Опыт реализации программ по профориентации детей с ОВЗ
статья

Тишина Вера Петровна

Современная стратегия развития системы образования нацелена на признание безусловной ценности каждого человека. Сегодня система обучения и воспитания, обучающихся с ОВЗ должна обеспечить не только оптимальный уровень образования каждого ребенка, но и готовить его к жизни в современном социуме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_realizatsii_programm_professionalnoy_podgotovki.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт реализации программ по профориентации детей с ОВЗ.

В. П. Тишина

заместитель директора по УВР

ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат»

Современная стратегия развития системы образования нацелена на признание безусловной ценности каждого человека. Сегодня система обучения и воспитания, обучающихся с ОВЗ должна обеспечить не только оптимальный уровень образования каждого ребенка, но и готовить его к жизни в современном социуме.

Важная роль в этом процессе принадлежит образовательной организации, осуществляющей формирование социальной компетентности обучающегося. Школа становится не только центром образования, но и центром самореализации, саморазвития и подготовки к самостоятельной и независимой жизни каждого обучающегося. [4, c. 25].

Судьба детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления у учащихся ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.

 Поэтому главным направлением профориентационной работы в школе является воспитание у обучающихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения.

В школе-интернате обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения). К ним относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из малообеспеченных семей. Для них школа-это и уютный теплый дом, и образовательная организация.  Поэтому перед школой-интернатом стоит главная задача-воспитание самостоятельной, нацеленной на развитие собственного потенциала в различных сферах личности. Неотъемлемой составляющей системы личностного саморазвития человека является профессиональная самореализация.  Чтобы помочь детям адаптироваться в окружающем социуме и дать хотя бы относительную гарантию иметь в дальнейшем возможность зарабатывать на жизнь, разработана система профессиональной ориентации, которая:

  • рассчитана на уровень интеллектуальных возможностей детей данной категории;
  • является практико-ориентированной, т.е. позволяет сформировать у детей определенный уровень трудовых навыков и умений;
  • соответствует запросам рынка труда;  
  • формирует определенный уровень экономических знаний, необходимых для ведения домашнего хозяйства.

В процессе обучения ученики проходят первоначальный период профессиональной ориентации.

1-я ступень - 1-4-й классы - выявление возможностей восприятия и усвоения знаний и умений;

2-я ступень - 5-8-й классы - период общей трудовой подготовки - начало освоения общетрудовых и общепрофессиональных приемов работы;

3-я ступень - 9-й класс - обобщающий период: совершенствование умений на основе углубленной коррекции.

Первая ступень профессионального обучения представлена уроками ручного труда: формирование понятий «профессиональная деятельность», «профессия»; 5-9-й классы - профессиональный подбор, трудовые пробы, предпрофессиональное обучение, уточнение правильности выбора профессии, овладение профессиональными навыками и личностными качествами, необходимыми для будущей трудовой деятельности. И это не одно мероприятие, а многолетний кропотливый труд растянутые на годы, который включает в себя:

-информационную работу;

-трудовое обучение в 1-4 классах;

-профессионально-трудовое обучение в 5-9 классах;

-социально-бытовую ориентировку;

-дополнительное образование;

-психологическое сопровождение.

Работа по предпрофессиональной подготовке начинается с вооружений обучающихся навыками самообслуживания, развитие потребности трудиться, овладение общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда, формирование навыков трудовой коллективной деятельности. Наиболее эффективными формами работы являются беседы о профессиях, встречи с представителями разных профессий, экскурсии на предприятия, в профессиональные училища, оформление информационного стенда о профессиях, анкетирование, тестирование выпускников школы, участие детей в выставках, конкурсах с изделиями, выполненными своими руками.  

   Следующий этап проходит через трудовое обучение, которое включает в себя следующие направления:

-«Ручной труд» в младших классах;

-«Швейное дело» – девочки, мальчики;

-«Столярное дело» – мальчики;

-«Сельскохозяйственный труд»-мальчики, девочки.

    Огромную помощь в профессиональной ориентации детей оказывают педагоги трудового обучения, которые обучают азам будущей профессии, корригируют трудовые нарушения учащихся, развивают их творческие способности. 

