Программа по профориентации обучающихся 1 -9 класс коррекционной школы "Мир профессии"
рабочая программа

 Самсонова Анастасия Витальевна

Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы. Представляет собой комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы профориентации.

Цель: формирование у воспитанников профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуацией в области.

Задачи:

  1. Создать систему профориентации обучающихся через урочную и внеурочную деятельность.

  2. Объединить усилия заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в школе.

  3. Обеспечить:

  • профпросвещение педагогов, обучающихся (через учебную и внеурочную деятельность), расширение их представлений о рынке труда;

  • профессиональную диагностику и профессиональную консультации обучающихся с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии;

  1. Формировать у обучающихся :

  • знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, об их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки;

  • умения разбираться в содержании профессиональной деятельности;

  • умения соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

  • умения анализировать свои возможности и способности;

  • потребности в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_prof.orientatsii_1-9_klass.docx35.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы.

Представляет собой комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы профориентации.

Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения воспитанников.

Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в её нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым обучающимся, а на формирование неких универсальных качеств у обучающихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.

В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.

Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.

Программа определяет основные пути развития формирования у обучающихся профессионального самоопределения.

Анализ практики работы с молодежью на рынке труда свидетельствует о наличии проблем в системе профессионального становления выпускников образовательных учреждений общего образования.

Одна из таких проблем – несоответствие между потребностями рынка труда с одной стороны и мотивацией, характерологическими особенностями и профессиональными качествами работников, с другой.

Спрос на рабочую силу высокой квалификации и несоответствие перечня профессий и программ подготовки специалистов требованиям рынка труда существенно сокращает возможности трудоустройства молодежи.

Таким образом, формирование у молодежи мотивации к труду и потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии становятся приоритетными в системе общего образования, а роль и значение профессиональной ориентации и психолого-педагогической поддержки в личностно-профессиональном становлении молодежи возрастает.

Цель: формирование у воспитанников профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуацией в области.

Задачи:

  1. Создать систему профориентации обучающихся через урочную и внеурочную деятельность.
  2. Объединить усилия заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в школе.
  3. Обеспечить:
  • профпросвещение педагогов, обучающихся (через учебную и внеурочную деятельность), расширение их представлений о рынке труда;
  • профессиональную диагностику и профессиональную консультации обучающихся с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии;
  1. Формировать у обучающихся :
  • знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, об их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки;
  • умения разбираться в содержании профессиональной деятельности;
  • умения соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
  • умения анализировать свои возможности и способности;
  • потребности в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности.

Программа составлена на основании нормативно-правовых документов.

  1. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
  2. Конституция Российской Федерации;
  3. Конвенция ООН о правах ребенка;
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  5. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  6. Устав ГКОУ «Школа-интернат «Радуга»
  7. Правила внутреннего трудового распорядка «Школа-интернат «Радуга»

Формы реализации программы:

  • игровая деятельность (ролевые игры);
  • чтение и составление текстов по темам разделов;
  • изобразительная деятельность;
  • драматизация диалога;
  • прослушивание монологов;
  • разучивание текстов;
  • интервьюирование;
  • проектная деятельность;
  • выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.

Планируемые  результаты освоения программы:

  • первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно - трудовых проектов;
  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении трудовых заданий;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Формы организации учебного процесса

Занятие проводится 1 раз в неделю. На занятие отводится 20 минут.

Данная программа имеет 3 раздела, каждый из которых направлен на определнный возраст и учитывает особенности психофизического развития обучающихся.

1 раздел «Путешествие в мир профессий» возрастной контингент 1-4 класс;

2 раздел «Мир слова» возрастной контингент 5-7 класс;

3 раздел «Мой выбор, мое будущее» возрастной контингент 8-9 класс.

Тематическое планирование 1-4 класс.

Раздел

№ урока

Тема

Кол-во часов

Профессии вокруг нас (5 ч.)

Многообразие мира профессий.

Исследование «Многообразие рабочих профессий».

1

Садовник, дворник

1

Мастер-цветовод

1

Продавец

1

Почтальон

1

Профессии, которые нас охраняют (9 ч.)

Охранник

1

Полицейский

1

Пожарный

1

Военный

1

Профессия «Следователь»

1

Следствие ведут второклассники!

1

Разведчик

1

Лётчик

1

Водолаз

1

Профессии, которые нас лечат (6ч.)

Врач скорой помощи

1

Детский врач

1

Зубной врач

1

Кто лечит глаза

1

Что  лечит ЛОР?

1

Что лечит ЛОР?

1

Профессии в школе (6 ч.)  

Профессия - учитель

1

Профессия - воспитатель

1

Как помогает - логопед

1

Профессия - библиотекарь

1

Как помогает психолог

1

Создание странички портфолио «Труд в почёте любой!»

1

Тематическое планирование 5-7 класс.

Раздел

№ урока

Тема

Кол-во часов

Знакомство и подготовка к старту программы (4 ч.)

«Выбор профессии сейчас – в чём ценность?».

1

Алгоритм поиска профессии: пять шагов осознанного выбора

1

Знакомство и просмотр фильма ВВС «Человеческие возможности».

1

Аналитическая беседа с учащимися по увиденному материалу.

1

Готовность к профессиональному выбору(3 ч.)

Кто принимает решение.

1

Мои личные профессиональные планы.

1

Беседа – рассуждение «Самая нужная профессия».

1

Человек в мире профессий(3 ч.)

Человек и профессиональная деятельность.

1

Мир профессий.

1

Классификация профессий по Климову. Отвечаем на вопросник Климова. 

1

Самоисследование( 2ч.)

Исследование личных особенностей и способностей.

1

Определение своего профессионального типа личности. Тест «Профессиональный тип личности».

1

Современный рынок труда (3ч.)

«Как устроен рынок труда?».?

1

Кем работают мои родные. Кем работают мои родители

1

Профессии моего города.

1

Выбор профессии( 4 ч.)

Формула выбора профессии. Знакомство с биографиями людей успешной карьеры: Гейтс Билл, Дисней Уолт, Шанель Коко, Федоров Святослав Николаевич.

1

Выбор будущей профессиональной сферы.

1

Известные люди региона.

1

Беседа-рассуждение: «Если бы я был президентом…». 

1

Первый шаг в профессии ( 4 ч.)

«Профессия – это действие!».

1

Практическая работа с методикой: «Визитка»

1

Практическая работа с методикой: «Тебе подходят профессии»

1

Практическая работа с методикой: «Узнай профессию». 

1

Основы планирования карьеры( 4 ч.)

Индивидуальная траектория развития.

1

Ранняя профессиональная деятельность.

1

Просмотр видеоролика «Типичные ошибки». Аналитическая беседа с учащимися после просмотра.

1

Составление памятки «Не допустим ошибок при выборе профессии!». 

1

Рефлексия ( 2 ч.)

«Мой выбор».

1

Творческий проект "Моя будущая профессия".

1

Тематическое планирование 8-9 класс.

Раздел

№ урока

Тема

Кол-во часов

Мир профессий ( 2 ч.)

Многообразие мира профессий.

Выбор и моделирование профессии

Мотивы выбора профессии (6ч.)

Формула выбора профессии «Хочу-могу-надо»

Выбор профессии («хочу»)

Мотивы выбора профессии.

Классификация профессий по Е.А. Климову.

Классификация профессий по Е.А. Климову.

Склонности и профессиональная направленность («могу»).

Требования к профессии (6 ч.)

Требование профессии к человеку

Профессиональный тип личности.

Темперамент и выбор профессии

Темперамент и выбор профессии

Способности и выбор профессии.

Способности и профессиональная пригодность

Мои склонности в выборе профессии

(3 ч.)

Интересы и склонности

Анкета «Как выявить интересы и склонности»

Анализ профессий.

Социальные проблемы труда («надо»).

Профессии и особенности по Е.А. Климову ( 5 ч.)

Профессии «человек-человек».

Профессии «человек-человек».

Профессии «человек – техника».

Профессии «человек – художественный образ».

Профессии «человек – природа».

Профессиональные стереотипы.

Особенности профессий (3 ч.)

Профессиональная пригодность.

Ошибки при выборе профессии.

Построение профессиональной перспективы. Составление резюме при приёме на работу.

Осознанный выбор

( 3ч.)

Профориентационная игра «Вакансия».

Профориентационная игра «Что? Где? Когда?»

Заключительное занятие.

Список используемой литературы.

  1. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М., 1996.
  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1991.
  3. Гаврилычева Г. Ф. Изучаем личность младшего школьника // Начальная школа. — 1994. — № 8.
  4. Журкина А.Я., Чистякова С.Н, Васильева Т.В. и др. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах. — Кемерово, 1996.
  5. Елькина О. Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников средствами профессиональных проб // Продуктивное обучение: тезисы семинара. — Кемерово, 1997.
  6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов н/Д, 1996.
  7. Комплект программ профессиональных проб школьников (5 — 9 классы) / отв. ред. С.Н.Чистякова. — М., 1996.
  8. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6 — 7 лет. — М., 1992.
  9. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации / под ред. Е.Н.Жильцова, Н.Н.Нечаева. — М., 1989.
  10. Чистякова С. Н. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб. — Кемерово, 1995.
  11. Чистякова С. Н. Актуальные проблемы педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения школьников в современных условиях // Система профессиональной ориентации молодежи в Кузбассе: тезисы Всероссийской научно-практической конференции. — Кемерово, 2001.
  12. Шалаева Г.П. Кем мне стать? Большая книга профессий. — М., 2010.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 классов коррекционной школы VIII вида

Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и  последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности дет...

Урок по профориентации в 9 классе VIII вида "Профессия автомеханик".

Урок рассчитан на учащихся 9 класса VIII вида. Прфессиональное образование данной категории детей  должно строиться на подробном объяснении всех составляющих профессии. С этой целью в презен...

Классный час по профориентации в 6Б классе. «Многогранный мир профессий»

Классный час по профориентации в  6Б классе.«Многогранный мир профессий»Цель: способствовать развитию творческого потенциала у учащихся для осознанного выбора профессии.Задачи:·...

Рабочая программа по профориентации обучающихся "Мой выбор"

Программа расчитана на обучающихся 2,4,5,6,9 классов, ппрограмма представляет собой систему мероприятий, направленных на подготовку обучающихся к сознательному, самостоятельному выбору профессии с учё...

ПРОГРАММА по профориентации обучающихся «Школа профессионального самоопределения»

За фразой «выбор профессии» стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути. Одним из условий успешного профессионального самоопределения обучающихся, является подготовле...

План-конспект урока по профориентации обучающихся 8 класса: «Я в мире профессий»

План-конспект урока по профориентации обучающихся 8 класса: «Я в мире профессий»...

Программа занятий с обучающимися 9 классов по профориентации "Пусть к успеху"

Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее...