Тема по самообразованию "Особенности построения урока для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения ФГОС"
методическая разработка
В соответствии с ФГОС существенно меняется уровень активности обучающихся и деятельности педагога. В данной работе изложены требования, предъявляемые к построению современного урока; дана характеристика деятельности педагога, работающего по ФГОС; перечислены современные педагогические технологии; предложен опорный конструктор урока, составлен шаблон постановки целей и задач к уроку; перечислены типы уроков по ФГОС; рассмотрен пример технологической карты открытия нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_po_samoobrazovaniyu.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа
«Специальная школа-интернат № 88»
Климачева Татьяна Михайловна,
учитель начальных классов
г. Новокузнецк, Кемеровская область
Тема по самообразованию
« Особенности построения современного урока для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в условиях введения ФГОС».
В соответствии с ФГОС существенно меняется уровень активности обучающихся и деятельность педагога. В данной работе изложены требования, предъявляемые к построению современного урока; дана характеристика деятельности педагога, работающего по ФГОС; перечислены современные педагогические технологии; предложен опорный конструктор урока, составлен шаблон постановки целей и задач к урокам; перечислены типы уроков по ФГОС. Так как с введением ФГОС происходит замена известных планов-конспектов технологическими картами урока, рассмотрен пример технологической карты открытия нового знания.
В связи с введением ФГОС данная тема является актуальной.
В соответствии с ведомственными приказами Минобрнауки от 19 декабря 2014 г. № 1598 и № 1599 Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вступил в силу с 01 сентября 2016 года.
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования учащихся с умственной отсталостью образовательными организациями.
Главная цель ФГОС - раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.
Основа Стандарта:
1. Деятельностный подход
2. Дифференцированный подход
Системно - деятельностный подход - служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося.
Дифференцированный подход - это обязательная организация специальных условий обучения, особых образовательных потребностей (условия обучения, воспитания и развития).
В настоящее время с введением ФГОС актуальными в образовательном процессе становятся такие методы и приёмы обучения, когда формируется умение самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, предоставлять доказательства, подводить итог, делать выводы.
А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы такие учебные действия, которые могут обеспечивать способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю". Из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют. Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале урока (понимание приходит в 3-4 классе). Для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. Учитель играет направляющую роль.
Признанным подходом в обучении детей выступает системно – деятельностный подход, который предполагает:
-применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог;
-соотношение результата деятельности с поставленной целью, определение своего знания и незнания;
-создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны.
В соответствии с новым Стандартом, прежде всего, необходимо усилить мотивацию детей к познанию окружающего мира, продемонстрировать им, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Важнейшая задача современной системы образования – не дать сумму определенных знаний, а «научить учиться». Поэтому главное требование к современному уроку: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Учитель выступает в роли организатора, а не информатора.
Таким образом, в соответствии с ФГОС существенно меняется уровень активности учащихся: самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока, высокая степень речевой активности; роль учителя на уроке; цели и структура урока; методы, применяемые учителем; способы оценивания.
Требования, предъявляемые к построению современного урока:
-хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
-учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, нацелить детей на определённую тему;
-урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
-учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
-вывод делают сами учащиеся;
-минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
-в центре внимания урока - дети;
-учет уровня и возможностей учащихся;
-умение демонстрировать методическое искусство учителя;
-планирование обратной связи;
-урок должен быть добрым;
-включение здоровьесберегающих технологий.
Урок по ФГОС – это урок, характеризующийся следующими признаками:
- главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания;
- на уроке реализуется личностно – ориентированный подход к обучению;
- на уроке реализуется деятельностный подход;
- организация урока динамична и вариативна;
- на уроке используются современные педагогические технологии.
Педагогические технологии
Особенности технологии.