Учебные занятия проходят в учебных мастерских, кабинетах.  Где имеется всё необходимое оборудование, инструменты для обработки различных материалов в зависимости от направления выбранной деятельности.  Группы для занятий по трудовому обучению формируются   по способностям и состоянию здоровья. На учебных занятиях обучающиеся получают не только первоначальные знания и умения, но и практические навыки.  На уроках столярного дела мальчики изготавливают лопаты, швабры, рамки для картин, подставки, полочки, разделочные доски, скворечники и т.д. Выполняют работы по декоративно-прикладному творчеству.

На уроках швейного дела обучающиеся готовятся к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и лёгкого платья со специализацией по профессии швея – мотористка женской и детской легкой одежды.  Девочки шьют фартуки, халаты, постельное и нательное бельё, костюмы для выступления и другие швейные изделия, необходимые для нужд школы-интерната. Занимаются рукоделием. Принимают участие в муниципальных, республиканских, межрегиональных конкурсах по трудовому обучению,  в которых занимают призовые места.

В рамках исполнения Государственной программы Республики Мордовия «Развитие образования в Республике Мордовия на 2014-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2017 г. № 451, с целью реализации «Комплекса мер по развитию эффективных практик предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Мордовия», школа-интернат вошла в состав участников проекта. Благодаря   Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации обновлена инфраструктура образовательного учреждения. Дооборудованы столярная и швейная мастерские новым, современным оборудование. Мастерские стали отвечать требованием современности, что делает выработку положительного имиджа в отношении образования обучающихся и обеспечивает изменение содержания и повышение качества образовательного процесса.      

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект или тему работы для учащихся, которая обеспечивает охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций.  При этом учитывается посильность объекта труда для учащихся соответствующего возраста, его общественная или личная ценность, возможность выполнения работ при имеющейся материально-технической базе.

Содержание уроков по трудовому обучению дает возможность учителю ознакомить обучающихся со многими рабочими профессиями, востребованными в современном обществе, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков трудового обучения в профориентационной работе состоит в том, что на них обучающиеся, получают не только определенные начальные профессиональные знания, но в процессе создания конкретных объектов труда они приобретают умения и навыки. Пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности. Учитель организует работу так, чтобы каждый ученик не только испытал чувство гордости за результат своего труда, но и чтобы его чувство переросло в желание, а затем в привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес к выбору профессии. У обучающихся   происходит развитие личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности.

С сентября 2019 года в школе успешно реализуется федеральный проект «Современная школа» в рамках национального проекта «Образование». Задача проекта: внедрение в российских школах новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предмету «Технология». Данный проект направлен на разработку и реализацию модели ранней комплексной профориентационной и социально-адаптационной деятельности школы, на трудовую реабилитацию и социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Оборудованы кабинет психолога, логопеда, кабинет «Сельскохозяйственного труда», «Поварское дело».

Внедрение эффективных практик предпрофессиональной подготовки обучающихся  является одним из актуальных направлений развития основного общего образования. В рамках проекта  были расширены программы трудового обучения. Введена адаптированная общеобразовательная программа «Поварское дело». Открыт кабинет «Поварское дело», который оборудован кухонной мебелью и  инвентарем, электробытовыми приборами и посудой. На занятиях обучающиеся учатся пользоваться кухонными электробытовыми приборами, проводить первичную, холодную и тепловую обработку продуктов питания, готовить блюда из овощей и фруктов, теста, сервировать стол, принимать гостей, учиться культурно вести себя за столом. Полученные знания помогут обучающимся накормить семью, принять гостей, а может быть и сделать первый шаг к выбору будущей профессии повара.

Ведётся обучение в школе-интернате сельскохозяйственному труду. Создано подсобное хозяйство, имеется пришкольный участок, теплица, где учащиеся  осваивают приёмы работы по уходу за кроликами, овцами. На занятиях по растениеводству дети знакомятся с основами овощеводства и полеводства, с биологическими особенностями и технологией выращивания столовых корнеплодов, репчатого лука и т. д.. На практических занятиях занимаются выращиванием рассады цветов, озеленением пришкольной территории. В теплице круглогодично выращивают зелень (лук, петрушка, укроп, огурцы).

Полученные знания и практические умения на уроках трудового обучения, позволяют подросткам максимально приблизиться к реальным условиям работы, оценить свои возможности не только по качественному выполнению, но и по своевременному принятию необходимых производственных решений.   Кроме этого, в таком режиме профильной подготовки дети учатся работать малыми группами, взаимодействовать между собой, находить компромиссные решения и выбирать оптимальные подходы к выполнению задач.

    Реализация программ по трудовому обучению в новых мастерских и кабинетах позволяет вести работу в актуальном процессе времени, используя необходимый материал, инструменты и оборудование. Вся работа разделилась на  три блока:

Первый блок включает содержание, позволяющее вести обучающихся в контекст современных материальных и информационных технологий, показывающее технологическую эволюцию человечества, его закономерности, технологические тренды ближайших десятилетий.

Второй блок позволяет обучающимся получить опыт персонифицированного действия в рамках применения и разработки технологический решений.

Третий блок обеспечивает обучающегося профессиональной деятельностью в контексте о современных производственных технологиях, о производственных отраслях. [5, c. 66].

На сегодняшний день налажено сотрудничество с учебными заведениями Инсарского аграрного техникума и Дубёнского аграрного техникума. Частыми гостями в стенах школы-интерната стали преподаватели, мастера данных   техникумов. Совместно проводим круглые столы, экскурсии, где ребята знакомятся с получением той или иной профессии.

Разнообразие профилей предпрофессиональной подготовки, способствует развитию профессиональных интересов у обучающихся, позволяет им реализовывать свои, помогает выбору профессии.

Совместная деятельность всего педагогического коллектива способствует формированию у воспитанников способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, мы делаем все возможное, чтобы ребенок не только овладел выбранной специальностью, но и чувствовал себя полноправным членом общества.

                                 

                                                   Литература

           1.Афанасьева, Р.А. Профориентационная работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями жизнедеятельности // Наука и школа. - 2015. - №6.

 [Электронный ресурс] URL:http://cyberleninka.ru/article/n/proforientatsionnaya-rabota-s-detmi-i-podrostkami-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zhiznedeyatelnosti.

          2.Васенков, Г.В. Педагогические аспекты становления профессионально - трудового обучения умственно отсталых школьников/ Г.В. Васенков// Коррекционная педагогика. №1 (25), 2008. С. 13-23.

         3.Капланская, Е.И. Профессиональная ориентация детей-инвалидов в соответствии с потребностями рынка труда: Учебно-методическое пособие для педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений по профессиональной ориентации детей-инвалидов / Е.И. Капланская, А.Г. Галле, Г.А. Головина. – М.: АНО «НМЦ «СУВАГ», 2014. – 64 с.

          4.Современные походы к преподаванию предметной области «Технология» М.: Центр защиты прав и интересов детей, 2019 г. –165 с.

         5. Мигулина Н.Б. Крутицкая Н.В. Профессиональная ориентация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в системе социально-трудовой адаптации// Сибирский учитель 2015. №5.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

В статье освещен опыт работы с одаренными детьми...

Реализация программы дополнительного образования детей "Занимательный Английский"

Курс внеурочной деятельности разработан в соответствии с требованиями ФГОС к организации внеурочной деятельности в начальной школе. Цель курса – коммуникативно-психологическая адаптация младших школьн...

Опыт реализации программы летней языковой смены в сотрудничестве с социальными партнёрами.

Данная статья рассказывает о нашем опыте привлечения социальных партнёров для реализации летних лагерных смен на примере двух лагерей....

Опыт реализации проекта "Выявление, педагогическая поддержка и сопровождение одаренных детей в МБОУ «Гимназия им. Горького»

Статья рассказывает об опыте работы МБОУ "Гимназия им.ГОрького" с одаренными детьми....

Опыт реализации программы «Ответственность учащегося за результаты обучения» для профилактики поведенческих нарушений у школьников.

В презентации идет речь о работе с социальной бесмомощностью:- виды поведенческих нарушений- нарушение эмоцианального развития- психологические корни асоциального поведения- развиваемся через общение-...

Опыт реализации дополнительной общеразвивающей программы «Правознайка» по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста.

Для повышения уровня правовых знаний детей дошкольного возраста мною  была разработана и реализована дополнительная общеразвивающая программа  «Правознайка».Цель программы: форми...

Практический опыт реализации программ дополнительного образования в рамках инклюзивного образования

В статье рассмотрены вопросы по реализации дополнительных образовательных программ по адаптивным видам спорта. Статья предназначена для руководителей, заместителей руководителя, инструкторов-методисто...