Программа по профориентации обучающихся 1 -9 класс коррекционной школы "Мир профессии"
рабочая программа
Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы. Представляет собой комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы профориентации.
Цель: формирование у воспитанников профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуацией в области.
Задачи:
Создать систему профориентации обучающихся через урочную и внеурочную деятельность.
Объединить усилия заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в школе.
Обеспечить:
профпросвещение педагогов, обучающихся (через учебную и внеурочную деятельность), расширение их представлений о рынке труда;
профессиональную диагностику и профессиональную консультации обучающихся с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии;
Формировать у обучающихся :
знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, об их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки;
умения разбираться в содержании профессиональной деятельности;
умения соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
умения анализировать свои возможности и способности;
потребности в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_prof.orientatsii_1-9_klass.docx | 35.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы.
Представляет собой комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы профориентации.
Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения воспитанников.
Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в её нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым обучающимся, а на формирование неких универсальных качеств у обучающихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
Программа определяет основные пути развития формирования у обучающихся профессионального самоопределения.
Анализ практики работы с молодежью на рынке труда свидетельствует о наличии проблем в системе профессионального становления выпускников образовательных учреждений общего образования.
Одна из таких проблем – несоответствие между потребностями рынка труда с одной стороны и мотивацией, характерологическими особенностями и профессиональными качествами работников, с другой.
Спрос на рабочую силу высокой квалификации и несоответствие перечня профессий и программ подготовки специалистов требованиям рынка труда существенно сокращает возможности трудоустройства молодежи.
Таким образом, формирование у молодежи мотивации к труду и потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии становятся приоритетными в системе общего образования, а роль и значение профессиональной ориентации и психолого-педагогической поддержки в личностно-профессиональном становлении молодежи возрастает.
Цель: формирование у воспитанников профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуацией в области.
Задачи:
- Создать систему профориентации обучающихся через урочную и внеурочную деятельность.
- Объединить усилия заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в школе.
- Обеспечить:
- профпросвещение педагогов, обучающихся (через учебную и внеурочную деятельность), расширение их представлений о рынке труда;
- профессиональную диагностику и профессиональную консультации обучающихся с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии;
- Формировать у обучающихся :
- знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, об их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки;
- умения разбираться в содержании профессиональной деятельности;
- умения соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- умения анализировать свои возможности и способности;
- потребности в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности.
Программа составлена на основании нормативно-правовых документов.
- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
- Конституция Российской Федерации;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Устав ГКОУ «Школа-интернат «Радуга»
- Правила внутреннего трудового распорядка «Школа-интернат «Радуга»
Формы реализации программы:
- игровая деятельность (ролевые игры);
- чтение и составление текстов по темам разделов;
- изобразительная деятельность;
- драматизация диалога;
- прослушивание монологов;
- разучивание текстов;
- интервьюирование;
- проектная деятельность;
- выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Планируемые результаты освоения программы:
- первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
- элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно - трудовых проектов;
- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении трудовых заданий;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Формы организации учебного процесса
Занятие проводится 1 раз в неделю. На занятие отводится 20 минут.
Данная программа имеет 3 раздела, каждый из которых направлен на определнный возраст и учитывает особенности психофизического развития обучающихся.
1 раздел «Путешествие в мир профессий» возрастной контингент 1-4 класс;
2 раздел «Мир слова» возрастной контингент 5-7 класс;
3 раздел «Мой выбор, мое будущее» возрастной контингент 8-9 класс.
Тематическое планирование 1-4 класс.
Раздел | № урока | Тема | Кол-во часов |
Профессии вокруг нас (5 ч.) | Многообразие мира профессий. Исследование «Многообразие рабочих профессий». | 1 | |
Садовник, дворник | 1 | ||
Мастер-цветовод | 1 | ||
Продавец | 1 | ||
Почтальон | 1 | ||
Профессии, которые нас охраняют (9 ч.) | Охранник | 1 | |
1 | |||
1 | |||
Военный | 1 | ||
Профессия «Следователь» | 1 | ||
Следствие ведут второклассники! | 1 | ||
Разведчик | 1 | ||
Лётчик | 1 | ||
Водолаз | 1 | ||
Профессии, которые нас лечат (6ч.) | Врач скорой помощи | 1 | |
Детский врач | 1 | ||
Зубной врач | 1 | ||
Кто лечит глаза | 1 | ||
Что лечит ЛОР? | 1 | ||
Что лечит ЛОР? | 1 | ||
Профессии в школе (6 ч.) | Профессия - учитель | 1 | |
Профессия - воспитатель | 1 | ||
Как помогает - логопед | 1 | ||
Профессия - библиотекарь | 1 | ||
Как помогает психолог | 1 | ||
Создание странички портфолио «Труд в почёте любой!» | 1 |
Тематическое планирование 5-7 класс.
