Организация логопедической помощи детям в специальной (коррекционной) школе 8 вида
статья по теме
Система логопедической помощи ребенку в специальной (коррекционной) школе 8 вида подразумевает совместную работу учителя-логопеда, воспитателя группы продленного дня, учителя начальных классов (или классного руководителя), а также врача, психолога и родителей ребенка.
Логопедическая работа начинается с первых дней поступления ребенка в школу. Логопедическая работа проводится в соответствии с программой логопедической коррекции, рецензированной в ККИДППО.
Закрепление речевых навыков, приобретенных на занятиях, происходит во время речевых игр и логопедических минуток, в ходе выполнениядомашних заданий и подготовки к утренникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pererabotat.doc | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Специфика нарушений речи и их коррекция у учащихся школы 8 вида определяется особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития. У учащихся отмечается недоразвитие высших форм психической деятельности, конкретность и поверхностность мышления, замедленное развитие речи и её качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы. Нарушения речи характеризуются стойкостью симптоматики.
Система логопедической помощи детям в специальной (коррекционной) школе VIII вида подразумевает совместную работу учителя-логопеда, воспитателя группы продлённого дня, учителя начальных классов (или классного руководителя), а также врача, психолога и родителей ребёнка.
Логопедическая работа с ребёнком начинается с первых дней пребывания ученика в школе. Все учащиеся, прибывшие в школу, обязательно проходят логопедическое обследование. Уже на этом этапе логопед работает в тесном контакте с родителями и врачом, что позволяет собрать анамнестические данные и точно выставить речевой диагноз в соответствии с заключением врача. Результаты обследования фиксируются в речевой карте, представляются на школьный психолого-медико-педагогический консилиум, в соответствии с решением которого ребёнок, нуждающийся в логопедической помощи, зачисляется на логопедические занятия.
Система оказания логопедической помощи ребёнку в условиях нашей школы подразумевает:
- проведение занятий логопедической коррекции, то есть обучение ребёнка по специальной программе,
- отслеживание динамики обучения ребёнка посредством посещения уроков других педагогов и режимных моментов в группе продлённого дня,
- работу логопеда в тесном контакте с родителями ребёнка, осуществляемую через тетрадь взаимосвязи,
- выполнение воспитателем группы продлённого дня заданий логопеда,
- систематическое ежегодное проведение логопедических утренников как итог всей логопедической работы в течение года.
Программа логопедической коррекции была разработана в нашей школе. Поскольку у учащихся коррекционной школы 8 вида нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическся сторона, лексика, грамматический строй и связная речь, целью данной программы является разработка последовательной поэтапной коррекции всех её компонентов.
Программа состоит из следующих разделов:
- коррекция звукопроизношения,
- коррекция фонематических процессов,
- коррекционная работа на лексическом уровне,
- коррекционная работа на синтаксическом уровне,
- совершенствование связной речи.
Коррекция звукопроизношения проводится в первом классе и состоит из предварительного этапа, задачей которого является подготовить учащихся к овладению звуковой стороной речи, и этапа постановки звуков, на котором отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки свистящих, шипящих звуков, соноров Р и Л, заднеязычных согласных, а также уточняется артикуляция сохранных звуков. В ходе предварительного этапа проводится развитие общей и ручной моторики, развитие слухового восприятия, внимания, памяти.
Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 4 классы. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных (2 класс), звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных (3 класс), сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптическое сходство( 4 класс). В 4 классе также проводится работа по устранению семантической дислексии.
Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 4 – 6 классах и направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как «Ударение», «Безударные гласные», «Формирование навыков морфемного анализа и синтеза слов».
На преодоление аграмматической дислексии и дисграфии направлена работа над синтаксической стороной речи, проводимая в 6 - 7 классе и включающая в себя следующие разделы: «Согласование слов в числе», «Согласование слов в роде», «Словосочетания, образованные по способу управления». Раздел «Совершенствование связной речи» предполагает работу над текстом (контекстной речью).
Программа логопедической коррекции предполагает усвоение учащимися знаний в следующем объёме:
1 класс. Учащиеся должны уметь:
- различать на слух в произношении звуки,
- слушать небольшую сказку, рассказ,
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
2 класс. Учащиеся должны уметь:
- анализировать слова по слоговому и звуковому составу,
- различать гласные и согласные звуки,
- различать твёрдые и мягкие согласные.
3 класс. Учащиеся должны уметь:
- анализировать слово по слоговому и звуковому составу, определять количество и последовательность звуков и место звука в слове,
- различать звонкие и глухие согласные,
- различать свистящие и шипящие согласные.
4 класс. Учащиеся должны уметь:
- различать пары звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство,
- различать буквы, имеющие кинетическое сходство,
- ставить ударение,
- строить слого-ритмическую схему слова.
5 класс. Учащиеся должны уметь:
- пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования,
- выполнять морфемный анализ и синтез слов.
- выделять родственные слова из текста.
6 класс. Учащиеся должны уметь:
- согласовывать слова в словосочетании и предложении,
- пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи,
- различать предлоги и приставки.
7 класс. Учащиеся должны уметь:
- определять тему и основную мысль рассказа,
- составлять план связного высказывания,
- конструировать повествовательное сообщение.
Большую роль в повышении результативности логопедической помощи играет работа в тесном контакте с учителями и воспитателями группы продлённого дня. Закрепление речевых навыков, приобретенных на занятиях, происходит во время логопедических игр и логопедических минуток, в ходе выполнения домашних заданий и совместной подготовки к утренникам.
Логопедический утренник – праздник для детей, который проводится в нашей школе систематически в течение многих лет. На утреннике учащиеся декламируют стихи и произносят скороговорки, отгадывают загадки и играют в речевые игры, что способствует формированию положительной учебной мотивации, закреплению навыков правильного звукопроизношения, уточнению и расширению словарного запаса.
ЛИТЕРАТУРА
1.Логопедия под ред.Волковой Л.С. М., 2008 г.
2.Олигофренопедагогика. Алышева Т.В., Васенко Г.В и др. М., 2009
3.Логопедическая работа в коррекционных классах. Лалаева Р.И. М., 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида
Доклад на муждународной научно-практической конференции по коррекционному образованию в Москве...
Конспект урока в 5 классе "Сборка деталей с помощью шурупов " для специальной (коррекционной) школы 8 вида.
Конспект урока в 5 классе "Сборка деталей с помощью шурупов " для специальной (коррекционной) школы 8 вида....
Организация психолого-педагогической диагностики учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Специальная (коррекционная) образовательная школа VIII вида ставит задачу создать для каждого ребенка оптимальные условия для обучения, всестороннего развития и коррекции присущих ему дефектов. Органи...
Использование метода проектов в логопедической работе в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида
У младших школьников с интеллектуальной недостаточностью отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, нарушение смыслового программирования речевой деятельности. ...
"Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида»
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться...
«Способы организации трудового обучения учащихся в специальных (коррекционных) школах VIII вида в рамках ФГОС»
Комплексная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности является актуальной проблемой для России и требует постоянного совершенствования. Очень мало пишется и говор...
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА "Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе"
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении ...