Тема по самообразованию "Особенности построения урока для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения ФГОС"
методическая разработка

Климачева Татьяна Михайловна

В соответствии с ФГОС существенно меняется уровень активности обучающихся и деятельности педагога. В данной работе изложены требования, предъявляемые к построению современного урока; дана характеристика деятельности педагога, работающего по ФГОС; перечислены современные педагогические технологии; предложен опорный конструктор урока, составлен шаблон постановки целей и задач к уроку; перечислены типы уроков по ФГОС; рассмотрен пример технологической карты открытия нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_po_samoobrazovaniyu.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа

«Специальная школа-интернат № 88»

 Климачева Татьяна Михайловна,

учитель начальных классов

г. Новокузнецк, Кемеровская область

Тема по самообразованию

« Особенности построения современного урока для обучающихся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

в условиях введения ФГОС».

          

          В соответствии с ФГОС существенно меняется  уровень  активности обучающихся и деятельность педагога. В данной работе изложены требования, предъявляемые к построению современного урока;  дана характеристика деятельности педагога, работающего по ФГОС; перечислены современные педагогические технологии; предложен опорный конструктор урока, составлен шаблон постановки целей и задач к урокам; перечислены типы уроков по ФГОС.  Так как с введением ФГОС происходит замена известных планов-конспектов технологическими картами урока, рассмотрен пример технологической карты открытия нового знания.

В связи с введением ФГОС данная тема является актуальной.

В соответствии с ведомственными приказами Минобрнауки от 19 декабря 2014 г. № 1598 и № 1599 Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вступил в силу с 01 сентября 2016 года.

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования учащихся с умственной отсталостью образовательными организациями.

Главная цель ФГОС - раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.

Основа Стандарта:

1. Деятельностный подход

2. Дифференцированный подход

Системно - деятельностный подход - служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося.

Дифференцированный подход - это обязательная организация специальных условий обучения, особых образовательных потребностей (условия обучения, воспитания и развития).

В настоящее время с введением ФГОС актуальными в образовательном процессе  становятся такие методы и приёмы обучения, когда формируется умение самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, предоставлять доказательства, подводить итог, делать выводы.

А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы такие учебные действия, которые могут обеспечивать способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
        Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю". Из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют. Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале урока (понимание приходит в 3-4 классе). Для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. Учитель играет направляющую роль.
            Признанным подходом в обучении детей выступает
системно – деятельностный подход, который предполагает:
-применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог;
-соотношение результата деятельности с поставленной целью, определение своего знания и незнания;
-создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны.
          В соответствии с новым Стандартом, прежде всего, необходимо усилить мотивацию  детей к познанию окружающего мира, продемонстрировать им, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Важнейшая задача современной системы образования – не дать сумму определенных знаний, а «научить учиться». Поэтому главное требование к современному уроку: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Учитель выступает в роли организатора, а не информатора.

Таким образом, в соответствии с ФГОС существенно меняется  уровень  активности учащихся: самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока, высокая степень речевой активности; роль учителя на уроке; цели и структура урока; методы, применяемые учителем; способы оценивания.
       
Требования, предъявляемые к построению современного урока:
-хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
-учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, нацелить детей на определённую тему;
-урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
-учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
-вывод делают сами учащиеся;
-минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
-в центре внимания урока - дети;
-учет уровня и возможностей учащихся;
-умение демонстрировать методическое искусство учителя;
-планирование обратной связи;
-урок должен быть добрым;

-включение здоровьесберегающих технологий.

Урок по ФГОС это урок, характеризующийся следующими признаками:
- главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания;
- на уроке реализуется личностно  – ориентированный подход к обучению;
- на уроке реализуется деятельностный подход;
- организация урока динамична и вариативна;
- на уроке используются современные педагогические технологии.

Педагогические технологии

Особенности технологии.

  1. Диагностично поставленные цели (диагностика)
  2. Постоянная обратная связь
  3. Ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей
  4. Воспроизводимость всего обучающего цикла (контроль)

Автор

Область примене-ния

Основы технологии

Название

Методологи-ческие основания

      Г. Г. Мисаренко

Письмо, чтение, логопедия

Постоянные тренировки

«Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков»

«Диагоностико-коррекционные приёмы работы над ошибками»

Деятельност-ный подход

      Е. Д. Божович

Письмо

Работа над ошибками

«Технология самостоятельной диагностико-коррекционной работы обучающихся на уроке»

Деятельност-ный подход

      Е. Д. Худенко

Обучение

(восприятие, память, мышление)

Развитие психических процессов в онтогенезе

«Технология коррекционно-развивающего обучения»

Функциональный подход

      И. Т. Федоренко

Чтение, письмо

Постоянные тренировки

«Зрительные диктанты по И. Т. Федоренко»

Деятельност-ный подход

     И. П. Воропаева

Воспита-тельная технология

Развитие эмоциональной сферы

«Технология развития эмоциональной сферы младших школьников»

Функциональный подход

      Т. В. Ахутина

Обучение. Математи-ка

Функции программи-рования и контроля

«Преодоление трудностей учения:нейропсихологии-ческий подход» «Здоровьесберегающие технологии: нейропсихо-логический подход»

Нейропсихо-логический подход

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе можно разбить на три блока.

1 блок – гигиенические требования и условия.

Это организация образовательного процесса. Помимо традиционных условий (температуры воздуха, освещения, правильной осанки, физкультминутки, пальчиковые и дыхательные гимнастики) учитель должен чётко заметить тот момент, когда наступает утомление детей и снижается учебная активность. Необходимо сразу принять меры для смены вида деятельности.

2 блок – обучение и физическая активность.

Формируя коммуникативные навыки, учитель заинтересовывает детей, создаёт познавательную мотивацию, позволяя не только отвечать на вопросы, но и задавать их. Таким образом, предотвращается у детей усталость от образовательного процесса. Интересно – значит неутомительно.

К этому блоку относится и учёт зоны работоспособности . Необходимо стимулировать пики активности и сглаживать спады в работе.

Здесь же надо научиться следить за распределением интенсивности умственной нагрузки (снизить утомление, поддержать оптимальную работоспособность). Когда не интересно – активность снижена.

3 блок – психолого-педагогический.

- использовать на уроках элементы, снижающие эмоциональное напряжение;

- вводить на уроке отступления, увлекательные беседы, нотки юмора;

- стимулировать детей к самостоятельной деятельности.

Характеристика деятельности педагога, работающего по ФГОС

Этапы  урока

Традиционный урок

Урок по ФГОС

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся при помощи  наводящего вопроса учителя или картинки.

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учитель предлагает детям варианты домашнего задания  с учётом индивидуальных возможностей

         

Опорный конструктор урока

  • Организационный этап
  • Контроль  за усвоением пройденного материала
  • Подготовка учащихся к работе на основном этапе
  • Этап усвоения новых знаний и способов действий
  • Первичная проверка понимания изученного
  • Этап закрепления новых знаний и способов действий
  • Применение знаний и способов действий
  • Обобщение и систематизация
  • Контроль и самоконтроль знаний и способов действий
  • Коррекция знаний и способов действий
  • Подведение итогов занятия
  • Рефлексия.

Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя. Большая часть времени на уроке (20-30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала ("учить на уроке"). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Контрольная функция в уроке - это постоянная обратная связь "ученик - учитель". Закрепление проводится в форме повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели. Нельзя забывать о ведущей деятельности младших школьников – дидактической игре. Именно используя игровые приёмы в работе с обучающимися, учитель даёт возможность «добывать» знания на уроке. Большое внимание уделяется коррекционно-развивающим задачам.

Цели к урокам.

Шаблон постановки целей и задач.

Коррекционные цели.

