Практический опыт реализации программ дополнительного образования в рамках инклюзивного образования
материал
В статье рассмотрены вопросы по реализации дополнительных образовательных программ по адаптивным видам спорта. Статья предназначена для руководителей, заместителей руководителя, инструкторов-методистов, тренеров-преподавателей, реализующих дополнительные образовательные программы по адаптивным видам спорта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практический опыт реализации программ дополнительного образования в рамках инклюзивного образования
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы по реализации дополнительных образовательных программ по адаптивным видам спорта. Статья предназначена для руководителей, заместителей руководителя, инструкторов-методистов, тренеров-преподавателей, реализующих дополнительные образовательные программы по адаптивным видам спорта.
Ключевые слова. Инклюзивное образование, адаптивные спорт, реализация программ по адаптивным видам спорта,
С 2011 года на базе спортивной школы №1 города Тамбова действует и динамично развивается отделение адаптивного спорта, где в условиях «безбарьерной среды» дети и взрослые с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья имеют возможность бесплатно обучаться, тем самым повышая реабилитационный потенциал. Использование средств физической культуры и спорта является эффективным и в ряде случаев единственным средством физической реабилитации и социальной адаптации таких лиц. В настоящее время по шести адаптированным общеобразовательным программам, таким как: «спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата» (пауэрлифтинг), «спорт слепых» (пауэрлифтинг), спорт глухих (пулевая стрельба), «спорт лиц с интеллектуальными нарушениями» (легкая атлетика) проходят обучение 34 учащихся. Учебно-тренировочные занятия проводятся в группах объединяющих обучающихся одной нозологической группы. Базовыми спортивными объектами являются спортивные, тренажерные залы, стадион спортивной школы № 1 по адресу Широкая, 8, и тир, расположенный на базе общеобразовательной школы №5 имени Ю.А. Гагарина. Для создания условий безбарьерной среды, обеспечивающей беспрепятственный доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в здания и помещения школы в 2017 году за счет средств федерального, областного и городского бюджетов в административно-спортивном здании спортивной школы № 1 были проведены ряд работ. В перечень ремонтных работ вошло устройство внутренних пандусов, замена входных групп, замена дверных блоков, ремонт и обустройство санузлов, устройство поручней у центрального входа и вдоль путей следования (коридор) учащихся-инвалидов, установлены тактильные таблички, приобретен специализированный автотранспорт, который обеспечивает беспрепятственную доставку лиц с поражением опорно-двигательного аппарата к месту проведения учебно-тренировочных занятий, соревнований.
Образовательный процесс по дополнительным адаптированным общеобразовательным программам осуществляется тремя опытными, высококвалифицированными тренерами – преподавателями, чей уровень подготовки соответствует требованиям, установленным профессиональным стандартом «тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту». Ежегодно педагоги повышают свой профессиональный уровень через систему семинаров, вебинаров, курсов повышения квалификации, с целью обобщения опыта принимают участие в научно-практических конференциях, мастер-классах, публикуют свои статьи и тезисы в сборниках и образовательных интернет-порталах, становятся победителями и призерами муниципальных и региональных конкурсов профессионального мастерства. Особенно хочется отметить высокие результаты участия в конкурсах тренера-преподавателя по спорту глухих С.В. Орехова. В 2023 году Он стал победителем регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям» в номинации «Педагог дополнительного образования, работающий с детьми с ОВЗ, с инвалидностью», а также занял 2 место в региональном этапе Всероссийского конкурса среди педагогических работников, осуществляющих обучение детей по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта в номинации «Право быть равным».
В 2022 году на базе школы была завершена экспериментальная площадка по методике обучения детей с нарушением слуха стрельбе из пистолета, Экспериментальная программа была рассчитана на 2 года. В ходе реализации программы основные цели были достигнуты. Получен положительный результат в развитии основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координационных способностей, гибкости. О чём свидетельствуют результаты итогового тестирования и участие учащихся в соревнованиях различного уровня, выполнение ими спортивных разрядов. Некоторые учащиеся успешно выступали на соревнованиях наравне со слышащими спортсменами, показывая достаточно высокие результаты.
За отчётный период участники экспериментальной площадки участвовали в 3-х научно-практических конференциях (в том числе в международной) в двух из них в качестве докладчиков. Были слушателями и выступающими вебинаров и семинаров посвящённых проблемам организации дополнительного образования детей с ОВЗ. В сборниках материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов и в сборниках материалов I и II Международных научно-практических конференций опубликованы статьи на данную тему. С.В. Ореховым – автором и реализатором данного эксперимента была защищена магистерская диссертация на тему: «Развитие координационных способностей у лиц с нарушением слуха».
Соревновательная деятельность в спортивной школе занимает значительное место в тренировочной работе, является одним из важных моментов в их воспитании, а также показателем работы тренера. Учащиеся отделения адаптивного спорта не только активно посещают учебно-тренировочные занятия, но и регулярно выезжают на соревнования различного уровня, где становятся победителями и призерами. В 2022/2023 учебном году были подготовлены трое победителей первенства области по спорту лиц с поражением опорно-двигательного аппарата в дисциплине пауэрлифтинг, серебряный призер Чемпионата Тамбовской области по спорту лиц с интеллектуальными нарушениями в дисциплине легкая атлетика, серебряные призер открытого Кубка Рязанской области по спорту глухих в дисциплине пулевая стрельба. Конечно главным достижением можно считать подготовку серебряного призера Первенства России по спорту глухих среди юниоров (пулевая стрельба). Подводя итог можно смело сказать о том, что спортивная школа № 1 является спортивным учреждением, в котором решаются проблемы, связанные с адаптивным спортом. Привлечены опытные тренерские кадры, разрабатываются адаптированные образовательные программы, для реализации которых создаются специальные условия, учащиеся на равных со здоровыми сверстниками имеют возможность круглогодично заниматься выбранной дисциплиной и выступать на соревнованиях. Тем не менее, достаточно острой остается проблема, которая не теряет своей актуальности - это привлечения детей с ограниченными возможностями здоровья к занятиям физической культурой и спортом. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами и прежде всего объективными сложностями социального функционирования и вхождения ребенка в общество. Многочисленные трудности могут иметь, как и биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер. И конечно такой же комплексный подход со стороны государства, семьи, общества, системы образования и т.д., должен быть к решению данной проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий в реализации программы дополнительного образования
Актуальность применения ИКТ в тренировочном процессе: Создание реальных возможностей освоения двигательных действий создавая правильное представление о технике движений на начальном этапе обучени...
Доклад на тему: «Использование инновационных технологий педагогами дополнительного образования в рамках модернизации образования»
Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. Педагогическая технология - это продуманная во всех дета...
Экологические проекты: опыт реализации в дополнительном образовании.
Наш проект был придуман для того, чтобы через игру и через прикладную деятельность донести информацию о том, что каждый человек может внести свой вклад в решение проблемы твёрдых бытовых отходов и охр...
Презентация по теме: "Развитие робототехники в рамках реализации программ дополнительного образования".
Развитие робототехники в рамках реализации программ дополнительног образования...
Статья «Реализация программы дополнительного образования «Мастерская «Фитодизайн и бумагопластика» в условиях инклюзивного пространства образовательной организации»
Статья «Реализация программы дополнительного образования «Мастерская «Фитодизайн и бумагопластика» в условиях инклюзивного пространства образовательной организации»...
Пояснительная записка к учебному плану отделения дополнительного образования ГКОУ «Центр инклюзивного образования «Южный» на 2017-2018 учебный год
В отделении дополнительного образования Центра реализуются общеобразовательные программы дополнительного образования ознакомительного уровня; художественной, технической, социально-педагогическо...
Реализация программы культурологической направленности в условиях инклюзивного образования
Каждый день в любой класс, в любой двор может зайти иной - человек с физическими дефектами, другим цветом кожи, или чужих обычаев, непривычной веры. Как организовать маленький школьный социум к безбол...