статья «Формирование связной речи как направление работы учителя-логопеда в инклюзивной школе»/"Formation of coherent speech as a direction of work of a speech therapist in an inclusive school"
статья

Курганская Татьяна Александровна

Ключевые слова: связная речь, речевая активность, дети  с интеллектуальным недоразвитием, мотивация, формирование речи, структура предложения, внимания к речи, умение вслушиваться в обращенную речь, работа над пониманием смысла.

Keywords: coherent speech, speech activity, children with intellectual disabilities, motivation, speech formation, sentence structure, attention to speech, ability to listen to spoken speech, work on understanding the meaning.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование связной речи как направление работы учителя-логопеда в инклюзивной школе»

Аннотация.

Ключевые слова: связная речь, речевая активность, дети  с интеллектуальным недоразвитием, мотивация, формирование речи, структура предложения, внимания к речи, умение вслушиваться в обращенную речь, работа над пониманием смысла.

Связная речь – наиболее сложная форма речевой деятельности. Она характеризуется особыми, присущими только ей признаками. Связная речь носит характер систематического последовательного изложения.

В работах многих авторов отмечается, что становление связной речи у детей с интеллектуальным недоразвитием осуществляется замедленными темпами и характеризуется определенными качественными особенностями (М.Ф. Гнездилов, Л.Н. Ефименкова, В.Г. Петрова и др.). Такие школьники довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной формы речи, на этапе ситуативной речи. Переход к самостоятельному высказыванию, даже при условии логопедической помощи, протекает у этих детей очень трудно и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов коррекционной школы. В процессе связной речи учащиеся нуждаются в постоянной стимуляции со стороны учителя, в систематической помощи, которая проявляется либо в форме вопросов, либо в подсказке. 

Нарушения формирования связной речи обусловлены целым комплексом причин. Наряду с нарушениями познавательной деятельности, немаловажную роль, в недоразвитии связной речи играет недостаточная сформированность диалога.  Другая причина заключается в том, что речевая активность данной категории детей очень слаба и довольно быстро истощается. В процессе монологической речи отсутствует стимуляция извне, конкретизация и развитие рассказа осуществляются самим ребенком. Недостаточность волевой сферы этих детей играет определенную роль в нарушении протекания речевых высказываний. В тех случаях, когда у детей появляется интерес к теме высказывания, меняется и характер связных высказываний, они становятся более развернутыми и связными, увеличивается количество слов в предложении. Таким образом, на характер связной речи оказывает влияние и мотивация. 

Логопедическая работа по развитию связной речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида начинается с развития диалогической речи, как более легкой и являющейся основной формой речевого общения. Формирование диалога осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, с развитием структуры предложения, с развитием словоизменения и словообразования. Наряду с познавательными и воспитательными целями, при проведении диалога на логопедических занятиях ставится цель специального развития речи детей. В процессе работы по формированию диалогической речи школьник-логопат должен научиться слушать и понимать вопросы, задавать вопросы, уметь правильно, точно в соответствии с содержанием вопроса выражать свои мысли в ответах на вопросы. 

Методами развития диалогической речи выступают беседа и имитация. Эти методы реализуются двумя приемами:

1) приемом беседы;

2) приемами театрализации (имитации и пересказа). 

Проведение беседы включает три этапа: вступление, развитие темы, концовка. 

Необходимо научить детей с интеллектуальной недостаточностью задавать вопросы. Сначала дети ставят вопросы по картинке после предварительной беседы, как бы повторяют по памяти вопросы логопеда. В дальнейшем детям предлагается задавать вопросы по картинке, а затем без использования картинок. 

По мнению Р.Е. Левиной, особую значимость в такой работе приобретает формирование умения воспроизводить по памяти подробности виденного, конструировать предложения со словами прочитанного текста, развивать ритмико-мелодическую сторону речи в ходе работы над текстом. Особое внимание следует уделять развитию связной речи как средству общения. Она намечает более конкретный комплекс задач, направленных как на развитие понимания, так и на формирование потребности в активной речевой деятельности. К кругу таких задач относится развитие внимания к речи, умение вслушиваться в обращенную речь, работу над пониманием смысла, развитие положительной мотивации. Предлагается начинать работу с развернутого ответа на вопрос с последующим переходом к описанию простых предметов, а от него к рассказу по картинке с несложным сюжетом и ярко выраженными признаками действия. В качестве средств активизации речи и мысли ребенка рекомендуется применение разнообразных приемов: вопросов, требующих проведения сравнения; провокационных вопросов; сопоставления речи учителя и ученика; опоры на наглядно воспринимаемые предметы.
Совершенствование логопедической работы по формированию связной монологической речи у данной категории детей вызывает необходимость изучения связной речи с психолингвистических позиций, т.е. с учетом основных операций порождения связного текста. 

"Formation of coherent speech as a direction of work of a speech therapist in an inclusive school"

Annotation

Keywords: coherent speech, speech activity, children with intellectual disabilities, motivation, speech formation, sentence structure, attention to speech, ability to listen to spoken speech, work on understanding the meaning.

