План работы по преемственности в работе учителя-логопеда, родителей и школы
календарно-тематическое планирование

План преемственности в работе учителя-логопеда, родителей и школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по преемственности учителя-логопеда МАДОУ города Нижневартовска ДС №38 «Домовёнок»

с родителями и МОСШ №2

Результаты предшкольного образования

Мероприятия с детьми

Мероприятия с родителями

Мероприятия

с учителями

Сроки

Выпускник подготовительной группы должен:

1) в области фонетики:

-правильно и чётко произносить звуки родного языка;

- владеть понятиями: «звук», «слово», «слог», «ударение», «гласный», «согласный» (твёрдый – мягкий, звонкий – глухой);

- дифференцировать звуки: гласные -  согласные; звонкие – глухие);

- производить звуковой анализ слов, состоящих из 3-4-5 звуков;

- уметь выделять звуки во всех позициях слова;

Цикл занятий, направленных на развитие речевого слуха: фонематического и фонетического.

Мероприятия, направленные на уточнение и закрепление произношения всех звуков русского языка с использованием анализа артикуляции (по пяти позициям: положение губ, зубов, языка, вибрация голосовых связок и прохождение воздушной струи) в игровых упражнениях, речевых играх.

 Совершенствование фонематического восприятия через упражнения и дидактические игры на дифференциацию согласных звуков:

- Свистящих и шипящих [с-ш], [з-ж], [ц-с];

Звонких и глухих [ж-ш], [з-с], [б-п], - [д-т],  [г-к], [в-ф];

- соноров - [р-л];

- твёрдых и мягких [с-сь],  [з-зь],  [п-пь], [б-бь], [т-ть], [д-дь], [к-кь], [г-гь], [в-вь], [ф-фь], [р-рь], [л-ль].

Упражнения на дифференциацию звуков (гласные – согласные, мягкие – твёрдые).

Игры со словами-паронимами.

Задания на подбор слов с заданным звуком в разных позициях (в начале, середине, конце слова); определять последовательность звуков в словах.

Родительское собрание «Портрет будущего первоклассника. Речевое развитие»

Выставка литературы «Как умелые ручки язычку помогали»

Тренинг «Пальчиковая и артикуляционная гимнастика»

Консультация «Использование игровых приёмов на этапе обучения навыкам звукового анализа и синтеза»

Памятка «В помощь родителям»

 (условные обозначения (схемы) звук (гласный, согласный, согласный твёрдый, согласный мягкий, звонкий, глухой); слово, положение звука в слове;  

Консультация «Развитие слухового и зрительного внимания в профилактике дисграфии у дошкольников»

Проведение совместного педагогического совета «Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Сентябрь-май

2) в области лексики:

- владеть активным словарём по темам: «Природа», «Космос», «Друзья», «Дом» и др.;

- уметь подбирать синонимы, антонимы к словам;

- знать наречия;

- подбирать и использовать обобщающие слова;

- различать значения многозначных слов;

- подбирать образные выражения и фразеологические обороты.

Расширение словарного запаса детей на основе формирующихся у них богатых представлений о мире; активизировать его в самостоятельных высказываниях.

Проведение экскурсий, наблюдений.

Дидактические игры, направленные на формирование видовых (названия отдельных предметов), родовых (фрукты, овощи, игрушки, транспорт, растения, животные и пр.) и отвлечённых обобщённых понятий (добро, зло, красота, смелость и пр.) с их последующей дифференциацией (обувь – летняя, зимняя, демисезонная; транспорт – наземный, воздушный, водный, подземный).

На классификацию предметов по схемам, по картинкам:

Через игры:

- «Разложи картинки на группы»;

- «Разложи картинки по сходству»;

- «Назови лишнее слово»;

- «Спрячь лишнее»;

- «Пара к паре»;

«Назвать одним словом – транспорт – мебель – обувь – головные уборы:

Через игры:

- «Отгадай загадки»;

- «Отгадывание по описанию»;

- «Волшебный мешочек»

Отгадывание предмета по названию его частей (кузов, кабина, руль – грузовик и т.д.);

Отгадывание по картинкам загадок-описаний (несколько картинок (предметов) из которых выбрать нужную: животных, птиц…);

Игры, направленные на развитие смысловой стороны речи через ознакомление детей:

а) со значением слова (напр., через его определение: ельник – еловый лес; стол – предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски и пр.);

б) с антонимами (выраженными разными частями речи: добро – зло, день – ночь, старый – молодой, подниматься – спускаться, весело – грустно, далеко – близко, и пр.);

Через игры «Выбери из трёх два слова-«неприятеля»

- «Сравнить по вкусу»;

- «Сравнить по цвету»;

- «Сравнить по размеру»

в) с синонимами (выраженными всеми частями речи: смелость – отвага, храбрость; вежливая – любезная, предупредительная; веселиться – радоваться, смеяться);

 Через игры:

- «На что похоже?» (сравнение)

- «Закончи предложения» (подбери сравнения)

г) с многозначностью слов (выраженной существительными и глаголами: гребень (для расчёсывания волос, верх волны, на голове петуха); кисть (руки, художника, рябины, украшение для штор); ножка (гриба, стула, жеребёнка, малыша); хвост (самолёта, лисы, поезда, редиски); гореть (дрова горят в камине, ребёнок горит от жара, щёки горят на морозе); бить (в ладоши, по мячу, в барабан, дождь бьёт в стекло); играть (ребёнок играет в кубики, дети играют в мяч, девочка играет на скрипке, улыбка играет на лице).

Игры на осмысливание образных выражений и фразеологических оборотов (мороз щиплет нос, весна на носу, как белка в колесе, всё в руках горит и пр.)

Родительский клуб

Анкетирование «Речевая готовность ребёнка к школе»

Консультация «Навыки и умения, которыми должен овладеть ребёнок при подготовке к школьному обучению»

Памятка «Что следует предпринять родителям за год до поступления ребёнка в школу»

Консультация по обучению грамоте «Продолжаем готовиться к школе»

Папка-передвижка «Речевая одарённость»

Газета для родителей «Добрые советы»

Рубрика «Поговорим серьёзно»

Экскурсии воспитанников детского сада  в школу в рамках «Дня открытых дверей:

- знакомство с зданием школы;

- знакомство с кабинетом;

- знакомство с школьной музейной комнатой;

- знакомство с школьной мастерской;

- знакомство с школьной библиотекой;

- знакомство с физкультурным залом;

Взаимопосещение:

- посещение уроков в 1 классе воспитателями выпускных групп детского сада.

Проведение совместного родительского  собрания  «Подготовка к школе в системе «детский сад – семья – школа»

Сентябрь-май

Сентябрь-май

Сентябрь-май

Сентябрь-май

3) в области грамматики:

- правильно употреблять существительные во множественном числе;

- согласовывать слова в предложении;

- различать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;

- составлять схему простого предложения;

- использовать в речи распространённые предложения;

Игры и упражнения, направленные - на употребление имён существительных во множественном числе (один – много);

- образование формы родительного падежа множественного числа существительных трудных форм (улей – ульев, пень – пней, лоб – лбов, карась – карасей);

- согласование существительных с числительными «Весёлый счёт» (один карандаш, два карандаша, три карандаша , четыре карандаша, пять карандашей),

- прилагательными с глаголами.

1. Рассматривание картинок из альбома О.И.Соловьёвой «Говори правильно» и ответь на вопросы: Кто это? Сколько их? (утёнок, утята, поросята, лисята).

2. Игра с картинками «Чего не стало?» (чулок, носков, блюдец, апельсинов).

3. Упражнения с картинками «Докончи предложение»: Стоит много… (кресел); на вешалке много… (полотенец); висят детские… (пальто).

4. Словесные упражнения «Докончи предложение»: Лента длинная, а скакалка ещё… (длиннее). Печенье сладкое, а мед ещё… (слаще).Мой букет красивый, а мамин ещё… (красивее).

5. Рассматривание картинок: На чём играет девочка? (На пианино). Что мама будет варить в кофейнике? (Кофе).

6. Игра с мишкой «в поручения»: Попросите мишку положить простыню. Мишка, … (положи простыню). Что делает мишка ? (Кладёт). Что сделал мишка? (Положил).

Родительский клуб «Речевой тренинг»

Родительское собрание в форме игры «Счастливый случай» (речевое развитие)

Семинар для родителей «Игры и игровые упражнения для формирования грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста»

Консультация «О трудных случаях русской грамматики» (примеры ошибок наиболее часто встречающихся в речи).

Памятка «Правильные грамматические формы»

«День открытых дверей»  (по отдельному плану)

Сентябрь-май

Сентябрь-май

4) в области связной речи:

- составлять рассказ-описание;

- составлять рассказ по сюжетной картинке или по серии сюжетных картинок;

- составлять творческий рассказ;

- различать монологическую и диалогическую речь;

- строить развёрнутое высказывание-рассуждение;

- пересказ произведений

Цикл занятий, направленных на развитие связной речи.

Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Школа», «Магазин» и пр.

Игры-драматизации;

Показ кукольного театра, настольный театр.

Памятка «Как сформировать у дошкольника умение слышать другого человека»

(подготовка ребёнка к школе)

Факультатив «Радость общения» (по развитию навыков коммуникативной культуры детей)

Сентябрь-май

5) в области подготовки к полноценному освоению письменных форм речи (чтению и письму):

Подготовка руки к обучению письму.

- уметь правильно выполнять захват орудия письма (щёпоть)

Правильно держать ручку, карандаш;

- правильно распределять мышечную нагрузку руки.

- развита мелкая моторика рук.

Подготовка к технике письма

- уметь ориентироваться в собственном теле;

- ориентироваться от себя;

- ориентироваться на листе бумаги;

- ориентироваться в разлиновке «линейка».

Должны быть сформированы элементарные графические умения.

Используются:

-  пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев рук),

- упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами, игровые упражнения типа «Посолим суп»)

- Игры типа «Мозаика», работа со штампами, ручной труд (например, работа с иголкой, ножницами), раскрашивание карандашом одного цвета с разным нажимом, раскрашивание пунктиром и пр.

Упражнения и игры на развитие тактильных ощущений, ниткопись, бисерография, практические работы с бумажными комками и шариками и пр.

Игры и упражнения, направленные на ориентировку в своём теле (точное знание правой (левой) стороны туловища и головы: правая (левая) рука, нога, глаз, ухо, щека, коленка, локоть, пятка и пр.;

Ориентировку от себя (над головой – верх, под ногами – низ,  за спиной – сзади, перед лицом (носом, глазами) – спереди).

Рисовать бордюры в сетках (по образцам, самостоятельные работы детей).

Упражнять в штриховке (редкая штриховка карандашом одного цвета, двумя карандашами разного цвета; частая штриховка карандашом одного цвета).

Проводить упражнения подготавливающие к написанию элементов школьного (письменного) шрифта (упражнения типа «Клубочки», «Волны» и пр.

Письмо элементов букв.

Семинар-практикум «Самомассаж рук при подготовке детей  к школе»

Выставка литературы на тему «Подготовка руки к письму»

Консультация «Подготовка к обучению письму»

Памятки:

-  «Правильная посадка при письме»;

- «Как правильно держать карандаш, ручку»

- «Правильное положение тетради  при письме»

Взаимопосещения:

- посещение занятий в подготовительной группе учителями школ.

«Праздник красивой речи»

Сентябрь-май

Сентябрь-май

6) Подготовка к обучению грамоте

Уметь:

-  составлять предложения из двух слов (Например, «Мальчик сидит», «Птица поёт»);

 - членить предложения на слова с указанием их последовательности (назвать первое слово, второе слово)

-составлять предложения из 3-4 слов без предлогов и без союзов (например, «Девочка собирает цветы», «Мальчик нарисовал большой самолёт»). Указывать последовательность слов (назвать первое слово, второе, третье, четвёртое).

- умеет членить речь на предложения, предложения на слова, слова – на слоги.

- умеет составлять из букв разрезной азбуки и читать: (слова, включающие открытые и закрытые слоги всех видов;

Цикл занятий, направленных на подготовку к бучению грамоте.

Игры и игровые упражнения, направленные на знакомство с предложением, словом, слогом,  

На формирование и закрепление умения выполнять звуковой анализ и синтез.  

Памятка «В помощь родителям»

 (условные обозначения (схема предложения)

Круглый стол «Программные требования школы и детского сада (обучение грамоте)

Сентябрь-май

7) Чтение художественной литературы

-  интересуется  художественной литературой;

- понимает смысл прочитанного, воспринимает богатство литературного языка;

- интересуется книгой, умеет правильно обращаться с ней;

- знает авторов произведений.

Чтение художественной литературы;

Знакомство с авторами произведений;

Рассматривание иллюстраций к одному и тому же произведению, выполненных разными художниками или разными полиграфическими способами (чёрно-белые, цветные).

Обобщающие беседы (о книгах, о любимых героях).

Детские работы на темы знакомых произведений.

Игры-драматизации;

Литературные утренники и концерты;

- Инсценировки художественных произведений.

Консультация «В кругу семьи. Перед школьным порогом»

Консультация «Использование пословиц, поговорок, загадок в воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Выставка «любимых книг»

Нетрадиционные формы работы с родителями «Мама, папа, я – читающая семья»

Заседание педагогов ДОУ и ОУ по результатам мониторинга «Речевая готовность дошкольников к школьному обучению»

Сентябрь-май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе учителя-логопеда и родителей.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей....

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда в рамках речевой школы для родителей.

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и родителей детей дошкольных ...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда в рамках речевой школы для родителей.

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и родителей детей дошкольных ...

План работы учителя-логопеда с родителями

План родительских собраний на год...

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

Преемственность в работе учителей-логопедов детского сада и школы

      Преемственность - двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качест...