Взаимодействие специалистов образовательной организации в реализации адаптированных программ
учебно-методический материал
При наличии в школе учащихся, обучающихся по адаптированным образовательным программам, для них организуется так же разнообразные формы сопровождения, рекомендованные в заключении ПМПК. Специалисты психолого-педагогического консилиума (ППк) должны распределить направления работы и создать единую корррекционную программу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_spetsialistov.docx | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие специалистов общеобразовательной школы
в реализации адаптированных программ
Не секрет, что с каждым годом число детей с ОВЗ увеличивается. На основании действующего Закона «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ) родители имеют право выбрать образовательную организацию. В общеобразовательную школу попадают дети, которые ранее могли получить образование либо в специальных (коррекционных) школах, либо считались необучаемыми. В нашем районе была коррекционная школа для детей с умственной отсталостью, но ее закрыли.
Проблема реализации программ для нашей школы очень актуальна. На данный момент в нашей образовательной организации – МБОУ ПГО «ОСОШ» из 520 учащихся около 100 имеют рекомендации ТОПМПК «обучение по адаптированным образовательным программам». Диапазон рекомендуемых программ широк: 7.1, 7.2, 5.2, 6.1, 6.2, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) различной степени тяжести. Дети занимаются как интегрированно, так и инклюзивно в общих классах, и индивидуально на дому.
Над решением этой проблемы работает школьный консилиум. В соответствии с последним распоряжением («Примерное Положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации», утвержденное распоряжением Министерства просвещения РФ от 09.09.2019 № Р-93) сейчас переделываем Положение, документацию.
Цель деятельности консилиума: комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ТОПМПК и детей-инвалидов, в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
В состав нашего ППК входят: председатель – зам.директора по учебной работе, учителя-логопеды, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, тьютор, учителя – классные руководители. При необходимости мы обращаемся к медицинскому работнику школы
Каким образом строится наша работа? В начале учебного года уточняются списки учащихся и их образовательные маршруты, разрабатываются рабочие программы и программы управленческой деятельности. Для отдельных учащихся (с умеренной и тяжелой умственной отсталостью) разрабатываются специальные индивидуальные программы развития (СИПР).
Программы специалистов строятся на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Составлена «Дорожная карта взаимодействия», составляется годовой план работы консилиума.
Направление коррекционной работы | Содержание | Ответственные | Сроки | форма предоставления результатов |
диагностическое | -своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи; -диагностика отклонений в развитии, анализ причин трудностей в адаптации; - комплексный сбор сведений о ребенке; - определение уровня актуального и зоны ближайшего развития -контроль за динамикой развития ребенка -анализ успешности коррекционно-развивающей работы | Психолого-медико-педагогический консилиум МБОУ ПГО «ОСОШ» -учитель-дефектолог -учитель-логопед -педагог-психолог | 1 четверть, апрель-май | формирование банка данных о детях, нуждающихся в помощи специалистов -планирование работы специалистов |
коррекционно-развивающее | -выбор методик, методов и приемов обучения в соответствии с потребностями ребенка -организация и проведение специалистами коррекционных индивидуальных, групповых, фронтальных занятий -системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребенка в ходе образовательного процесса, направленное на формирование УУД -социальная защита ребенка в случае неблагоприятных условий | Психолого-медико-педагогический консилиум МБОУ ПГО «ОСОШ» -учитель-дефектолог -учитель-логопед -педагог-психолог -классные руководители -социальный педагог | в течение уч.года | - результа-тивность реализации коррекционных программ -успешность социализации |
консультативное | - выработка совместных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми, единых для всех участников коррекционно-образовательного процесса - консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися, имеющими трудности -консультативная помощь семьям в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения. | -учитель-дефектолог -учитель-логопед -педагог-психолог - -классные руководители -социальный педагог . | по графику консуль- таций, по необходимости | индивидуализация образовательного процесса -создание условий для освоения основной образовательной программы |
информационно-просветительское | -различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, информация на школьном сайте), направленные на разъяснение вопросов, связанных с обучением и сопровождением детей -проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению типологических особенностей различных категорий детей | -учитель-дефектолог -учитель-логопед -педагог-психолог -классные руководители -социальный педагог - специалисты других организаций | 1 раз в месяц | -компетентность участников образовательного процесса в вопросах сопровождения УВП |
Каким образом распределяются сферы деятельности специалистов:
- медицинский работник готовит рекомендации учителям, родителям в связи с особенностями здоровья учащихся ( парта, диета и др.);
-учителя-логопеды занимаются развитием устной и письменной речи;
-учитель-дефектолог заполняет пробелы в освоении понятий, представлений, развивает высшие психические функции;
- педагог-психолог формирует эмоционально-волевую сферу, личностные качества обучающихся через тренинги, упражнения и т.п. , помогает в решении конфликтов, формировании классных коллективов;
- тьютор сопровождает учащихся с умственной отсталостью, инвалидностью как в режимных моментах, так и в учебной и внеучебной деятельности;
- социальный педагог организует социальные практики, работает с семьями учащихся,
- учитель проводит обучение по программе с учетом рекомендаций, осуществляет контакт с семьей
Конечно, какой бы слаженной не была работа специалистов, без участия и заинтересованности родителей и самих учащихся, её эффективность будет невысокой. Поэтому в школе поводятся мастер-классы от специалистов, организован родительский клуб «Надежда», используются различные технологии на занятиях и консультациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие специалистов и организация работы в классе со сложной структурой дефекта
Организация обучения детей со сложной структурой дефекта в тесном взаимодействим педагогов и специалистов службы сопровождения: логопеда, дефектолога, психолога....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ
Применение новых форм организации образовательного процесса, выстраивание новых схем взаимодействия междисциплинарной команды специалистов....
Лекция для педагогов и специалистов образовательных организаций : "Инновационные технологии в современном образовательном процессе".
В рамках проведения курсов повышения квалификации педагогических работников Калининградской области, организуемых специалистами Государственного автономного...
Доклад "Современные условия и материально-техническое обеспечение образовательной организации для реализации основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС"
Доклад "Современные условия и материально-техническое обеспечение образовательной организации для реализации основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС"...
Мастер -класс с педагогами и специалистами образовательных организаций «Современные подходы в организации профилактической работы по предупреждению отклоняющегося поведения несовершеннолетних на основе применения «Навигатора профилактики».
Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происход...
Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников. Опыт реализации модели воспитательной деятельности в рамках районного конкурса специалистов образовательных организаций " Воспитать человека"
Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей....
Взаимодействие специалистов общеобразовательных организаций с родителями с детьми с ОВЗ
Взаимодействие педагогов с родителями, которые воспитывают детей с умственной отсталотью (интеллектуальными нарушениями) обязательно в школе. Родителей необходимо вовлекать в образовательный - учебный...