Речь и альтернативная коммуникация
учебно-методический материал

Технологическая карта урока по предмету Речь и альтернативная коммуникация по теме: Составление простых предложений по предметной картинке и условно-графическому изображению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дмитроченко Марина Петровна

Учитель начальных классов

МКОУ С(К)Ш № 14 г. Новосибирска

Технологическая карта урока

Предмет: Речь и альтернативная коммуникация

Класс:

Тип урока: Комбинированный урок.

Тема

Составление простых предложений по предметной картинке и условно-графическому изображению.

Цель

Формировать умение составлять простые предложения из 1-3 слов с опорой на предметные картинки или условно-графические изображения.

Задачи

Образовательные: 

- учить  составлять предложения из двух слов с опорой на картинку;

- учить составлять схемы предложения.

Развивающие: развивать речь, внимание, память, фонематический слух.

Воспитательные: воспитывать интерес к уроку, усидчивость, дисциплинированность.

БУД

Личностные: формирование положительной учебной мотивации, формирование навыка сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности.

Регулятивные: с помощью учителя принимать и сохранять задачи учебной деятельности, осуществлять контроль и коррекцию.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке на доступном ребенку уровне, умение слушать и понимать речь своих товарищей.

Познавательные: наблюдать и делать выводы, выделять общее.

Планируемые

 результаты

Предметные:

- знать названия предметов и узнавать их на картинках;

- уметь составлять предложение по предметной картинке на заданную тему.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества с учителем.

Метапредметные: использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Основные понятия

Звук, слово, предложение.

Межпредметные

 связи

Развитие речи – составление предложений, уточнение артикуляции звуков; обобщающие понятия – птицы, животные.

Ресурсы

Предметные картинки (птицы, животные); условно-графическое изображение слова, предложения; символы гласных звуков; предметные картинки для выделения первого звука в слове.

Формы урока

Методы работы

Фронтальная, индивидуальная.

Показ, беседа, упражнения.

Оборудование

карточки, раздаточный материал, презентация урока, волшебный мешочек, перо, записи голосов животных и птиц.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(учащиеся получают образование по варианту 2 АООП)

Формируемые БУД и предметные действия

I.Организационно-подготовительный этап.

II. Подготовка учащихся к освоению учебного материала.

Организовать учащихся для работы на уроке

Подготовить учащихся к активному и осознанному освоению учебного материала

Научить выполнять логопедические упражнения по образцу, данному учителем.

 Упражнение на релаксацию:

-С добрым утром, глазки! Вы, проснулись?

-С добрым утром, ушки!

-Вы проснулись?

 -С добрым утром, ручки!

-Вы проснулись?

-С добрым утром, ножки!

-Вы проснулись?

-С добрым утром, солнце!

-Я – проснулся! (Слайд №2)

 

Артикуляционная гимнастика.

- Перед началом урока нам необходимо сделать зарядку для язычка, чтобы во время занятия он нас лучше слушался. 

Учитель читает стихотворения и показывает образец выполнения упражнений.

  • Ох, и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

  • Тик-так, тик-так-

Ходят часики вот так.

День и ночь они не спят,

Всё стучат, стучат, стучат.

  • На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Высоко я поднимаюсь,

Опускаюсь снова вниз.

  • Чищу зубы, чищу зубы

И снаружи, и внутри.

Не болели, не темнели,

Не желтели, чтоб они.

(Слайд №3)

Указательным пальцами поглаживать глаза; сделать из пальцев «бинокль» посмотреть в него;

Ладонями поглаживать уши;

Приложить ладони к ушам «чебурашка»;

Поглаживать то одну, то другую руку; Хлопки в ладоши;

Поглаживание коленок;

Потопать ногами;

Поднять руки вверх, посмотреть на солнце (посмотреть вверх)

Дети повторяют слова за учителем, настраиваются на урок. 

Предметные действия: воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку.

Личностные: мотивация к учению.

Предметные:

умение слушать и выполнять инструкцию учителя на слух и по показу.

Коммуникативные:

умения сотрудничать с учителем и одноклассниками.

III. Актуализация и систематизация знаний обучающихся

Учиться слушать учителя, принимать задачи учебной деятельности.

Учиться соотносить изображения предметов со словами, выделять в словах первый звук.

- Вспомним ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке. На наборном полотне следующие картинки: арбуз, утка, овощи, апельсин, улитка, осень, акула, ослик, утюг. (Слайд №4,5,6)

- Назовите, что изображено на картинках.

- Отберите картинки, названия которых начинаются со звука А. Вывешивается символ звука а.

- Какой первый звук в этих словах?

- Отберите картинки, названия которых начинаются со звука У. Вывешивается символ звука у.

- Какой первый звук в этих словах?

- Отберите картинки, названия которых начинаются со звука О. Вывешивается символ звука о.

Дидактическая игра «А что в мешочке?» Ребятки, сегодня в чудесном мешочке есть для вас что-то интересное. Опускайте ручку и доставайте: кошка, собака, корова, птичка, курица, гусь.

На какие две группы мы можем поделить все эти картинки?

Можно ли заменить всех перечисленных на картинке одним словом? (животные, птицы).

(Слайд №7,8)

Дети вместе с учителем повторяют изображённые предметы (первые звуки слова слова).

Один ученик у доски находит нужные картинки:

арбуз, апельсин, акула.

А

Другой ученик называет слова: утка, улитка, утюг.

У

Следующий ученик находит нужные картинки, называет слова: овощи, осень, ослик.

О

Дети достают карточки с изображениями животных, делят по группам.  

Предметные:

умение слушать и выполнять инструкцию учителя на слух и по показу.

Коммуникативные:

умения сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Личностные: формирование навыка сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности.

Познавательные: умение выделять существенное, делать простейшие обобщения;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; 

Личностные: формировать интерес к изучению темы.

IV.Сообщение темы урока.

Организовать познавательную деятельность учащихся.

Сообщить тему.

Привлечь внимание и вызвать интерес к изучению темы.

-Сегодня ребята, мы с вами продолжим учиться строить предложения по картинкам.

-Поднимите руку те, кто уже научился это делать.

-А теперь пусть поднимут руку те ребята, кто хотел бы сделать это у доски.

Учащиеся участвуют в диалоге с учителем.

Коммуникативные: умения сотрудничать с учителем и одноклассниками

Физ. минутка

Уметь выполнять движения по образцу учителя.

Учитель читает стихотворение и выполняет движения:

Мишка шёл, шёл, шёл.

И грибок нашёл.

Раз грибок, два грибок.

Положил их в кузовок. (Слайд №9)

Учащиеся выполняют движения вместе с учителем.

V.Обобщение и систематизация учебного материала. Практический этап.

Учить составлять предложение по предметной картинке на тему: «Кто как голос подаёт».

-Сегодня на уроке мы продолжим составлять предложение по картинкам. На доске размещены картинки с изображениями: кошка, клубок, собака, кость, утка, птичка, гнездо, курица, яйцо, корова, молоко, гусь, перо. (Слайд №10, 11,12)

 -Я назову предмет, а вы покажите его на картинке у доски. Если у кого-то из вас будут трудности, другие ребята будут ему помогать.

Учитель раздает каждому ученику по картинке и предлагает подобрать к ней другую, парную картинку так, чтобы получилось предложение.

- Составьте предложение с помощью своей картинки.

- Изобразите схему предложения.

-Скажите ребята, а как наши животные разговаривают? Сейчас я включу вам голоса животных, а вы постарайтесь определить, кому они принадлежат.

Учащиеся показывают у доски парные по смыслу картинки, называемые учителем.

Учащиеся решают проблемную ситуацию, участвуют в диалоге с учителем.

Учащиеся на слух определяют кому из животных принадлежат голоса, показывают их на картинке.

Кошка мяукает.

Собака гавкает.

Корова мычит.

Утка крякает.

Гусь гогочет.

Курица кудахчет.

Дети «прочитывают» все предложения, опираясь на картинки и схемы (слабые учащиеся проговаривают предложения вместе с учителем).

