Развитие зрительно-осязательного восприятия
план-конспект
Предварительный просмотр:
Конспекты занятий по развитию зрительно-осязательного восприятия.Составил тифлопедагог:Чердонов Р.А.
1.Конспект занятия по развитию зрительно-осязательного восприятия и мелкой моторики "Гвоздики"
Программное содержание:
1. Продолжать формировать зрительный образ предметов окружающего мира и способы зрительно-осязательного обследования.
2. Упражнять в поэтапном рассматривании гвоздики и осязательном обследовании, выделяя её характерные особенности по плану:
*целостное самостоятельное восприятие объекта.
*определение окраски (одноцветный предмет или многоцветный).
*простой или сложный (из каких частей состоит, с выделением каждой части объекта).
*детально рассматривать каждую выделенную часть функции.
3. Развивать мелкую моторику, навыки рисования пальчиками.
4. Развивать умение составлять целое изображение из частей, соотносить реальный предмет с силуэтным изображением, развивать навыки ориентировки на листе.
5. Стимулировать и активизировать зрительные функции через рисование, развивать прослеживающую функцию глаз.
Методические приёмы:
Словесный: беседа, пояснения, инструкции к действию, наводящие вопросы, вопросы направляющие зрительное восприятие, художественное слово, указания.
Наглядный: поэтапное рассматривание гвоздики, зрительное соотнесение силуэтных изображений с реальным предметом.
Предметно-практический: осязательное обследование, поэтапное рисование, показ действий.
Сюрпризный: букет гвоздик.
Игровой: физкультурная минутка "Наши красные цветочки", зрительная гимнастика "Пчёлка".
Материалы к занятию: гвоздики по числу детей, ваза, мольберт, листы бумаги большого формата на каждого ребёнка и для гостей, гуашь и маркеры двух цветов зелёные и красные, ёмкости с водой для мытья рук, полотенца, силуэтные изображения цветов (ромашки, мака, гвоздики), игрушка - пчела для зрительной гимнастики, шапочки цветов.
Содержание:
1. Беседа с детьми направленная на установление эмоционального контакта детей с взрослыми.
2. "Букет гвоздик" - сюрпризный момент.
3. Поэтапное зрительно-осязательное обследование гвоздики.
4. Д.у. "Найди силуэт гвоздики".
5. Физ. Минутка:
Из земли растут цветы,
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветы
Закрывают лепестки
Ночь наступает
Тихо засыпают.
6. Д.у. "Проследи что, за чем и повтори" поэтапный показ и рисование цветка.
7. Зрительная гимнастика "Пчёлка".
8. "Нарисуем гвоздики пальчиками", рисование детьми.
9. Упражнение на закрепление этапности рисования гвоздики "Научим рисовать гостей".
10. Итог занятия.
2.Конспект занятия по развитию зрительно-осязательного восприятия и мелкой моторики "Гроздь рябины"
Программное содержание:
1. Продолжать формировать зрительный образ предметов окружающего мира и способы зрительно-осязательного обследования.
2. Продолжать развивать образное мышление, мелкую моторику, навыки рисования пальчиками.
3. Воспитывать эстетический вкус и аккуратность в выполнении работы.
4. Упражнять в поэтапном рассматривании и осязательном обследовании ветки рябины, выделяя её характерные особенности.
5. Продолжать развивать умение составлять целое изображение из частей, соотносить реальные предметы (плоды деревьев) с силуэтным изображением листьев.
6. Стимулировать и активизировать зрительные функции через дидактическую игру "собери рябинку" и рисование, развивать прослеживающую функцию глаз.
Методические приёмы:
Словесный: организационный момент, пояснения, инструкции к действию, наводящие вопросы, вопросы направляющие зрительное восприятие и осязательное обследование, художественное слово, указания.
Наглядный: поэтапное рассматривание рябины, зрительное соотнесение силуэтных изображений листьев с реальными плодами деревьев.
Предметно-практический: осязательное обследование, поэтапное рисование, показ действий.
Сюрпризный: букет из осенних листьев, гроздья рябины.
Физкультурная минутка и зрительная гимнастика "Ветер дует нам в лицо"
Пальчиковая гимнастика "Осенний букет"
Материал к занятию: ветка рябины, гроздья рябины по числу детей, букет из осенних листьев, листы бумаги с нарисованными ветками на каждого ребёнка, гуашь зелёная, чёрная, ёмкости с водой для мытья рук, салфетки, палочки, карточки с силуэтными изображениями листьев для игры, "Найди пару", реальные плоды деревьев (берёзовые серёжки, кленовые крылатки, дубовые жёлуди, сосновые шишки , ягоды рябины), подносы, д.и. "Собери рябинку", лупа.
Содержание:
1. Организационный момент, направленный на установление эмоционального контакта детей с взрослыми. Художественное слово "Ветер в осеннем лесу".
2. "Осенний букет" - сюрпризный момент.
3. Д.и. "Найди пару".
4. Поэтапное зрительно-осязательное обследование грозди рябины.
5. Д.и. "Собери рябинку".
6. Физминутка в сочетании со зрительной гимнастикой.
7. Д.у. "Проследи что, за чем" поэтапный показ и рисование рябины.
8. Пальчиковая гимнастика "Осенний букет".
9. "Нарисуем гроздь рябины пальчиками", рисование детьми.
10. Итог занятия.
3.Конспект занятия по развитию зрительно-осязательного восприятия и мелкой моторики «Умелые мастера»
Программное содержание:
1. Развивать зрительно-осязательное восприятие предметов окружающей действительности. Закреплять с детьми названия транспорта - грузовой, пассажирский , легковой и части машин.
2. Развивать сохранный анализатор - осязание, точность движений, мелкую моторику.
3. Развивать умение собирать из частей целое изображение по образцу.
4. Продолжать учить детей правильно воспринимать иллюстрации и сличать реальное, контурное и силуэтное изображения.
5. Способствовать активизации и стимуляции зрительных функций, прослеживающих движений глаз сопряжённых с движением руки.
6. Закреплять понимание эмоциональных состояний "злость" и "веселье", умение подражать характерными жестами и мимикой.
7. Упражнять в микроориентировке.
Методические приёмы:
Словесный: художественное слово, пояснения заданий, указания к выполнению, проблемная ситуация, вопросы направляющие зрительное и осязательное восприятие, наводящие вопросы.
Наглядный: поэтапное рассматривание иллюстраций и их сличение, поиск недостающей части.
Практический: рисование по трафарету, физминутка, осязательное обследование.
Игровой: поощрение.
Материал к занятию: изображение злого и весёлого мастера; контурное, силуэтное и цветное изображение транспорта; трафареты, фломастеры, листы с изображением машин и домов на каждого ребёнка; дидактическая игра "Собери грузовик", модели машин для осязательного обследования; фланелеграфы.
4.Конспект занятия по развитию зрительно-осязательного восприятия и мелкой моторики "Посылка от почтальона" .
Программное содержание:
1. Продолжать учить рассматривать сюжетную картину по плану (вопросам педагога).
2. Упражнять в рассматривании человека с выделением позы и развивать способность детей зрительно подбирать и сравнивать цветное и силуэтное изображения поз.
3. Развивать сохранные анализаторы: отличать признаки предметов воспринимаемые осязанием и обонянием; развивать навыки осязательного обследования предметов, мелкую моторику.
4. Стимулировать и активизировать зрительные функции.
5. Воспитывать уважительное отношение к взрослым и их труду.
Материал к занятию:
- Картина "Почтальон", цветное и силуэтное изображение почтальона в разных позах, контурное изображение картины;
- Сумка почтальона с газетами, журналами, письмами, открытками, посылками;
- Посылка-коробка с фруктами (яблоко, груша, апельсин, лимон, банан);
- Карточки с изображением фруктов, карточки для обводки;
- Листы кальки, графитные карандаши, лабиринты, фломастеры по числу детей, 2 конверта, разрезные картинки, фланелеграф.
Методические приёмы:
Словесный - вопросы направляющие зрительное восприятие, указания к выполнению заданий, пояснения.
Наглядный - поэтапное рассматривание картины, зрительное соотнесение с силуэтами.
Практический - обводка, задание-лабиринт, зрительная гимнастика, осязательное обследование, совместное выполнение заданий.
Игровой, поощрение, проблемная ситуация, сюрпризный момент.
Содержание:
1. Д/у "Сумка почтальона" - на развитие зрительного восприятия предметов окружающего мира.
2. Д/у "Найди своё место" - на развитие целостного зрительного восприятия (разрезные картинки).
3. Рассматривание картины "Почтальон" по плану тифлопедагога (вопросы).
4. Физ. минутка.
5. Д/у "Подбери тень" - по подбору силуэтного изображения.
6. "Разместить силуэт на картине" зрительное соотнесение местоположения объекта на картине.
7. "Помоги почтальону" задание-лабиринт по развитию прослеживающей функции глаз сопряжённой с движением руки.
8. Д/у "Посылка от почтальона" - на развитие восприятия предметов с помощью обоняния.
9. "Узнай фрукт" зрительная гимнастика с прогибанием.
10. Пальчиковая гимнастика . "Колечко".
11. Д/у "Узнай фрукт на ощупь"- на развитие восприятия предметов с помощью осязания.
12. Обводка через кальку "Фрукты".
Комплексы коррекционных физкультминуток для детей с нарушением зрения. Из опыта работы .
Название | Текст | Движения |
"Дождик" | Капля первая упала - кап! | (сверху пальцем показывают траекторию ее движения)
|
"Самолет" | Пролетает самолет, Правое крыло отвел, Поднимаюсь ввысь, лечу | (смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим самолетом) (делают вращательное движение перед грудью и прослеживают взглядом) |
"Жук" | В группу к нам жук влетел Зажужжал и закружился Жук, вот правая ладошка, Жук наверх полетел На носочки мы привстали Хлопнем дружно | (грозят пальцем) (указывают рукой направление и прослеживают взглядом) (правой рукой направление движения к носу со стороны) (поднимают руки вверх и смотрят) (хлопки над головой) (имитируют полет жука и садятся на стульчики). |
"Прогулка в зимнем лесу" | Мы пришли в зимний лес. Снежинки в небе кружатся На землю красиво ложатся. Все мы спрячемся сейчас, | (ходьба по комнате) (руки на поясе, наклоны в стороны) (имитируют сон) (имитируют полет птиц) (разводят руки в стороны) |
"Комарик" (игра для коррекции зрения). | ДЕТИ (ХОРОМ): З-з-з-з-з-з-з. Хлоп! | (вытягивают вперед правую руку, фокусируют взгляд на указательном пальце. "Рисуют" в воздухе восьмерки, круги, кривые линии и прослеживают их взглядом) |
"Прогулка в лесу" | Дети по лесу гуляли, Вверх на солнце посмотрели Посмотрите вниз, друзья | (дети ходят по комнате) (имитируют бабочку) (хлопают в ладоши) (приседают) (наклоны с букета в стороны) (указывают пальцем траекторию паллета пчелы на нос и прослеживают взглядом) (разводят руками в стороны) |
"Паучок" | Пау - пау - паучок Паутинку натянул, | (дети вытягивают перед собой паучка на палочке) |
Список литературы:
1. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала» Выпуск 13 СМИ зарегистрировано МПТР РФ, Авторы: СГШевченко, канд. пед. наук; РД.Тригер, канд. психол. наук; педагоги-дефектологи И.Н.Волкова, Р.В.Былич, ИЛЛузнецова, И.К.Белова, Г.Н.Максимова П441 Тематическое планирование занятий / Под общей ред. С.Г.Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2005. — («Воспитание и обучение детей с нарушением развития. Вторая часть пособия содержит примерное тематическое планирование занятий с детьми 5-6 по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте, развитию элементарных мате- матических представлений, а также дидактические и сюжетно-ролевые игры Шевченко С.Г. и др., 2004 © Издательство «Школьная Пресса», 2004.
2. Дидактические игры, упражнения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ознакомление с окружающим и развитие речи. И. В. Бурцева. ЗДОРОВЬЕ НАШИХ ДЕТЕЙ. «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для педагогов и родителей по развитию оптико-пространственного восприятия у младших школьников с оптической дисграфией.
Одной из причин такой неуспеваемости является недостаточная сформированность еще в дошкольном возрасте оптико-пространственных представлений, которая в младшем школьном возрасте проявляется в оптическ...
Творческая работа "Развитие способностей активного восприятия цвета у детей на уроках изобразительного искусства"
Воздействие цвета на состояние ребёнка, восприятие цвета детьми....
Развитие процессов музыкально восприятия на уроках музыки: методы и приемы.
Понимать музыку — значит воспринимать ее сознательно, отдавая себе отчет в ее содержании. Действительно, существует тесная связь между этими понятиями; «понимать» и «любить», воспринимать сознательно ...
Развитие зрительно-пространственного восприятия у дошкольников с ОНР
Статья опубликована в журнале "ЛОГОПЕД" в 2006 году и получила первое место в номинации "Логопедические игры и упражнения"....
"Развитие у детей восприятия цветовой гармонии основанное на рисовании с натуры, по памяти, по представлению красками".
В этом докладе размещено описание моей темы по самообразованию. Дано описание методик и приёмов которые я использую на уроках изобразительного исусства....
Конспект занятия по курсу «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» Раздел: Развитие тактильно – двигательного восприятия Тема: Нахождение предметов на ощупь по инструкции педагога. 2 класс
Нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу...
Самодельные игрушки для развития детей от рождения до трех лет. 1. Самодельные игрушки для развития зрительно-ориентировочного восприятия детей от рождения до трех лет
Самодельные игрушки для развития детейот рождения до трех лет Сегодня все чаще и чаще приходится слышать разговоры о раннем развитии детей. Возникают новые методики, вспоминаются старые. Книжные ...