Интегрированное, коррекционно-развивающее занятие логопеда и дефектолога. Времена года.
план-конспект
Цель – закреплять знания детей о временах года, их признаках; систематизировать представления детей о цикличности времен года.
Задачи:
Образовательные
1. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.
2. Закреплять названия месяцев.
3. Закреплять пространственные представления детей (вверху-внизу, справа-слева).
4. Закреплять навыки счета (прямой и обратный счет), цифровой ряд до 10.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_uchitelya-logopeda_i_uchitelya-defektologa_vremena_goda.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия учителя-логопеда в коррекционном классе по теме: «Времена года».
Цель – закреплять знания детей о временах года, их признаках; систематизировать представления детей о цикличности времен года.
Задачи:
Образовательные
1. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.
2. Закреплять названия месяцев.
3. Закреплять пространственные представления детей (вверху-внизу, справа-слева).
4. Закреплять навыки счета (прямой и обратный счет), цифровой ряд до 10.
Коррекционно-развивающие
1. Развивать мышление: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы, составлять целое из частей, учить отгадывать загадки.
2. Развивать зрительное внимание и восприятие.
3. Развивать речь детей: развивать умение отвечать на вопрос полным предложением, развивать координацию речи с движением.
Воспитательные:
1.Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности, умение видеть красоту природы.
2.Развивать коммуникативные навыки - желание совместно выполнять задания и получать результат.
3. Воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям.
Материал: часы «Времена года», домики времен года “Лето”, “Осень”, “Зима” «Весна»; картинки «месяцы», картинки-символы, оборудование для игр: "Выложи снеговика"(части снеговика),«Птицы на дереве»(дерево на ковролине, картинки «перелётные птицы»), загадки о первоцветах, картинки «первоцветы», «Кочки»(овалы с цифрами 1-10), «Посади бабочку на цветок»(цветок с разноцветными лепестками, бабочки из картона разного цвета), «Съедобные – несъедобные» (корзинка, картинки «грибы»), “Путаница” (разрезной материал для фланелеграфа «Времена года»).
Ход занятия:
Орг. момент:
Здравствуйте ребята, уважаемые родители и педагоги.
– Сегодня мы предлагаем начать наше занятие с добрых слов. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте доброго утра. Молодцы! Садитесь пожалуйста.
Логопед - Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие.
- Вы любите путешествовать? (Ответы детей)
- А куда и зачем мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.
Ежегодно приходят к нам в гости:
один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.
(предполагаемый ответ: времена года)
Правильно ребята, мы будем путешествовать по временам года. А помогут нам в этом волшебные часы.
Логопед обращает внимание детей на рисунок-схему ВРЕМЕНА ГОДА"(круг поделен на четыре части, в каждой четверти круга располагается символ времени года и каждая часть разделена на три сектора - месяцы).
- Дети, посмотрите на эти часы. Они показывают все времена года и их месяцы.
- Сколько всего времён года? (Четыре)
- А сколько месяцев в году? (12)
- У каждого времени года по три месяца, а всего месяцев 12.
Месяцев двенадцать ровно
Составляют целый год.
И у всех них свой черед.
Только лишь один уходит,
Сразу же другой приходит.
Путешествие к зиме.
– Наше путешествие по временам года начинается.
- Отгадав загадку, вы узнаете, в какое время года мы с вами сейчас отправимся.
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
(Зима)
- Правильно это зима. Зима год начинает и год заканчивает. Подходит к схеме «ВРЕМЕНА ГОДА» и переводит стрелку на «зиму»
А кто мне может назвать зимние месяцы? (Ответы детей)
- Игра «Выложи снеговика»
- Мы отправляемся в гости к зиме, а путешествовать с нами по зиме будет наш гость, которого мы с вами сами соберем, возьмите конверт, в котором лежат детали нашего загадочного друга.
-Кого же мы с вами сегодня соберем? (Снеговика)
-Молодцы! Приступайте к работе. Все собрали снеговика, а чего же нашему снеговику не хватает, что мы забыли ему нарисовать? (нос, глаза и рот) Возьмите карандаши и дорисуйте.
Викторина от снеговика.
-Мы с вами собрали нашего гостя, и он хочет с вами побеседовать.
-Подумайте и назовите, что бывает зимой, что происходит в природе?
- Я сейчас буду вам показывать по одной картинке, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое?
Упражнение «Какой? Какая? Какое?»
Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).
Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий…).
День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).
Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).
Лед какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).
Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).
Ребята, а в какие игры мы можем играть зимой?
Вы молодцы! Снеговик вами доволен, а мы продолжаем с вами свое увлекательное путешествие.
Путешествие к весне.
Снег в поле тает,
грачи прилетают
Почки набухают
Когда это бывает?
(ответ детей: весной) Назовите весенние месяцы.
Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "весну"
Упражнение вспомни признаки весны:
-Что изображено на картинах? (ответы детей полным предложением)
-Что происходит с природой весной? (она просыпается)
- Солнце весной что делает? (ответы детей: солнце весной сияет, греет, светит, ласкает, улыбается)
- Почки весной что делают? (ответы детей: весной почки набухают)
- Листочки весной что делают? (ответы детей: листочки весной появляются)
- А какие весной листочки? (ответы детей: листочки весной зеленые, молодые, клейкие)
- Трава весной что делает? (ответы детей: трава весной зеленеет, появляется, прорастает)
- Правильно, молодцы.
Упражнение на развитие слухового внимания “Что лишнее и почему?”
- А сейчас мы с вами поиграем, слушайте меня внимательно, я буду говорить вам ряд слов, но в каждом ряду есть лишнее слово, ваша задача назвать его и объяснить, почему оно лишнее. Дефектолог называет слова “Зима, весна, март, лето”, просит сказать какое слово лишнее и почему.
Дети: лишнее слово - Март. Это месяц.
Логопед называет “Март, апрель, весна, май”.
Дети: лишнее слово - Весна. Это время года.
Молодцы ребята.
А сейчас мы с вами немного отдохнем и вспомним нашу физминутку.
(включаем физминутку)
Путешествие к лету.
Мы продолжаем наше путешествие.
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке
Как зовется время это?
Угадать нетрудно … (Лето)
- Правильно- это лето. Лето — это прекрасная пора, время отпусков и долгожданных каникул.
- А кто назовет нам признаки лета?
- А в какие игры летом можно играть?
- А каким видом спорта ты не сможешь заняться летом?
— Посмотрите, какое дерево нам оставил Лесовичок. Оно не простое, а с заданием (на дереве висят слоги), вам нужно составить слова из этих слов. Дети составляют слова из слогов (вет – ка, ве – тер, поч – ки, лу – жа, кап – ли, тра – ва, де – ре – во).
- А сейчас наши глазки немного отдохнут. Внимание на доску. (презентация)
- Мы с вами отравляемся дальше.
Путешествие к осени.
Повязала пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела. (Осень) Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "осень"
- Ребята, а давайте вспомним приметы осени, воспользуйтесь схемой-подсказкой (Дети называют: листья меняют цвет и падают, становится прохладнее с каждым днем, день убывает, птицы улетают в теплые края и другие.)
Игра-упражнение “Куда что положить?”
Осень - это время сбора урожая. Ребята, посмотрите, у нас на столе лежат и овощи, и фрукты.
Помогите мне, пожалуйста, разделить овощи и фрукты. Овощи будем складывать в одну корзинку, а фрукты – в другую. Каждый из вас возьмет картинку и поочереди положит её в нужную корзинку. (Задаем вопрос, что это? Что мы можем приготовить из этого и т.д.)
Игра “Разрезные картинки”
Осень: А сейчас я вам хочу подарить картинки (подходим к столам).
- Ой, ребята, посмотрите, все картинки разлетелись на части. Давайте соберём каждый свою картинку, чтобы она была целая.
Дети складывают картинку, логопед даёт задание назвать цвет и форму предмета (“Это апельсин. Он круглый и оранжевый”. Описание предметов происходит с опорой на схему.)
Итог занятия.
- Вот и закончилась наша экскурсия по временам года. В каких временах года мы с вами побывали?
- Сколько всего времён года? Назовите их.
- А сколько месяцев в году?
А теперь проверьте себя. (даем задание на листочках)
Молодцы! Каждый из вас сегодня хорошо поработал и получает вот такую чудесную наклейку.
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное коррекционно-развивающее занятие логопеда и психолога «Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)».
Цель: формирование у детей представления о сенсорных эталонах, внешних свойств предметов (цвет, форма, величина).Задачи: Научить ребенка узнавать и запоминать цвета.Закреплять представления...
Интегрированное коррекционно-развивающее занятие логопеда и психолога «Путешествие в весну».
Цель: развитие сенсорного и тактильного восприятия, познавательной активности.Задачи:Формировать представления о весне. Обогащать и активизировать пассивный и активный словарный запас.Развивать п...
Интегрированное, коррекционно-развивающее занятие логопеда и дефектолога.
Интегрированное, коррекционно-развивающее занятие в 1 классе, для детей с ЗПР по теме "Сезонные изменения в живой и не живой природе весной".Цель: Закрепить, расширить и обобщить знани...
Интегрированное, коррекционно-развивающее занятие логопеда и дефектолога.
Интегрированное, коррекционно-развивающее занятие в 1 классе, для детей с ЗПР по теме "Сезонные изменения в живой и неживой природе весной".Цель: Закрепить, расширить и обобщить знания ...
Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия (формирование элементарных количественных представлений, сенсорное развитие) с детьми четвёртого года обучения
Из опыта работы с детьми, имеющими нарушения в интеллектуальном развитии / лёгкая степень умственной отсталости...
Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога для обучающихся 5 в класса
Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога для обучающихся 5 в класса ФГОС (вариант 2) «Временные представления»...
Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Л.А. Струковой с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома: Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостна
Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - этоцелостная система взаимодействия всех его участников: ребенка, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социал...