Регулятивные:

Проговаривать последовательность действий. Анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Личностные: оценивать результат своей деятельности.

С помощью учителя формулировать проблемный вопрос (познавательные УДД);

Дыхательное упражнение «Лети, перо!»

Внести эмоциональный заряд.

Улучшить с помощью дыхания мозговую активность и внимание.

- Ой, ребята, посмотрите, повсюду лежит перо от наших птиц! Давайте подуем на него, чтобы очистить наши парты. (Упражнение повторяется несколько раз).

Ученики дуют на перышки на парте.

VI.Дидактическое задание.

Второе задание-

работа в парах.

Закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы.

Организовать работу учащихся в парах.

- Наши животные не просто пришли к нам в гости, но и принесли с собой интересные задания.

Посмотрите, что здесь нарисовано? Клубочки. А на какую фигуру они похожи? Круги.  Чтобы клубочки у нас стали как настоящие, надо их раскрасить. Для этого возьмите желтый карандаш и раскрасьте только большие клубки. А теперь красный для того, чтобы раскрасить все маленькие клубочки. (Совместное выполнение с детьми на листочках, в конце выставка). Котята очень довольны, что их клубочки для игр стали как настоящие, молодцы ребята!

У меня есть два конверта. Один для Вероники и Вани, другой – для Святослава и Вари. В каждом конверте имеется карточка (картинка) с надписью: гусь, птица, корова, собака, кошка, курица. Ваша задача найти полоски с таким же словом и положить их снизу. (Слайд № 13)

Учащиеся выполняют задание по образцу и по подражанию.

Ученикам раздаются картинки с надписью внизу. Дети находят полоски с соответствующими словами.

Регулятивные:

Осуществлять контроль в форме соотнесения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений;

Личностные: 

учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Коммуникативные:

умения сотрудничать с одноклассниками;

Пальчиковая гимнастика «Помощник»

Развивать мелкую моторику.

Котик                                                                                  

Котик лапкой умывается

Видно, в гости собирается

Вымыл носик.

Вымыл ротик.

Вымыл ухо.

Вытер сухо.

Выполняют действия согласно тексту.

VII.Закрепление

Закрепление полученных умений и навыков.

- Давайте с вами еще раз посмотрим на картинки и покажем, какие же из них должны находиться в парах. Посмотрим?

- Я буду показывать вам одну картинку, а вы будете показывать ту, которая к ней подходит. Хорошо?

-Молодцы! Вы хорошо работали.

Поочередное иллюстрирование картинок, дети называют. Вероника и Святослав показывают называемые учителем картинки)

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные:

Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

VIII. Итоги урока. Рефлексия.

Учиться анализировать как свою деятельность, так и работу класса на уроке.

Отметить работу учащихся.

- Что мы делали сегодня на уроке?  Мы на уроке составляли предложения по картинкам.

- Кому понравилось составлять предложения?

Для чего нам это нужно? Какие животные нам сегодня помогали?

Оценивание учащихся.

- Все молодцы! Всем спасибо!

-Ну вот подошел к концу наш урок. Покажите смайлик, который соответствует вашему настроению.

Ответы детей. Ребята участвуют во фронтальной беседе.

Дети смайликами оценивают свою деятельность на уроке.

Познавательные: с помощью учителя проводить рефлексию содержания учебного материала.

 (Познавательные: с помощью учителя проводить рефлексию содержания учебного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

Составленная программа поможет сэкономить время при написании СИПРа. Предметная область: «ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»1.      Пояснительная записка (общие цели образования с ...

Календарно-тематическое планирование "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс СИПР

Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность челов...

АООП для обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 1 (подготовительный) класс

Рабочая программа разработана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образован...

Рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени при умственной отсталости по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». 5-9 класс

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

Диагностическое обследование: АООП вариант 9.2/СИПР; предмет "Речь и альтернативная коммуникация", раздел "Коммуникация"

Стратегия коррекции умственной отсталости при возникновении трудностей должна строиться на принципе «зоны ближайшего» развития и принципе учета слабого звена. «Зона ближайшего»...