Классный час по профориентации в 6Б классе. «Многогранный мир профессий»
план-конспект занятия (6 класс) на тему
Классный час по профориентации в 6Б классе.
«Многогранный мир профессий»
Цель: способствовать развитию творческого потенциала у учащихся для осознанного выбора профессии.
Задачи:
· объяснить учащимся, какие факторы влияют на выбор профессии;
· проверить их склонность к какому-либо типу профессий;
· познакомить с классификацией профессий, с конкретными профессиями;
· способствовать принятию личностью нравственно ценных идей;
Оборудование: Карточки с заданиями, презентация, листы, клей, фломастеры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия | 23.24 КБ |
презентация | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Классный час по профориентации в 6Б классе.
Многогранный мир профессий
Цель: развитие творческого потенциала у учащихся для выбора профессии, приложение творческих способностей к той или иной деятельности.
Задачи:
- объяснить учащимся, какие факторы влияют на выбор профессии;
- проверить их склонность к какому-либо типу профессий;
- познакомить с классификацией профессий, с конкретными профессиями;
- способствовать принятию личностью нравственно ценных идей;
Оборудование: Карточки с заданиями, презентация, листы, клей, фломастеры.
Разыгрывается сценка «Пусть меня научат»
Учитель: Здравствуйте дорогие ребята, как вы поняли речь сегодня на нашем классном часе пойдет о профессиях. Назовем мы его «Многогранный мир профессий».Слайд1
В мире существует более 10 тыс. профессий, а включая специальности, специализации, квалификации - свыше 40 тысяч. Действительно, целое море возможностей и вариантов. Оказывается, и в нашем городе Улан-Удэ около 700 профессий и специальностей. Трудно ориентироваться в современном мире профессий, но мы всё-таки попробуем. Эпиграфом нашего классного часа будут слова Джона Голсуорси «Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет!»
Слайд2 Учитель: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.
Вопрос командам: Почему? (Отвечают ребята).
Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.
Вопрос: Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).
Учитель: Поэтому очень важно, вовремя и правильно определится со своими интересами. А как? На прошлой неделе мы проводили тестирование по вашей профессиональной ориентации. И сейчас, вы разбиты на группы, в зависимости от типа профессии, которая вам подходит.
Слайды 3-8
2. Человек. К этой группе относятся профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием, лечением, защитой людей. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми.
1. Техника. К этой группе относятся профессии, связанные с проектированием, производством и обслуживанием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Эти профессии требуют от человека практических навыков, технических способностей, точности, хорошего здоровья.
4. Знак. К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для этих профессий является информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей.
5. Искусство. К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.
3 . Природа. К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь — деятельная, а не созерцательная. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами.
Давайте проверим, так ли легко найти профессию, соответствующую своему типу Слайд9
Игра «Профессиональное лото» На листе записаны различные профессии разбейте их на группы в соответствии с типологией профессии.
Слайд 10
Ответы:
инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик - Техника
официант, юрист, продавец, парикмахер, -Человек
кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор- Природа
бухгалтер, лингвист, математик, программист- Знак
художник, писатель, актер- Искусство
Слайды 11-15 Сценка:
Автор1 – Знаете, ребята, а у нас сосед есть: маляр Корней. У него четыре сына: Иван, Степан, Василий и Петя. Пришло время Пете ремесло выбирать. Говорит ему отец:
(отец) – Будь, Петя, как я, как братья твои, маляром. Хорошее ремесло.
(Петя) – Папа, я же школу закончил с золотой медалью. Как же я могу с таким образованием маляром быть, мазаным ходить?
Отец – А ты поезжай, посмотри, как твои братья работают. Тогда решишь.
Автор2 – Приехал Петя к старшему брату, Ивану, в Тулу. Брат театр кистями расписывает, да так красиво, что зависть берёт.
Автор1 – Приехал я ко второму брату в Москву. Второй брат, Степан, без кистей потолки и стены красит. В руках у него "пистолет", а из "пистолета" голубым лучом краска бьёт и на стены ровным слоем ложится. Полчаса - час и комната готова.– И такой почёт Степану ото всех, что зависть берёт.
Автор2 Приехал Петя к третьему брату, Василию, на автомобильный завод.
Третий брат, как доктор, в белом халате, стоит, на приборы смотрит и проверяет, как автоматическая камера сама по себе легковые автомобили красит.– Да так хорошо красит, что зависть берёт. Вернулся Петя к отцу и говорит:
Петя – Далеко, отец, твоя специальность шагнула. Буду и я на маляра учиться, чтобы нашу родовую профессию ещё дальше пронести и выше поднять.
Отец – Разве одна наша малярная профессия такова? Все они по-старому называются, да по-новому понимаются. Всякую из них надо дальше нести да выше поднимать. Для этого и учатся 10 лет. Да и этих-то десяти годов другой раз маловато бывает.
Учитель Ребята, объясните, почему братья, имеющие одну и ту же профессию, занимаются разными делами? Что ещё характеризует профессию? Приведите примеры.
Это отличие можно охарактеризовать одним словом- специальность. Что же такое специальность?
Заглянем в энциклопедию.
Слайд 16-19
ПРОФЕССИЯ - устойчивый и относительно широкий род трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием.
Специальность – это конкретный вид деятельности в рамках какой-либо профессии. Например, в профессию «врач» входят такие специальности, как терапевт, хирург, окулист, педиатр и еще несколько десятков конкретных профилей деятельности, а в профессию «слесарь» - такие, как сантехник, электрослесарь, слесарь по ремонту подвижного состава и др. Профессиональное обучение бывает нацелено как на получение профессии, в рамках которой затем можно будет сосредоточиться на чем-то одном, так и сразу на конкретную специальность.
Должность – это конкретный трудовой пост в организации. Встречаются должности, которые могут занимать только представители вполне определенной профессии. Так, участковым врачом в поликлинике имеет право только тот, чья профессия – врач-терапевт. Но некоторые должности могут быть занимаемы и представителями различных профессий. Скажем, менеджером по кадрам на предприятии бывает и психолог и юрист.
Профессия, специальность, должность – это разные понятия; обычно в рамках одной профессии можно приобрести несколько специальностей, также возможно занять разные должности.
Слайд 20-21
Конкурс «Эрудит».
Разбейте слова на 3 группы: Профессия, специальность, должность.
Стоматолог, директор, врач, скрипач, учитель литературы, отологинголог, учитель, педиатр, хореограф, преподаватель, главврач, музыкант, министр.
Учитель Каждая профессия требует набора определенных качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии. Эти качества называют профессиональными или личностными качествами. Рассмотрим на конкретном примере профессии врача Слайд22
А теперь попробуем угадать профессию по основным качествам, которыми должен обладать человек, занимающийся данной профессией. Игра «Угадай профессию»
Учитель Следующий конкурс- Анаграммы. Ваша задача угадать зашифрованное слово.
Итак подведем итоги: Подсчет баллов.
Итак, мы с Вами многое узнали за урок, пора объявить конкурс «Профессионалы». Вам дается 5 минут, за это время вы должны:
1 команда: Перечислить самые актуальные профессиональные качества
- 2 команда: Перечислить самые актуальные профессии.
- 3 команда: Перечислить то, ради чего люди трудятся
- Ответы нужно записать на стикерах имеющих форму: 1 команда оранжевых кружочков, 2 команда- листочков, 3 команда - яблочек.
(Вывешивается ватман с изображением безжизненного дерева)
Теперь ребята, посмотрите внимательно перед вами безжизненное дерево профессионализма, давайте вместе оживим его. Чтобы человек смог получить профессию, ему нужны определенные качества -это почва, которая питает корень профессионализма. Капитан 1 команды зачитывает качества, а помощники оформляют дерево, наклеивая на корни дерева оранжевые стикеры. Результатом выработанных качеств является получение специальности- это листья нашего дерева.
(выступление 2 команды). Результаты человеческого труда- это плоды нашего дерева (выступление 3 команды). Посмотрите, какое красивое дерево получилось! И чем больше людей над ним потрудятся, тем краше оно будет.
Ребята, мы сейчас с Вами находимся на 1 стадии, в школе мы приобретаем знания. Без этой почвы человек не сможет получить нужную ему профессию, а значит, и воплотить в жизнь все свои заветные мечты. Задумайтесь об этом!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эпиграф «Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет!» Джон Голсуорси
Типология профессий (по Климову Е.А.) Человек - человек Человек - техника Человек - знак Человек - искусство Человек - природа
Медицина: врач, медсестра, санитар… Обучение и воспитание: учитель, тренер… Бытовое обслуживание: продавец, проводник, официант… Человек - человек
Человек - техника Эксплуатация технических средств: водитель, швея … Ремонт техники: механик, электромонтер… Монтаж, наладка технических устройств: сварщик, инженер…
Человек – знаковая система Тексты: корректор, машинистка, библиотекарь, переводчик … Цифры, формулы, таблицы: бухгалтер, экономист… Чертежи, карты, схемы: чертежник, штурман… Звуковые сигналы: телефонист, радист…
Связанные с созданием, проектированием, моделированием произведений искусства: композитор, художник… Связанные с воспроизведением и изготовлением произведений искусств: ювелир, актер, цветовод декоратор … Человек - искусство
Изучение живой и неживой природы: микробиолог, агрохимик… Уход за растениями, животными: лесовод, овощевод, зоотехник… Профилактика и лечение заболеваний растений и животных: ветеринар, селекционер… Человек - природа
Распредели профессии по группам Человек-Техника Человек- Человек Человек - Природа Человек - Знак Человек - Искусство
«Профессиональное лото» Инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик - Техника Официант, юрист, продавец, парикмахер, - Человек Кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор- Природа Бухгалтер, лингвист, математик, программист- Знак Художник, писатель, актер- Искусство
«Маляр с золотой медалью»
Что такое профессия? ПРОФЕССИЯ - устойчивый и относительно широкий род трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков
Что такое специальность? Специальность- отдельная, обособленная отрасль науки, техники, мастерства, искусства. Специальность – это конкретный вид деятельности в рамках какой-либо профессии.
Что такое должность? ДОЛЖНОСТЬ - установленная в определенном порядке первичная структурная единица штата той или иной гос. или негос. Организации Должность – это конкретный трудовой пост в организации.
Вывод Профессия, специальность, должность – это разные понятия; обычно в рамках одной профессии можно приобрести несколько специальностей, также возможно занять разные должности.
«Эрудит» Стоматолог, директор, врач, скрипач, учитель литературы, отологинголог, учитель, педиатр, хореограф, преподаватель, главврач, музыкант, министр.
Ответы Профессии- учитель, врач, преподаватель, музыкант. Специальности- скрипач, учитель литературы, отологинголог, педиатр, хореограф. Должность- директор, главврач, министр
Профессиональные качества врача Гуманность Ум Точность Интуиция Собранность Сила воли Информированность Жертвенность Образованность Милосердие Жизнерадостность Доброта Любовь к людям Оптимизм Тактичность
Анаграммы Тиокредн, ндирезай, гокэло, убдользреитс, алмяр, дьмлое, птоликн.
Проверим Анаграммы тиокредн ндирезай цтеводво убдользреитс алмяр дьмлое птоликн Ответы кондитер дизайнер цветовод бульдозерист маляр модель плотник
«Профессионалы» 1 команда: Перечислить самые актуальные профессиональные качества 2 команда : Перечислить самые актуальные профессии. 3 команда: Перечислить то, ради чего люди трудятся
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час для 6-х классов "В мире профессий"
Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой»....
Классный час по профориентации "Многогранный мир профессий" в 8 классе
Цель: развитие творческого потенциала у учащихся для выбора профессии, приложение творческих способностей к той или иной деятельности.Задачи:· объяснит...
Классный час по профориентации «Я и моя будущая профессия»
Классный час по профориентации...
Классный час по профориентации 6 класс
Итак, сегодня мы узнали немного больше о такой профессии как учитель. Мы осознали, что она необходима. Узнали, что учитель — это такой же человек, который заботится об учениках. Помогает в трудн...
Классный час по профориентации «Я и моя будущая профессия»
Цель - сформировать представление о сложности и осознанности выбора профессии в соответствии с индивидуальными особенностями личности....
Классный час по профориентации 7 класс «Хочу – могу - надо»
Задачи:познакомить учащихся с различными профессиями;развивать способности к анализу полученной информации, расширять творческие способности учащихся;формировать мотивацию к получению будущей професси...