- Диагностично поставленные цели (диагностика)
- Постоянная обратная связь
- Ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей
- Воспроизводимость всего обучающего цикла (контроль)
Автор | Область примене-ния | Основы технологии | Название | Методологи-ческие основания |
Г. Г. Мисаренко | Письмо, чтение, логопедия | Постоянные тренировки | «Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков» «Диагоностико-коррекционные приёмы работы над ошибками» | Деятельност-ный подход |
Е. Д. Божович | Письмо | Работа над ошибками | «Технология самостоятельной диагностико-коррекционной работы обучающихся на уроке» | Деятельност-ный подход |
Е. Д. Худенко | Обучение (восприятие, память, мышление) | Развитие психических процессов в онтогенезе | «Технология коррекционно-развивающего обучения» | Функциональный подход |
И. Т. Федоренко | Чтение, письмо | Постоянные тренировки | «Зрительные диктанты по И. Т. Федоренко» | Деятельност-ный подход |
И. П. Воропаева | Воспита-тельная технология | Развитие эмоциональной сферы | «Технология развития эмоциональной сферы младших школьников» | Функциональный подход |
Т. В. Ахутина | Обучение. Математи-ка | Функции программи-рования и контроля | «Преодоление трудностей учения:нейропсихологии-ческий подход» «Здоровьесберегающие технологии: нейропсихо-логический подход» | Нейропсихо-логический подход |
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе можно разбить на три блока.
1 блок – гигиенические требования и условия.
Это организация образовательного процесса. Помимо традиционных условий (температуры воздуха, освещения, правильной осанки, физкультминутки, пальчиковые и дыхательные гимнастики) учитель должен чётко заметить тот момент, когда наступает утомление детей и снижается учебная активность. Необходимо сразу принять меры для смены вида деятельности.
2 блок – обучение и физическая активность.
Формируя коммуникативные навыки, учитель заинтересовывает детей, создаёт познавательную мотивацию, позволяя не только отвечать на вопросы, но и задавать их. Таким образом, предотвращается у детей усталость от образовательного процесса. Интересно – значит неутомительно.
К этому блоку относится и учёт зоны работоспособности . Необходимо стимулировать пики активности и сглаживать спады в работе.
Здесь же надо научиться следить за распределением интенсивности умственной нагрузки (снизить утомление, поддержать оптимальную работоспособность). Когда не интересно – активность снижена.
3 блок – психолого-педагогический.
- использовать на уроках элементы, снижающие эмоциональное напряжение;
- вводить на уроке отступления, увлекательные беседы, нотки юмора;
- стимулировать детей к самостоятельной деятельности.
Характеристика деятельности педагога, работающего по ФГОС
Этапы урока | Традиционный урок | Урок по ФГОС |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся при помощи наводящего вопроса учителя или картинки. |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учитель предлагает детям варианты домашнего задания с учётом индивидуальных возможностей |
Опорный конструктор урока
- Организационный этап
- Контроль за усвоением пройденного материала
- Подготовка учащихся к работе на основном этапе
- Этап усвоения новых знаний и способов действий
- Первичная проверка понимания изученного
- Этап закрепления новых знаний и способов действий
- Применение знаний и способов действий
- Обобщение и систематизация
- Контроль и самоконтроль знаний и способов действий
- Коррекция знаний и способов действий
- Подведение итогов занятия
- Рефлексия.
Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя. Большая часть времени на уроке (20-30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала ("учить на уроке"). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Контрольная функция в уроке - это постоянная обратная связь "ученик - учитель". Закрепление проводится в форме повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели. Нельзя забывать о ведущей деятельности младших школьников – дидактической игре. Именно используя игровые приёмы в работе с обучающимися, учитель даёт возможность «добывать» знания на уроке. Большое внимание уделяется коррекционно-развивающим задачам.
Цели к урокам.
Шаблон постановки целей и задач.
Коррекционные цели.
Формировать | умение | Специфические виды деятельности учащегося (внешне выраженные) |
Развивать | действие | |
Закреплять | навык | |
Совершенствовать | операции | |
Автоматизировать | способ деятельности | самоконтроль |
Урок закрепления-упражнять | приемы | самооценка |
Урок закрепления-тренировать | планировать |
Примерные цели:
Цель-формировать умение удерживать …ложку правильно (культурно)
Формируем деятельность: (ребенок на предмет действует орудием)
Цель- формирование умения вырезать ….ножницами прямо
Игровая деятельность:
Цель: формировать умение подбирать атрибуты для игры …
Цель: формировать умение распределять роли
Цель: формировать умение выполнять правила …
Учебная деятельность: (познавательная) а) самоконтроль б) самооценка в) планирование
Цель: формирование умения осуществлять самоконтроль по образцу
Цель: формирование умения оценивать … по заданным критериям
Познавательную деятельность в начальных классах возможно развивать только на продуктивных видах деятельности (лепка, аппликация, …)
Физический деятель: восприятие (слуховое, зрительное, тактильное)
Цель: формирование умения называть основные цвета
Цель: формирование умения определять форму предмета
Физический деятель: память
Цель: формирование умения запоминать материал используя прием ассоциации
Физический деятель: мыслительная операция
Цель: формирование умения классифицировать …
обобщение-конкретизация
анализ-синтез
сравнение
группировка ( по внешнему признаку)
классификация (по существенному признаку)
Цель: формирование умения определять основание (н-р, транспорт) для объединения в группу заданной совокупности объектов
Речь: (лексика, грамматика, связная речь)
Цель: формирование умения составлять рассказ по серии сюжетных картин
Цель: формирование умения согласовывать прилагательные с существительным в числе
Общение
Цель: формирование умения начать и закончить разговор
Цель: формирование умения разрешать конфликты социально адекватными способами
Моторика (крупная, мелкая, артикуляционная)
Мелкая моторика:
Цель (на штриховку): формирование умения вовремя удерживать амплитуду
Цель: формирование умения удерживать пальцевую позу «коза»
Виды захвата (ладонный, щепоткой, пинцетный)
Цель: формирование пинцетного захвата
Общая моторика
Цель: формирование умения правильно удерживать позу при работе за столом
Артикуляционная моторика
Цель: формирование умения удерживать язык «лопаточкой» на счет 5
Цель: формирование умения приводить органы артикуляции в положение характерное (или необходимое) для произнесения звука …(«у»)
Виды деятельности: речевая, образовательная, предметно-практическая, учебная (познавательная)
Учебную деятельность формируем почти два года. К третьему классу формируем предпосылки учебной деятельности.
На каждом уроке (в начале) проводим гимнастику: голосовую, дыхательную, артикуляционную.
Цели предметные алгоритм тот же берем из специфических учебных действий. Берем из АООП- виды деятельности, из методики, смотрим программу Воронковой.
Цель: формирование умения определять и графически верно выделять главные члены предложения.
Предметные цели ставятся через деятельность детей (видеть, что делают дети)
Цель: (если вводится новое понятие) формирование умения определять существенные признаки понятия «имя существительное»
Воспитательная цель: формируем (воспитываем): а) привычки (сан.-гиг. навыки) б) высшие социальные чувства: этические (нравственные-патриотизм) и эстетические, интеллектуальные (познавательный интерес)
в) качества личности (самооценка, самосознание) г) черты характера (как он делает что-то н-р, аккуратность.
3 формы воспитательной деятельности:
- Мероприятие= чувства (на мероприятии дети воспринимают содержание)
- Игра= привычки, чувства, характер
- Дело= привычки, чувства, характер
Воспитывать | привычки, чувства, характер |
Формировать | |
Содействовать | |
Способствовать | |
Поддерживать | |
Создать условие |
I - определяем содержание
II- конкретизируем, исходя из форм деятельности
III- глагол
IV – условие и действие
Воспитательная цель: формировать умение (привычку) сохранять удобную и красивую позу во время работы
Цель: формирование умения наводить порядок на своем рабочем месте
Цель: воспитание привычек речевого этикета
Цель: обеспечить переживание радости при открытии истины
Цель: вызвать удивление в связи с необычностью явления
Качества личности
Цель: воспитание адекватной самооценки
Цель: обеспечить осознание общекультурной ценности изучаемого материала (содержания)
Цель: создать условия для проявления убежденности отстаивания тот или иной идеал
Черты характера
Цель: воспитание аккуратности
Цель: воспитание бережного отношения к общественной собственности
Цель: формирование умения воспринимать человека с позиции доброжелательности
Цель: создать на уроке условия, обеспечивающие воспитанию аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением ножниц
БУД | Результаты |
Механизмы достижения результатов (ложка- это орудие) | личностные предметные |
Типы уроков
Типы традиционных уроков (по основной дидактической цели) | Типы уроков по ФГОС (по основной деятельностной цели) |
Урок закрепления изученного | Урок открытия новых знаний |
Урок применения знаний и умений | Урок общеметодологической направленности |
Урок обобщения и систематизации знаний | Урок рефлексии |
Урок проверки и коррекции знаний и умений | Урок – исследования (урок творчества) |
Урок– контрольная работа | Урок развивающего контроля |
Комбинированный урок |
С введением ФГОС происходит замена известных планов-конспектов технологическими картами урока. Авторы образовательного Стандарта считают, что использование технологических карт помогает максимально детально проработать все стадии занятия, что облегчает проверку и оценивание знаний детей в конце занятия. Технологическая карта – графический вариант традиционного плана-конспекта. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечивает реализацию базовых учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС. При таком подходе к построению урока ученик становится живым участником образовательного процесса.
Рассмотрим пример технологической карты открытия нового знания
Тема урока
Тип урока
Средства обучения
Цели урока
Формы и методы обучения
Планируемые образовательные результаты
- научатся:
- получат возможность научиться:
Этап урока, время | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||
Мотивация, 2 мин | ||||
Актуализация знаний, 4 мин | ||||
Постановка учебной задачи, 4 мин | ||||
Открытие нового знания, 8 мин | ||||
Первичное закрепление, 5 мин | ||||
Самостоятельная работа с проверкой, 5 мин | ||||
Включение знания в систему, 8 мин | ||||
Итог урока. Рефлексия, 2 мин | ||||
Домашнее задание |
Характеристика базовых учебных действий
Личностные учебные действия― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия: включают следующие умения:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия: относятся следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст).
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- Научно-методический журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»
№ 4/2017
- Г. Г. Мисаренко «Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков» «Диагоностико-коррекционные приёмы работы над ошибками»
- Е. Д. Божович «Технология самостоятельной диагностико-коррекционной работы обучающихся на уроке»
5. Е. Д. Худенко «Технология коррекционно-развивающего обучения»
6. И. Т. Федоренко «Зрительные диктанты по И. Т. Федоренко»
7. И. П. Воропаева «Технология развития эмоциональной сферы младших школьников»
- Т. В. Ахутина «Преодоление трудностей учения:нейропсихологии-ческий подход» «Здоровьесберегающие технологии: нейропсихо-логический подход»
- В. В. Воронкова «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе» ВЛАДОС, 2001
- М. И. Шишкова «Современный подход к проведению урока в коррекционной школе// Коррекционная педагогика. -2007. - № 6
- Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова «Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вопросах и ответах. Направления, формы и особенности обучения и воспитания». Инструктивно-методические материалы. ФГОС, Методическая лаборатория Москва «Учитель», 2018
- Т . В. Варенова «Коррекция развития детей с особыми образовательными
потребностями». Учебно-методическое пособие Москва «Форум», 2018
- Л. В. Боброва, Т. Н. Елфимова, Н.Ф. Клищенкова «Обучение детей с ОВЗ в соответствии ФГОС НОО» Локальные, нормативные акты. Москва «Учитель», 2019
Электронные ресурсы:
Информационно-методический портал http:edu-open.ru
http://минобрнауки.рф/документы/ Prikaz_№_1599_ot_19.12.2014.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов и родителей "Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС специального коррекционного образования".
Консультация для педагогов и родителей содержит характеристику базовых учебных действий в соответствии с этапами обучения ребёнка, имеющего трудности в обучении. раскрыта связь с содержанием учебных п...
презентация "МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ ФГОС"
В педагогике пути продвижения к цели обучения традиционно принято называть методом. Существует несколько классификаций методов, различающихся в зависимости от того критерия, который п...
Общие подходы к преподаванию дисциплин «Естествознание» и «Окружающий мир» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС
Аннотация. В статье речь идет о применении особых подходов к обучению умственно отсталых детей на примере дисциплин «Естествознание» и «Окружающий мир» в условиях реализации ФГ...
Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС. (логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, ...
Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...