Формировать

умение

Специфические виды деятельности учащегося (внешне выраженные)

Развивать

действие

Закреплять

навык

Совершенствовать

операции

Автоматизировать

способ деятельности

самоконтроль

Урок закрепления-упражнять

приемы

самооценка

Урок закрепления-тренировать

планировать

Примерные цели:

Цель-формировать умение удерживать …ложку правильно (культурно)

Формируем деятельность: (ребенок на предмет действует орудием)

Цель- формирование умения вырезать ….ножницами прямо

Игровая деятельность:

Цель: формировать умение подбирать атрибуты для игры …

Цель: формировать умение распределять роли

Цель: формировать умение выполнять правила …

Учебная деятельность: (познавательная) а) самоконтроль б) самооценка в) планирование

Цель: формирование умения осуществлять самоконтроль по образцу

Цель: формирование умения оценивать … по заданным критериям

Познавательную деятельность в начальных классах возможно развивать только на продуктивных видах деятельности (лепка, аппликация, …)

Физический деятель: восприятие (слуховое, зрительное, тактильное)

Цель: формирование умения называть основные цвета

Цель: формирование умения определять форму предмета

Физический деятель: память

Цель: формирование умения запоминать материал используя прием ассоциации

Физический деятель: мыслительная операция

Цель: формирование умения классифицировать …

обобщение-конкретизация

анализ-синтез

сравнение

группировка ( по внешнему признаку)

классификация (по существенному признаку)

Цель: формирование умения определять основание (н-р, транспорт) для объединения в группу заданной совокупности объектов

Речь: (лексика, грамматика, связная речь)

Цель: формирование умения составлять рассказ по серии сюжетных картин

Цель: формирование умения согласовывать прилагательные с существительным в числе

Общение

Цель: формирование умения начать и закончить разговор

Цель: формирование умения разрешать конфликты социально адекватными способами

Моторика (крупная, мелкая, артикуляционная)

Мелкая моторика:

Цель (на штриховку): формирование умения вовремя удерживать амплитуду

Цель: формирование умения удерживать пальцевую позу «коза»

Виды захвата (ладонный, щепоткой, пинцетный)

Цель: формирование пинцетного захвата

Общая моторика 

Цель: формирование умения правильно удерживать позу при работе за столом

Артикуляционная моторика 

Цель: формирование умения удерживать язык «лопаточкой» на счет 5

Цель: формирование умения приводить органы артикуляции в положение характерное (или необходимое) для произнесения звука …(«у»)

Виды деятельности: речевая, образовательная, предметно-практическая, учебная (познавательная)

Учебную деятельность формируем почти два года. К третьему классу формируем предпосылки учебной деятельности.

На каждом уроке (в начале) проводим гимнастику: голосовую, дыхательную, артикуляционную.

Цели предметные алгоритм тот же берем из специфических учебных действий. Берем из АООП- виды деятельности, из методики, смотрим программу Воронковой.

Цель: формирование умения определять и графически верно выделять главные члены предложения.

Предметные цели ставятся через деятельность детей (видеть, что делают дети)

Цель: (если вводится новое понятие) формирование умения определять существенные признаки понятия «имя существительное»

Воспитательная цель: формируем (воспитываем): а) привычки (сан.-гиг. навыки)  б) высшие социальные чувства: этические (нравственные-патриотизм) и эстетические, интеллектуальные (познавательный интерес)

в) качества личности (самооценка, самосознание) г) черты характера (как он делает что-то н-р, аккуратность.

3 формы воспитательной деятельности:

  1. Мероприятие= чувства (на мероприятии дети воспринимают содержание)
  2. Игра= привычки, чувства, характер
  3. Дело= привычки, чувства, характер

Воспитывать

 привычки, чувства, характер

Формировать

Содействовать

Способствовать

Поддерживать

Создать условие

I -  определяем содержание

II-  конкретизируем, исходя из форм деятельности

III- глагол

IV – условие и действие

Воспитательная цель: формировать умение (привычку) сохранять удобную и красивую позу во время работы

Цель: формирование умения наводить порядок на своем рабочем месте

Цель: воспитание привычек речевого этикета

Цель: обеспечить переживание радости при открытии истины

Цель: вызвать удивление в связи с необычностью явления

Качества личности

Цель: воспитание адекватной самооценки

Цель: обеспечить осознание общекультурной ценности изучаемого материала (содержания)

Цель: создать условия для проявления убежденности отстаивания тот или иной идеал

Черты характера

Цель: воспитание аккуратности

Цель: воспитание бережного отношения к общественной собственности

Цель: формирование умения воспринимать человека с позиции доброжелательности

Цель: создать на уроке условия, обеспечивающие воспитанию аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением ножниц

БУД

Результаты

Механизмы достижения результатов (ложка- это орудие)

личностные

предметные

Типы уроков

Типы традиционных уроков                        (по основной дидактической цели)

Типы уроков по ФГОС                                (по основной деятельностной цели)

Урок закрепления изученного

Урок открытия новых знаний

Урок применения знаний и умений

Урок общеметодологической направленности

Урок обобщения и систематизации знаний

Урок рефлексии

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Урок – исследования (урок творчества)  

Урок– контрольная работа

Урок развивающего контроля

Комбинированный урок

С введением ФГОС происходит замена известных планов-конспектов технологическими картами урока. Авторы образовательного Стандарта считают, что использование технологических карт помогает максимально детально проработать все стадии занятия, что облегчает проверку и оценивание знаний детей в конце занятия. Технологическая карта – графический вариант традиционного плана-конспекта. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечивает реализацию базовых учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС. При таком подходе к построению урока ученик становится живым участником образовательного процесса.

Рассмотрим пример технологической карты открытия нового знания

Тема урока

Тип урока

Средства обучения

Цели урока

Формы и методы обучения

Планируемые образовательные результаты

- научатся:

- получат возможность научиться:

Этап урока,

время

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Мотивация,  2 мин

Актуализация знаний, 4 мин

Постановка учебной задачи, 4 мин

Открытие нового знания,  8 мин

Первичное закрепление,  5 мин

Самостоятельная работа с проверкой, 5 мин

Включение знания в систему, 8 мин

Итог урока. Рефлексия, 2 мин

Домашнее задание

Характеристика базовых учебных действий

Личностные учебные действия― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия: включают следующие умения:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:  относятся следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст).

Список  литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);
  2.   Научно-методический журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»  

  № 4/2017

  1. Г. Г. Мисаренко «Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков» «Диагоностико-коррекционные приёмы работы над ошибками»
  2. Е. Д. Божович «Технология самостоятельной диагностико-коррекционной работы обучающихся на уроке»

5.    Е. Д. Худенко «Технология коррекционно-развивающего обучения»

 6.   И. Т. Федоренко «Зрительные диктанты по И. Т. Федоренко»

 7.   И. П. Воропаева «Технология развития эмоциональной сферы младших школьников»

  1. Т. В. Ахутина «Преодоление трудностей учения:нейропсихологии-ческий подход» «Здоровьесберегающие технологии: нейропсихо-логический подход»
  2. В. В. Воронкова  «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе» ВЛАДОС, 2001
  3. М. И. Шишкова «Современный подход к проведению урока в коррекционной школе// Коррекционная педагогика. -2007. - № 6
  4. Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова «Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вопросах и ответах. Направления, формы и особенности обучения и воспитания». Инструктивно-методические материалы. ФГОС, Методическая лаборатория Москва «Учитель»,  2018
  5. Т . В. Варенова «Коррекция развития детей с особыми образовательными  

       потребностями». Учебно-методическое пособие  Москва «Форум», 2018

  1. Л. В. Боброва, Т. Н. Елфимова, Н.Ф. Клищенкова «Обучение детей с ОВЗ в соответствии ФГОС НОО» Локальные, нормативные акты. Москва  «Учитель», 2019

Электронные ресурсы:

Информационно-методический портал  http:edu-open.ru

     http://минобрнауки.рф/документы/ Prikaz_№_1599_ot_19.12.2014.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС специального коррекционного образования".

Консультация для педагогов и родителей содержит характеристику базовых учебных действий в соответствии с этапами обучения ребёнка, имеющего трудности в обучении. раскрыта связь с содержанием учебных п...

презентация "МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ ФГОС"

В педагогике пути  продвижения к цели обучения традиционно принято называть методом.  Существует несколько классификаций методов, различающихся в зависимости от того критерия, который п...

Общие подходы к преподаванию дисциплин «Естествознание» и «Окружающий мир» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС

Аннотация. В статье речь идет о применении особых подходов к обучению умственно отсталых детей на примере дисциплин «Естествознание» и «Окружающий мир» в условиях реализации ФГ...

Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС. (логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, ...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...