Раздел | № урока | Тема | Кол-во часов |
Знакомство и подготовка к старту программы (4 ч.) | «Выбор профессии сейчас – в чём ценность?». | 1 | |
Алгоритм поиска профессии: пять шагов осознанного выбора | 1 | ||
Знакомство и просмотр фильма ВВС «Человеческие возможности». | 1 | ||
Аналитическая беседа с учащимися по увиденному материалу. | 1 | ||
Готовность к профессиональному выбору(3 ч.) | Кто принимает решение. | 1 | |
Мои личные профессиональные планы. | 1 | ||
Беседа – рассуждение «Самая нужная профессия». | 1 | ||
Человек в мире профессий(3 ч.) | Человек и профессиональная деятельность. | 1 | |
Мир профессий. | 1 | ||
Классификация профессий по Климову. Отвечаем на вопросник Климова. | 1 | ||
Самоисследование( 2ч.) | Исследование личных особенностей и способностей. | 1 | |
Определение своего профессионального типа личности. Тест «Профессиональный тип личности». | 1 | ||
Современный рынок труда (3ч.) | «Как устроен рынок труда?».? | 1 | |
Кем работают мои родные. Кем работают мои родители | 1 | ||
Профессии моего города. | 1 | ||
Выбор профессии( 4 ч.) | Формула выбора профессии. Знакомство с биографиями людей успешной карьеры: Гейтс Билл, Дисней Уолт, Шанель Коко, Федоров Святослав Николаевич. | 1 | |
Выбор будущей профессиональной сферы. | 1 | ||
Известные люди региона. | 1 | ||
Беседа-рассуждение: «Если бы я был президентом…». | 1 | ||
Первый шаг в профессии ( 4 ч.) | «Профессия – это действие!». | 1 | |
Практическая работа с методикой: «Визитка» | 1 | ||
Практическая работа с методикой: «Тебе подходят профессии» | 1 | ||
Практическая работа с методикой: «Узнай профессию». | 1 | ||
Основы планирования карьеры( 4 ч.) | Индивидуальная траектория развития. | 1 | |
Ранняя профессиональная деятельность. | 1 | ||
Просмотр видеоролика «Типичные ошибки». Аналитическая беседа с учащимися после просмотра. | 1 | ||
Составление памятки «Не допустим ошибок при выборе профессии!». | 1 | ||
Рефлексия ( 2 ч.) | «Мой выбор». | 1 | |
Творческий проект "Моя будущая профессия". | 1 |
Тематическое планирование 8-9 класс.
Раздел | № урока | Тема | Кол-во часов |
Мир профессий ( 2 ч.) | Многообразие мира профессий. | ||
Выбор и моделирование профессии | |||
Мотивы выбора профессии (6ч.) | Формула выбора профессии «Хочу-могу-надо» | ||
Выбор профессии («хочу») | |||
Мотивы выбора профессии. | |||
Классификация профессий по Е.А. Климову. | |||
Классификация профессий по Е.А. Климову. | |||
Склонности и профессиональная направленность («могу»). | |||
Требования к профессии (6 ч.) | Требование профессии к человеку | ||
Профессиональный тип личности. | |||
Темперамент и выбор профессии | |||
Темперамент и выбор профессии | |||
Способности и выбор профессии. | |||
Способности и профессиональная пригодность | |||
Мои склонности в выборе профессии (3 ч.) | Интересы и склонности | ||
Анкета «Как выявить интересы и склонности» | |||
Анализ профессий. | |||
Социальные проблемы труда («надо»). | |||
Профессии и особенности по Е.А. Климову ( 5 ч.) | Профессии «человек-человек». | ||
Профессии «человек-человек». | |||
Профессии «человек – техника». | |||
Профессии «человек – художественный образ». | |||
Профессии «человек – природа». | |||
Профессиональные стереотипы. | |||
Особенности профессий (3 ч.) | Профессиональная пригодность. | ||
Ошибки при выборе профессии. | |||
Построение профессиональной перспективы. Составление резюме при приёме на работу. | |||
Осознанный выбор ( 3ч.) | Профориентационная игра «Вакансия». | ||
Профориентационная игра «Что? Где? Когда?» | |||
Заключительное занятие. |
Список используемой литературы.
- Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М., 1996.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1991.
- Гаврилычева Г. Ф. Изучаем личность младшего школьника // Начальная школа. — 1994. — № 8.
- Журкина А.Я., Чистякова С.Н, Васильева Т.В. и др. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах. — Кемерово, 1996.
- Елькина О. Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников средствами профессиональных проб // Продуктивное обучение: тезисы семинара. — Кемерово, 1997.
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов н/Д, 1996.
- Комплект программ профессиональных проб школьников (5 — 9 классы) / отв. ред. С.Н.Чистякова. — М., 1996.
- Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6 — 7 лет. — М., 1992.
- Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации / под ред. Е.Н.Жильцова, Н.Н.Нечаева. — М., 1989.
- Чистякова С. Н. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб. — Кемерово, 1995.
- Чистякова С. Н. Актуальные проблемы педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения школьников в современных условиях // Система профессиональной ориентации молодежи в Кузбассе: тезисы Всероссийской научно-практической конференции. — Кемерово, 2001.
- Шалаева Г.П. Кем мне стать? Большая книга профессий. — М., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 классов коррекционной школы VIII вида
Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности дет...
Урок по профориентации в 9 классе VIII вида "Профессия автомеханик".
Урок рассчитан на учащихся 9 класса VIII вида. Прфессиональное образование данной категории детей должно строиться на подробном объяснении всех составляющих профессии. С этой целью в презен...
Классный час по профориентации в 6Б классе. «Многогранный мир профессий»
Классный час по профориентации в 6Б классе.«Многогранный мир профессий»Цель: способствовать развитию творческого потенциала у учащихся для осознанного выбора профессии.Задачи:·...
Рабочая программа по профориентации обучающихся "Мой выбор"
Программа расчитана на обучающихся 2,4,5,6,9 классов, ппрограмма представляет собой систему мероприятий, направленных на подготовку обучающихся к сознательному, самостоятельному выбору профессии с учё...
ПРОГРАММА по профориентации обучающихся «Школа профессионального самоопределения»
За фразой «выбор профессии» стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути. Одним из условий успешного профессионального самоопределения обучающихся, является подготовле...
План-конспект урока по профориентации обучающихся 8 класса: «Я в мире профессий»
План-конспект урока по профориентации обучающихся 8 класса: «Я в мире профессий»...
Программа занятий с обучающимися 9 классов по профориентации "Пусть к успеху"
Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее...