую поддержку взрослого. Отмечается положительная динамика в процессе формирования бытовых, учебных и коммуникативных навыков, при постоянной направляющей помощи учителя. | Формирование представлений об окружающих предметах. Развитие доступных средств общения. Формирование бытовых и гигиенических навыков самообслуживания Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале Развитие зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики. Формирование элементарных математических представлений. |
3. Индивидуальный учебный план
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов в неделю | |
2 и/о (3 год обучения) | ВСЕГО | ||
Обязательная часть | |||
Язык и речевая практика | Речь и альтернативная коммуникация (Русский язык) | 3 | 3 |
Речь и альтернативная коммуникация (Жестовый язык) | 2 | 2 | |
Математика | Математические представления | 2 | 2 |
Окружающий мир | Окружающий природный мир | 1 | 1 |
Человек | 3 | 3 | |
Окружающий социальный мир | 1 | 1 | |
Искусство | Изобразительная деятельность | 1 | 1 |
Технология | Технология | 3 | 3 |
Физическая культура | Физическая культура (адаптивная) | 3 | 3 |
Итого | 19 | 19 | |
Часть, формируемая участниками образовательного процесса | |||
Математические представления | 1 | 1 | |
Окружающий природный мир | 1 | 1 | |
Итого | 21 | 21 | |
Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую работу) | 5 | 5 | |
Коррекционные занятия | Развитие слухового восприятия и обучение произношению | 3 | 3 |
Музыкально-ритмические занятия | 1 | 1 | |
Коррекционно-развивающие занятия | 1 | 1 | |
Всего к финансированию | 26 | 26 |
4. Содержание образования в условиях организации и семьи.
4.1 Коррекция проблемного поведения.
Вид (виды) проблемного поведения:
стереотипии (двигательные, сенсорно-двигательные)
Причина проблемного поведения:
избегание неприятного (нарушение привычного стереотипа; непонимание происходящего; общение в форме, некомфортной для ребёнка; занятия, непривлекательные для него; сверхсильные сенсорные стимулы; внутренний дискомфорт)
Способы коррекции стереотипий (двигательных, сенсорно-двигательных):
поощрение при отсутствии проблемного поведения
предотвращение утомления и психологического дискомфорта
Примечание. Если применяемые педагогические способы коррекции проблемного поведения не меняют поведение ребенка, рекомендуем родителям обратиться за консультацией к врачу-психиатру.
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов
1. Речь и альтернативная коммуникация (русский язык) 1.1. Коммуникация 1.1.2. Коммуникация с использованием невербальных средств. 1.1.2.1. Использование взгляда как средства коммуникации 1.1.2.2. Использование мимики как средства коммуникации 1.1.2.3. Использование жеста как средства коммуникации 1.1.2.5. Использование предметного символа как средства коммуникации 1.1.2.6. Использование графического изображения как средства коммуникации 1.1.2.7. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации 2. Математические представления 2.1. Количественные представления 2.1.1. Нахождение одинаковых предметов 2.1.2. Разъединение множества 2.1.3. Объединение предметов в единое множество 2.2. Представления о форме 2.2.3. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг 2.2.8. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг) 2.3. Пространственные представления 2.3.5. Составление предмета (изображения) из нескольких частей 2.4. Временные представления 2.4.1. Узнавание (различение) частей суток 2.5. Представления о величине 2.5.1. Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине 2.5.2. Сравнение 2-х предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения 3. Окружающий природный мир 3.1. Временные представления 3.1.1. Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь) 3.2. Животный мир 3.2.4. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака) 4. Человек 4.1. Представления о себе 4.1.1. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду 4.1.2. Идентификация себя как девочки 4.1.3. Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище руки, ноги 4.1.5. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы) 4.2. Семья 4.2.1. Узнавание (различение) членов семьи 4.3. Гигиена тела 4.3.4. Вытирание рук полотенцем 4.3.5. Сушка рук с помощью автоматической сушилки 4.3.6. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук) 4.3.12. Вытирание лица 4.3.20. Расчесывание волос 4.4. Обращение с одеждой и обувью 4.4.1. Узнавание (различение) предметов одежды (пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки)) 4.4.2. Знание назначения предметов одежды 4.4.5. Узнавание (различение) предметов обуви (сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки) 4.4.16. Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка) 4.4.17. Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты) 4.4.18. Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка) 4.4.19. Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог) 4.4.20. Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка) 4.4.21. Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк) 4.4.22. Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог) 4.5. Прием пищи 4.5.1. Сообщение о желании пить 4.5.3. 4.5.3. Питье из кружки /стакана (захват кружки /стакана, поднесение кружки/стакана ко рту, наклон кружки/стакана, втягивание / вливание жидкости в рот, опускание кружки/стакана на стол) 4.5.4. Наливание жидкости в кружку 4.5.5. Сообщение о желании есть 4.5.7. Еда ложкой (захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку) 4.5.8. Еда вилкой (захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие с вилки губами кусочка пищи, опускание вилки в тарелку) 4.6. Туалет 4.6.1. Сообщение о желании сходить в туалет 4.6.2. Сидение на унитазе и оправление малой (большой) нужды 5. Окружающий социальный мир 5.1. Школа 5.1.1. Узнавание (различение) помещений школы 5.1.2. Знание назначения помещений школы 5.1.3. Нахождение помещений школ 5.1.12. Узнавание (различение) школьных принадлежностей 5.1.17. Умение выражать свой интерес к другому человеку 5.2. Предметы и материалы, изготовленные человеком 5.2.1. Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает) 5.3. Предметы быта 5.3.4. Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод 5.3.5. Знание назначения предметов мебели 5.3.7. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож 5.3.8. Знание назначение предметов посуды 5.4. Квартира, дом, двор 5.4.7. Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон) 5.4.14. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире 6. Изобразительное искусство 6.1. Аппликация 6.1.1. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. 6.1.2. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. 6.1.3. Сминание бумаги 6.1.4. Отрывание бумаги заданной формы (размера) 6.1.7. Намазывание всей (части) поверхности клеем 6.2. Лепка 6.2.1. Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина 6.2.2. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп 6.2.3. Разминание пластилина (теста, глины) 6.2.5. Отрывание кусочка материала от целого куска 6.2.7. Отщипывание кусочка материала от целого куска 6.2.18. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами) 6.3. Рисование 6.3.1. Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды 6.3.2. Оставление графического следа 6.3.3. Освоение приемов рисования карандашом 6.3.4. Соблюдение последовательности действий при работе с красками 6.3.5. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы 6.3.12. Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура) 7. Альтернативная коммуникация (жестовый язык) 7.1. Основы коммуникации 7.1.1. Адекватная ответная реакция на обращенную речь и прикосновения человека 7.2. Коммуникация с использованием невербальных средств 7.2.3. Использование жеста как средства коммуникации коммуникации 7.3. Импрессивная речь 7.3.1. Понимание слова, обозначающего собственное имя 7.3.2. Понимание слов, обозначающих названия членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра), своего имени. 7.3.3. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) 7.3.4. Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) 8. Адаптивная физическая культура 8.1. Физическая подготовка 8.1.2. Общеразвивающие и корригирующие упражнения 8.1.2.5. Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке 8.1.2.6. Круговые движения кистью 8.1.2.7. Сгибание фаланг пальцев 8.1.2.9. Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам» 8.1.2.11. Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения 8.1.2.21. Приседание 8.1.2.22. Ползание на четвереньках 8.1.2.25. Ходьба по доске, лежащей на полу 8.1.2.26. Ходьба по гимнастической скамейке 8.1.2.27. Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке 8.1.2.33. Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе 8.1.2.34. Ходьба с изменением темпа (направления движения) 8.1.4. Ползание, подлезание, лазание, перелезание 8.1.4.1. Ползание на животе, на четвереньках 8.1.5. Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза 8.1.5.2. Броски среднего (маленького) мяча двумя руками (одной рукой) вверх (о пол, о стену) 8.1.5.3. Ловля среднего (маленького) мяча двумя руками 8.1.5.6. Метание в цель. 9. Технология 9.1. Работа материалами 9.1.1.Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами) 9.1.2. Работа с природным материалом (сбор шишек, листвы, камней и т.д.) 9.1.3. Изготовление поделок из природных материалов по заданным темам 9.1.4. Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя) 9.1.5. Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу) 9.1.6. Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой) 9.1.7. Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.) 9.1.8. Переливание материала (вода) двумя руками с использованием инструмента. 9.1.9. Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.) 9.2. Действия с предметами 9.2.1. Действия с ножницами, бумагой, клеем 9.2.3. Вставление предметов в отверстия 9.2.4. Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на нить 9.2.5. Формирование умения открывать предмет 9.2.6. Формирование умения закрывать предмет |
Рабочая программа | Предмет: Математические представления Всего часов – 102ч. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель - формирование элементарных математических представлений и умение применять их в повседневной жизни. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи: Формирование первоначальных представлений о сходстве и различии предметов. Умение узнавать и различать предметы по их свойствам (цвет, форма, величина). Формирование первоначальных представлении о количестве. Развитие графо-моторных навыков. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рабочая программа | Предмет: Окружающий природный мир Всего часов – 34ч. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи: Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рабочая программа | Предмет: Окружающий социальный мир Всего часов – 34ч. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель – формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи: Основными задачами программы являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рабочая программа | Предмет: Человек Всего часов – 102ч. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель - Накопление доступных навыков самообслуживания, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи: Формирование первоначальных представлений о себе (о своем теле; возрасте, поле) Умение узнавать (называть, используя жест, таблички и т.д.) себя в доступной форме, соотносить свою внешность с фотографией, отражением в зеркале; найти себя на семейном или коллективном снимке. Отнесение себя к определенному полу. Научить узнавать (называть, используя жесты, таблички и т.д.) членов своей семьи. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рабочая программа | Предмет: РЖЯ Всего часов – 68ч. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: сформировать у глухого учащегося определенную лингвистическую грамотность и лексический минимум жестовой речи для развития его познавательных способностей, усвоения учебного материала и общения в обществе глухих. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи: 1.Накопление жестового языка у глухого учащегося. 2. Повышение коммуникативной деятельности учащихся с использованием жестовой речи 3.Упражнения по улучшению мелкой моторики рук уметь приветствовать; уметь соотнести жестовое название с предметом или картинкой; уметь указывать на предметы; уметь различать большой-маленький ,девочка-мальчик | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рабочая программа | Предмет: ИЗО Всего часов – 34ч. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель - Развивать творческие способности обучающихся основам изобразительной деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи: Развивать интерес и художественные способности у детей к рисованию. Формировать умение пользоваться различными материалами и инструментами. Обучать изображению (изготовлению) элементов в лепке и аппликации. Продолжить учить детей проводить от руки разные линии, учить рисовать геометрические фигуры, узоры, формы. Научить аккуратно раскрашивать рисунок, подбирать соответствующие цвета красок. Развивать восприятие и мелкую моторику рук. Развивать воображение и интерес к предмету ИЗО. Учить правильно держать карандаш и кисточку в руке. Научить определять тёплые и холодные цвета красок и их оттенки. Научить изображать простые предметы и природу на бумаге. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание:
|
4.3. Нравственное развитие.
Доброжелательно и уважительно относиться к окружающим (членам семьи, сверстникам, членам школьного коллектива, учителям и др.)
Играть со сверстниками не ссорясь, вместе пользоваться игрушками, книгами
Делиться игрушками, сладостями и др.
Спокойно вести себя в помещении и на улице
Подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения
Радоваться своим успехам и успехам других
Бережно относиться к вещам, использовать их по назначению, класть на место
4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.
Выбрасывать мусор в урну или контейнер для мусора
Не включать без разрешения газ, электроприборы, бытовую технику
Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.
Соблюдать режим дня.
Играть в спортивные и подвижные игры со сверстниками в школе и на улице
Соблюдать правила личной гигиены: чистить зубы, мыть руки перед едой (после туалета, прогулки), мыть ноги, подстригать ногти, надевать чистую одежду и др.
Участвовать в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы
Знание правил здорового питания.
Есть в одно и то же время (соблюдать режим питания)
Тщательно пережевывать пищу
Не спешить во время еды
Не есть на ходу, перед телевизором
Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.
Не переедать и не голодать
Следить за чистотой рук и тела; чистотой одежды
Не переохлаждаться и не перегреваться.
4.5. Коррекционно-развивающая работа (внеурочная деятельность)
Название занятий | Планируемая деятельность ребенка | Участие ребенка во внеурочной деятельности |
Музыкально-ритмические занятия | Данная программа направлена на коррекцию особенностей нервно-психического склада, своеобразия поведения и личностной реакции, а также эмоционально-волевой незрелости обучающегося. Целью программы является создание условий для личностного развития обучающихся с ЗПР и коррекции отклонений в психическом и физическом развитии обучающихся с ЗПР, посредством воздействия специфическими средствами, свойственными ритмике Задачи программы: Овладение разнообразными формами движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки, гимнастические и танцевальные упражнения, упражнения с звучащими инструментами; Развитие умения воспринимать на слух, различать и понимать специфические средства музыкального «языка» (динамика, темп и т. д.); Развитие чувства ритма, музыкального слуха и памяти; Развитие умственной деятельности, творческого воображения, памяти, формирование произвольного внимания, пространственной ориентировки и координации, улучшение осанки; Развитие умения совместной коллективной деятельности; Воспитание самоорганизации и самодисциплины; Приобщение детей к музыке, совершенствование музыкально-эстетических чувств. Учитывая, что занятия ритмикой являются частью образовательной и коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ЗПР, можно выделить четыре основных направления работы с детьми, реализуемые на занятиях ритмики: -оздоровительное; -образовательное; -воспитательное; -коррекционно-развивающее. | Четверг 10:30-11:10 |
Развитие слухового внимания и обучение произношению | Цель: Формирование коммуникативных навыков с использованием средств вербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия, развитие речи как средства общения. Содержание Формирование внимания у обучающейся к лицу говорящего. Формирование условной двигательной реакции на неречевые стимулы (без слуховых аппаратов и с индивидуальными слуховыми аппаратами): Звучание музыкальных инструментов (барабан, бубен, свисток) Бытовой шум (звонок, стук). Развитие слухозрительного восприятия устной речи. Формирование условной двигательной реакции на голос разговорной громкости (без аппаратов и с индивидуальными аппаратами) на речевые стимулы разной частоты и интенсивности. Тема: Восприятие речевого материала, связанного с организацией занятий. Словарь: имя ребенка, привет, пока. Тема «Семья» Словарь: мама, папа, баба. Тема «Игрушки». Словарь: мяч, дом, мишки Тема: «Учебные вещи». Словарь: ручка, карандаш, бумага, тетрадь, книга, дай (возьми, убери, на) ручку (тетрадь, бумагу, …). Тема: Речевой материал, связанный с общеобразовательными предметами. Математика. Числа в пределах 3, плюс, минус, будет. Развитие речи. Сезонные изменения природы: осень, зима, весна, лето, солнце, дождь, снег, тепло, холодно. Окружающий мир. Дикие и домашние животные: кошка, собака, заяц, медведь, волк, лиса. Формирование произносительной стороны устной речи. Формирование речевого дыхания (плавного вдоха и длительного выдоха) Формирование голоса нормальной высоты, тембра, силы. Постановка звуков первого концентра с дальнейшей их автоматизацией. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Упражнения для пальцев рук: выкладывание узоров, геометрических фигур из палочек, раскрашивание, обведение предметов. Произнесение речевого материала с помощью дактильной формы речи. | Вторник 15:00-15:40 Четверг 11:20-12:00 Пятница 12:10-12:50 |
Коррекционно-развивающие занятия | Программа направлена на развитие познавательной сферы, а также всего комплексного личностного развития глухого школьника со сложной структурой дефекта. Программа содержит разделы, включающие развитие всей структуры познавательной деятельности ребенка: развитие видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического); формирование речевого поведения; развитие мелкой моторики пальцев рук; зрительно пространственной координации, формирование произвольности психических процессов осознанной регуляции своего поведения, внимания, памяти, выработки навыков самоконтроля. | Вторник 14:10-14:50 |
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
День недели | Время | |
9:10-9:30 | 12:40-13:15 | |
Пн. | Завтрак (присмотр) Учитель З.С. Подорогина | Обед (присмотр) Учитель О.В. Александрова |
Вт. | Завтрак (присмотр) Учитель О.В. Александрова | Обед (присмотр) Учитель О.В. Александрова |
Ср. | Завтрак (присмотр) Учитель О.В. Александрова | Обед присмотр) Учитель З.С. Подорогина |
Чт. | Завтрак (присмотр) Учитель О.В. Александрова | Обед (присмотр) Учитель Т.К. Гущина |
Пт. | Завтрак (присмотр) Учитель О.В. Александрова | Обед (присмотр) Учитель О.В. Александрова |
6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР
ФИО | Должность |
Александрова О.В. | Учитель (сурдопедагог) |
Мачулина Е.О. | Педагог-психолог |
Гущина Т.К. | Учитель РСВиОП |
Агарский Д.М. | Учитель (адаптивной физической культуры) |
Вольнова А.О. | Учитель (музыкально-ритмических занятий) |
Танковская Т.А. | Учитель (ИЗО) |
Позднякова О.А. | Учитель (РЖЯ) |
Подорогина З.С. | Учитель (технологии) |
7. Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося
Задачи | Мероприятия | Отчет о проведении |
Психологическая поддержка семьи | индивидуальные консультации с психологом | |
Взаимодействие специалистов и семьи в ходе разработки и реализации СИПР | Участие родителей в разработке и реализации СИПР. Посещение родителями уроков/занятий в организации. Информирование электронными средствами. Личные встречи, беседы. Ежедневный просмотр и записи в тетрадях ребенка. Просмотр и обсуждение видеозаписей занятий с ребенком в школе и дома. | Проведено |
8. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР
Технические средства: слуховые аппараты – 2 шт., ноутбук.
Учебники:
- Русский язык (2-х частях) 1 класс Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова, ФГОС ОВЗ, М.; Просвещение 2019;
- Математика Т.В. Алышева 1 класс в 2-х частях ФГОС ОВЗ. М.; Просвещение 2019;
- Чтение С.Ю. Ильина, А.А. Богданова 1 класс в 2-х частях М.; Просвещение 2017;
- Мир и человек 1 класс в 2-х частях Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова, М.; ФГОС ОВЗ; Просвещение 2019.
Дидактические материалы:
- развивающие пособия, сенсорные игрушки, звучащие игрушки, кинетический песок, доски Сегена, кубики, геометрические формы, пирамидка;
- фотографии членов семьи, таблички со словами для развития глобального чтения, символические картинки и карточки peks;
- альбомы, краски, карандаши;
- музыкальные инструменты (бубен, трещотка), трафареты, пластилин, предметные и сюжетные картинки.
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например, «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Уровни освоения (выполнения) действий/операций | Примечание/описание | |
1. Пассивное участие/соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним) | ||
2. Активное участие. Действие выполняется ребенком: | ||
- со значительной помощью взрослого | дд | |
- с частичной помощью взрослого | д | |
- по последовательной инструкции (изображения или вербально) | дн | |
- по подражанию или по образцу | до | |
- самостоятельно с ошибками | сш | |
- самостоятельно | с | |
Сформированность представлений | ||
-Представление отсутствует | - | |
- Не выявить наличие представлений | ? | |
-Представление на уровне: | ||
- использования по прямой подсказке | пп | |
- использования с косвенной подсказкой (изображение) | п | |
- самостоятельного использования | + |
Педагоги:
учитель-дефектолог (сурдопедагог)________________/___________/__________
учитель адаптивной физкультуры____________________________/___________/__________
учитель РЖЯ __________________________________/___________/__________
учитель
музыкально-ритмических занятий ________________/___________/__________
учитель ИЗО__________________________________/___________/__________
педагог-психолог__________________________________/___________/__________
Заместитель директора: _________________/__________________/___________________
Подпись ФИО Дата
ФИО родителя (законного представителя)
___________________________________________________________________________________________
Подпись ____________________ Дата_________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая карта для специальной индивидуальной программы развития (СИПР)
Диагностика развития познавательной деятельности, социализации, эмоционально- волевой сферы, коммуникативных навыков....
«Разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающегося с ОВЗ в образовательной организации»
Презентация...
«Специальная индивидуальная программа развития» (СИПР)
Адаптированная образовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразова...
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) обучающегося 2 класса
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной...
Контрольно-измерительные материалы для обучающегося 2 класса по специальной индивидуальной программе развития (СИПР, вариант 2)
Контрольно-измерительные материалы по предметам «Математические представления», «Речь и альтернативная коммуникация». Материалы разработаны в рамках специальн...
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)
Специальная индивидуальная программа развития составлена для обучающегося с тяжелыми множественными нарушениями развития в соответствиии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интелл...
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) вариант 9.2
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности...