План работы по преемственности в работе учителя-логопеда, родителей и школы
календарно-тематическое планирование
План преемственности в работе учителя-логопеда, родителей и школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Преемственность ДОУ , МОСШ, родителей | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по преемственности учителя-логопеда МАДОУ города Нижневартовска ДС №38 «Домовёнок» с родителями и МОСШ №2 | |||||
Результаты предшкольного образования | Мероприятия с детьми | Мероприятия с родителями | Мероприятия с учителями | Сроки | |
Выпускник подготовительной группы должен: 1) в области фонетики: -правильно и чётко произносить звуки родного языка; - владеть понятиями: «звук», «слово», «слог», «ударение», «гласный», «согласный» (твёрдый – мягкий, звонкий – глухой); - дифференцировать звуки: гласные - согласные; звонкие – глухие); - производить звуковой анализ слов, состоящих из 3-4-5 звуков; - уметь выделять звуки во всех позициях слова; | Цикл занятий, направленных на развитие речевого слуха: фонематического и фонетического. Мероприятия, направленные на уточнение и закрепление произношения всех звуков русского языка с использованием анализа артикуляции (по пяти позициям: положение губ, зубов, языка, вибрация голосовых связок и прохождение воздушной струи) в игровых упражнениях, речевых играх. Совершенствование фонематического восприятия через упражнения и дидактические игры на дифференциацию согласных звуков: - Свистящих и шипящих [с-ш], [з-ж], [ц-с]; Звонких и глухих [ж-ш], [з-с], [б-п], - [д-т], [г-к], [в-ф]; - соноров - [р-л]; - твёрдых и мягких [с-сь], [з-зь], [п-пь], [б-бь], [т-ть], [д-дь], [к-кь], [г-гь], [в-вь], [ф-фь], [р-рь], [л-ль]. Упражнения на дифференциацию звуков (гласные – согласные, мягкие – твёрдые). Игры со словами-паронимами. Задания на подбор слов с заданным звуком в разных позициях (в начале, середине, конце слова); определять последовательность звуков в словах. | Родительское собрание «Портрет будущего первоклассника. Речевое развитие» Выставка литературы «Как умелые ручки язычку помогали» Тренинг «Пальчиковая и артикуляционная гимнастика» Консультация «Использование игровых приёмов на этапе обучения навыкам звукового анализа и синтеза» Памятка «В помощь родителям» (условные обозначения (схемы) звук (гласный, согласный, согласный твёрдый, согласный мягкий, звонкий, глухой); слово, положение звука в слове; Консультация «Развитие слухового и зрительного внимания в профилактике дисграфии у дошкольников» | Проведение совместного педагогического совета «Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста» | Сентябрь-май | |
2) в области лексики: - владеть активным словарём по темам: «Природа», «Космос», «Друзья», «Дом» и др.; - уметь подбирать синонимы, антонимы к словам; - знать наречия; - подбирать и использовать обобщающие слова; - различать значения многозначных слов; - подбирать образные выражения и фразеологические обороты. | Расширение словарного запаса детей на основе формирующихся у них богатых представлений о мире; активизировать его в самостоятельных высказываниях. Проведение экскурсий, наблюдений. Дидактические игры, направленные на формирование видовых (названия отдельных предметов), родовых (фрукты, овощи, игрушки, транспорт, растения, животные и пр.) и отвлечённых обобщённых понятий (добро, зло, красота, смелость и пр.) с их последующей дифференциацией (обувь – летняя, зимняя, демисезонная; транспорт – наземный, воздушный, водный, подземный). На классификацию предметов по схемам, по картинкам: Через игры: - «Разложи картинки на группы»; - «Разложи картинки по сходству»; - «Назови лишнее слово»; - «Спрячь лишнее»; - «Пара к паре»; «Назвать одним словом – транспорт – мебель – обувь – головные уборы: Через игры: - «Отгадай загадки»; - «Отгадывание по описанию»; - «Волшебный мешочек» Отгадывание предмета по названию его частей (кузов, кабина, руль – грузовик и т.д.); Отгадывание по картинкам загадок-описаний (несколько картинок (предметов) из которых выбрать нужную: животных, птиц…); Игры, направленные на развитие смысловой стороны речи через ознакомление детей: а) со значением слова (напр., через его определение: ельник – еловый лес; стол – предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски и пр.); б) с антонимами (выраженными разными частями речи: добро – зло, день – ночь, старый – молодой, подниматься – спускаться, весело – грустно, далеко – близко, и пр.); Через игры «Выбери из трёх два слова-«неприятеля» - «Сравнить по вкусу»; - «Сравнить по цвету»; - «Сравнить по размеру» в) с синонимами (выраженными всеми частями речи: смелость – отвага, храбрость; вежливая – любезная, предупредительная; веселиться – радоваться, смеяться); Через игры: - «На что похоже?» (сравнение) - «Закончи предложения» (подбери сравнения) г) с многозначностью слов (выраженной существительными и глаголами: гребень (для расчёсывания волос, верх волны, на голове петуха); кисть (руки, художника, рябины, украшение для штор); ножка (гриба, стула, жеребёнка, малыша); хвост (самолёта, лисы, поезда, редиски); гореть (дрова горят в камине, ребёнок горит от жара, щёки горят на морозе); бить (в ладоши, по мячу, в барабан, дождь бьёт в стекло); играть (ребёнок играет в кубики, дети играют в мяч, девочка играет на скрипке, улыбка играет на лице). Игры на осмысливание образных выражений и фразеологических оборотов (мороз щиплет нос, весна на носу, как белка в колесе, всё в руках горит и пр.) | Родительский клуб Анкетирование «Речевая готовность ребёнка к школе» Консультация «Навыки и умения, которыми должен овладеть ребёнок при подготовке к школьному обучению» Памятка «Что следует предпринять родителям за год до поступления ребёнка в школу» Консультация по обучению грамоте «Продолжаем готовиться к школе» Папка-передвижка «Речевая одарённость» Газета для родителей «Добрые советы» Рубрика «Поговорим серьёзно» Экскурсии воспитанников детского сада в школу в рамках «Дня открытых дверей: - знакомство с зданием школы; - знакомство с кабинетом; - знакомство с школьной музейной комнатой; - знакомство с школьной мастерской; - знакомство с школьной библиотекой; - знакомство с физкультурным залом; | Взаимопосещение: - посещение уроков в 1 классе воспитателями выпускных групп детского сада. Проведение совместного родительского собрания «Подготовка к школе в системе «детский сад – семья – школа» | Сентябрь-май Сентябрь-май Сентябрь-май Сентябрь-май | |
3) в области грамматики: - правильно употреблять существительные во множественном числе; - согласовывать слова в предложении; - различать слова, обозначающие предметы, действия, признаки; - составлять схему простого предложения; - использовать в речи распространённые предложения; | Игры и упражнения, направленные - на употребление имён существительных во множественном числе (один – много); - образование формы родительного падежа множественного числа существительных трудных форм (улей – ульев, пень – пней, лоб – лбов, карась – карасей); - согласование существительных с числительными «Весёлый счёт» (один карандаш, два карандаша, три карандаша , четыре карандаша, пять карандашей), - прилагательными с глаголами. 1. Рассматривание картинок из альбома О.И.Соловьёвой «Говори правильно» и ответь на вопросы: Кто это? Сколько их? (утёнок, утята, поросята, лисята). 2. Игра с картинками «Чего не стало?» (чулок, носков, блюдец, апельсинов). 3. Упражнения с картинками «Докончи предложение»: Стоит много… (кресел); на вешалке много… (полотенец); висят детские… (пальто). 4. Словесные упражнения «Докончи предложение»: Лента длинная, а скакалка ещё… (длиннее). Печенье сладкое, а мед ещё… (слаще).Мой букет красивый, а мамин ещё… (красивее). 5. Рассматривание картинок: На чём играет девочка? (На пианино). Что мама будет варить в кофейнике? (Кофе). 6. Игра с мишкой «в поручения»: Попросите мишку положить простыню. Мишка, … (положи простыню). Что делает мишка ? (Кладёт). Что сделал мишка? (Положил). | Родительский клуб «Речевой тренинг» Родительское собрание в форме игры «Счастливый случай» (речевое развитие) Семинар для родителей «Игры и игровые упражнения для формирования грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста» Консультация «О трудных случаях русской грамматики» (примеры ошибок наиболее часто встречающихся в речи). Памятка «Правильные грамматические формы» | «День открытых дверей» (по отдельному плану) | Сентябрь-май Сентябрь-май | |
4) в области связной речи: - составлять рассказ-описание; - составлять рассказ по сюжетной картинке или по серии сюжетных картинок; - составлять творческий рассказ; - различать монологическую и диалогическую речь; - строить развёрнутое высказывание-рассуждение; - пересказ произведений | Цикл занятий, направленных на развитие связной речи. Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Школа», «Магазин» и пр. Игры-драматизации; Показ кукольного театра, настольный театр. | Памятка «Как сформировать у дошкольника умение слышать другого человека» (подготовка ребёнка к школе) Факультатив «Радость общения» (по развитию навыков коммуникативной культуры детей) | Сентябрь-май | ||
5) в области подготовки к полноценному освоению письменных форм речи (чтению и письму): Подготовка руки к обучению письму. - уметь правильно выполнять захват орудия письма (щёпоть) Правильно держать ручку, карандаш; - правильно распределять мышечную нагрузку руки. - развита мелкая моторика рук. Подготовка к технике письма - уметь ориентироваться в собственном теле; - ориентироваться от себя; - ориентироваться на листе бумаги; - ориентироваться в разлиновке «линейка». Должны быть сформированы элементарные графические умения. | Используются: - пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев рук), - упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами, игровые упражнения типа «Посолим суп») - Игры типа «Мозаика», работа со штампами, ручной труд (например, работа с иголкой, ножницами), раскрашивание карандашом одного цвета с разным нажимом, раскрашивание пунктиром и пр. Упражнения и игры на развитие тактильных ощущений, ниткопись, бисерография, практические работы с бумажными комками и шариками и пр. Игры и упражнения, направленные на ориентировку в своём теле (точное знание правой (левой) стороны туловища и головы: правая (левая) рука, нога, глаз, ухо, щека, коленка, локоть, пятка и пр.; Ориентировку от себя (над головой – верх, под ногами – низ, за спиной – сзади, перед лицом (носом, глазами) – спереди). Рисовать бордюры в сетках (по образцам, самостоятельные работы детей). Упражнять в штриховке (редкая штриховка карандашом одного цвета, двумя карандашами разного цвета; частая штриховка карандашом одного цвета). Проводить упражнения подготавливающие к написанию элементов школьного (письменного) шрифта (упражнения типа «Клубочки», «Волны» и пр. Письмо элементов букв. | Семинар-практикум «Самомассаж рук при подготовке детей к школе» Выставка литературы на тему «Подготовка руки к письму» Консультация «Подготовка к обучению письму» Памятки: - «Правильная посадка при письме»; - «Как правильно держать карандаш, ручку» - «Правильное положение тетради при письме» | Взаимопосещения: - посещение занятий в подготовительной группе учителями школ. «Праздник красивой речи» | Сентябрь-май Сентябрь-май | |
6) Подготовка к обучению грамоте Уметь: - составлять предложения из двух слов (Например, «Мальчик сидит», «Птица поёт»); - членить предложения на слова с указанием их последовательности (назвать первое слово, второе слово) -составлять предложения из 3-4 слов без предлогов и без союзов (например, «Девочка собирает цветы», «Мальчик нарисовал большой самолёт»). Указывать последовательность слов (назвать первое слово, второе, третье, четвёртое). - умеет членить речь на предложения, предложения на слова, слова – на слоги. - умеет составлять из букв разрезной азбуки и читать: (слова, включающие открытые и закрытые слоги всех видов; | Цикл занятий, направленных на подготовку к бучению грамоте. Игры и игровые упражнения, направленные на знакомство с предложением, словом, слогом, На формирование и закрепление умения выполнять звуковой анализ и синтез. | Памятка «В помощь родителям» (условные обозначения (схема предложения) | Круглый стол «Программные требования школы и детского сада (обучение грамоте) | Сентябрь-май | |
7) Чтение художественной литературы - интересуется художественной литературой; - понимает смысл прочитанного, воспринимает богатство литературного языка; - интересуется книгой, умеет правильно обращаться с ней; - знает авторов произведений. | Чтение художественной литературы; Знакомство с авторами произведений; Рассматривание иллюстраций к одному и тому же произведению, выполненных разными художниками или разными полиграфическими способами (чёрно-белые, цветные). Обобщающие беседы (о книгах, о любимых героях). Детские работы на темы знакомых произведений. Игры-драматизации; Литературные утренники и концерты; - Инсценировки художественных произведений. | Консультация «В кругу семьи. Перед школьным порогом» Консультация «Использование пословиц, поговорок, загадок в воспитании детей старшего дошкольного возраста» Выставка «любимых книг» Нетрадиционные формы работы с родителями «Мама, папа, я – читающая семья» | Заседание педагогов ДОУ и ОУ по результатам мониторинга «Речевая готовность дошкольников к школьному обучению» | Сентябрь-май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в работе учителя-логопеда и родителей.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей....
Использование ИКТ в работе учителя-логопеда в рамках речевой школы для родителей.
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и родителей детей дошкольных ...
Использование ИКТ в работе учителя-логопеда в рамках речевой школы для родителей.
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и родителей детей дошкольных ...
План работы учителя-логопеда с родителями
План родительских собраний на год...
Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".
Опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей, представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...
Преемственность в работе учителей-логопедов детского сада и школы
Преемственность - двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качест...