Программа коррекционного курса «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (индивидуальные занятия 5-9 класс)
рабочая программа по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Настоящая программа составлена на основе психологической программы развития познавательных процессов обучающихся 5-9 классов Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inivid_zanyat_legkaya_stepen.docx | 38.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Мичуринска Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на Педагогическом совете Протокол № 1 от «___» августа 2017 г.
| Утверждена Приказ № 126 от «01» сентября 2017 г. Директор школы _ _____________Н.И. Кострикина |
Программа коррекционного курса
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ»
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(индивидуальные занятия 5-9 класс)
на 2017-2018 учебный год
Составитель:
педагог-психолог
С.Н. Ганчева
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка …………………………………………….…… 3
- Структура уроков психологического развития …………………….…. 6
- Тематическое планирование ………………………………….…….….. 8
- Учебно-методическое обеспечение ….…………………………........... 10
- Приложение …………………………………………………………..… 11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа составлена на основе психологической программы развития познавательных процессов обучающихся 5-9 классов Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития».
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;
- Закона Тамбовской области от 01.10.2013 г. №321-3 «Об образовании в Тамбовской области»;
Основной цель данной программы является: формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности, повышение уровня общего развития обучающихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, а так же оказание помощи умственно отсталым детям на основе создания оптимальных возможностей и условий проявления личностного потенциала ребенка.
Задачи:
- Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью:
- развитие пространственного восприятия;
- коррекция концентрации, устойчивости, распределения, переключения, объема внимания;
- развитие мелкой моторики;
- развитие памяти (зрительной, слуховой);
- опосредованного запоминания
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие мышления;
- развитие мыслительных операций;
- развитие понятийного мышления;
- развитие воображения;
- Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы: овладение регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование адекватной самооценки, формирование поведения адекватного социальным нормам.
- Формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться поддержать беседу диалог.
- Повышение мотивации к учебной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Особенностью данной программы является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым знаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности обучающихся.
Коррекционно-развивающая программа «Развитие познавательных процессов» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана МБОУ «Школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Программа рассчитана на 5-9 классы, 1 час в неделю, 34 часа в год.
Предполагаемые результаты:
- овладение начальными первичными навыками адаптации (умения слушать учителя, умения взаимодействовать с учителем и сверстниками);
- развитие у ребенка любознательности, внимательности, умения замечать новое;
- проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорства в достижении поставленных целей.
Способы определения результативности и динамики развития детей отслеживается по психологическим методикам:
- Методика на определение вербального абстрактного мышления К. Йерасика.
- Тест «Лева и правая стороны» Ж.Пиаже.
- Методика «Рукавички».
- Методика «10 слов» А.Лурия.
- Исключение лишнего.
- Методика «Узор под диктовку».
- Методика «Проба на познавательную инициативу».
Основное содержание программы
Содержание программы состоит из следующих разделов:
- развитие ощущения;
- развитие восприятия;
- развитие внимания;
- развитие памяти;
- развитие мышления;
- развитие пространственных представлений;
- развитие самоконтроля;
- развитие произвольности;
- развития зрительно - двигательной координации;
- развития артикуляции.
Структура уроков психологического развития
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут.
1. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у обучающихся определенного положительного эмоционального состояния. Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.
2. Основная часть. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления. Задания, используемые на этом этапе занятия, не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса обучающихся к повторным выполнениям одного и того же задания обеспечивается разнообразием внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохраняется единство их внутренней психологической направленности. Реализуется принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
3. Заключительная часть. Задача заключительной части: подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы обучающихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы обучающихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном уроке. В заключительную часть занятия так же включаются упражнения на дыхание, расслабление, упражнения выполняются под музыку.
Основой занятий являются коррекционно-развивающие упражнения, специфические для каждого раздела:
- Упражнения на развитие ощущения: «Послушай тишину», «Узнай по звуку», «Какого цвета?», «Цветные полоски», «Назови и проверь постукиванием, «Послушай звуки», «Шершавые дощечки», «Шумящие коробочки», «Тяжелые коробочки».
- Упражнения на развитие восприятия: «Определи фигуру», «Найди одинаковые», «Найди ошибку», «Назови фигуры», «Составь фигуру», «Загадочные контуры», «Найди фото».
- Упражнения на развитие внимания: «Выполни команду», «Кто точнее нарисует?», «Слушай звуки улицы», «Вордбол», «Крестики, точки», «Синхронный счет», «Соблюдай правило», «Называй и считай», «Найди слоги», «Делаем вместе».
- Упражнения на развитие памяти: «Магнитофон», «У кого ряд длиннее?», «Запомни точно», «Нарисуй по памяти», «Запомни и найди», «Телеграфисты».
- Упражнения на развитие мышления: «Конкретизация понятий», «Цветная сказка», «Найди одинаковые», «Назвать одним словом», «Способы применения предмета», «Отгадай слова», «Вордбол», «Составление предложений», «Найди одинаковые и отличающиеся», «Назови предмет», «Покажи одинаковые».
- Упражнения на развитие пространственных представлений: «Раскрась правильно», «Определи фигуру», «Переверни рисунок», «Найди одинаковые», «Выполни правильно», «Живые цепочки», «Поставь значки», «Говори правильно», «Где спрятались игрушки?».
- Упражнения на развитие самоконтроля и произвольности: «Образец и правило», «Учитель — ученик, ученик — учитель», «Назови и проверь постукиванием», «Перепутанные линии».
- Упражнения на развития зрительно- двигательной координации: «Где этот домик?», «Проведи, не касаясь!», «Спящий дракон», «Молния» и «Речка».
- Упражнения на развития артикуляции: «Произнеси чисто».
Тематическое планирование
№ урока в разделе | Тема урока | Количество часов |
1 | Первичная диагностика. | 1 |
2 | Развитие слуховых ощущений. | 1 |
3 | Развитие произвольного внимания. Развитие зрительных ощущений. | 1 |
4 | Развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»). | 1 |
5 | Развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»). | 1 |
6 | Развитие пространственных представлений (определение местоположение объекта в строке и столбце). Развитие понятийного мышления. | 1 |
7 | Развитие умения выполнять словесные поручения. Развитие слуховых ощущений. | 1 |
8 | Развитие объема внимания. Развитие осязательных ощущений. | 1 |
9 | Развитие пространственных представлений (понимание терминов «выше», «ниже», «левее», «правее», «на», «над», «под»). | 1 |
10 | Развитие слухового внимания. Развитие непосредственной вербальной памяти. | 1 |
11 | Развитие пространственных представлений (направления движения). Развитие понятийного мышления. | 1 |
12 | Развитие умения анализировать и сравнивать образец. Развитие произвольного внимания. | 1 |
13 | Развитие зрительно-двигательных координации. Развитие зрительной произвольной памяти. | 1 |
14 | Развитие зрительной памяти. Развитие понятийного мышления. | 1 |
15 | Развитие умения воспринимать словесные указания и подчинять им свою деятельность. Развитие зрительных ощущений. | 1 |
16 | Развитие умения воспроизводить образец. Развитие слуховых ощущений. | 1 |
17 | Развитие произвольного внимания. Развитие точности движений (макродвижений). | 1 |
18 | Развитие зрительного восприятия (выделение формы). Развитие осязательных ощущений. | 1 |
19 | Развитие мышления (абстрагирование). Развитие непосредственной зрительной памяти. | 1 |
20 | Развитие зрительного анализа. Развитие понятийного мышления. | 1 |
21 | Развитие произвольного внимания (устойчивость и переключение). | 1 |
22 | Развитие зрительного анализа. Развитие пространственных представлений. | 1 |
23 | Развитие умения воспроизводить образец. Развитие зрительно -двигательных координации. | 1 |
24 | Развитие гибкости мышления. Развитие произвольного внимания (распределение). | 1 |
25 | Развитие процессов анализа и синтеза (анаграммы). Развитие произвольного внимания (переключение, устойчивость). | 1 |
26 | Развитие произвольного внимания (объем). Развитие пространственных представлений (усвоение словесных обозначений). | 1 |
27 | Развитие понятийного мышления. Развитие памяти на последовательность действий. | 1 |
28 | Развитие мышления (процессы синтеза). Умение устанавливать закономерности. | 1 |
29 | Развитие умения сравнивать. Развитие непосредственной зрительной памяти. | 1 |
30 | Развитие мышления (процессы синтеза). Развитие зрительно-двигательных координации. | 1 |
31 | Формирование процессов саморегуляции. Развитие зрительного восприятия (восприятие формы). | 1 |
32 | Развитие внимания в условиях коллективной деятельности. Развитие умения копировать образец. | 1 |
33 | Развитие произвольного внимания. Развитие точности движений (макродвижений). | 1 |
34 | Повторная диагностика | 1 |
Учебно-методическая обеспечение
1. Затвьялова Т.П., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения. – М.: АРКТИ, - 2008.
2. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития (психологическая программа развития познавательных процессов учащихся 5-9 классов). Часть 1. Книга для учителя. – 4-е изд., стер. – М., 2008.
3. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 5-9 классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. – 4-е изд., стер. – М., 2008.
4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - практическое пособие для педагогов и школьных психологов.
Часть 1. Перевод с немецкого. –– Москва: Генезис, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционного курса «Развитие познавательных процессов» групповые занятия 5-7 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы кандидата психологических наук Н.Л. Васильевой и предназначена для детей, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с ум...
Программа коррекционного курса «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (индивидуальные занятия 5-9 класс)
Программа коррекционно – развивающих занятий с психологом для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью 5-9 классов составлена на основе программы С.В. Плотниковой &laqu...
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие познавательной сферы", 5 класс
Цель программы: развитие познавательной сферы обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Задачи:1)проводить диагностику познавательной сферы обучающихся с легкой...
Программа коррекционного курса "Развитие познавательных процессов" (групповые занятия 5-7 класс)
Данная программа предназначена для детей, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (легкая степень)....
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие познавательных процессов» 5-7 классов на 2017-2020 учебные годы
Данная программа предназначена для детей, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (легкая степень). Программа по развитию познавательных процессов со...
Адаптированная рабочая программа коррекционного курса «Развитие познавательных способностей»
Дефектологическая программа коррекционного курса «Развитие познавательных способностей» для учащихся 5 - 9 классов разработана на основе требований к предметным результатам освоения АООП о...
Рабочая программа дефектологических занятий коррекционного курса «Развитие познавательных процессов» для обучающихся 1 класса, вар.1
Рабочая программа дефектологических занятий курса "Развитие познавательных процессов" разработана для обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями. Сро...