Coherent speech is the most complex form of speech activity. It is characterized by a special, peculiar only to its signs. Coherent speech has the character of a systematic sequential presentation.

In the works of many authors, it is noted that the formation of coherent speech in children with intellectual underdevelopment is carried out at a slow pace and is characterized by certain qualitative features (M. F. Gnezdilov, L. N. efimenkova, V. G. Petrova, etc.). Such students are delayed for a long time at the stage of question-and-answer form of speech at the stage of situational speech. The transition to independent utterance, even with speech therapy, is very difficult for these children and in many cases is delayed until the high classes of correctional school. In the process of coherent speech students need constant stimulation from the teacher, systematic help, which is manifested either in the form of questions or in a hint.

Violations of the formation of coherent speech are caused by a whole complex of reasons. Along with impaired cognitive activity, an important role in the underdevelopment of coherent speech is played by the lack of dialogue formation. Another reason is that the speech activity of this category of children is very weak and quickly depleted. There is no stimulation outside. The concretization and development of the story are carried out by the child himself in the process of monologue speech. The lack of volitional sphere of these children plays a role in the violation of the flow of speech utterances. When children become interested in the topic of an utterance, the nature of coherent utterances also changes, they become more detailed and coherent, and the number of words in a sentence increases. In this way the nature of coherent speech is also influenced by motivation.

Speech therapy work on the development of coherent speech in a special (correctional) school of the VIII type begins with the development of dialogic speech, which is easier and is the main form of speech communication. Formation dialogue is carried out in parallel with the expansion and refinement of vocabulary, developing sentence structure, with the development of inflection and derivation. Along with cognitive and educational goals, while conduct a dialogue in speech therapy classes, the goal of special speech development of children is set. In the process of working on the formation of dialogic speech, a student should learn to listen and understand questions, ask questions and be able to correctly express his thoughts in answers to questions in accordance with the content of the question.

Methods of developing dialogic speech are conversation and imitation. These methods are implemented in two ways:

1) the way of conversation;

2) some techniques of staging (simulation and rendering).

The conversation consists of three stages: introduction, topic development, and ending.

It is necessary to teach children with intellectual disabilities to ask questions. Firstly, children ask questions about the picture after a preliminary conversation, as if they repeat the speech therapist's questions from memory. In the future, children are encouraged to ask questions about the image and then without using images.

According to R. E. Levina, the formation of the ability to reproduce the details of what was seen from memory, to construct sentences with the words of the read text, to develop the rhythmic and melodic side of speech in the course of working on the text becomes particularly important in this work. Special attention should be paid to the development of coherent speech as a means of communication. It outlines a more specific set of tasks aimed at both developing understanding and forming the need for active speech activity. These tasks include the development of attention to speech, the ability to listen to the speech addressed, work on understanding the meaning and the development of positive motivation. It is suggested to start working with a detailed answer to the question followed by a transition to the description of simple items and from it to a story based on a picture with a simple plot and pronounced signs of action. As a means of activating the child's speech and thought, it is recommended to use a variety of techniques: questions that require comparison, provocative questions, comparison of the teacher's and student's speech, supports on visually perceived objects.

Improving speech therapy work on the formation of coherent monologue speech in this category of children makes it necessary to study coherent speech from a psycholinguistic perspective, i.e., taking into account the main operations of generating a coherent text.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Развитие фонематических представлений как средство предупреждения дисграфии у детей с диагнозом «Общее недоразвитие речи» (из опыта работы учителя-логопеда Анкудиновой Нины Фёдоровны)

Коррекция нарушений речи у детей заключается не только в постановке и автоматизации звуков, но и в одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия звуков, без чё...

"Обследование как одно из важнейших направлений работы учителя-логопеда"

В данном документе содержится:схема деятельности логопедической службысхема  "Обследование как одно из важнейших направлений работа учителя-логопеда"схема речевого дыханияправила речи...

План работы по преемственности в работе учителя-логопеда, родителей и школы

План преемственности в работе учителя-логопеда, родителей и школы...

Конспект занятия по формированию связной речи детей с ОНР 2года обучения подготовительной к школе группы по теме "Осень".

Конспект НОД по формированию связной речи детей с общим  недоразвитием  речи 2года обучения (подготовительной к школе группы) по теме «Осень»....

Направления работы учителя логопеда в рамках программы "Адаптация первоклассников к школьному обучению"

Задачи работы•определять уровень готовности обучающихся к школьному обучению;•  анализировать трудности в обучении обучающихся.•  Развивать все стороны речи , владение языком во всех ситуаци...

Статья «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»

В связи с увеличением количества детей с ОВЗ в настоящее время перед учителями-логопедами стоят задачи поиска такихпедагогическихтехнологий, которые помимо коррекционного влияния предполагают сбережен...

Статья "Использование современных инновационных технологий в работе учителя-логопеда логопункта ДОУ в условиях введения ФГОС".

Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделат...